Пояснительная записка к программе «Экология леса»






Скачать 153.57 Kb.
НазваниеПояснительная записка к программе «Экология леса»
Дата публикации06.04.2014
Размер153.57 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > География > Пояснительная записка
Экологическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы)

С 2007-2008 учебного года начала реализацию региональной программы «Экология леса» на примере изучения лесных экосистем округа. Рабочая программа составлена на основе Региональных программ по экологии для образовательных учреждений ХМАО, рекомендованных Департаментом образования и науки ХМАО. Авторы: Г.Н.Гребенюк, Н.А Иванова, Е.С. Овечкина. Это факультатив в объеме1час в неделю в 5-х, 6-х, 7-х классах. Мною была написана рабочая программа. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные программой по экологии. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей экологическим мышлением. В рабочей программе представлено календарно-тематическое планирование, где сохранена логика изложения материала, последовательность изучения материала, расчасовка тем, основные понятия, диагностические материалы по отслеживанию результатов обученности школьников по данному курсу.

Система непрерывного экологического образования муниципальной средней общеобразовательной школы №9 города Нижневартовска с углубленным изучением предметов образовательной области «Технология» складывается следующим образом:

5-6 классы - «Экология леса». Региональная программа для школьников 5-6 классов. Автор Н.А.Иванова.

7 классы – «Экология северного города»

9 классы – элективный курс «Медицина и я».

10-11 классы – раздел VI «Взаимоотношения организма и среды» учебника «Общая биология» под редакцией академика РНАН В.Б. Захарова.

Количество человек

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

Факультатив по экологии в 5-х, 6-х, 7-х классах

163

157

172

165


^ Пояснительная записка к программе «Экология леса»

6класс

В связи с социальным заказом округа на подготовку школьников, владеющих экологической культурой, что отражено в Законе Ханты-Мансийского автономного округа «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа» от 14 июня 2000года, приказе №230 от 18.06.99г. Главного управления по общему и профессиональному образованию Администрации округа о внедрении регионального компонента в общеобразовательных учреждениях округа. Такая программа была разработана па заказу Управления по охране окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на кафедре экологии естественно-географическогофакультета Нижневартовского государственного педагогического института. Автор программы – Н.А.Иванова.

Программа «Экология леса» рассчитана на 68 часов: 5 класс – 34часа, 6класс – 34часа.

Основная цель данной программы – улучшить социально-экологическую ситуацию в регионе и в России путем приобщения школьников к региональным и мировым ценностям, повысить их экологическое сознание, конкретизировать экологические знания и экологическую компетентность на основе изучения природных и антропогенных экосистем, социально-экологических и экономических проблем округа, привлечь школьников к решению экологических проблем. Принцип региональности, использованный в программе, позволяет решать проблемы с учетом местных условий, сочетать теоретическое обучение и воспитание с практической деятельностью учащихся. Цель программы:

Формирование экологически грамотного человека с активной социальной позицией.

^ Главные задачи программы

  1. Изучение особенностей функционирования лесных экосистем.

  2. Изучение региональных закономерностей производственно-экономического ландшафтов под воздействием социальной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа и сохранения здоровья людей в ходе такого освоения.

  3. Изучение природных ресурсов и принципов рационального природопользования с целью обеспечения устойчивого развития территории округа.

  4. Развитие научно-исследовательских навыков у школьников.

Содержание программы

Тема 1.

Лес в жизни человека

Растительные ресурсы лесов нашего округа. Общая характеристика растительных ресурсов ХМАО. Использование человеком растительных ресурсов. Кедр – жемчужина наших лесов. Лес и здоровье человека. Животные ресурсы таежных экосистем нашего края, их использование человеком. Лес в формировании этических качеств человека.

Учащиеся должны знать:

  • что такое ресурсы

  • что такое биоресурсы

  • древесина как биологический ресурс, ее использование в ХМАО.

  • о грибах округа как пищевом ресурсе и как компоненте таежных экосистем

  • об использовании растений леса для получения различных видов продуктов.

  • почему кедр – самое уважаемое дерево тайги

  • причины богатства животного мира кедровых лесов

  • как использует кедр человек

  • основные виды животных ресурсов ХМАО

  • правила рационального использования животных ресурсов

  • что лес – это не только источник биоресурсов для человека, но источник творческого вдохновения, красоты, успокоения человека

Учащиеся должны уметь:

  • различать основные виды пищевых растений округа

  • Различать основные виды съедобных грибов

  • различать ядовитые грибы

  • различать лекарственные растения

  • объяснить необходимость охраны растительных ресурсов округа.

  • отличать кедр от других хвойных пород

  • определять до 10 растений, обладающих лечебными свойствами

  • объяснить необходимость бережного отношения к ресурсам таежных лесов


Учащиеся должны научиться

  • чувствовать гармонию и красоту природы.

Тема 2.

Лес и цивилизация.

Исчезновение лесов – глобальная экологическая проблема. Лес и нефть. Воздействие нефтяного загрязнения на лесные сообщества. Деятельность человека и пожары в лесу. Отдыхающие и лес Лесные болезни и борьба с ними. Лесные растения – индикаторы загрязнения окружающей среды.
Учащиеся должны знать:

  • причины исчезновения лесов на планете и в ХМАО

  • почему исчезновение лесов является глобальной экологической проблемой

  • о возможности возникновения негативных процессов в состоянии окружающей среды ХМАО при неконтролируемой вырубке леса

  • почему сложилась негативная обстановка с состоянием природной среды в ХМАО

  • как влияет нефтяное загрязнение на лесные сообщества

  • степень устойчивости к загрязнению разных видов растений

  • типы пожаров об ущербе, наносимом пожарами

  • правила пожарной безопасности в лесу

  • причины болезней растений

  • виды вредителей

  • что такое биоиндикация, названия растений и животных, которых можно использовать для биоиндикации

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить роль леса в поддержании газового состава атмосферы, климатических условий нашего округа, в жизни рек, в сохранении животных

  • особенности экономики ХМАО в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа

  • вести простейший биомониторинг

  • делать анализ степени разрушения природных экосистем под влиянием нефтяного загрязнения

  • как использовать лес для отдыха, чтобы он не разрушался

  • объяснить, почему лес для отдыха надо использовать грамотно

Тема 3.

Как сохранить тайгу.
Законы по использованию и охране лесов (местные, региональные, глобальные). Рациональное природопользование и лес (как правильно использовать леса). Лесные заповедные зоны. Красная книга. Правила поведения в лесу. Что можем сделать мы?
Учащиеся должны знать:

  • законы РФ по защите и охране лесов

  • законы Ханты-Мансийского автономного округа по охране природной среды, лесное законодательство

  • что такое заповедные зоны

  • виды заповедных зон

  • заповедные зоны округа и района

  • что такое Красная книга

  • цель создания Красных книг

  • виды Красных книг

  • что такое Черная книга

  • растения и животных округа, занесенные в Красную книгу




  • что такое рациональное лесопользование и чем оно отличается от нерационального

Учащиеся должны уметь:

  • объяснить необходимость законов по охране природной среды и лесного законодательства

  • объяснить необходимость соблюдения правил рационального использования лесов

  • распознавать охраняемые растения и животных ХМАО

  • соблюдать правила поведения в лесу

  • объяснить, для чего нужны правила поведения

  • вырастить дерево

  • ухаживать за деревом и лесом

  • пропагандировать знания по рациональному использованию и охране лесов


Курс « Экология северного города» знакомит школьников с понятием «городская среда», показывает влияние факторов на качество городской среды; дает анализ современного состояния растительных сообществ города, влияние растений на формирование внутренней среды города. Раздел «Животные» рассматривает пользу и вред животных, проживающих в городе. Интерес представляет раздел «Качество городской среды и здоровье человека в городе», где учащиеся познакомятся с экстремальными факторами окружающей среды, влиянием условий севера на развитие и состояние здоровья детей, с влиянием окружающей среды на наследственность человека, на некоторые железы внутренней секреции.

Содержание программы

Требования к освоению содержания курса.

Тема 1.

Антропогенные экосистемы.

Понятие экосистемы.

Природные и антропогенные экосистемы. Сравнение их свойств.

Основные типы экосистем ХМАО-ЮГРА.

Города ХМАО-ЮГРА.

Учащиеся должны знать:

  • понятие «экосистема».

  • антропогенные экосистемы

  • особенности функционирования антропогенных и природных экосистем


Учащиеся должны понимать:

  • чем природные экосистемы отличаются от антропогенных.


Тема 2.

Урбоэкология.

Понятие «урбоэкология».

Интегрированный подход к изучению городской среды.

Методы и способы урбоэкологических исследований.

Урбанизация – глобальный исторический процесс.

Многообразие городов.

Основные этапы развития городов, имеющих давнюю историю.

Основные этапы развития города Нижневартовска.
Проектная деятельность.

Перспективы развития урбоэкологии города на пути в будущее: проблемы, прогнозы, оценки.

В чем вы видите преимущества жизни в городе?

Моя судьба в твоей, любимый Нижневартовск!
Эссе:

  • город, в котором бы вам хотелось комфортно и счастливо жить

  • что бы вы показали гостям вашего города.


Учащиеся должны знать:

  • значение понятия «урбоэкология»

  • каков подход к изучению городской среды

  • причины урбанизации

  • объединение городов в группы по разным признакам

  • основные этапы развития городов, имеющих давнюю историю, основные этапы развития города Нижневартовска.


Учащиеся должны понимать:

  • что неотъемлемая часть развития человеческой цивилизации – рост численности городов и городского населения.

  • основную миссию больших городов

  • основную миссию своего города.



Тема 2.

Городская среда – среда жизни человека.

Городская среда как урбосистема.

Законы оптимального развития урбосистем.

Компоненты урбосистем.

Особенности климата округа.

Экстремальные факторы окружающей среды.

Сезоны года на территории города.

Качество городской среды.

Мониторинговая служба города.
Учащиеся должны знать:

  • понятие «городская (урбанизированная) среда»

  • природные компоненты и компоненты, искусственно созданные человеком

  • факторы климатообразования

  • изменение природных компонентов под влиянием антропогенной деятельности

  • особенности времен года

  • значение термина «природно-ресурсный потенциал»

  • роль населения в урбосистеме

  • понятие «качество среды»



Учащиеся должны понимать:

  • необходимость системы наблюдений (мониторинга) за качеством среды


Мониторинг пришкольного участка:

  • Изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Тема 3.

Растительный мир города.
Флористический состав города Нижневартовска и Нижневартовского района, важнейшие лиственные и хвойные породы деревьев, кустарники.

Растительные сообщества Нижневартовска.

Антропогенная нагрузка на территорию города и района.

Роль зеленых насаждений в экологическом балансе города, недостатки в озеленении.

Влияние растений на температурный режим, влажность воздуха, шумовое загрязнение.

Основные правила проектирования зеленых насаждений.

Фитонцидные свойства некоторых деревьев и кустарников, используемые в озеленении.

Лишайники – индикаторы загрязнения воздушной среды.

Проектная деятельность.

  • Оформление цветников около школы.


Учащиеся должны знать:

  • Значение растений в городской среде.

  • Важнейшие лиственные, хвойные породы города.

  • Фитонцидные свойства растений, используемые в озеленении города.

  • Влияние растений на температурный режим, влажность воздуха, шумовое загрязнение.

  • Основные правила проектирования зеленых насаждений.


Учащиеся должны понимать:

  • Необходимость личного участия в озеленении города.

Тема 4.

Животные города.
Городская среда и исчезновение видов животных естественных экосистем.

Животные и птицы, живущие в городе.

Виды животных длительно проживающих рядом с человеком: голуби, крысы, мыши, тараканы. Домашние животные, проблема брошенных домашних животных. Кровососущие города, района.
Проектная деятельность.

Бродячие собаки? Каков гуманизм человека по отношению к ним?
Учащиеся должны знать:

  • что сильное давление урбанизированной среды ведет к сокращению биоразнообразия и численности животных

  • пользу и вред животных, проживающих в городе

  • домашних животных

  • кровососущих насекомых



Учащиеся должны понимать:

  • ответственность за тех, кого приручили, за «братьев наших меньших»

Тема 5.

Качество городской среды и здоровье человека в городе.
Здоровье и образ жизни.

Антропоэкологические проблемы.

Влияние климатических факторов на здоровье.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

Морфофункциональное развитие и состояние здоровья детей.

Влияние условий севера на психофизический статус школьников-подростков.

Влияние окружающей среды на наследственность человека.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор.

Стресс – как негативный биосоциальный фактор.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Учащиеся должны знать:

  • что такое здоровье: физическое, психическое, социальное.

  • понятие «образ жизни»

  • понятие «здоровый образ жизни»

  • что является предметом изучения таких наук как: антропология, этнография

  • адаптационные резервы организма жителей города

  • развитие и состояние детей в городе

  • влияние окружающей среды на здоровье человека

  • приемы нейтрализации эмоционального стресса


Учащиеся должны понимать:

  • что стресс – это негативный биосоциальный фактор

  • что сохранить и поддержать здоровье профилактическими мерами проще, чем подвергать себя сложному лечению, придерживаясь определенных правил



Проектная деятельность.

Диета и здоровье.

Режим питания (мой, моей семьи, моих друзей).

Опыты и наблюдения по закаливанию.

Биоритмы и утомление.
Мониторинг здоровья человека (практикум):

  • определение гармоничности физического развития

  • сравнительный анализ жесткости водопроводной и кипяченой воды.

  • определение содержания нитратов в овощах химическим способам (разновозрастная группа).

  • оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

  • определение некоторых свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной деятельности

  • реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

  • оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой

Экскурсия в поликлинику, экскурсия по городу.

Элективный курс в 9-х классах «Медицина и я».

Пояснительная записка

Введение предпрофильной подготовки в основной школе позволило решить следующие задачи:

  • создать условия выпускникам основной школы для осознанного и ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности;

  • обеспечить преемственность между основной и старшей школой, в том числе более эффективно подготовить выпускников основной школы к освоению программ профильной школы;

  • Расширить возможности социализации.

Задачи определяют принципы, в соответствии с которыми строится процесс обучения учащихся.

Во-первых, принцип свободы выбора учащимися элективных курсов. Благодаря этому принципу должно состояться самоопределение учащихся, формирование их личной ответственности за сделанный выбор.

Во-вторых, это индивидуализация учебного процесса. Обучение строится с учетом индивидуальных траекторией.

В-третьих, принцип активности школьников. Самоопределение относительно будущего профиля обучения предполагает использование проектных и исследовательских и корпоративных форм обучения.

Элективный курс «Медицина и я » формирует профессиональную направленность личности учащихся, ориентирует учащихся на выбор химико-биологического профиля в старшей школе, формирует понятия о здоровье человека и о роли многообразия факторов в сохранении здоровья. Итоговая аттестация по биологии за курс основной школы обеспечивает контроль знаний личностно-ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни а также умения применять эти знания в разных жизненных ситуациях и поэтому темы курса: «Здоровье человека», «Сохранение здоровья человека» будут способствовать подготовке учащихся к экзамену.

Таким образом курс в полной мере отвечает целям и задачам предпрофильного обучения в школе и будет способствовать получению информации о возможных путях продолжения образования, оценить свои возможности и принять ответственное решение.

Цель курса:

  1. Сформировать у учащихся преставление о профессии врача.

  2. Сформировать у учащихся знания о здоровье, факторах, влияющих на здоровье и способах сохранения здоровья.

Задачи курса:

  1. Содействие профессиональной направленности личности учащихся.

  2. Создание условий для понимания учащимися роли многообразия факторов в сохранении здоровья человека.

  3. Развитие исследовательских и коммуникативных умений школьников, познавательного интереса к биологии.

Формы занятий:

  • обзорные лекции

  • семинары

  • лабораторные практикумы дискуссии

  • творческие встречи

  • информационная поддержка с помощью электронных текстов, Интернет, видеофильмов и др.

  • экскурсии

Способы и виды оценивания:

  • текущий контроль на семинарах, при обобщении и систематизации знаний.

  • итоговый контроль – презентация проектов на одну из актуальных тем.

Содержание курса:

    1. Здоровье и окружающая среда, образ жизни.

    2. Сохранение здоровья человека.

    3. Система здравоохранения в России, в городе.

    4. Экономика медицины.

    5. Медицинская этика.

    6. Выбор профессии.


Предметом по выбору для учащихся, посещающих элективный курс, стала биология. Итоговая аттестация по биологии за курс основной школы обеспечила контроль знаний личностно-ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни а также умения применять эти знания в разных жизненных ситуациях и поэтому темы курса: «Здоровье человека», «Сохранение здоровья человека» способствовали подготовке учащихся к экзамену.

Курс в полной мере отвечал целям и задачам предпрофильного обучения в школе и способствовал получению информации о возможных путях продолжения образования. Учащиеся оценили свои возможности и 70% из них приняли ответственное решение о продолжении обучения в профильном химико-биологическом классе.

Представленная система по экологическому воспитанию школьников в урочной деятельности подкрепляется и внеурочной работой:

Направляя работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера, стремлюсь к увеличению количества и повышению качества проектов.

На городском слете детских экологических объединений проект по теме «Это необыкновенное вещество в мире» был признан лучшим социально-значимым экологическим проектом. В проекте были размещены исследования по физико-химическим свойствам воды, показано, что всем известная вода среди необозримого множества веществ занимает совершенно особое, исключительное место. Авторы проекта, группа учащихся 8 класса рассказывают о некоторых загадочных свойствах воды. Особенно ценно было то, что учащиеся внесли предложения, как беречь воду и как сделать так, чтобы в школе они пили чистую воду.

На IV городском Слете научных обществ проект по теме «Устойчивость различных видов древесных пород к нефтяному загрязнению» занял I место. Результаты проведенной экспериментальной работы позволили ученику сделать выводы: раствор нефти с концентрацией 6% вызвал наибольшее изменение окраски хвои, их отпад; деревья различных видов проявляют различную устойчивость к нефтяному загрязнению. По снижению устойчивости исследованные растения образуют следующий ряд: кедр сибирский, сосна обыкновенная, ель сибирская, лиственница сибирская. Он отметил, что на протяжении всего периода исследований убеждался в том, что воздействие нефтяной промышленности на растительный мир негативно и ему хотелось привлечь внимание руководства нефтяных компаний, а особенно «ТНК-ВР» к проблемам охраны, защиты и воспроизводства лесов. Участвовали и в Межвузовской научно-практической конференции «Приоритетные направления работы научных обществ». Работа получила II место, в VI Международной экологической акции «Спасти и сохранить».

В течение 4 лет написано 16 проектов на разные темы. Направляя работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера, стремлюсь к увеличению количества и повышению качества проектов.

Ежегодно участвуем в городских экологических мероприятиях. В игре «Крестики-нолики», «Знатоки природы» получили II место, ученица заняла I место в номинации «Флора». На 1 городском интеллектуальном турнире «По страницам красной книги» заняли III место. Отмечены дипломами за активное участие (создание проектов на экологические темы) на научно-практическом семинаре международной образовательной программы SEED компании Schlumberger на тему «Вода». На втором интеллектуальном Турнире чемпионов «Лидер» (Всероссийский уровень) ученик занял 1 место. В проведении «Международного Дня журавля» приняли активное участие 75 учащихся школы. Они сделали журавликов, сочинили стихи, написали сочинения по охране этих птиц. В микрорайоне и за его пределами раздавали прохожим листовки, поделки, рассказывали про этот День (потому что многие из них и не подозревали ,что существует такой День) , фотографировались с ними.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка рабочая программа составлена: На основе программы...
И. Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных...

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа составлена в соответствии с программой «Экология человека» авт. И. М. Швец Москва, изд центр «Вентана – Граф»,...

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5-9...
...

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка к программе учебной дисциплины «Немецкий язык»

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПриказ №88-о от
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка к рабочей программе по «Географии России Природа. Население. Хозяйство»
Настоящая рабочая программа разработана применительно к примерной программе основного общего образования по географии, реализует...

Пояснительная записка к программе «Экология леса» icon«Тайны леса»
Рассмотреть значение леса, пользу леса для человека, повторить экологические правила поведения в лесу

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка планируемые результаты освоения учащимися основной...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconЭкскурсия по родному краю
Леса, леса, леса… извилистые, петляющие ленты рек и речек. Многочисленные озерца, старицы, мхи, болота

Пояснительная записка к программе «Экология леса» iconПояснительная записка. Общие сведения о программе
Её преобразование определяется эффективным внедрением в практику работы новейших достижений в области инновационной деятельности....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск