Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят






Скачать 38.54 Kb.
НазваниеУрок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят
Дата публикации12.02.2014
Размер38.54 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок
5 класс

Урок № 51.

Тема. Р/р. Классное сочинение – анализ поэтического текста С.А.Есенина.

Цель:

  • учить ребят выполнять письменный анализ лирического текста; выявить особенности мировосприятия поэта, поэтическую манеру С.А.Есенина;

  • формировать навыки анализа лирического текста, развивать связную речь учащихся;

  • воспитывать любовь к родной природе.



ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворений С.А.Есенина.
III. Работа над сочинением-анализом поэтического текста.

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Устный анализ стихотворения С.А.Есенина «Поёт зима – аукает».

2.1.Слово учителя.

Природа – подлинный герой поэзии Сергея Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих его юношеских стихотворений. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порыв ветра, шёпот листьев, пение птиц, плеск речной волны.

Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тень не захватывают внезапно воображения, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, молодой поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски.
2.2. Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Какой вы представляете себе картину зимы, изображённую в стихотворении?

- Сравните нарисованную вами картину с изображением зимы на картине И.И.Шишкина «Зима».
2.3. Обращение к учебнику. Чтение фрагмента статьи «В мире художественного слова С.А.Есенина» от слов «Между стихотворениями….» до слов «зима – весна».

- В стихотворениях С.Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.Блока «Полный месяц встал над лугом…» применена антитеза. Какие ещё признаки сходства вы обнаружили?
Чтение статьи «В мире художественного слова С.А.Есенина» от слов «Но можем ли мы утверждать…» до слов «…являются его образы».

- Назовите ключевые образы стихотворения С.Есенина. Укажите названия изобразительно-выразительных средств.

- На основе предварительных наблюдений сформулируйте вывод: зимняя природа в стихотворении Есенина воссоздана сдержанно, скупо или объёмно, динамично?
2.4. Выразительное чтение первой строфы.

- Найдите слово, придуманное поэтом, и определите его выразительную роль.

- Объясните лексическое значение слов «баюкать», «стозвон», «аукать».

- Какой изображена зима в стихотворении С.Есенина?

- В каких произведениях так изображается зима? (В народных песнях и сказках зиму называют матушкой, волшебницей. Этот образ созвучен есенинской зиме).
2.5. Обращение к учебнику. Чтение фрагмента статьи «В мире художественного слова С.А.Есенина» от слов «Поэтический мир…» до слов «…к мельчайшим деталям».

- Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

В пейзажных стихах С.Есенин опирается на одушевление природы и чувство слитности с нею, характерное для фольклора.
2.6. Обращение к «Краткому словарю терминов». Определение ассонанса и аллитерации.

- Найдите эти выразительные средства в стихотворении. Какую роль они играют в стихотворении?

^ 1 вариант. Ассонанс.

Аукает, баюкает, кругом, глубокою, плывут, в страну, далёкую.

Звук [у] передаёт шум и рёв вьюги.

2 вариант. Аллитерация.

Шелковым, бешеным, свешенным.

Повторение шипящего [ш] создаёт ассоциацию со свистом ветра, шуршанием метели.
2.7. Выводы.

Есенин обладал редким даром – ощущением слитности с природой. Поэт заставляет природу говорить своим языком, вкладывает в неё своё «я». Но Есенин оживлял природу не только и не столько для сопоставлений с человеческой жизнью. Да ему и не надо было «оживлять» природу: она для него живое существо, которое чувствует и мыслит, страдает и радуется.

Есенин ощущал себя частью природы, растворённой в ней.
3.Знакомство с планом письменного анализа лирического текста.

  1. Дата написания.

  2. Реально-биографический и фактический комментарий.

  3. Ведущая тема.

  4. Основная мысль.

  5. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении.

  6. Структура стихотворения. Сопоставление и развитие основных словесных образов по сходству, по контрасту.

  7. Основные изобразительно-выразительные средства, используемые автором (метафора, эпитет, сравнение, аллегория, гипербола, повтор, антитеза, инверсия, риторический вопрос, обращение и восклицание).

  8. Способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая).

  9. Звукозапись (аллитерация, ассонанс).

4.Подбор и систематизация материалов к сочинению.
5.Самостоятельная работа учащихся.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.

1.Оформить сочинение набело.

2.Инд.задание: подготовить сообщение о семье А.П.Платонова.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconУрок №31. Тема
Тема. Развитие речи. Классное сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление»

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconТема «Образ Родины в поэзии С. Есенина» Форма: Литературная гостиная...
Совершенствовать навыки анализа поэтического произведения, выразительного чтения стихотворения

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconАнализ стихотворений М. Ю. Лермонтова "Молитва", "Ангел" Цель урока
Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconУрок в 4 «А» классе. Учитель Бабанова Л. Н. Тема: Сочинение описание...
Тема: Сочинение описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Цель: Учить описывать картину

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconГлавное управление образования курганской области
Выполните комплексный анализ текста прозаического или поэтического. Выбор типа текста право участника олимпиады

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconМоу «оош села Подстепное» Открытый урок – презентация литературного...
Сергея Есенина, его стихотворением «Лебёдушка», показать многообразие, яркость, душевность поэзии Есенина, раскрыть красоту поэтического...

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconВажнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не...
Анализ художественной прозы намного специфичнее, чем анализ стиха. Конструктивные признаки стиха выступают явно (размер, рифма, повтор,...

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconВажнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не...
Анализ художественной прозы намного специфичнее, чем анализ стиха. Конструктивные признаки стиха выступают явно (размер, рифма, повтор,...

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconУрок комплексного анализа текста. Оборудование: текст рассказа Михаила...
Тема: комплексный анализ текста при повторении темы «сложные предложения с разными видами связи»

Урок №51. Тема. Р/р. Классное сочинение анализ поэтического текста С. А. Есенина. Цель: учить ребят iconУрок литературное чтение Тема: С. В. Михалков «А что у вас?»
Цель: Учить читать выразительно и анализировать стихотворные тексты, подтверждая свои высказывания цитатами из текста, на основе...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск