А. С. Пушкин «Зимнее утро»






Скачать 68.61 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дата публикации01.03.2014
Размер68.61 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро».
Цели урока: познакомить уч-ся со стихотворением поэта;

учить анализировать лирическое произведение;

развивать образное мышление, речь уч-ся;

учить выразительному чтению.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, текст произведения, репродукции картин о зиме, иллюстрации детей.
Эпиграф на доске: «Мороз и солнце, день чудесный!» (А.С. Пушкин).


Ход урока.
Для развития творческих способностей и образного мышления уч-ся за несколько дней до проведения урока дается творческое задание: написать миниатюру о своих зимних впечатлениях; нарисовать иллюстрации о зиме по своим воспоминаниям.

^ 1.Подготовка к восприятию стихотворения.

1) Слово учителя:

Наступает красавица зима.

- Какие краски преобладают в зимнем пейзаже? (Яркость, чистота).

- Чем красива зима?

- Давайте посмотрим на зимние пейзажи художников.

( Дети рассматривают зимние пейзажи Юона, Грабаря и других художников, делятся впечатлениями).

Так художники изображают на своих полотнах зиму, а какой изобразили ее вы в своих работах? (Дети комментируют свои рисунки и читают письменные работы - 1,2 уч-ся).

- Вы рассказали о своих зимних настроениях, а какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»? (высказывания детей).

- Давайте вслушаемся в Пушкинские строки и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт.

2)Выразительное чтение стихотворения учителем (наизусть).

^ 2. Анализ стихотворения.

1) - Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении.

- Какие же настроения испытывает лирический герой стихотворения?

-От чего зависят его чувства?

Попробуем в этом разобраться, но вначале выполним задание:

- Прочитайте стихотворение и выпишите незнакомые слова и выражения.

2) Словарная работа:

Сомкнуты – форма кр. причастия, вышедшая из употребления в современном языке.

Нега- наслаждение (устаревшее)

Взор – взгляд, но в тексте глаза (устаревшее)

Вечор – вчера (диалектное)

Нынче – сейчас (устаревшее)

Озарена – освещена (устаревшее)

Велеть – приказать (устаревшее)

Запречь- запрячь, запрягать (диалектное)

Аврора – богиня утренней зари

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно – желтый.
- Посмотрите на доску и добавьте к своим записям уточнения, исправьте неточности.

- А теперь вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра, как контрасты в природе влияют на душевное состояние человека?

3)Подготовка к выразительному чтению.

Чтение стихотворения по строфам и их анализ.(анализ текста идет одновременно с работой по таблице, которая распечатана и лежит перед каждым учащимся).

Какое настроение испытывает лирический герой?



1 строфа.

Утренняя радость,

Ликующее,----------------------------------------------------------------------------------

«день чудесный!»,

«пора , красавица, проснись…»

«звездою севера явись!»

2 строфа

Тоскливое,------------------------------

--------------------------------------------

«вьюга злилась»,

«на -----------------------небе…»

«тучи ---------------------…»

« и ты ---------------------…»

3 строфа

Восхищенное--------------------------

--------------------------------------------

«-------------------- коврами,

----------------------на солнце…»

«--------------------лес..»

4 строфа

-------------------------------------------

«------------------- блеском»,

«------------------- треском»,

«------------------- думать…»

5 строфа

---------------------------------------------

---------------------------------------------

«….предадимся----

----------------------коня»,

«поля ----------------------------

леса------------------------------

берег----------------------------…»

(Если дети затрудняются, от даются слова- подсказки: утренняя радость, ликующее, тоскливое, печальное, восхищенное, восторженное, уютное, спокойное, солнечное, бодрое, мечтательное, грустное.)

Прочитывается каждая строфа, определяется настроение, затем дети ищут те выразительные средства, которые создают настроение и выписывают их в таблицу.

Чтение первой строфы.( читают дети).

У: -Читаем восторженно, ласково.

- Какая картина встает перед нами?

Дети: Яркое зимнее утро. Лирический герой, выглянув в окно, увидел, как прекрасен мир, и им овладели радость, бодрость. Ему захотелось поделиться полнотою своих чувств с близким человеком. Поэтому в обращении к подруге столько нежности: «друг прелестный», «красавица». Он свою возлюбленную сравнивает с «звездою севера», самой яркой звездою.

Настроение бодрости передают восклицательные предложения и глаголы повелительного наклонения.

Чтение 2 строфы.

У- Читаем текст тревожно, задумчиво, исчезли бодрые ноты, закрадывается тревога. Найдем выразительные ср-ва, помогающие понять душевное состояние героя.

Д: Лирический герой вспоминает о том, каким пасмурным и неприятным был предыдущий вечер: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»

Глаголы «злилась», «носилась», «желтела» подчеркивают ощущение тепла, враждебности злобных сил природы.

Слова «злилась и носилась» являются еще и олицетворениями. Эти ощущения дополняются эпитетом «мутном», «мрачные» в форме инверсии и сравнения: «луна, как бледное пятно». Такая природа угнетает человека. Эпитет «печальная» подчеркивает это.

Учитель: Это прием психологического параллелизма. Когда душевное состояние лирического героя соответствует состоянию природы.

Чтение 3 строфы.

- Читаем спокойно, любуясь природой.

- Что видит поэт?

Д. Лирический герой увидел совершенно противоположную картину.

У. Такой прием называется антитезой. Запишем в тетради определение:

«АНТИТЕЗА- противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи».

- Как изменились краски?

Д. Эпитет - голубыми, метафора- великолепными коврами – контрастны

краскам вечера. Дважды автор упоминает о блеске: «блестя на солнце снег лежит.., …и речка подо льдом блестит…», подчеркивая праздничность, сказочность природы. «Ель зеленеет…»

Даже лес, хотя чернеет, прозрачный.

- Найдите в этой строфе повтор.

( и ель.. , и речка)

Такой прим, заключенный в повторении одних и тех же и тех же звуков,слов в начале нескольких стихотворных строк, называется АНАФОРОЙ.

Запишем это определение в тетради.

Чтение 4 строфы.

У. Прокомментируйте эту строфу.

Читаем спокойно, мечтательно.

Д. Герою тепло и уютно в комнате. Яркое солнце преобразило все не только в природе, но и здесь, в комнате. Она янтарным блеском озарена. Янтарный – это эпитет, поэтому кажется, что трещат дрова в печи. Для этого поэт находит такие слова, сочетания звуков, что мы действительно слышим, что «веселым треском трещит затопленная печь».

Это достигается повторением звуков –тр, - т, -ч. Автор использует прием АЛЛИТЕРАЦИИ, который создает ощущение тепла, хорошего настроения.
У. Запишем определение в тетради: « АЛЛИТЕРАЦИЯ – прием звукозаписи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков.»

- Хорошее настроение наводит на приятные мысли: «Приятно думать у лежанки (прием психологического параллелизма) и мечтать- «не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?»

Герой приглашает в путь своего «милого друга». Здесь появляется бытовой разговор, и в речь входит разговорная лексика: «санки», «кобылка», «запрячь». Эта простая фраза словно сразу переносит нас в русскую деревню, занесенную глубоким снегом. Автор соединяет слова разных стилей в одном тексте.

Чтение 5 строфы.

У. Читаем мечтательно, с легкой грустью, с понижением голоса к концу строфы.

Д. Лирический герой мечтает, как они пустятся в путь: « скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу/ нетерпеливого коня./

Эпитет «нетерпеливого» передает желание прогуляться по утреннему снегу вместе с другом милым. Эпитеты в форме инверсии: «поля пустые», «леса недавно столь густые» - помогают представить зимний пейзаж. А эпитет – «берег милый для меня» - передает любовь автора к родной природе, к своей родине.

5) Составление плана стихотворения.

1. День чудесный.

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. А нынче – погляди в окно.
3. Обобщающая беседа о герое Пушкинского стихотворения.

У. Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения.

- Что можно сказать о таком человеке?

- На доске написаны возможные варианты ответа. Выберите один или несколько из предложенных мною, либо дайте свой вариант ответа.

- у этого человека глубокие, сильные чувства;

- он несерьезный, легкомысленный человек;

- он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится : и вечерняя вьюга, и утренняя заря и солнечный блеск.

( Если дети выберут 3 вариант, то это свидетельствует о том, что анализ текста достиг цели, хотя уч-ся могут высказать собственное суждение.)
^ 4.Выразительное чтение стихотворения детьми.

У. – Прочитайте текст с учетом всего сказанного на уроке. Обращайте внимание на те слова и выражения, которые вписали в таблицу. Они являются главными носителями лирического настроения, и поэтому мы их выделяем интонационно при чтении. ( 1 уч-ся у доски).

- Это стихотворение написано двусложным размером стиха – ямбом. Именно этот размер быстрый, выразительный, живописный. Подробнее о двусложных размерах стиха мы поговорим на следующем уроке.

- Если бы вы создавали иллюстрации к этому стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

Д. Белый, желтый, голубоватый.
^ 5. Подведение итогов.

У. Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности как антитеза, анафора, аллитерация, сделали, я надеюсь, много для себя открытий и убедились еще раз в том, что А.С. Пушкин – гениальный поэт. Его стихотворение « Зимнее утро» является гимном родной природе, солнечному дню и радостному настроению поэта.

6. Домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть.

2) написать отзыв о нем

3) нарисовать иллюстрацию к стихотворению

( по желанию).

Спасибо всем за урок. Оценки за творческую работу (сочинение- миниатюру) я объявлю на следующем уроке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconВ каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?
Из какого стихотворения Пушкина эти строки: «Вечор ты помнишь, вьюга злилась»? («Зимнее утро»)

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconУрок литературного чтения, 3 класс. Тема: Александр Пушкин "Зимнее утро"
Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цели урока: Познакомить учащихся с данным стихотворением; сделать его интерпретацию, на основе которой подготовить к выполнению творческой...

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКонспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком...

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconСтихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconКрасота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух, постепенным переходом на чтение про себя

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconУрок литературы в 6 классе Тема: "Зимнее утро" А. С. Пушкина. Замедленное...
Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме

А. С. Пушкин «Зимнее утро» iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6 класс
«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск