Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.






Скачать 75.46 Kb.
НазваниеСочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.
Дата публикации02.04.2014
Размер75.46 Kb.
ТипСочинение
top-bal.ru > География > Сочинение
Мастер- класс по русскому языку в 8 классе на тему:

«Обучение сочинению по картине Е.Е. Волкова « Октябрь».

Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся с творчеством художника, с историей создания картины;
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- формировать умение отбирать речевые средства, работать с антонимами и синонимами;
- учить выражать в слове свои впечатления, представления;
- умения воспринимать авторское видение мира, его позицию по средствам проникновения в мир художественных образов.
Тип урока: комбинированный

Ход урока.

I. Актуализация.
- Сегодня у нас необычный урок. Состоится мастер – класс по теме: « Обучение сочинению по картине «Октябрь» Ефима Ефимовича Волкова.
- Работа над сочинением вызывает достаточно затруднений, тем более по произведениям живописи, данная проблема актуальна.
Сочинение по картине в школе – одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика.

Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.
Важно не только помочь учащимся составить и написать сочинение, но и позаботиться о эмоциональном воздействии на учащихся, научить детей читать картину, осмысливать её содержание.
Словарная работа

Стволы, янтарные, жухлая, серо – голубая, выцвело, выгорело, сыроватый.
Чтобы решать эти задачи обучению сочинению по картинам можно выделить несколько основных этапов.
I. Этап. Подготовка учащихся к сочинению.

Работа проводится на предварительном уроке, до написания сочинения. Она предполагает содержательную и языковую подготовку к сочинению:
(Слайд № 2)

Включает в себя:
1.Диктанты. Тексты об осенней природе. (На усмотрение учителя)
2.Сочинение – миниатюра (эссе)
а) «Осень»
Опорные слова: ранняя осень, блеклое небо, прохладный ветерок, свежий воздух, чувствуешь дыхание осени.
б) «Приметы осени»
Опорные слова: осень наступила, пришла; прохладная, золотая, ранняя; стволы берёз, жёлтые, коричневые листья, бледно – серое небо.

3.Творческое изложение: « Октябрь»
Наступил октябрь. Природа готовится к зимнему сну. С севера тянет прохладным ветром. Небо стало по – осеннему серым. Всё чаще дни прохладные. Солнце уже редкая гостья. Деревья понемногу сбрасывает свои листья. Нередки прохладные дождики, трава уже не зелёная, а жухлая. Крик грачей, улетающих на юг, напоминает звон разбитого стекла. Они суетятся, хлопочут, торопятся на юг. Булькает вода в неглубоких лужицах. Тревожно становится на душе и у человека. Живая и неживая природа готовится встретить зиму.

4. Выборочный диктант на тему «Осень» (глаголы, прилагательные на осеннюю тему)
5. Экскурсия.

- Обратить внимание на краски природы, цвет осеннего неба, воды, осенних деревьев.

6. Использование «корреспондентского блокнота» - для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации.
- Каждый листок блокнота служит для записей по определённой микротеме сочинения:
- опорные слова;
- загадки;
- пословицы, приметы;
- данные о жизни и творчестве художника;
- подбор языковых средств.


II Этап. Урок обучающего сочинения.

1. Введение учащихся в определённую речевую ситуацию: тема, задачи урока.

- В начале урока я говорила, что мы будем писать сочинение.

- О чём узнаете из стихотворения Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

- О каком времени года говорится?
- Какие слова говорят об этом?

- Так о чём мы будем писать сочинение?


Мы будем учиться писать сочинение по картине, и поможет нам в этом полотно Волкова Ефима Ефимовича «Октябрь».
(Слайд № 3)
- На уроке, мы познакомимся с творчеством художника, с историей создания картины;
- будем формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- формировать умения отбирать речевые средства, работать с антонимами, синонимами;
- учить выражать в слове свои впечатления, представления.

2.Подготовка уч-ся к восприятию картины:
(знакомство уч-ся с определённым временем, проведение беседы о художнике)

- На уроках русского языка мы говорили о картинах с изображением природы.
- Как вы называете такие картины? (пейзажи)
- Многие художники с огромной любовью и теплотой изображали нашу скромную, исполненной тихой прелести русскую природу.

Сообщение о писателе.
Волков Ефим Ефимович — живописец-пейзажист. Родился в Петербурге 23 марта 1844, в семье фельдшера. Учился живописец в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1866) и в Академии художеств (1867—1870). Состоял в Товариществе передвижных художественных выставок (1880—1918).
      Известен не только как пейзажист, но и как иллюстратор. Был удостоен звания академика. Член товарищества передвижников. Волков известен также не только как пейзажист, но и как книжный иллюстратор. Он создал ряд иллюстраций к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Отчизна». 

  Современники называли Ефима Волкова "поэтом русской осени и русских туманов". Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые "ландшафты", а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование.

Особое место в своем творчестве художник уделял простым людям – крестьянам, их среде обитания, природе, которая их окружает. 
         Умер Ефим Ефимович Волков в 1920 году в Петрограде

История создания картины «Октябрь».
В 1883 году Волковым была создана картина "Октябрь", "свежая по мотиву и тонкая по выраженному в ней чувству природы". Написанная на станции Сиверской под Петербургом, где у Волкова была собственная дача, картина экспонировалась на XI Передвижной выставке.
Наряду с образом болота другой излюбленный образ в пейзаже Ефима Волкова – леса. Но, в отличие от И. Шишкина, Ефима Волкова больше привлекают опушки леса, поляны, окруженные деревьями, берега небольших рек, лесные озера и болотистые места.
Он избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворенности природы.

3.Рассматривание картины (первичное).

- Это очень важная часть урока, именно в те минуты, когда дети внимательно всматриваются в картину, стараются её понять. Воздействуют на чувства, дают толчок воображению.


Рассмотри те картину в целом, проникните её настроением.

4.Беседа по содержанию картины:

- Это упражнения на развитие речи , предполагающие диалог между учителем и учащимися по вопросам направленным на восприятии понимании картины, на осознании особенностей и творчества художника. Вопросы подводят к пониманию сюжета и идеи картины.
- Произведения искусства , прежде воздействуют на чувства человека, поэтому при анализе картины необходимо отталкиваться от эмоционального настроения , вызванного рассматриванием картины.

(Слайд № 4)

- Какое настроение у вас возникло от увиденного?
Выбери:
Грустное, печальное, радостное, волнение
Тревога, восторг, испуг, удивление
Восхищение, интерес, торжество, беспокойство

– Объясните свой выбор.


- На своей картине Волков мастерски передаёт состояние природы – это лирическое переживание , увиденного, несколько грустное, трогательное, волнующее.
- Перечислите всё то, что вы видите на картине.
- Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Простой, непритязательный , но очень задушевный, навевающий грусть.)
- Какой образ главный на картине? (Осенняя природа, жёлтые листья, берёзы)
- Как художник показал осень?
- Перечислите все оттенки цветов, которые преобладают? ( жёлтые, коричневые, серо - голубая, бледно – серое.)

- Художник строит общий колорит картины на приглушённых тонах чуть – холодноватых оттенках.
Это придаёт жизненность, правдивость.

- Что сразу задерживает взгляд зрителя? (берёзы)
- Что вы видите на ближайшем плане, на заднем плане? (берёзы, землю, реку, небо)


5. Определение особенности композиции ( микротемы).
- берёзки
- земля

- река
- небо;

- воздух

- Что вы ощущаете глядя на картину?
- Какие звуки можем услышать?



6.Сравнение впечатлений полученных от картины и от музыкального произведения.

( Звучит музыка П.И,Чайковского «Времена года»)
- Что вы представляете, когда слушаете музыку?
- Что общего между впечатлениями?

7. Лексико – орфографическая работа.
(тип текста - описание, стиль - художественный)

- Подбор изобразительных средств к микротемам.


(Слайд № 5)

Работа со словами – антонимами:

Счастливые – грустные

Ясное – мрачное

Тёплый – холодный

Светлый – тёмный

Чёрный – белый

Далеко – близко

Радостные - печальные

Работа с синонимами:
(назовите только те словосочетания , где глаголы будут употребляться в переносном значении)

Прохладный (напиток, ветерок)
хмурится (человек, небо)

летят (листья, самолёты)

засыпает (ребёнок, природа)

течёт (ручей, время)
(Слайд № 6)


Работа над началом текста
Пришёл октябрь. На берёзах почти нет листьев….

Правописание слов:

( на доске )
Понемногу, по – осеннему, серо – голубая, вдали, более, суетятся.

Буквы заблудились:

Б…леют, грус…ная, ств…лы, пр…хладная, ж…лтая, реч…ке, сол…це, …брасывают, т…ропятся.


(Слайд № 7)
8.Составление плана, совместно с учителем .

План

I. Художник и его картина .
II. Октябрь
III.Отношение к картине.
Ученикам предлагается таблица. Они должны её заполнить, чтобы дополнить 2 часть плана.


План наблюдений

Материалы

Для дополнений




















(Слайд № 8)

Рабочие материалы по 2 части плана.


План наблюдений

Материалы

Для дополнений

Берёзки

На картине изображены …

Белеют стволы берёз. Почти нет листьев. Пусто, просторно, но грустно.




Земля

Листья падают на землю. Устлана жёлтыми, янтарными, оранжевыми, коричневыми, розоватыми листьями. Нет ярких красок. Трава жёлтая.




Река

Небольшая, лесная, извилистая. Низкие пологие берега. Серо – голубая вначале, более тёмная вдали. Очевидно, вода прохладная. Одинокая фигура женщины. Тихо.




Небо

В речке отражается. Бледно – серое.




Воздух

Сыроватый. Небольшой ветерок. Пахнет листьями.






9. Устный пересказ отдельных частей.


- Учитель выслушивает несколько вариантов.

10. Написание .

11. Самопроверка .

III Этап. Проверка сочинений и анализ учителем .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconУрок развития речи во 2-м классе (1-4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"
Урок развития речи во 2-м классе (1—4) по теме "Сочинение по картине «Зимние забавы»"

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconПлан урока развития речи по русскому языку в 8 классе на тему «Сочинение-рассуждение...
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему по картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconИнтегрированная игра «Счастливый случай»
Игровая деятельность учащихся – одно из самых эффективных средств физического и интеллектуального развития личности ребенка

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconСочинение по картине В. Васнецова «аленушка» (урок развития речи (2часа)
Образовательная – формирование понятия о роли прилагательных в художественном тексте

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconСочинение-описание по картине И. И. Шишкина «Дубовая роща» тема II
Ходякова Л. А. Сочинение по картине в 6-м кл.: метод пособие / Л. А. Ходякова, Е. В. Кабанова; под ред проф. Л. А. Ходяковой. — М.:...

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconУрок сочинение-описание по картине Ф. П. Толтого
Вот почему наша задача научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. А поговорим мы о картине известного русского...

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconКонспектирование текста
Воспитание и развитие коммуникативной культуры современного ученика – одно из приоритетных направлений педагогической практики последних...

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconСтатья использование элементов теории множеств при решении нестандартных...
...

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconОбучение сочинению-описанию по картине
Тема урока: Сочинение- описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Сочинение по картине в школе одно из эффективных средств развития речи школьников, раскрытие творческих возможностей каждого ученика. iconЗадачи: Более глубокое знакомство детей с жанром народной и авторской...
Развитие памяти, речи, воображения, мышления, творческих возможностей детей, фантазию, наблюдательность



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск