Урока: Образовательные






Скачать 52.57 Kb.
НазваниеУрока: Образовательные
Дата публикации27.01.2014
Размер52.57 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок
Тема урока:

М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»


(анализ стихотворения)

Цели урока:

  1. Образовательные: обучение анализу лирического стихотворения М.Ю. Лермонтова; развитие умения определять тему, идею стихотворения, выразительно читать; сопоставлять тождественные по теме стихотворения разных авторов.

  2. Развивающие: развитие творческого воображения учащихся; развитие речи; развитие умения делать самостоятельно выводы; развитие творческих способностей.

  3. Воспитательные: привитие интереса и любви к родной литературе, русской поэзии; привитие чувственного отношения к родной природе средствами поэзии русской классики.



  1. И скучно, и грустно,

И некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

  • Как вы думаете, кому принадлежат строки этого лирического стихотворения. Конечно, это строки стихотворения М.Ю. Лермонтова.

  • Как вы смогли определить автора?

Действительно, во многих стихах Лермонтова звучит

мотив одиночества, грусти, тоски.

Он был очень одинок в этой жизни,

во многом это зависело от сложного характера самого поэта,

от трудного состояния его человеческой души.

  • Вспомните стихотворения Лермонтова, в которых звучит мотив одиночества, тоски.

«На севере диком…», «Листок», «Три пальмы»

  • А сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым творением Лермонтова. Быть может, мы сможем увидеть истинное счастье поэта, понять, когда происходит смирение его человеческой души.

Я говорю о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется

желтеющая нива…»

  1. Выразительное чтение стихотворения /Учебник литературы

7 класс, стр.94)

  1. Анализ поэтического текста.

  • Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Это стихотворение о мыслях и чувствах поэта, о природе.

  • Какие чувства выразил в нем поэт?

Разные чувства: восторг, радость, смирение и, наконец, счастье.

  • Какие картины природы встают перед взором автора и перед нашим взором?

Желтеющая нива,

Шумящий лес,

Малиновая слива в саду,

Серебристый ландыш,

Студеный ключ в овраге.

  • Знакомы ли вам эти картины?

Да, это картины родной природы.

  • Можно ли сказать, что это картина одного дня?

Нет, это не однодневный сюжет,

не единый пейзаж.

Но взяты самые яркие, характерные приметы различных

проявлений природы в разное время суток и в разное время года:

для конца лета – желтеющая нива,

для начала осени – малиновая слива,

для весны – серебристый ландыш

Поэт будто собирает самый яркий букет своих впечатлений

от общения с природой.

  • Попробуем доказать, что эти встречи с природой дороги поэту.

  • Какою рисуется природа?

Она живая!

  • Подтвердите примерами:

Нива «волнуется»,

лес «шумит»,

слива «прячется»,

ландыш «качает головой»,

ключ «лепечет сагу».

  • Какое средство выразительности использовал автор в своем стихотворении?

Верно, это олицетворения.

  • Обратимся к слову «Сага». Каково лексическое значение слова?

Индивидуальное задание. Сага – это жанр скандинавских народов. Это былина северных народов. Прозаическое стихотворение о богах и героях, их военных походах. Особенно были развиты в Ирландии в 8 – 13 в.в.

  • Чувства поэт передает и с помощью цветовой гаммы. Определите эти слова, докажите, что именно эти слова делают картину выразительнее. Как называется это образное средство?

Итак, найдем эпитеты.

Желтеющая нива,

Свежий лес,

малиновая слива,

румяный вечер,

ландыш серебристый,

студеный ключ.

  • Чем отличается цветовая гамма, подобранная автором в этом стихотворении?

Неяркие, спокойные тона.

  • А почему?

Природа умиротворяет мятущуюся, неспокойную душу поэта.

Именно такая неброская, спокойная природа приводит человека

к каким – то мыслям, размышлениям.

Даже САГА (героическое стихотворение) мыслится поэту

мирной, таинственной.

  • Как вы понимаете смысл слова «гармония»? Есть ли в природе гармония?

  • Ребята, только ли о природе в стихотворении идет речь? А о чем же ещё?

  • В каких строках стихотворения, по-вашему, заключена главная мысль стихотворения? Прочитайте эти строки.

  • Как вы понимаете смысл этих строк?

  • А какой вывод можно сделать?

Общение с природой, погружение в её гармонию помогают

поэту разрешить свои внутренние противоречия, смерить

душевную тревогу, постичь, в чем счастье жизни на земле.

Гармония природы помогает поэту постичь божественную

гармонию.

  • Не просто построено Лермонтовым это стихотворение.

Начинается просто:

нива волнуется,

лес шумит…

Потом же характер стихотворения становится все более напряженным, торжественным.

1 строфа – «под тенью сладостной»

2 строфа – «утра в час златой»

3 строфа - «таинственная сага»

  • Обратим внимание и на необычный синтаксис этого стиха.

  • Что из себя представляет этот поэтический текст?

Все 16 строк стихотворения – это одно огромное сложноподчиненное предложение.

  • Как вы думаете, почему?

В природе нет ничего негармоничного, все следует друг за другом,

как единая цепь.

Наблюдение за природой, погружение в мир её гармонии рождает

гармонию и в человеческой душе.

  • У этого стихотворения нет названия, возможно, почему?

  • А что значит многоточие в конце стихотворения?


4. Прочитайте выразительно стихотворение.

  • Какие чувства оставило это стихотворение в вашей душе?

  • Можно ли так считать, что поэт абсолютно одинок в этой жизни?

Конечно, нет. Есть светлый и чистый мир природы,

дающий мир и покой смятенной душе поэта.

5. У русского поэта И.А. Бунина есть замечательное стихотворение «За все тебя, Господь, благодарю!», написанное в 1901 году.

  • Послушайте это стихотворение.

  • Какие чувства, мысли, образы роднят стихотворение Бунина с лермонтовской поэзией?

6. Общий вывод урока:

Русские поэты часто в своих стихах обращались к миру

родной природы как к источнику вдохновения и божественной

гармонии.

7. Итог урока. Оценки.

8. Домашнее задание:

  1. Выучите наизусть стихотворение Лермонтова М.Ю.

«Когда волнуется желтеющая нива».

или

  1. Найдите в районной газете «Колос» стихи поэтов нашего края, посвященные осени.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Образовательные iconУрока: Ι. образовательные
Цели урока: Ι. образовательные: формировать навыки составления характеристики литературного героя, анализа текста; знать понятия...

Урока: Образовательные iconОсновные элементы увп в уроке Цели урока: образовательные, воспитательные,...
Творческое и точное выполнение программно-методических требований к уроку, грамотное определение типа урока, его место в теме. Вычленение...

Урока: Образовательные iconКонспект урока: «Лес экосистема»
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с животными и растениями леса

Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные задачи
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний (с использование модульной технологии)

Урока: Образовательные iconУрока: изучения новых знаний Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста

Урока: Образовательные iconУрока: изучение нового материала Образовательные цели урока
«непроизносимые согласные», найти способ проверки данной орфограммы, подготовить к выполнению теста

Урока: Образовательные iconУрока: образовательные
...

Урока: Образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: изучить особенности рек России; расширить и углубить знания о реках; сформировать понятия уклон, падение реки; показать...

Урока: Образовательные iconУрока ( Математика) Решение задач Образовательные задачи урока Содержание...
Установление правильности, полноты выполнения и осознанность Д/З. Выявление проблем в знаниях и устранение их



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск