Скачать 187.42 Kb.
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Светлячок» г. Медногорска» Представление педагогического опыта «Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, природе, культуре Оренбургского края» Сапунова Вера Александровна воспитатель высшей квалификационной категории 2013 г. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчёркивается, что»система образования признана обеспечить …воспитание патриотов России ,граждан правового ,демократического ,социального государства ,уважающих права и свободу личности ,обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых, событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодёжной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, средства массовой информации усиленно пропагандируют западный уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды- местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Между тем, процесс духовно-нравственного становления личности ребенка начинается задолго до школы. Возможно, он начинается еще до рождения ребенка, но именно в дошкольном возрасте этот процесс может приобрести устойчивые очертания и стать целенаправленным. Важнейшим условием формирования ценностных ориентиров у дошкольников является осознанное отношение, переживание и оценка объектов окружающей действительности. В последние годы в нашем обществе произошли коренные политические и экономические изменения, затронувшие все сферы жизни, в том числе систему образования. Современные дети мало знают о родном крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Стало необходимым донести до сознания воспитанников: как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. сформировать у детей черты характера. которые помогут ему стать гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду ,родной улице, городу, к государственной символике; к образам, воспитывающим мужество, смелость, самоотверженность, героизм, чувство гордости за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Историческое своеобразие малой Родины оказывает воздействие на эмоциональную и познавательную активность детей, формируя и совершенствуя общие умственные способности. Патриотическое воспитание- сложный и деликатный процесс. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ будущего гражданина, патриота. Возникла необходимость в создании программы ,направленной на формирование у дошкольников первых чувств патриотизма через более углубленное изучение сведений о городах Медногорске и Оренбурге, национально культурных, демографических, экономических, природных особенностях нашего края . Мною была разработана программа «Люблю бескрайние просторы, край необъятный наш» реализует социально-личностное направление через формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, природе, культуре Оренбургского края. Новизна программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе, позволяет формировать у детей целостную картину мира не перегружая лишней информацией и в то же время обеспечивая необходимый минимум представлений о родном крае для познавательного, социального, нравственного и патриотического воспитания, представлен материал, включающий более углубленные сведения о городах Медногорске и Оренбурге, Оренбургском крае, национально-культурных, демографических, климатических, промышленных, экологических условиях региона, расширении первоначальных представлений детей о родном крае. Данная программа отличается от основной образовательной «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой и парциальной программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» Ю.Н.Мамонова углубленным содержанием национально-культурных, демографических, климатических, промышленных, экологических условиях региона, расширении первоначальных представлений детей о родном крае; разнообразием форм и приемов работы, организацией работы с семьей. Программа составлена с учетом задач образовательной области «Социализация» и способствует формированию у детей гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу, приобщению к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, личностному развитию воспитанников, развитию физических, личностных и интеллектуальных качеств. Целью дополнительной образовательной программы «Люблю бескрайние просторы, край необъятный наш» является формирование патриотических качеств личности старшего дошкольника в познании национально-культурных, экономических и природных особенностей родного края. Задачи: 1. Расширение представлений детей о малой Родине, родном крае. 2.Развивать исследовательскую активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов и национально-культурных особенностей родного края. 3.Воспитывать ценностное отношение к природному и культурному наследию края. Работа по программе осуществляется следующим образом: ^ Тема 1: «Город, в котором мы живём?» Познакомить с расположением города, районом (Южный микрорайон), местом расположения детского сада (название улицы), нарисовать схему близлежащих к детскому саду дорог, рассмотреть движение маршрутных такси (изучение пути домой), рассмотреть карту города и микрорайона Южный, отыскать на карте улицы, на которых живут дети группы. Рассказать историю рождения Южного микрорайона. Обсудить с детьми дизайн микрорайона. Детские площадки (фото, угадай, где расположено) Интеграция: Коммуникация, социализация, труд, безопасность. ^ : непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность педагога и детей), целевая прогулка в осенний лес «Осень золотая».. Материалы: схема дорог, карта города, фотоальбом с фотографиями улиц, достопримечательностями, план маршрута. ^ Продолжать знакомить детей с историей возникновения города Медногорска. Развивать интерес к городу. Формировать умение рассказывать по иллюстрациям о своём городе. Интеграция: Коммуникация, социализация, художественная литература. ^ непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность педагога и детей) - беседа, рассматривание иллюстраций. Создание макетов домов и дорог. Дидактическая игра: «Волшебные ленты дорог»; Материалы: карта города. фотографии, слайды про Медногорск. Для продуктивной деятельности – картон, краска, фломастеры, клей, цветная бумага,стихи о Медногорске местных авторов:В.Бицадзе.. «Песня Медногорску» ^ Познакомить детей с историческими постройками – памятниками архитектуры города. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. Интеграция: Коммуникация, Труд, Художественное творчество. ^ слайд-шоу «Из прошлого в настоящее архитектуры города Медногорска», изготовление макета здания в детском саду. Материалы: слайды об Медногорской архитектуре: «ДК «Металлургов», «кинотеатр «Урал» ,старая пятиэтажка, здание администрации, альбом о достопримечательностях г. Медногорска, телевизор. ^ Закреплять полученные представления о городе Оренбурге, об особенностях расположения города. Познакомить со стихами, песнями об Оренбурге. Формировать чувство уважения и бережного отношения к столице края. Интеграция: Труд, Коммуникация, Социализация, Художественная литература. ^ Открытое НОД Материалы: карта Оренбурга, дидактическая игра «Отгадай, что за город», видеоролик с гимном об Оренбурге, фотоальбом об Оренбурге, стихи С.Кан «Мой город степной» ^ Тема 2.1. «История возникновения родного края» Формирование у детей первичных представлений с историей родного края: о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Безопасность. Художественная литература. ^ просмотр слайд – шоу о городе Оренбурге. Материал: телевизор, фотоальбом стихи ,А.Обычный. «Дивный край ,простор Урала!»,дидактическая игра «Найди отличия». ^ Привлечь внимание детей к модели земного шара, карты. Познакомить с местом, где находится наш город, край. Формировать представления детей о гербе и флаге Оренбургской области. Расширять представления детей об окружающей действительности. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Художественная литература. ^ исследовательская деятельность. Материалы: изображение герба, флага Оренбургской области, атлас Оренбургской области. Тема: 2.3. «Что это за культурно – исторические объекты?» Познакомить детей с памятниками, площадями, проспектами и другими достопримечательностями города Оренбурга. Познакомить с творчествами писателей, музыкантами, поэтами, художниками, жившими в этом городе. Уточнить знания о том, как в городе увековечена память о тех, кто его прославил. Интеграция: Коммуникация, Безопасность, Социализация, Художественное творчество, Художественная литература. ^ просмотр видеоролика, портреты известных людей. Материалы: телевизор, видеоролик «Достопримечательности города». Тема 2.4. «В дружбе с Уралом» Закрепить полученные представления в процессе образовательной деятельности об Оренбургском крае. Развивать любознательность, умение участвовать в командных соревнованиях. Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, любовь к малой Родине. Интеграция: Социализация, Коммуникация, Здоровье, Безопасность, Музыка. ^ досуг Материалы: предметы для эстафет, наглядный плакат об Оренбургском крае. Модуль III. «Народная культура и традиции» Тема 3.1. «Региональные особенности расселения» Формировать представления детей о региональных особенностях расселения народов Оренбургского края; Развивать стремление к экспериментированию, познанию и творчеству. Воспитывать любовь к родному краю. Интеграция: Коммуникация, Художественная литература, Социализация. ^ Просмотр фотографий, Работа с картой Оренбургской области, Использование элементов ТРИЗ. Материалы: фотографии народностей Оренбуржья, карта области, д/и «Кто же это, определи» ^ Расширять знания детей о народностях населяющих наш край, о видах поселений. Формировать умение толерантного отношения к окружающим и коммуникативные навыки. Интеграция: Коммуникация, Художественная литература, Социализация, Музыка. ^ : просмотр видеофильма «Многонациональное Оренбуржье». Материалы: видеофильм «Многонациональное Оренбуржье» Тема 3.3. «Русская изба» Знакомить детей с жилищем русских людей. Расширять знания об устройстве русской избы на основе сравнения других национальных домов. Воспитывать уважение к культуре других народностей. Интеграция: Коммуникация, Социализация. Формы проведения: экскурсия в Краеведческий музей, привлечение родителей к создарию мири-музея в детском саду. Материалы: экспонаты музея,мини-музей в детском саду. ^ Расширять и закреплять представления детей об обычаях и традициях Оренбуржья. Воспитывать уважение к прошлому. Интеграция: Коммуникация, Музыка, Социализация, Художественная литература. ^ открытое НОД. Материалы: альбомы об Оренбуржье, презентация, атлас Оренбургской области. Модуль IV. «Основные природные стихии». Тема 4.1. «Ландшафт Оренбургского края» Познакомить с природно-климатическими зонами и ландшафтами Оренбуржья. Закреплять представления детей о природных особенностях родного края. Развивать мыслительные операции, творчество. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Художественное творчество. ^ : Беседа, изготовление макета. Рассматривание картин, иллюстраций, книг, альбомов с изображением растительного и животного мира, альбомов с изображением деревьев и кустарников. Материалы: материалы для изготовления макета, картины, иллюстрации, альбомы с изображением растительного и животного мира, растительности Оренбургской области. ^ Расширять представления детей о природном наследии края – Оренбургском заповеднике, Бузулукском боре, других природных объектах области и богатствах края. Расширять общий кругозор, экологическую культуру, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт детей. Развивать любознательность, наблюдательность, речь, стремление изучать и сохранять природное наследие Оренбуржья. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Художественное творчество, Музыка. ^ беседа, просмотр видеофильма о Бузулукском боре, создание макета. Материалы: альбом о Бузулукском боре, открытки иллюстрации, схема модели, видеофильм о Бузулукском боре, телевизор. ^ Познакомить с природными ископаемыми Оренбургского региона. Дать первичные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту. Воспитывать бережное и созидательное отношение к природным богатствам региона. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Труд. ^ : выставка готовой продукции, развивающая игра «Все ли верно? Докажи». Материалы: образцы природных ископаемых Оренбургского края, иллюстрации о людях труда, развивающая игра «Всё ли верно, окажи». ^ Обобщить знания детей о ландшафтах, природных объектах и ископаемых родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Интеграция: Социализация, коммуникация, Художественная литература, Безопасность, Физкультура, Музыка. ^ музыкально - физкультурный праздник. Материалы: географическая карта края, музыкальное сопровождение, слайды, пуховый платок, образцы хлебобулочных изделий, спортивные атрибуты для проведения эстафет, русские народные игры «Бабка Ёжка», «Растяпа». ^ Тема 5.1. «Ботанико – географические зоны Оренбуржья» Формировать представления детей о наличии двух зон в Оренбургской области: степной и лесостепной. Расширять общий кругозор, экологическую культуру, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт детей. Развивать любознательность, речь, стремление изучать и сохранять природное наследие Оренбуржья. Интеграция: Коммуникация, Социализация. ^ беседа, работа с картой области, использование иллюстраций с изображением лесов, степей, рек, гор Оренбуржья. Материалы: географическая карта края, наглядное пособие о природных зонах Оренбуржья. ^ Дать детям экологические представления о разнообразии флоры Оренбуржья. Способствовать обобщению представлений детей о растениях - это трава, кустарники, деревья. Развивать игровые, мимические и речевые умения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Музыка, Художественная литература. ^ : Рассматривание альбома «Мир растений», Красной книги Оренбуржья, Прослушивание русской народной песни «Березонька». Материалы: Красная книга Оренбуржья, музыкальное сопровождение, альбом «Мир растений». ^ Углублять и расширять представления детей о природных богатствах. Развивать интерес к изучению памятников природы родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Интеграция: Коммуникация, Социализация Формы работы: презентация Материалы: слайды, географическая карта области. ^ Активизировать представления детей о растительном мире нашего края. Обогатить впечатления детей созерцанием картин Оренбургского художника Л.Попова. Упражнять в практическом изображении растительного мира. Создавать эмоциональное настроение, используя звуки леса и музыку. Развивать игровые, мимические и речевые умения. Воспитывать бережное отношение к растительному миру природы. Интеграция: Социализация, Коммуникация, Художественная литература, Художественное творчество, Здоровье, Музыка ^ КВН Материалы: атлас Оренбургской области, слайды о растительном мире Оренбуржья, картины художника Л. Попова. Модуль VI. «Многообразие животного мира» Тема 6.1. «Особенности фауны Оренбуржья » Воспитывать любовь к природе и животному миру Оренбуржья. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу Оренбургского края; Расширять представления о животном мире Оренбургской области. Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Интеграция: Коммуникация, Художественная литература, Социализация, Безопасность, Здоровье ^ просмотр видеофильма экологического содержания. Материалы: наглядное пособие «Животные средней полосы России», видеофильм экологического содержания. ^ Закрепить представления детей о музее и его назначении. Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного города, его природой. Развивать умение вести себя в общественном месте. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Безопасность. ^ слайд – шоу о музее Материалы: экспонаты краеведческого музея, макет избы в саду. Тема 6.3. «Красная книга Оренбуржья» Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить причины вымирания некоторых животных; Формировать экологическое сознание. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание созидательно взаимодействовать с природой. Развивать интерес бережное отношение и любовь к окружающему миру. Дать сведения о Красной книге. Интеграция: Коммуникация, Социализация, Художественная литература. ^ беседа, рассматривание иллюстраций, чтение книг. Материалы: Красная книга Оренбуржья, иллюстрации, произведения художественной литературы. ^ Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Развивать память, сообразительность, находчивость. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. Интеграция: Социализация, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество, Физкультура. ^ праздник Материалы: плакаты с изображением достопримечательностей г. Медногорска, г. Оренбурга и области, дидактические игры, чудесный мешочек, награды для команд, эмблемы команд. Содержание программы реализуется в процессе совместной деятельности педагога и детей (непосредственно образовательная деятельность),самостоятельной деятельности детей ,взаимодействие с семьями детей . Технология опыта заключается в совместной деятельности педагогов и детей (НОД), самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников;
В старших группах детей продолжают знакомить с достопримечательностями родного края, даются углубленные сведения о г.Медногорске и г.Оренбурге, промышленном производстве, знаменитых людях. Выбор городов обусловлен наличием известных промыслов ( пуховый платок ) ; а также ярко представленной взаимосвязью природного ландшафта с развитием промышленности (г.Медногорск- медная руда, г.Оренбург- газ).В процессе знакомства с архитектурой, достопримечательностями, историческим прошлым подчёркивается связь времён (страницы военного прошлого, история возникновения символики , архитектура прошлого и настоящего ).В некоторых НОД включены задания , связанные с представлением о будущем городов и края. Продолжается изучение промыслов, подчёркивается их самобытность, преемственность в работе мастеров прошлого и настоящего. Впервые дети знакомятся с соборами и церквями г.Оренбурга не только как с памятниками архитектуры , прошлого, но и как храмами духовной культуры русского народа , даются представления о музеях , как хранителях культурных ценностей предшествующих поколений .Знакомство с продукцией ММСК, Уралэлектро,Оренбургским пуховым платком у детей формирует эстетическое отношение к продуктам деятельности людей. У них вырабатывается умение видеть красоту в обыденном. Дети шире и глубже осваивают историю посёлка, трудовой подвиг людей живущих рядом с ними (производство в годы войны), стремятся выразить свою признательность и уважение к их нелёгкому жизненному пути. Используя данный опыт, можно получить устойчивые положительные результаты в условиях осуществления культурно-исторического, системно-деятельностного и гуманитарного подходов; реализации принципов развивающего и воспитывающего обучения, интеграции содержания образовательных областей («Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация», «Физкультура», «Музыка»), научной достоверности и практической применимости. Важнейшим условием результативности опыта является реализация содержания программы в двух организационных моделях: совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей в специально организованной развивающей среде. В результате реализации образовательной программы «Люблю бескрайние просторы, край необъятный наш» формируются устойчивые положительные результаты деятельности:
Литература 1.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 192 с. 2.В.Н. Косарева. Народная культура и традиции. Занятия с детьми 3 – 7 лет. Волгоград, 2012 г. – 166 с. 3.Н.Г.Комратова.Л.Ф.Грибова. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. М:-ТЦ Сфера, 2007-224с 4.М.Ю.Новицкая, С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: Методическое пособие-М: Дрофа, 2010.-156с 5.Л.А.Кондрыкинская.С чего начинается родина. М ТЦ Сфера, 2009-192с 6.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова .Мы живем в России. -М: Издательство Скрипторий 2010-104с 7. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст]: Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград, 2011: ИТД «Корифей». – 96с. 8. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009 г.–96с. 9. Научно-методический журнал «Внешкольник Оренбуржья», статья «Методические рекомендации по патриотическому воспитанию дошкольников». О.Н. Вепринцева воспитатель с. Шарлык Оренбургской обл. № 2-3, 2009 г. 48 с. ООО «Детство». 10. Краеведческий атлас «Кувандыкский район и город Медногорск» Чибилев А.А., Соколов А.А. Оренбург 2007 г. Издательство «Газпромпечать» 48 с. 11. Краеведческий атлас «Медногорск. 65 лет» Вихарев А.Н. Издательство ООО «Носта-Печать» 2004 г. 28 с. 12. М.Ю. Картушина Русские народные праздники в детском саду «ТЦ Сфера» 2007 г.,-320 с. |
![]() | «Детский сад №10 комбинированного вида» мбдоу «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района | ![]() | Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении |
![]() | Мдоу в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» относится к такому виду, как детский сад комбинированного... | ![]() | Мбдоу «Детский сад №48 комбинированного вида» находится по адресу 188335, Ленинградская область Гатчинский район деревня Батово д.... |
![]() | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 комбинированного вида городского округа Орехово-Зуево Московской... | ![]() | Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №133» города Кирова( ранее детский... |
![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного вида №96 | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»» |
![]() | Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики... | ![]() | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №23 «Аленушка» Управление образования администрации... |