Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011






НазваниеРабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011
страница1/6
Дата публикации13.11.2013
Размер1.13 Mb.
ТипРабочая учебная программа
top-bal.ru > География > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6




Утверждаю Директор Согласовано на МС школы Рассмотрено на МО учителей

МБОУ «Кадетской школы – Протокол №___

интернат» Ильин А.Н. от «___» ___________ 20__г. Протокол №___

______________ Руководитель МС от «__» ______ 20__г.

Приказ №____ Ларионова О.А. ___________ Руководитель МО От «__»________20__г

Рабочая учебная программа по

Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс.

Год разработки 2011.

Срок реализации программы 2011 – 2012 учебный год.

Составлена на основе: Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 -11 классах общеобразовательных учреждений ,автор А.Т. Смирнов ( изд –во «Просвещение», 2001 ); Авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 – 11 классах общеобразовательных учреждений для базового и профильного уровня , автор А.Т. Смирнов ( изд – во «Просвещение», 2007);

^ Программу составил: Кулагин Сергей Анатольевич.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу ОБЖ в МБОУ «Кадетской школе- интернат» составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).

  1. Федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией.

  2. Региональный компонент (национально-региональный) - устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).

3. Компонент образовательного учреждения - устанавливается образовательным
учреждением.

При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 - 9 классах отводится по 35 часов в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 70 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

^ Основными целями изучения курса ОБЖ в МБОУ «Кадетской школе - интернат» являются:

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении , предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в
ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:

-1 ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;

  • II ступень (уровни 1 - 1-4-й классы; 2 - 5-9-й классы; 3 - 10-11-й классы) - средняя общеобразовательная школа;

  • III ступень (уровни 4,5,6,7) - профессиональные учебные заведения;

  • IV ступень (уровни 8,9,10) - ВУЗы.

Настоящая рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.

Второй уровень обучения ОБЖ реализовывается в 5 - 9-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):

§ описание источников опасности и их видов;

§ основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;

§ естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;

§ стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;

§ техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;

§ безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;

§ опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;

§ ПМП и способы ее оказания пострадавшим;

§ опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.

Третий уровень обучения ОБЖ (10-11 кл.) является завершающим для лиц, получающих среднее (полное) общее образования. Основными темами обязательного минимума содержания курса ОБЖ на этом уровне являются:

§ проблемы безопасности в системе «человек - среда обитания», идентификация опасностей, определения размеров и показателей опасных зон;

§ последствие воздействия на человека и среду обитания различных опасностей, в том числе террористических актов, и защита от этих опасностей;

§ формирование осознанной потребности ведения ЗОЖ, усвоение основных положений Российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; основные знания и навыки по сохранению своего здоровья, профилактика инфекционных заболеваний и ЗППП;

§ оказание первой медицинской помощи при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях;

§ овладение навыками ЭРП, ИВЛ;

§ ознакомление с основными направлениями деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от ЧС, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами;

§ изучение современных средств поражения, масштабов разрушений, их поражающие факторы и способов защиты от них;

§ основные руководящие документы в области обороны и службы в РА;

§ обязанности при прохождении военной службы по призыву и контракту, альтернативная служба;

§ предназначение и структура ВС РФ, их история создания;

§ обязательная и добровольная подготовка к военной службе;

§ постановка на воинский учет, сроки воинской службы, статус военнослужащего (Закон о статусе военнослужащего);

§ начальная военная подготовка в школе и на базе воинской части.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно - методического обеспечения, список литературы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

-учебные сборы на базе воинской части по основам военной службы с учащимися -юношами 10 классов;

- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины поОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

По завершении школьного образования у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Контроль качества образования по курсу ОБЖ

Для 5, 6, 7, 8 классов

  • проведение тестирования по пройденному материалу;

  • самостоятельные работы;

  • фронтальное повторение;

  • круглые столы;

  • зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;

  • сообщения учащихся по тематике (доклады).

Для 9, 10, 11 классов

  • тестирование;

  • рефераты и их защита;

  • самостоятельные работы, семинары;

  • уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП пострадавшим. Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

  1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

  2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

  3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

  4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

Контроль качества образования по курсу ОБЖ

Для 5, 6, 7, 8 классов

  • проведение тестирования по пройденному материалу;

  • самостоятельные работы;

  • фронтальное повторение;

  • круглые столы;

  • зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;

  • сообщения учащихся по тематике (доклады).

Для 9, 10, 11 классов

  • тестирование;

  • рефераты и их защита;

  • самостоятельные работы, семинары;

  • уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП пострадавшим.


Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.

  1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 - 100% от максимально возможного количества баллов.

  2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 - 89% от максимально возможного количества баллов.

  3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.

  4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.

^ Содержание тем учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов

Основные разделы (модули) тематического плана для 5 класса.

Раздел 1. Опасные и чрезвычайные ситуации в среде обитания человека 30 ч.

Раздел 2. Основы ПМП 5 ч.

Итого: 35 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 6 класса.

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях 20 ч.

Раздел 2. Защита человека в природных условиях 4 ч.

Раздел 3. Основы медицинских знаний. Правила оказания ПМП 8 ч.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 ч.

Итого: 35 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 7 класса.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их

последствий 26 ч.

Раздел 2. Основы первой медицинской помощи 6 ч.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни 3 ч.

Итого: 35 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 8 класса.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий 24 ч.

Раздел 2. Нарушение экологического равновесия 5 ч.

Раздел 3. Основы медицинской помощи при поражениях сильнодействующими ядовитыми веществами 3 ч. Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 ч. Итого: 35 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 9 класса.

Раздел 1. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Первая медицинская

помощь 16 ч.

Раздел 2. Основы здорового образа жизни 5 ч.

Раздел 3. Основы подготовки к военной службе 5 ч.

Раздел 4. Правила поведения населения при угрозе нападения противника 9 ч.

Итого: 35 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 10 класса.

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации (ЧС) природного, техногенного и социального

характера 21 ч.

Раздел 2. Гражданская оборона 24 ч.

Раздел 3. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни 12 ч.

Раздел 4. Основы военной службы 13 ч.

Итого: 70 ч.

Основные разделы (модули) тематического плана для 11 класса.

Раздел 1. Основы медицинских знаний, ЗОЖ и ПМП 12 ч.

Раздел 2. Основы военной службы и военно-профессиональной подготовки 22 ч.

Раздел 3. Основы строевой, огневой, тактической, физической подготовки 33 ч.

Раздел 4. Проблемы безопасности 3 ч. Итого: 70 ч.

Учебно-тематическое планирование

^ 5 класс (35 часов)



Раздел

Кол-во часов

Тема урока

Требование к уровню подготовки обучающихся

Наглядные материалы к уроку

^ Вид контроля

Дом.

Задание

Дата

Проведе-

ния.



Опасные и чрезвычайные ситуации в среде обитания человека

30

Человек, среда его обитания, безопасность человека. Опасные и чрезвычайные ситуации

Знать опасные ситуации в среде обитания человека

Схема

Фронтальное повторение









Главные правила ОБЖ. Выявление и предвидение опасности

Знать главные правила безопасного поведения

-

Опрос

Выучить

правила






Город как среда обитания и источник опасности. Правила поведения в общественных местах

Знать правила поведения в общественных местах

Схема

Опрос

Нарисов

ать рисунок в тетради






Система обеспечения безопасности. Сигналы оповещения

Знать систему обеспечения безопасности; сигналы оповещения

Схема

Фронтальное повторение

Нарисовать сигналы оповещения






Особенности современного жизнеобеспечения жилища человека. Опасные ситуации в жилище

Знать особенности современного жизнеобеспечения жилища человека

Картинка квартиры

Опрос

Стр.33 ответить на вопросы






Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности

Знать возможные причины пожара и меры пожарной безопасности

Плакаты

Опрос

Выучить правила






Правила поведения на пожаре. Оповещение и эвакуация при пожаре

^ Знать правила поведения на пожаре

Уметь действовать при пожаре

Плакаты

Опрос

Выучить правила






Средства тушения пожаров

^ Знать основные средства тушения пожаров

Уметь пользоваться средствами для тушения пожаров

Средства тушения пожаров

Тестирование

Стр 43-45 отв.на вопросы






Правила личной безопасности при пользовании газом. Угарный газ. Утечка газа

Знать правила личной безопасности при пользовании газом


Плакаты

Опрос

Выучить првила






Правила личной безопасности при пользовании водой. Затопление жилища

^ Знать правила личной безопасности при пользовании водой

Уметь действовать при затоплении жилища

-

Опрос

Стр. 50-52 от.на вопросы






Разрушение здания

Знать правила поведения при разрушении здания

Схема

Фронтальное повторение

Стр. 52-54






Основные правила пользования средствами бытовой химии

Знать основные правила пользования средствами бытовой химии

-

Опрос

Стр. 56-59






Различные отравления в быту

Знать правила поведения при отравлении в быту

Средства бытовой химии

Опрос

Стр.60-65






Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения для пешеходов. Безопасность пешехода

Знать правила дорожного движения для пешеходов.

