Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса






Скачать 395.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса
страница1/5
Дата публикации29.11.2013
Размер395.5 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5


Пояснительная записка

к рабочей программе по природоведению для 5 класса

Рабочая программа – нормативно управленческий документ МБОУ Шамординской ООШ характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя биологии Шевелевой Г.Н. по курсу « Природа неживая и живая» в 5 классе на базовом уровне.

Рабочая программа составлена с учетом

  • Федерального Государственного стандарта, 2004 г.

  • Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт. сост. Г.М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009

  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Брянской области для основного общего образования на 2013-2014 учебный год (приказ №657 от 25.03.2013).

  • Учебный план МБОУ Шамординская ООШ на 2013-2014учебный год.


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

● освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

● овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

● развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

●воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

^ Задачи курса:

● гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного

здоровья человека;

● установление гармоничных отношений обучающихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

● подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

медицины, здравоохранения.

Срок реализации программы 1 год.

Общая характеристика предмета

Рабочая программа для 5 класса включает в себя принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к ЗУН учащихся», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с разнообразными видами тестов, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
^ Количество учебных часов – 70 (2 часа в неделю).

Из них:

контрольных работ – 4 ч

Лабораторных работ – 14 шт.

Текущий контроль знаний, умений и навыков проводится при помощи тестов, индивидуальных ответов, фронтальных бесед, работы с рабочей тетрадью на печатной основе. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется на уроках контроля и коррекции знаний согласно календарно-тематическому плану, плану школы и Уставу школы в форме контрольной работы.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5-го класса:

Учащиеся должны знать:

-отличие живой природы от неживой;

-строение, свойства тел неживой природы и живой природы;

-явления неживой природы и живой природы;

-состав воздуха, его свойства и значение для живых тел природы;

-образование ветра, осадков;

-состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

-основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком;

-состав и свойства почвы;

-многообразие растений и животных, условия их жизни, использование человеком;

-место и роль человека в природе;

-меры по охране неживой и живой природы.

^ Учащиеся должны уметь:

-вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха; определять направление ветра и облачность, виды осадков; делать записи условными обозначениями в дневниках;

-определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

-ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

-самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

-выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

-ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на учебно-опытном участке;

-ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

Содержание тем учебного курса

Введение (2 ч)

Природа. Человек и природа. Человек часть природы. Для чего изучают природу.

Живая и неживая природа.

^ Задачи темы: ознакомить учащихся с содержанием, формами деятельности, средствами обучения; нарисовать перспективу изучения окружающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и действенность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными растениями на своих огородах, учебно-опытном участке, подготовить простейшие опыты, которые могут провести учащиеся как в школе, так и дома; продолжить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблюдений.

Экскурсия Живая и неживая природа.

Тема 1. Вселенная (6 ч)
Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия.

Полярная звезда и созвездия Большой и Малой Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.

Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).

Луна — спутник Земли.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их движение. Освоение космоса.

Наблюдение за звездным небом, за изменением высоты полуденного Солнца в 20-х числах каждого месяца.

^ Лабораторные работы

1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.

2. Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий.

Практические работы

1.Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.

2. Ориентирование на местности по солнцу в полдень. Ориентирование на местности по солнцу и часам.

3. Ориентирование на местности с помощью Полярной звезды.
^ Задачи темы: сформировать знания о Солнечной системе, ее составе. Познакомить обучающихся со спутником Земли — Луной. Научить детей проводить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориентироваться по Полярной звезде, определять фазы Луны; наблюдать за изменениями высоты полуденного Солнца. Формировать умения работать с глобусом, картой, ориентироваться на местности

^ Тема2. Строение и свойства вещества (11 ч)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Вещества чистые и смеси. Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Простые и сложные вещества. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и химические явления. Химические реакции.

Использование человеком физических и

химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация

Электризация тел путем трения.

Лабораторные работы

3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
^ Задачи темы: актуализировать знания обучающихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести понятия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о физических и химических явлениях в природе.

^ Тема3. Воздух (8ч)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли.

Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.

Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды.

Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра на модели флюгера).

Наблюдения: систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья в неблагоприятные дни.

^ Практические работы

1. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

2. Описание погоды за месяц и сезон.

Задачи темы: расширить и углубить знания обучающихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давления, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов осадков, образования ветра, его работу в признаках ее предсказания. Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить учащихся с мероприятиями по охране воздуха от загрязнения.

Тема 4. Вода (4 ч)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком.

Охрана воды.

Экскурсия

Изучение работы текучих вод и ветра.

^ Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продолжить экологическое воспитание школьников.

^ Тема5. Горные породы (4ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы.

Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

^ Лабораторные опыты

1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

2. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

^ Задачи темы: формирование общего представления о горных породах и минералах, слагающих земную кору, о происхождении и разнообразии горных пород, об их свойствах; ознакомление с процессами разрушения горных пород, с понятиями выветривание, обломочные горные породы, руда, рудные и нерудные полезные ископаемые, черные и цветные металлы, свойства металлов.

^ Тема 6. Почва — особое тело земли (4ч)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация опытов по определению состава и свойств почвы, почв своей местности, почв с разной структурой.

^ Задачи темы: углубить знания обучающихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходимость охраны почв.

^ Тема 7. Организмы (6 ч)

Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания.

Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

^ Задачи темы: обобщить конкретные знания школьников о растениях, животных, человеке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобщения.

Тема8.Растения (7 ч)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.

Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения за растениями в природе, на учебно-опытном участке, за приспособлением к различным условиям размножения.

^ Лабораторные опыты.

- Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах. Определение названия растений с помощью атласа-определителя.

- Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.

^ Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значение их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, научить обучающихся ставить простейшие опыты по выявлению условий прорастания семян и пользоваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распространенные дикорастущие, лекарственные, ядовитые и охраняемые растения своей местности.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы, авторской программы Гуревича А. Е. 2004 года издания и учебнику...

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5-9...
...

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconI. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 5 класса
Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва «Русское...

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе для 11 класса
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе Примерной программы по литературе для среднего полного общего...

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык –6 класс» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык – 7 класс» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык – 9 класс» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для...
Рабочая программа учебного предмета «Английский язык – 11 класс» составлена в соответствии с требованиями

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconРабочая программа начальной школы пояснительная записка к рабочей...

Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса iconПояснительная записка к рабочей учебной программе 2 класс
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск