Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления»






Скачать 239.68 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления»
Дата публикации07.12.2014
Размер239.68 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
top-bal.ru > Физика > Внеклассное мероприятие
29.11.12г.

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс

КВН «Тепловые явления»

Выполнила:

учитель физики Ракитовской средней школы

Сафронова О.А.

Цели:

  • развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, творчески применять знания в различных областях; знакомство учащихся с важнейшими методами применения физических знаний на практике, повышение информационной культуры, опыта самостоятельной деятельности;

  • обучающая: умение решать качественные задачи по различным разделам физики;

  • коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися;

  • воспитательная: развитие познавательного интереса к физике Вспомогательные задачи:

Главной задачей внеклассной работы по физике считаю развитие познавательного интереса к предмету . Интеграция школьных предметов между собой, интеграция их со всеми сторонами жизни дает возможность гармонично развиваться личности, дает ему представление об окружающем мире

В1:Здравствуйте! Я рада видеть вас, дорогие болельщики и участники турнира! Сегодня мы проверим, каким багажом знания, по теме: «тепловые явления», вы обладаете.

В2:Итак, первый конкурс-Приветствие команд! Встречайте!

В1:Уважаемое жюри огласите результаты за первый конкурс.

В2: Ну а сейчас команды сразятся, защищая свои рефераты, тема которых «физики в годы войны»

В1:Уважаемое жюри, огласите результаты за два конкурса.

В1: Да сколько великих физиков работало во имя победы над фашизмом.

В2:9 мая 2012 года исполнится 67 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм, освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государства Восточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. Наш героический народ уничтожил чудовищную фашистскую военную машину и навсегда избавил человечество от фашистской диктатуры. Ни один другой народ в мире не мог бы в то время решить эту невероятно трудную историческую задачу.

Каждый из нас, современников, должен твердо помнить, чем мы обязаны погибшим на войне. Это они дали нам возможность нормально учиться, свободно выбирать профессию и самостоятельно строить жизнь. Не будь этой великой Победы, каждый из порабощенных по 10-12 часов в день гнул бы спину на тяжелых работах в фашистских трудовых лагерях, жил бы впроголодь, без малейшей надежды на нормальное питание, образование и личное счастье. Нам это трудно представить себе, но нашим дедам и прадедам пришлось столкнуться с этой страшной возможностью лицом к лицу.

Война предъявила к каждому жителю нашей страны предельно суровые требования, страна нуждалась в массовом героизме, и его проявляли даже дети. День Победы «приближали, как могли» все, но огромный вклад внесли ученые-математики и физики, которым в самые кратчайшие сроки поручалось решать сложнейшие задачи, связанные с проблемами военной тактики, военной стратегии, военной техники тех лет. К сожалению, на страницах учебников физики и математики, мы не найдем фамилии многих из этих людей и их вклад в достижение Победы

Ученые – творцы Победы

23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков и математиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.

В1:А.Ф. Иоффе мобилизует научный потенциал страны на нужды обороны

Для решения оборонных научно-технических вопросов в осаждённом фашистскими войсками Ленинграде была создана специальная группа учёных, которую возглавил директор Ленинградского физико-технического института Академии наук СССР академик Абрам Фёдорович Иоффе. По заданию Ленинградского горкома партии в этом институте создали дешёвую и эффективную зажигательную смесь, уничтожившую сотни вражеских танков, разработали новые подрывные противотанковые средства.

Простые и удобные в обращении полупроводниковые термоэлектрогенераторы, сконструированные А. Ф. Иоффе и работающие от обычных керосиновых ламп, широко использовались партизанскими радистами. Сотрудник ЛФТИ, позже академик, Юрий Борисович Кобзарев создал первую в мире радиолокационную установку.

Группа учёных того же института во главе с членом-корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобеко помогала обеспечивать надёжность ледяной дороги через Ладожское озеро, единственной, связывающей Ленинград с «Большой землей», которую в те годы называли «Дорогой жизни».

Ещё одна группа сотрудников Ленинградского физико-технического института, возглавляемая президентом Академии наук СССР академиком Анатолием Петровичем Александровым и впоследствии ставшим всемирно известным учёным академиком Игорем Васильевичем Курчатовым, провела на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах очень важную работу по размагничиванию судов. Благодаря этому была полностью исключена возможность подрыва наших кораблей на вражеских магнитных минах.

Крупнейший учёный, сделавший блестящие открытия в различных областях физики, как до войны, так и после войны, Абрам Фёдорович во время войны сумел расставить приоритеты, направив весь научный потенциал ЛФТИ на решение проблем обороны страны – и за это ему благодарна Россия.

В2:А.Н.Колмогоров - один из творцов Победы

Андрей Николаевич родился 25 апреля 1903 г. в Тамбове в семье агронома. Семья сумела воспитать в нем чувство ответственности, стремление понимать, а не только запоминать, нетерпимость к безделью, самостоятельность.

Став в 1929 г. студентом Московского университета, А. Н. Колмогоров не сразу определился как математик. Длительное время он увлекался русской историей. Одновременно он слушал лекции ряда профессоров по математике, работал в семинаре В. В. Степанова по тригонометрическим рядам. Этот семинар и сыграл решающую роль в формировании Андрея Николаевича как математика.

Уже осенью 1921 г. он поставил и решил ряд сложных проблем, относящихся к операциям над множествами. С 1925 г. определился интерес А. Н. Колмогорова к проблемам теории вероятности. Именно эта область во всем мире считается основной в его исследованиях.

В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич продолжал напряжённую творческую работу. В это время значительное внимание он уделял тематике оборонного характера. Выдающийся математик Андрей Николаевич Колмогоров, используя свои работы по теории вероятностей, разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны».

В1:Я.И.Перельман - выдающийся популяризатор науки, житель блокадного Ленинграда

Яков Исидорович Перельман (1882-1942), автор увлекательнейших книг «Занимательная математика», «Занимательная алгебра», «Занимательная физика» и многих других книг, будучи в годы войны в блокадном Ленинграде, в решении оборонных технических задач участия не принимал.

Но его талант литератора, популяризатора, убеждённого оратора как нельзя лучше оказались полезными в пропагандистской работе с населением. Его слово укрепляло дух блокадников, вселяло веру в грядущую Победу над врагом.

Яков Исидорович Перельман шестидесятилетним стариком в блокадном Ленинграде ходил пешком через весь город на курсы, где читал лекции партизанам, воинам-разведчикам Ленинградского фронта и Краснознамённого Балтийского флота об ориентировании без приборов на любой местности, в любую погоду, полагаясь только на «подручные» средства. Измерительными инструментами служили карандаш, палец руки, спичка, полоска бумаги, наручные часы, муравьиная куча, звезды и Луна, сучья на деревьях. Темы лекций: «Как найти дорогу в чаще зимой и летом», «Как определить расстояние до объекта», «Как измерить ширину и глубину реки, озера», «Как ориентироваться по звездам и Луне», «Как измерить высоту дерева, здания, башни»...

Перельман выписывал на карточки полезные советы для моряков, пехотинцев, танкистов. Отвечая на многочисленные вопросы слушателей, он растолковывал физические основы дальнего меткого броска гранаты, ведения прицельного огня, полёта пуль, снарядов и мин, эффективного метания бутылок с зажигательной смесью.

Вот памятка морякам, составленная Яковом Исидоровичем:

Помните, товарищи бойцы!

На расстоянии до 50 шагов хорошо различаются глаза и рты фашистских солдат.

На расстоянии 200 шагов можно различить пуговицы и погоны гитлеровцев.

На расстоянии 300 шагов видны лица.

На расстоянии 400 шагов различаются движения ног.

На расстоянии 700 шагов видны оконные переплеты в зданиях.

Поясняя эту памятку, лектор добавлял: «Стало быть, товарищи, фашиста можно уверенно сразить меткой пулей уже с расстояния 300 шагов, а из винтовки с оптическим прицелом - и за километр». Затем на большом чертеже он показывал уязвимые места и мертвые секторы обстрелов у немецких танков.

В блокированном Ленинграде, в возрасте 59 лет, 16 марта 1942 года Перельман умер, не дождавшись прорыва и снятия блокады. Но его книги – основное дело его жизни – продолжают жить, завоёвывая себе всё более широкий круг читателей у нас в стране и за её пределами, приобщая к математике и физике сотни тысяч молодых людей и, как и в прежние годы, определяя для многих и многих выбор их жизненного пути. Завидная для писателя судьба!

В2:Несколько фактов, подтверждающих бесценную помощь науки авиации

Советские истребители конструкции А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина, штурмовики С.В.Ильюшина, бомбардировщики А.Н.Туполева и В.М.Петлякова были созданы в результате решения проблем аэродинамики и проблем прочности. Исследования свойств воздуха, сжимаемого высокоскоростными летательными аппаратами при своем движении, позволили конструкторам увеличивать скорость самолетов. Теоретическое решение академиком С.А.Христиановичем основных закономерностей изменения аэродинамических характеристик крыла самолета при переходе к полету на больших скоростях помогло оптимизировать формы корпусов и крыльев, обеспечивающие наименьшее лобовое сопротивление. Даже наш бомбардировщик ПЕ-2И, созданный в 1944 г., по своей скорости (650 км/ч) не уступал вражеским истребителям.

Московские учёные активно участвовали в создании эффективной противовоздушной обороны столицы. Под руководством академика Петра Леонидовича Капицы было выполнено поручение Наркомата обороны по разработке надёжного и безопасного метода обезвреживания неразорвавшихся вражеских авиационных бомб.

Профессором Х.А. Рахматулиным была решена задача об устойчивости формы аэростата воздушного заграждения, а также задача о прочности тросов заграждения; им же разрабатывалась теория парашютов и аэродинамика проницаемых тел.

В1:Помощь группы ученых во главе с А.П.Александровым

морякам в размагничивании кораблей

Самым первым мероприятием немецко-фашистского командования на морских театрах военных действий после вероломного нападения на Советский Союз была попытка заблокировать наши корабли в их базах и связать их боевые действия массовыми постановками магнитных мин. Фашисты возлагали большие надежды на эффективность этого нового морского оружия и были уверены, что наши моряки и специалисты не смогут быстро найти способы и средства защиты кораблей. Именно в этих тяжелейших условиях начала войны и стал сказываться тот огромный труд, который был проделан в предвоенные годы учёными - математиками и физиками. Наши физики в союзе с математиками и механиками помогли нашим морякам нейтрализовать влияние вражеских мин. 24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье Финского залива подорвался на мине эсминец «Гневный».

В 4 часа 21 минуту в этом же районе подорвался на мине крейсер «Максим Горький», но своим ходом пришел в Таллин. Предполагалось, что мины были неконтактными (магнитными). Противник уже в первые дни войны создал серьёзную минную угрозу у выхода из военно-морских баз в Балтийском море и на основных морских путях сообщения, использовав в общей сложности 1060 якорных ударных мин и до 160 донных неконтактных мин. Дело в том, что для взрыва магнитной мины не требуется непосредственного соприкосновения её с корпусом корабля. Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна. Идея изготовления такого взрывателя столь проста, что могла возникнуть сразу после изобретения компаса и появления стальных кораблей.

Каждому известно, что стрелка компаса отклоняется, если к нему поднести железный предмет. Магнитная стрелка, помещенная внутри мины, отклоняется и замыкает контакт взрывателя. При соответствующем подборе чувствительности взрыв мины будет происходить в тот момент, когда корабль окажется над ней, а значит, будет поражена самая незащищённая его часть - днище. Даже большие корабли, как правило, гибнут при взрыве под ними таких мин. Кроме того, магнитные мины, лежащие на дне, не поддаются обычным методам траления, рассчитанным на подсекание и подрыв якорных мин. Установка магнитных мин может, производилась фашистами не только с кораблей, но и с самолётов - в открытом море.

Идею размагничивания предложили и осуществили учёные – математики, физики и техники во главе с академиком А.П.Александровым,

автором метода защиты кораблей от магнитных мин.

В работах по размагничиванию участвовали: В. М. Тучкевич, М. М. Бредов, Б. С. Джелепов, В. А. Иоффе, Ю. С.Лазуркин, Е. В. Лысенко, Л. М. Неменов, Н. Л. Писаренко, А. Р. Регель, В. Р. Регель, Н. Ф. Федоренко, А. С. Федюрко, И. М. Шмушкевич, Г. Я. Щепкин, М. Г. Фролов, Б. М. Докукин, П. П. Кобеко.

В2:Вклад учёных в создании знаменитой «дороги жизни» по Ладожскому озеру

В Москве и блокадном Ленинграде разрабатывалась фантастическая идея построения дороги по льду Ладожского озера (Дороги Жизни). В ноябре 1941 года замёрзло Ладожское озеро. Прекратилось движение судов. Наши воины проложили по льду озера дорогу для автомашин.

.

В Ленинград доставляли продовольствие, медикаменты, боеприпасы, горючее. «Дорогой жизни» назвали люди этот опасный путь, по которому круглосуточно шли сотни автомашин в осаждённый Ленинград. Но не секрет, что где-то лёд не выдерживал. При движении транспорта по льду развивались его волнообразные деформации, и бывало, что автомашины проваливались под лед.

И тут на помощь снова пришли математики и физики. Профессор кафедры теории упругости мехмата МГУ М.М.Филоненко-Бородич выполнил математические расчёты с использованием теории упругости и решил задачу о прочности ледового покрытия.

Обеспечение надёжности ледяной дороги через Ладожское озеро было поручено группе учёных Ленинградского физико-технического института Академии наук СССР во главе с членом-корреспондентом АН СССР Павлом Павловичем Кобенко.

Чрезвычайно важное значение имела работа П. П. Кобеко и его сотрудников по прокладке ледовой "Дороги жизни".

Это было сложным делом. Ученые изучили свойства ледяного покрова, его вязкость, грузоподъемность, условия проломов и установили правила движения автоколонн по льду, благодаря которым дорога могла работать без аварий.

А в конце 1942 года, когда началась подготовка к прорыву блокады, они подсчитали, какой режим движения танков возможен. На лёд вышли целые танковые части. Следить за деформациями льда при движении транспорта по нему помогали приборы-автоматы, созданные Н. М. Рейновым.

В1:И.В. Курчатов – один из организаторов научных исследований на службу обороны

На гранитном обелиске, установленном в городе Севастополе в память о совместной работе учёных и моряков, проводивших здесь в первые военные месяцы работы по размагничиванию кораблей, есть и имя Игоря Васильевича Курчатова. В апреле 1942 года за эту работу он был удостоен Сталинской премии I-й степени. В 1943 году И.В.Курчатов был награждён медалью «За оборону Севастополя».

И.В.Курчатову удалось создать состав, чрезвычайно чувствительный к инфракрасному излучению. На его основе был предложен ряд оптических приборов ночного видения, которые помогали нашим бойцам ориентироваться в условиях ночных танковых атак, делали возможным распознавание вражеских самолётов, танков, стационарных установок. Много ещё сделал Курчатов и руководимые им коллективы для приближения Дня Победы.

Наше правительство, зная о стремлении гитлеровской Германии создать атомное оружие, в 1943 году предложило учёным возобновить ядерные исследования. В Москву с фронта были отозваны Курчатов, Флёров, Петржак и другие атомщики. Вскоре в Москве возник атомный институт, в котором начались под руководством Игоря Васильевича Курчатова исследования атомной реакции. В начале 1943-го в СССР форсированными темпами начинается разработка ядерного оружия. 7 марта Игорь Курчатов после анализа информации по атомным исследованиям направляет письмо на имя заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР Михаила Первухина.

Он делает следующее заключение: «Произведенное мной рассмотрение материала показало, что получение его имеет громадное неоценимое значение для нашего государства и науки». Авторитетное мнение подействовало - принимается решение, и причём на самом высоком уровне, об организации научно-технического центра по созданию ядерного оружия. А в разгар войны, в 1943 г. в Москве был организован Институт атомной энергии. На И.В. Курчатова и других крупнейших учёных-физиков и математиков Советского Союза была возложена задача по созданию атомного оружия.

Игорь Курчатов привлекает к работе над атомным проектом умнейших математиков и физиков: Юлия Харитона, Якова Зельдовича, Николая Семенова, Анатолия Александрова, а затем и других крупнейших ученых страны - Игоря Тамма, Льва Ландау, Андрея Тихонова, Израиля Гельфанда, Мстислава Келдыша и многих других. Созданием сложных и квалифицированных производств начинают заниматься выдающиеся организаторы, конструкторы и инженеры - Борис Ванников, Павел Зернов, Борис Музруков, Ефим Славский, Николай Духов, Кирилл Щелкин... В 1944-м запускается первый советский циклотрон, с помощью которого был получен новый химический элемент - плутоний. Именно он станет основным компонентом будущих ядерных реакций - управляемых и взрывных.

Главнейшая заслуга Игоря Курчатова в его деятельности на посту научного руководителя атомными исследованиями - это безошибочный выбор главного направления, а главным направлением он считал цепную реакцию в уран-графитовой системе. Создаются специальные институты - Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, Физико-энергетический институт в Обнинске, Теплотехническая лаборатория в Москве. В послевоенные годы наши ученые: математики, физики, механики проделали очень большую работу по укреплению обороноспособности нашей Родины. Их усилиями, возглавленными академиком И.В.Курчатовым, было создано советское атомное и термоядерное оружие и ликвидирована атомная монополия американцев. Мир был избавлен от американского атомного шантажа. Но не надо думать, что в войну и в послевоенное время наша наука жаждала только военного превосходства. Наши учёные, предвидя опасность ядерного оружия, стремились убедить человечество в возможностях мирного использования атома. С этой целью Игорь Васильевич Курчатов выступил с докладом в Англии в 1956 году, и газета «Дейли экспресс» писала: «Россия намного опередила Англию и, вероятно, Америку в стремлении поставить энергию водородной бомбы на службу промышленности... Доктор Курчатов говорил о таких фактах, которые учёные никогда не предвидели...»

В2: Изобретения и конструкторские находки на службу обороны

В декабре 1941 г. на захваченном врагом Минском железнодорожном узле рабочие единственной водокачки Ф. Жигалев и М. Бури-Буримский сумели убедить немцев в необходимости усилить подачу воды для паровозов, которой всегда не хватало. Расчёт был прост. Когда привезли и установили мощный дополнительный насос, то Ф. Жигалев улучил момент и запустил его на полную мощность, заранее зная, что трубы не выдержат напора. Так оно и случилось: когда насос создал в трубопроводе очень большое давление, трубы лопнули. В результате 12 дней Минский железнодорожный узел бездействовал, пока не была проложена новая трубопроводная сеть. Вместо 90-100 эшелонов в сутки из Минска на восток уходило всего 5-6. И это в то время, когда под Москвой шли ожесточённые бои!

Суровая зима 1941 г. поставила перед танкистами и летчиками важную проблему: при сильном морозе вязкость моторных масел становилась такой, что завести остывший двигатель при помощи обычного стартера было практически невозможно. Приходилось или отогревать двигатели факелами и паяльными лампами, или вообще их не глушить, оставляя работать на холостом ходу. Двигатели изнашивались, зря тратилось горюче. Нужно было с помощью каких-то общедоступных добавок заставить моторные масла не сгущаться при низких температурах. Простейшую добавку фронтовики нашли сами - обыкновенный бензин. Он понижал температуру загустения масла на 20-30 градусов, а по мере того как масло нагревалось, испарялись и его пары, удаляясь из картера через специальную трубку. Но сколько бензина следует добавлять в масло? Для исследований нужен был предельно простой прибор, измеряющий вязкость жидкости в боевых условиях. И такой прибор был создан. Это была алюминиевая рамка с шестью пробирками: пять пробирок запаянных, с контрольными видами масел и одинаковыми стальными шариками на дне, а шестая - пустая, но с таким же шариком. Исследуемое масло заливали в пустую пробирку, затыкали ее и резко переворачивали рамку. Шарики, оказавшись наверху, начинали опускаться, причём скорость их движения зависела от вязкости - внутреннего сопротивления масла. И сразу было видно, к какому маслу ближе по вязкости исследуемое.

В 1943 г. на вооружение немецко-фашистской армии поступили новые типы танков: «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера», самоходные установки «Фердинанд», имевшие мощную броню и сильное огневое вооружение. Планируя летнее наступление, немецкое командование возлагало на эти машины немалые надежды. Но советские танкостроители помогли фронтовикам. Под Ленинградом в январе 1943 г. был впервые захвачен танк «Тигр», проходивший испытание во фронтовых условиях. Советские танкисты изучили прочность его брони и уязвимые места, а инженеры создали новые самоходно-артиллерийские установки и снаряды, способные уничтожать такие танки. И когда через полгода на Курской дуге гитлеровцы применили эти танки массированно, Красная Армия имела надежные средства борьбы с ними.

В конструкторских бюро и в цехах индустриальных гигантов Урала - на Кировском заводе в Челябинске, Уралмашзаводе, заводе № 183 и др. -совершенствовались броневая защита и вооружение среднего танка Т-34, проектировались и, внедрялись в производство тяжелые танки, самоходные установки. Новые образцы танков Т-34 и KB обладали высокими боевыми качествами: хорошим вооружением, отличной боевой защитой, значительно превосходящей по прочности броню немецких машин, и высокой маневренностью. Дизельные двигатели, стоявшие на них, не требовали высококачественного горючего и были надёжными. Коллективы танковых заводов нуклон - наращивали производство боевых машин. Среднемесячный их выпуск по сравнению с 1941 г. вырос в 3 с лишним раза. Ежемесячно танкисты получали свыше 2 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок. Всего в течение 1943 г. на фронт поступило 24 тыс. первоклассных боевых машин, тогда как немецкая промышленность за 1942 и 1943 гг. дала только 18 200 танков и самоходок.

В отечественной реактивной артиллерии соединялись три основные качества: подвижность, мощь огня и его шквальность. Реактивные установки, смонтированные на автомашинах, в несколько секунд выпускали 16 мощных снарядов. Этому оружию противник смог противопоставить лишь шестиствольные, а к концу 1942г. – десятиствольные минометы, которые по тактико-техническим данным были слабее. Производство знаменитых «Катюш», сеявших панический страх во вражеских войсках, в 1943г. возросло по сравнению с 1941г. в 3,4 раза. С этого года на фронте уже действовали целые соединения гвардейских минометов «Катюша». За проявленный героизм и беззаветное мужество в борьбе с врагом в период Великой Отечественной войны 82 радиста были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, тысячи Награждены орденами и медалями. Известен факт о сложной технической задаче, решенной радиотехниками в первый год войны. Существовало подозрение, что радиостанции Москвы служат фашисткам радиомаяками - по их «лучам» вражеские самолеты точно выходили на бомбёжку города. Чтобы сберечь радиостанции и отвести опасность от столицы, было решено все радиостанции общей мощностью 1625 кВт, которые вели передачи на средних и длинных волнах, вынести на восток от города. Сообщения из московского радиоцентра шли по проводам междугородней телефонной связи и уже с удаленных радиостанций передавались в эфир.

Из-за отсутствия электроэнергии во время блокады Ленинграда в 1941-1944 гг., по инициативе В.И.Прянишникова были установлены солнечные часы на краю газона у Большого проспекта и Девятой линии на Васильевском острове. Ими пользовались до самого окончания Великой Отечественной войны. В полдень солнечного дня и теперь в С.-Петербурге можно сверить часы по участку улицы Герцена от арки Главного Штаба до Невского проспекта -он направлен точно по полуденной линии.

Одним из многочисленных примеров применения радио в дни войны были радиомины - взрывные устройства, приводимые в действие на расстоянии с помощью радиосигнала. Они были изобретены советским инженером В.И.Бекаури еще в 1925 г. В секретном приказе Гитлера от 1941 г. начальнику Военно-технической академии в Берлине предписывалось добыть сведения и установить схему и принцип работы «адских машин», которые русские применяют против немцев и принцип действия которых неизвестен. Лишь осенью 1942 г. немецким саперам удалось обнаружить одну радиомину. Ее отвезли в Германию и потратили больше года, чтобы повторить. Несмотря на грозные приказы самого Гитлера, наладить производство радиофугасов не удалось. С помощью радиомин был уничтожен вместе с офицерами и охраной в своей резиденции гитлеровский комендант Харькова, взлетели на воздух во время важного совещания около 200 старших офицеров вермахта в Одессе, в ответственный момент боев под Москвой был взорван мост через Истру вместе с идущим по нему вражеским составом.

Изобретательность и находчивость армейских радистов помогла успешному осуществлению Корсунь-Шевченковской операции по ликвидации двух крупных Окружённых группировок врага. В назначенное время началась радиоатака в эфире. Наши мощные радиопередатчики подавили радиосигналы противника и не дали немецким радистам установить связь друг с другом, хотя группировки находились всего в нескольких километрах друг от друга.

Академики Л.И.Мандельштам и Н.Д.Папалекси внесли существенный вклад в разработку теории распространения радиоволн. Их метод определения расстояний между двумя пунктами с помощью радиоволн стал широко применяться в радиогеофизике и радиодальнометрии. Фундаментальной разработкой теории распространения радиоволн вокруг Земли явились работы академика В.А.Фока «О дифракции радиоволн вокруг земной поверхности» и члена-корреспондента АН СССР М.А.Леонтовича «Об одном методе решения задач распространения волн по поверхности Земли».

Членами Томского комитета ученых Б.П.Кашкиным и П.П.Одинцовым был создан прибор «радиощуп», получивший высокую оценку в госпиталях. С его помощью хирурги находили в теле раненого металлические осколки.

Под руководством члена-корреспондента АН СССР А.А. Ильюшина разрабатывались теории и проводились экспериментальные исследования по ряду опытно-конструкторских разработок военной техники. Главный результат этих исследований – теоретическое определение и доказательство допустимости пластических деформаций осколочно-фугасных снарядов при выстреле. Этот результат, проверенный на стрельбах, привёл к созданию новых форм прочности и позволил уже в 1943 году коренным образом расширить производство снарядов из вязких сталей без термообработки и из сталистых чугунов.

Член-корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев решил сложную математическую задачу по устойчивости продольно-вращательных движений снарядов и ракет, задачу по определению наивыгоднейшей крутизны нарезки стволов.

Большой вклад в победу внесли член-корреспондент АН СССР А.И.Берг, академик Б.А.Введенский и др., занимавшиеся проблемами радиолокации. Так, радиолокационная установка, созданная в лаборатории Ю. Б. Кобзарева, позволяла обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. В ночь на 22 июня 1941 г. по тревоге она переключилась на боевое охранение Ленинграда, а затем вошла в состав городской ПВО. Вот что вспоминает бывший старший оператор этой РЛС, Г.И.Гельфенштейн: «В апреле 1941 г. в Ленинградском военном округе была создана специальная воинская часть - 72-й Отдельный радиобатальон воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), на вооружении которого должны были находиться новейшие радиолокационные станции типа "Редут". Хотя и слова такого "радиолокация" в то время еще не было, работы по радиолокационной технике уже велись во многих передовых технически развитых странах. Наша отечественная радиолокация, как это выяснилось позднее, занимала тогда одно из ведущих мест в мире.

Свердловские физики во главе с Сергеем Васильевичем Вонсовским (позднее академиком) и Яковом Савельевичем Шуром (позднее ставшим членом-корреспондентом АН СССР) внедрили магнитную дефектоскопию снарядов, стволов артиллерийских орудий и танковой брони, которая позволила существенно повысить надёжность нашего оружия.

Профессор С.В. Бахвалов разработал теорию приборов управления артиллерийским огнём.

Огромное значение в годы войны имела служба времени Государственного астрономического института имени Штернберга, которая обеспечивала передачу точных данных радиосигналов для нужд фронта. В её бесперебойную работу немалый вклад внёс профессор Н.Д. Моисеев.

В2:А ты говорила много!

В1: Это лишь малая часть списка. Я ещё много кого знаю, но об этом поговорим позже.

В2: Интересно, а наши участники знают физику также как великие?

В1: А давай проверим?

В2: Давай!

В1:Следующий конкурс «Ты мне - я тебе». Уважаемые участники, ваша задача правильно ответить на вопросы соперника. Правильный ответ оценивается в 1б.

В2: Вот, молодцы! Я даже в вас и не сомневался…

В1: А я тоже не сомневаюсь, что члены жюри сейчас объявят результаты за три конкурса…

В2:Следующий конкурс «Физики и лирики»

Мороз, красный нос.

Николай Алексеевич Некрасов

«Улыбка у горькой вдовицы

Играет на бледных губах,

Пушисты и белы ресницы,

Морозные иглы в бровях…»

Объясните причины образования таких «морозных игл».

В1:Ответ: В словаре Ожегова определение такое:

ИНЕЙ - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности в холодные ночи.

Понятно. Но КАК и ПОЧЕМУ он образуется?

По законам физики, воздух при разной температуре может содержать различное максимальное количество молекул воды, (понятие влажности). При понижении температуры количество влаги в воздухе уменьшается, а избыточная влага конденсируется на более холодных поверхностях (на земле, травинках, стеклах машин и домов) - так образуется роса. Когда же температура в холодные ночи опускается еще ниже, преодолевая точку замерзания воды (т.е. 0°С или 32° по Фаренгейту), вода превращается в лед (кристаллизуется). Так и появляется иней.

В2: Зимнее утро.

Александр Сергеевич Пушкин

«Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь…»

Почему горящие дрова потрескивают?

В1: Ответ: При нагревании влага, содержащаяся в дереве, испаряется, водяной пар увеличивает свое давление, разрывая древесные волокна, появляется треск.

В2: Дюны. Иван Алексеевич Бунин

«За сизыми дюнами – северный тусклый туман.

За сизыми дюнами – серая даль океана.

На зыби холодной, у берега – чёрный баклан,

На зыби маячит высокая шейка баклана.

За сизыми дюнами – север. Вдали иногда

Проходят, как тени, норвежские старые шхуны –

И снова всё пусто. Холодное небо, вода,

Туман синеватый и дюны.»

С каким физическим явлением связан туман? Как образуется вечерний туман?

В1: Бушует полая вода…

Иван Алексеевич Бунин
«Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом…»
Почему весной «дымятся чёрные бугры»?

В1:Жюри огласите результаты.

В2:А следующий конкурс «Составьте формулы». Перед вами магический круг с физическими величинами. Ваша задача составить как можно больше формул по теме: «Тепловые явления»



В2: а следующий конкурс «Физика в быту»

Посмотрим, как вы пользуетесь своими знаниями в быту.

1.Мама попросила Вас пожарить яичницу, но Вы знаете, что она сегодня отварила яйца на салат. Все яйца лежат в холодильнике в одном лотке. Как определить какое яйцо сырое, а какое вареное?

Ответ: Причина этих явлений кроется в том, что круто сваренное яйцо вращается как сплошное целое; в сыром же яйце жидкое его содержимое, не сразу получая вращательное движение, задерживает вследствие своей инерции движение твердой оболочки; оно играет роль тормоза.

Стоит только к вареному яйцу прикоснуться пальцем, оно останавливается сразу. Сырое же яйцо, остановившись на мгновение, будет после отнятия руки еще немного вращаться. Происходит это опять-таки вследствие инерции: внутренняя жидкая масса в сыром яйце еще продолжает двигаться после того, как твердая оболочка пришла в покой; содержимое же вареного яйца останавливается одновременно с остановкой наружной скорлупы.

В1: Вам позвонили знакомые и сказали, что к ужину придут в гости. Встала проблема, чем накормить? У Вас есть котлеты. Крупы и макароны закончились, есть только картошка. До прихода гостей осталось 20 минут, а картошка обычно варится 30 минут. Что нужно сделать, чтобы ускорить процесс варки?

Ответ: Сначала спросим себя: «Зачем мы варим картошку?» Ответ прост: для того, чтобы она была мягче и лучше усваивалась организмом. При нагреве структура, скрепляющая клетки картофеля, разрушается, а клеточные мембраны лопаются. Поэтому картофель и становится мягким. Необратимые процессы, приводящие к разрыву клеточных мембран при нагреве, начинаются уже при 50–60 °С, а при температуре кипения воды (100 °С) становятся очень интенсивными. Физические явления, которые работают в процессе варки картофеля, – передача тепла путём теплопроводности, конвекции и излучения, а также распространение растворённых веществ путём диффузии под действием осмотического давления.

В2: Папа остался дома хозяйничать. Мама, уходя, попросила его приготовить манную кашу для маленькой сестренки и покормить ее. Папа смотрел футбол и забыл про кашу. Вспомнил же только тогда, когда сестренка заплакала и стала просить кушать. И вот каша готова, но она горячая. Посоветуйте папе, как быстрее остудить кашу: поставить кастрюлю с кашей в холодную воду или лить на нее холодную воду сверху?

Ответ: опустить в кастрюлю

В1: К Вам пришли гости. Вы провели их в гостиную, усадили в кресло и угощаете чаем. Но вот неприятность: когда наливали в стеклянную чашку кипяток, чашка треснула и горячая вода полилась на стол. Какой предмет из имеющихся на столе мог предотвратить эту неприятность?

Ответ: чайная ложка

В2: Для того чтобы ответить на вышеуказанные вопросы вам нужны были теоретические знания. Сейчас мы их и проверим в конкурсе «Теоретики»

  • Явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температуры называются ...

  • Энергию, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют …

  • …-переход вещества
    из жидкого состояния в газообразное

  • Количество теплоты, которое получает (или отдаёт) тело, зависит от…

  • Содержание водяного пара в атмосферном воздухе….

  • …-процесс, при котором с поверхности жидкости или твердого тела вылетают частицы.

  • …-переход вещества из твердого состояния в жидкое.



Через сколько минут начался процесс плавления?

Чему равна температура плавления?

Сколько минут длился процесс кристаллизации?

В1:Уважаемое жюри объявите результаты.

В2: И наконец, последний конкурс «Определи на глаз»

Желающие из каждой команды определяют на глаз длину заданного отрезка, объем налитой в банку воды или массу какого-либо тела, прикинув его на руке.

В1:Итак,подведём итоги, объявим победителей!

В2: спасибо за внимание! Нам было с вами интересно…Пока, пока…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconУрок по теме: «Тепловые явления»
«Тепловые явления»; способствовать развитию самостоятельного аналитического мышления, формированию компетентности: саморазвития,...

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconРабочая программа элективного курса по физике практикум по физике....
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июля 2005г. №03-1263 о примерных программах по учебным предметам Федерального базисного...

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconУрока: «Обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Тепловые явления»
...

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconГрафик на слайде Вопросы к графику: Для какого вещества построен данный график?
«Тепловые явления в физике и искусстве», интегрированный урок- физика, мировая художественная культура

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «квн юных филологов»
Оборудование: карточки с вопросами; задания для участников; иллюстрации к домашнему заданию команд, музыкальное оформление «Мы начинаем...

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconНеделя начальных классов квн по русскому языку 2 класс
Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен...

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconВнеклассное мероприятие по математике. «Математический квн». Возраст: 5 6 классы
Внеклассное мероприятие по математике. «Математический квн». Возраст: 5 – 6 классы

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconВнеклассное мероприятие для учащихся начальных классов "квн по сказкам Г. Х. Андерсена"

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconВнеклассное мероприятие «истоки» ( 4 «А» класс) Кл. Вершинина Е. А
Дорогие, ребята! Сегодня на наше внеклассное мероприятие к нам пришли гости. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Спасибо....

Внеклассное мероприятие по физике 8 класс квн «Тепловые явления» iconВнеклассное мероприятие по чтению для 1-5 классов квн «Путешествие по сказкам»
И пройдет это путешествие в форме квн. Вы все станите участниками — клуба веселых и находчивых. Смелость, ловкость, смекалку и быстроту...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск