Муниципальный этап Олимпиады по географии






Скачать 139.5 Kb.
НазваниеМуниципальный этап Олимпиады по географии
Дата публикации23.11.2013
Размер139.5 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > География > Документы
Муниципальный этап Олимпиады по географии

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по географии (далее – Олимпиады) проводится органами местного самоуправления или местными (муниципальными) органами управления образованием в ноябре-декабре.

В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций – победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года.

Целями муниципального этапа Олимпиады являются:

  • оценка знаний, умений и навыков, полученных участниками Олимпиады в ходе усвоения школьного курса географии;

  • оценка географической эрудиции участников;

  • активизация творческих способностей обучающихся, интересующихся географией;

  • выявление обучающихся, которые могут представлять свое муниципальное образование (район, город, округ) на последующих этапах Олимпиады;

  • сравнительная оценка уровня преподавания географии в различных учебных заведениях по результатам, показанным представляющими их обучающимися в ходе муниципального этапа Олимпиады;

  • популяризация географии как науки и школьного предмета.


Форма проведения муниципального этапа Олимпиады определяется органами местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования с учетом методических рекомендаций центральной методической комиссии Олимпиады по географии.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным муниципальными и региональными (созданными в субъектах Российской Федерации) методическими комиссиями. При составлении заданий учитываются методические рекомендации центральной методической комиссии Олимпиады по географии. Для качественного методического обеспечения муниципального этапа Олимпиады к работе в составе соответствующих комиссий необходимо привлекать опытных методистов, заслуженных учителей географии и преподавателей вузов географического и эколого-географического профиля. Желательно также задействовать актив региональных отделений Русского географического общества и Российской ассоциации учителей географии, краеведов, музейных работников.

С учетом перечисленных выше целей, а также специфики организационного обеспечения, муниципальный этап Олимпиады целесообразно проводить в один тур, который может состоять из двух раундов – тестового и аналитического.

Оба раунда муниципального этапа Олимпиады проводятся в письменной форме по параллелям. Объединение параллелей в группы нецелесообразно в силу специфики построения школьного курса географии. Задания обоих раундов (тестового и аналитического) для каждой параллели должны строиться по принципу «накопленного итога»: в задания для 7 класса следует включать тесты и задачи по курсу для 6 класса, и т.д.1 Задания для 11 класса должны включать тесты и задачи по всему основному школьному курсу географии – от 6 до 10 классов (как правило, наиболее сложные задачи из комплектов заданий для этих классов). Необходимо включить в задания тестового тура один или несколько тестов, построенных на краеведческом материале. Тесты для 6-8 и для 9-11 классов должны различаться.

Время на проведение каждого из двух раундов муниципального этапа Олимпиады (тестового и аналитического) целесообразно распределить следующим образом:

  • 1 час – на тестовый раунд;

  • 1,5 часа – на аналитический раунд.

Таким образом, общее время на проведение муниципального этапа Олимпиады (с учетом времени на инструктаж, перерыв между раундами, раздачу тестов и заданий аналитического раунда) составит около 3 часов.

Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из этих раундов, а также примеры вопросов и задач (заданий), которые могут быть использованы для проведения аналитического раунда. Мы не приводим примеры тестов, так как считаем, что их составление по силам организаторам муниципального этапа Олимпиады. За последние годы опубликовано много тестов по географии (например, в сборниках, посвященных подготовке к ЕГЭ), которые могут служить для этого примерами. Исключение составляют лишь примеры сложных тестов, для правильного ответа на которые требуется не только знание материала школьного курса географии, но и умение рассуждать логически.

^ Тестовый раунд

Целью тестового раунда является проверка знания участниками муниципального этапа Олимпиады географической номенклатуры, основных терминов, понятий, определений, изучаемых в курсе школьной географии, а также знания географии своего родного края (включая особенности географии близлежащей местности, города и т.д.).

При ответе не допускается использование школьных географических атласов и каких-либо иных справочных изданий.

Всего в комплекте заданий тестового раунда должно быть не более 30 тестов. Желательно использовать в основном «закрытые» тесты (с заданными вариантами ответа), «открытых» тестов должно быть не больше 3-5. Хорошо себя зарекомендовали тесты с использованием иллюстраций, например, простых картосхем, рисунков, на которых изображены контуры стран, фрагментов контурной карты. Следует особо подчеркнуть, что в задание должно быть включено несколько сложных тестов, для ответа на которые необходимо не просто знать правильный ответ, но прийти к нему на основе логических заключений, основанных на знаниях основных закономерностей физической и социально-экономической географии. Примеры таких тестов приводятся ниже.

Желательно составить задания для тестового раунда муниципального этапа Олимпиады в двух вариантах, что позволит исключить возможности списывания при «плотной» рассадке участников в аудитории (классе).

Для проверки тестов следует подготовить шаблон с правильными ответами. Таким образом, проверка ответов участников Олимпиады не займет много времени. Наивысшая оценка (при условии правильных ответов на все тесты) – 30 баллов (по 1 баллу за каждый тестовый вопрос).

На выполнение заданий тестового раунда Олимпиады должно отводиться не более одного академического часа. Задания должны быть розданы каждому участнику Олимпиады. Если для ответа на некоторые задачи потребуются контурные карты, необходимо обеспечить всех участников их копиями. Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия нежелательно.

Для составления заданий тестового и аналитического раундов Олимпиады могут быть использованы сборники олимпиадных задач по географии различного уровня.2 Как правило, задачи более высокого уровня сложности могут быть упрощены и переформулированы применительно к требованиям муниципального этапа Олимпиады. При составлении заданий на знание географической карты мы рекомендуем использовать задачи типа «определи страну/территорию и ее соседей», которые регулярно публикуются в газете «География». Если в муниципальных образованиях имеются соответствующие технические возможности, для проведения тестового раунда можно использовать формат видеоряда (презентации).

Оценка ответов участников Олимпиады определяется по многобальной шкале. Для тестов одинакового уровня сложности желательно предусмотреть одинаковое количество баллов за полностью правильный ответ. Сложные тесты следует оценивать «двойным» максимальным количеством баллов.

Приведем несколько примеров сложных заданий тестового раунда муниципального этапа Олимпиады.3
для 7 – 11 классов

  • Корабль проследовал кратчайшим морским путем из Санкт-Петербурга в Ейск. Выберите правильный вариант изменения солености воды по пути его следования:

а) ниже – ниже – выше – выше;

б) выше – выше – ниже – ниже;

в) выше – ниже – выше – ниже;

г) ниже – выше – ниже – выше.
для 8 – 11 классов

  • В нескольких городах решили построить телебашню высотой 420 м. В каком из них шпиль башни будет находиться выше всего над уровнем моря?

Города: 1) Братск. 2) Диксон. 3) Дудинка. 4) Иркутск. 5) Туруханск. 6) Улан-Удэ.


  • Выберите пару городов, где наиболее высока разница температур: а) летом; б) зимой.

1. Москва и Магадан.

2. Архангельск и Астрахань.

3. Калиниград и Чита.

4. Анадырь и Южно-Сахалинск.
для 9 – 11 классов

  • Какая из перечисленных ниже экологических проблем наиболее характерна для каждого из следующих субъектов Российской Федерации (по принципу «одна проблема – одна территория»).

Субъекты Российской Федерации: 1) Брянская обл.; 2) Республика Калмыкия; : 3) Курская обл.; 4) Орловская обл.; 5)Новгородская обл.; 6) Республика Коми.

Проблемы: а) опустынивание; б) водная эрозия почв; в) кислотные дожди; г) радиационное загрязнение; д) изъятие из оборота пахотных земель вследствие добычи полезных ископаемых; е) перерубы леса.

для 10 – 11 классов

  • Каким из перечисленных ниже стран соответствуют следующие значения площади пашни (га) в расчете на 1 жителя: а) 0,04; б) 0,32; в) 0,81; г) 3,19.

Страны: Австралия, США, Китай, Франция.
Краеведческие тесты (для Москвы)
для 9-11 классов

  • Во времена СССР многие улицы и площади Москвы назывались в честь выдающихся политических деятелей разных стран. Какие страны «представляют» деятели, в честь которых названы:

а) Площадь Хо Ши Мина;

б) Площадь Индиры Ганди;

в) Площадь Мартина Лютера Кинга;

г) Площадь Иосифа Броз Тито;

д) Улица Саморы Машела;

е) Улица Клары Цеткин.
^ Аналитический раунд

Задачи аналитического раунда муниципального этапа Олимпиады должны помочь выявить у учащихся аналитические навыки: распознавания образов (например, по фрагментам художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общих планетарных географических закономерностей). Обязательно следует включить в задание аналитического раунда Олимпиады задачу на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран и т.п.

Всего в задание аналитического раунда целесообразно включить 5-6 задач. Ответы оцениваются по многобальной шкале. Наивысшая сумма баллов за аналитический раунд муниципального этапа Олимпиады должна быть больше, чем максимальная сумма баллов за тестовый раунд (ответ на одну задачу оценивается также, как ответ на несколько тестов), например: за тестовый раунд – 30 баллов 9из расчета 1 балл за 1 тестовый вопрос) , за аналитический раунд – 50 баллов (из расчета 10 баллов за 1 задачу). Поскольку задачи предполагают «открытый» ответ (который должны назвать или сформулировать сами учащиеся), и часто требуется этот ответ пояснить, обязательно следует предусмотреть поощрительные баллы (за логику ответа на наиболее сложные задачи, проявленную географическую эрудицию и проч.).
Приведем некоторые примеры задач аналитического раунда школьного этапа Олимпиады.
для 7 классов


  • Проложите туристический маршрут на топографической карте от станции Лесная до озера Глубокое таким образом, чтобы показать экскурсантам сосновый бор и верховое болото, уложившись в 7 часов времени (туда и обратно). Учтите, что средняя скорость движения человека по болоту составляет 2 километра в час, по лесу – 4 километра в час, а по открытым участкам (лугу, пашне, грунтовой дороге) – 6 километров в час. 2 часа необходимо выделить на привал и купание в озере.




  • Егерь объезжает на лошади за 4 часа лесной массив квадратной формы со средней скоростью 10 километров в час.

А. Каков масштаб карты, если этот лесной массив занимает на ней 400 см2?

Б. Сколько дубов произрастает в этом лесном массиве, если их средняя плотность – 6 деревьев на 1 га?
для 7 – 8 классов


  • Пункт А и пункт Б расположены на одном меридиане. В полдень 23 сентября в пункте А Солнце находится на высоте 74° над горизонтом, причем тени падают на север. В пункте Б Солнце находится на той же высоте в полдень 22 декабря, причем тени падают на юг. Определите:

а) широту пункта А;
б) широту пункта Б;
в) расстояние между А и Б в градусах;
г) расстояние между А и Б в километрах.


  • Антиквару предложили купить старинный корабельный журнал, но он усомнился в его подлинности. Проведите географическую экспертизу каждой записи, указав, верна она, или нет, и почему.

Запись №1. 22 июня мы отплыли из Рио-де-Жанейро. В этот день, как не странно, ночь была длиннее дня. Мы взяли курс на Гибралтарский пролив.

Запись №2. Попутный пассат быстро несет нас к намеченной цели. Ура! Еще немного, и мы пересечем экватор.

Запись №3. У 18 о северной широты мы попали в жестокий буран и корабль лишился части оснастки. Это существенно замедлило скорость нашего хода.

Запись №4. Ночью после бурана матросы наблюдали северное сияние и сочли это за плохое предзнаменование.

^ Запись №5. Уставшие от борьбы со стихией матросы было взбунтовались и потребовали повернуть назад, но отказались от этой идеи, когда показалось африканское побережье. Нас подхватили теплые струи Гольфстрима, и мы достигли Канарских островов.

Запись № 6. На Канарских островах нам пришлось долго чинить такелаж. Общаться с местными жителями помог наш кок, уроженец Лиссабона, который говорил на одном языке с островитянами (кроме родного, никаких других языков он толком не знал, и с нами изъяснялся на ломаном английском, или при помощи жестов).

^ Запись №7. В открытом океане наш корабль встретился с цунами. Нас как пушинку зашвырнуло на двадцатиметровую высоту и бросило обратно в пучину. Пропало без вести пять человек. Многие ранены.

Запись №8. Наконец, мы вошли в Гибралтарский пролив. Видели один из Геркулесовых Столбов, тот самый, вкопанный в стародавние времена самим Геркулесом.

Запись №9. В декабре, наконец, встали на рейд в порту Марселя, крупнейшем в Италии.

Запись №10. Марсель нам сразу не понравился из-за дождливой погоды.
для 8 – 9 классов

  • На одной из радиостанций, вещающих в Москве и Якутске, программа новостей выходит ежедневно в 00:30, в 03:30, в 06:30 и т.д. по местному времени. Одни и те же передачи одновременно транслируются сразу в двух городах. Почему журналистам не надо вести дополнительные программы новостей для жителей Якутии? В каких двух случаях каждый год им всё-таки приходится это делать? С чем это связано? Сколько всего дополнительных выпусков новостей для Якутии выходит на радиостанции?




  • Константин Георгиевич Паустовский написал в рассказе «Старинная карта»: «Карту эту мне пришлось исправлять самому. Там, где были изображены болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес, на месте иных озер оказались трясины». Какие из отмеченных изменений связаны с деятельностью человека, а какие не зависят от нее? Какие ещё изменения природных объектов могут быть такими быстрыми, что из-за них приходится исправлять географические карты? Приведите примеры.


для 9 – 10 классов

  • На рисунке представлены диаграммы, отражающие отраслевую структуру промышленного производства в четырех областях Российской Федерации. Цифрами обозначены отрасли:

1 – электроэнергетика, 2 – топливная, 3 – черная металлургия, 4 – химическая и нефтехимическая, 5 – машиностроение и металлообработка, 6 – лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, 7 – промышленность строительных материалов, 8 – пищевая, 9 – прочие отрасли.

Назовите эти области и объясните, по каким признакам вы определили каждую из них. Ответьте на дополнительные вопросы:

1. Какие природные ресурсы определили развитие топливной промышленности в области 3?

2. Назовите самый известный бренд (торговую марку) в пищевой промышленности области 4.

3. Назовите самый большой по численности населения город в области 1.

  • О каком из городов, – Гамбурге, Мюнхене, Шеффилде, Эдинбурге, идет речь в описании, взятом из старой книги? «… город занимает великолепное местоположение, посреди живописного амфитеатра холмов при слиянии пяти рек или ручьев, а в глубине его почвы находятся богатые залежи каменного угля, доставляющие его фабрикам необходимое топливо. Уже с давних пор …, бывший в средние века маленьким феодальным местечком, славился своей железоделательной промышленностью; в девятнадцатом веке он занял первое место во всем мире по выделке стальных и ножевых изделий».












Рисунок к первой задаче для 9-10 классов. (Подсказка: области расставлены на рисунке по алфавиту)
^ Информация об олимпиаде по географии в сети Интернет

Раздел «География» портала Всероссийской олимпиады школьников: http://www.rusolymp.ru.
Список рекомендуемой литературы
Основные источники
1. Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие. / Сост. А.С. Наумов. – М.: АПК и ППРО, 2005

2. География: от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя. / Под ред. А.С. Наумова. – М.: Просвещение, 1999.

3. Даньшин А. И., Денисов Н. Б., Климанов В. В., Наумов А. С., Xолина В.Н., Щеголев А.В. Задачи по географии: Учебно–методическое пособие / Под ред. А.С. Наумова. — М.: МИРОС, 1993.

4. Кунха С., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады.М.: Аст: Астрель, 2008

5. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. пособие/ Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова. – М.: Дрофа, 2002
Дополнительные источники

Примеры задач для составления заданий первого (школьного) и второго (муниципального) этапов Всероссийской олимпиады школьников по географии можно также найти в следующих публикациях:

  • Белаш Н.Ю., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Климанова О.А., Наумов А.С. Московская городская олимпиада по географии 1996 года // География. 1996. №16, 17.

  • Белаш Н.Ю., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Климанова О.А., Наумов А.С. Задачи олимпиад по географии – 95. Экспериментальное учебное пособие / Под ред. А. С. Наумова. — М.: МИРОС, 1996.

  • Белаш Н.Ю., Климанов В.В., Климанова О. А. Московская областная олимпиада школьников 1997 года // География. 1997. № 16.

  • Белаш Н.Ю., Климанов В.В., Климанова О.А. Московская областная олимпиада школьников 1998 года // География. 1998. № 13.

  • Болысов С.И., Даньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С. Московская городская олимпиада по географии // География. 1995. № 28, 43.

  • Даньшин А.И., Денисов Н. Б., Климанов В. В. Наумов А. С. Задачи для школьных олимпиад по географии // География в школе. 1994. № 5. С. 67—68.

  • Даньшин А.И., Кириллов П. Л.. Климанова О. А., Наумов А.С., Панин А.В. Московская городская олимпиада по географии. – Открытая олимпиада МГУ 2000 г. // География. 2001. № 16.

  • Даньшин А.И., Климанов В.В., Наумов А.С. Конкурс знатоков географии // География в школе. 1994. № 6. С. 70—74.

  • Даньшин А.И., Климанова О.А., Наумов А.С. Московская городская олимпиада по географии — Открытая олимпиада МГУ 1999 года // География. 1999. № 5.

  • Денисов Н. Б., Наумов А. С. Задачи школьных олимпиад // География в школе. 1991. № 2. С. 69—72.

  • Климанов Викт.В., Климанов Вл.В. Земли и страны: Учебное пособие по географии. – М.: Московский лицей, 1996

  • Климанов В.В., Лысак О.А. Московская областная олимпиада: районный тур // География. 1995. № 11.

  • Краснослободцев В.П., Мазеин Н.В. Конкурс знатоков.// География и экология в школе XXI века. 2004, №2, с. 64-68

  • IV Международная олимпиада по географии: письменный тест // География. 1999. № 48.



1 Таким образом, при составлении вариантов заданий для разных параллелей придется добавлять всего 1-2 задания, а не разрабатывать полностью отличающийся комплект.

2 См. список литературы.

3 Задачи взяты из названных выше публикаций, из вариантов Московской городской олимпиады по географии за различные годы (эти задачи адаптированы).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Первый этап Всероссийской олимпиады по географии (далее – Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями в октябре

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по географии муниципальный этап
Вопросы олимпиады базируются и на знаниях учащихся, полученных в период полевых – экспедиционных работ и навыках определения в полевых...

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconВсероссийская олимпиада школьников по географии муниципальный этап
Вопросы олимпиады базируются и на знаниях учащихся, полученных в период полевых – экспедиционных работ и навыках определения в полевых...

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Школьный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа с...

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМуниципальный этап всероссийский олимпиады школьников по географии
Это компас 3 балла. Рука человека всегда показывала на юг 2 балла, потому что внутри фигурки был магнит 2 балла. Компас был изобретен...

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМуниципальный этап олимпиады по предмету
А м. С. Березовский 2 в п. И. Чайковский 3 б н. А. Римский-Корсаков 4 б г. В. Свиридов

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМониторинг 11. 11. 2013
В абакане в понедельник стартует муниципальный этап Всероссийской предметной олимпиады школьников 22

Муниципальный этап Олимпиады по географии iconМетодические указания проведения муниципального этапа олимпиады по...
В качестве конкурсных заданий участникам олимпиады предложены: тестовые задания, вопросы открытого типа, вопросы на соотнесение понятий...

Муниципальный этап Олимпиады по географии icon10 Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по литературе
Международный детский, юношеский и взрослый конкурс – фестиваль «Уральская сказка»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск