Скачать 232.93 Kb.
|
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области Авторская учебная программа элективного курса «ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ» 68 часов (34 часа 10 класс; 34 часа 11 класс) Автор: Кулагина О.Ю., учитель физики высшей квалификационной категории
1.Пояснительная записка. Одна из проблем профилизации старших классов большинства общеобразовательных школ во многих случаях — недостаточное число учащихся для комплектования профильных классов. Поэтому удовлетворить запросы учащихся, собирающихся продолжить обучение в вузах и нуждающихся в изучении физики на профильном уровне, можно с помощью элективных курсов, дополняющих базовый уровень. Одним из таких курсов может быть «Готовимся к ЕГЭ по физике», где уровень обучения повышается не столько за счет расширения теоретической части курса физики, сколько за счет углубления практической — решения разнообразных физических задач. Теоретический материал удобнее обобщить в виде таблиц, форму которых может предложить учитель, а заполнить их должен ученик самостоятельно. Ввиду предельно ограниченного времени, отводимого на прохождение курса, его эффективность будет определяться именно самостоятельной работой ученика. Данная программа может быть использован не только для учащихся профильных классов, но и для учащихся общеобразовательных классов, она поддерживает и углубляет базовые знания по физике. Изучение программы элективного курса поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и профессиональной деятельности выпускника. Она рассчитана на два года на 68 часов. ^
Задачи курса:
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики средней школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др. При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Курс предполагает выполнение самостоятельных работ над тестовыми заданиями, контрольные работы, решение занимательных и экспериментальных задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений. ^
^ «Готовимся к ЕГЭ по физике» (10-11 класс, 1 ч. в неделю, 68ч.) 2.1. Эксперимент (1 ч.) Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. ^ Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров. Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения. Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика. Движение тел со связями – приложение законов Ньютона. Законы сохранения импульса и энергии . ^ Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы. ^ и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар. ^ , расчет КПД тепловых двигателей. 2.4. Электродинамика (электростатика и постоянный ток) (16 ч. ) Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей. Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция ^ Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс. ^ Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний. Переменный ток.. Механические и электромагнитные волны. ^ Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах. Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума . Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. ^ Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами ^ Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях. Итоговое тестирование – 1 ч. ^ элективного курса «Готовимся к ЕГЭ по физике» 10-11 класс (68ч., 1 ч. в неделю)
^ при прохождении курса в течение 2 лет ( 10-11 класс, 68 ч., 1 ч. в неделю )
^ 1. Основные методы обучения: лекция, практическая работа в виде решения задач, тестов. 2. Методы изложения теоретического материала: активный диалог учителя с учениками. 3. Деятельность учителя: целевая установка, определение содержания и порядка работы учащихся, руководство работой учащихся, контроль и подведение итогов. 4. Деятельность учащихся: слуховое восприятие и осмысление учебного материала, участие в диалоге, чтение и осмысление текста, выполнение задания . 5. Средства обучения: тесты, сборники задач, справочники, контрольные измерительные материалы, таблицы, схемы, при наличии - персональные учебные компьютеры. Литература для учащихся: 1. Хорошавина С.Г. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов. Ростов- на –Дону: «Феникс», 2011. 2. Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. Физика. М.: «Ителлект-Центр», 2012. 3.Демидова М.Ю. Единый государственный экзамен 2012. Физика. Тематические тренировочные варианты. М.:»Национальное образование», 2011. 4.Фадеева А.А. Интенсивная подготовка. Единый государственный экзамен 2011. Физика. Тематические тренировочные задания. М.: «Эксмо», 2010. 5.Кабардин В.Ф.,Кабардина С.И., Орлов В.А. Типовые тестовые задания.Физика. ЕГЭ 2012. М.: «Экзамен», 2012. 6. Кабардин В.Ф.,Кабардина С.И., Орлов В.А. Типовые тестовые задания.Физика. ЕГЭ 2011. М.: «Экзамен», 2011. 7. Единый государственный экзамен 2002 -20012: Контрольные измери тельные материалы. 8. Кабардин В.Ф.,Кабардина С.И., Орлов В.А., Бобошина С.Б., Громцева О.И. Физика. Вступительные испытания. Подготовка к ЕГЭ. М.: «Экзамен», 2011. 9.Берков А.В. Грибов В.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ЕГЭ 2010. Физика. М.: «Астрель», 2010. 10.Берков А.В. Грибов В.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий. ЕГЭ 2009. Физика. М.: «Астрель», 2009. 11. Фадеева А.А. Интенсивная подготовка. Единый государственный экзамен 2011. Физика. Тренировочные задания. М.: «Эксмо», 2010. 12. Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2011. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся. М.: «Ителлект-Центр», 2012. Литература для учителя: 1. Вишнякова Е.А., Зинковский В.И., Семёнов М.В., Якута А.А. Физика. Диагностические работы в форме ЕГЭ 2011. М.: «МЦНМО», 2011. 2. Бобошина С.Б. Физика. ЕГЭ 2011. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. М.: «Экзамен», 2011. 3. Гельфгат Н.М., Генденштейн Л.Э, Кирик Л.А. 1001 задача по физике.М.: «Алекса», 2007. 4. Хорошавина С.Г. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов. Ростов- на –Дону: «Феникс», 2011. 5.Монастырский Л.М. Физика. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов –на-Дону: «Легион», 2009. |
![]() | «Физика 10, 11» Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский – М.: Издательство «Просвещение», 2009г | ![]() | Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... |
![]() | Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по... | ![]() | Элективный курс «Готовимся к егэ по биологии» предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Рассчитан на 64 часа... |
![]() | Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н. Н. Самылкиной «Готовимся к егэ по информатике» | ![]() | «Готовимся к егэ», «Сдаем егэ», «Готовимся к экзаменам. Гиа», «егэ: шаг за шагом», «егэ: мультимедийные пособия» |
![]() | Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» составлена на основе программы элективного курса В. А. Орлоав, профессора... | ![]() | Программа данного элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу экзамена в формате егэ, и рассчитана... |
![]() | Целью егэ является дифференцированная диагностика степени освоения вопросов школьной программы по физике и наличия знаний, навыков... | ![]() | Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам Федерального базисного... |