Плакаты


Доклады

Стр. 66-72






Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте

Знать поведение пассажиров в общественном транспорте

-

Тестирование

Стр. 72-75 отв.на вопросы






Опасные ситуации в метро. Правила поведения

Знать правила поведения в метро

-

Опрос

Стр.76-79.






Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе)

Знать опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей

-

Опрос

Стр.79 вопр.5






Опасные ситуации природного характера. Погодные условия и безопасность человека

Знать опасные ситуации природного характера

Картинка

Фронтальное повторение

Нарисовать рисунок






Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Правила поведения

Знать правила поведения на железной дороге

-

Опрос

Выучить правила






Опасные ситуации и правила поведения на воде и водном транспорте

Знать правила поведения на воде и водном транспорте

-

Опрос

Выучить правила






Правила поведения на льду

Знать правила поведения на льду

-

Фронтальное повторение

Стр. 83-84






Аварийные ситуации на воздушном транспорте

Знать аварийные ситуации на воздушном транспорте

-

Опрос

Стр.98-102






Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения

Знать правила поведения в ситуациях криминогенного характера

-

Опрос

Выучить правила






Защита своего жилища

Знать основы защиты своего жилища

Схема

Доклады

Стр.105-108






Обеспечение личной безопасности дома и на улице

Знать об обеспечении личной безопасности дома и на улице

Плакаты

Опрос

Стр.108-111






Нарушение экологического равновесия. Чистота воздуха

Знать о нарушении экологического равновесия

Презентация

Фронтальное повторение

Стр.125-128






Вода, как необходимое условие жизнедеятельности человека

Знать о воде, как необходимом условии жизнедеятельности человека

Презентация

Опрос

Стр.134-138






Загрязнение почвы и продуктов питания

Знать о загрязнении почвы и продуктов питания

-

Доклады

Стр.139-143






Шумы и излучения, как угроза здоровью горожан

Знать о влиянии шумов и излучения на здоровье горожан

-

Опрос

Стр.144-148






Безопасное пользование персональным компьютером и телевизором

Знать правила безопасного пользования ПК и телевизором

Плакаты

Фронтальное повторение

148-150






Основы первой медицинской помощи

5

Основы медицинских знаний об оказании первой медицинской помощи

Знать общие правила об оказании ПМП

-

Опрос

Стр.150-157






Первая медицинская помощь при ранах, кровотечениях. Носовое кровотечение

Знать правила оказания ПМП при ранах и кровотечениях

Плакаты

Опрос

Стр.157-159






Первая медицинская помощь при термических ожогах

Знать правила оказания ПМП при термических ожогах

Плакаты

Опрос

Стр.159-162






Первая медицинская помощь при химических отравлениях и ожогах

Знать правила оказания ПМП при химических отравлениях и ожогах

Плакаты

Зачет

Стр.162-164






Итоговый урок по основам первой медицинской помощи

Знать общие правила об оказании ПМП

-

Опрос






  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 10 -11 Х классов
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе соответствующей федеральному компоненту государственных...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Класс
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconУчебная программа по основам безопасности жизнедеятельности
Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов,...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности и культур ы
«Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А. Т. Смирнова (2 – е издание, исправленное), Москва «Просвещение», 2006...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности»
Программа предназначена для углубленного изучения тем в области безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая учебная программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» 10 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Затонская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования пгт....

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа для 3 класса по окружающему миру учителя начальных классов моу
«Окружающий мир и основы безопасности жизнедеятельности» 2004 года и авторской программы по окружающему миру жизнедеятельности для...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности...
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....

Рабочая учебная программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5-11 класс. Год разработки 2011 iconРабочая программа (базовый уровень) по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск