Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов






Скачать 125.28 Kb.
НазваниеУрок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов
Дата публикации11.04.2014
Размер125.28 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок
Урок чтения 8 класс

Тема: Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов.

Цель урока: Показать единство музыки, поэзии, живописи в произведениях

о зимней природе.

Расширить кругозор детей о творчестве композиторов, поэтов, художников,

посвященном зимней природе.

Развить воображение, умение слушать музыку, видеть и чувствовать

прекрасное.

Выработать навыки выразительного и осмысленного чтения стихотворений.

Корригировать устную речь учащихся.

Расширить представление детей о пользе и охране леса.

Воспитывать любовь к природе средствами музыки, литературы и живописи,

стремление бережного отношения к природе.
Оборудование: презентация, аудиозапись музыкальных произведений «Утро» Э.Грига, «Утро» С.С. Прокофьева, концерт «Времена года» Вивальди «Вьюга»,

картины зимней природы: К.Ф. Юон «Зима», И.И. Шишкин «Зима», А.А. Пластов «Первый снег»
^ Межпредметные связи: биология, музыка, изобразительное искусство
Ход урока


  1. Организационный момент

Цель: Создание положительного настроя на урок. Подготовка учащихся

к работе на уроке. Организация внимания.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята приветствуют учителя

Работают со стихотворением

– Здравствуйте, ребята. Сегодня мне бы хотелось с вами совершить прогулку в зимний лес. И для начала хочу поздороваться с вами словами поэта Погорельского

– Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таиться
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же знаешь, мы – свои!

^ Речевая разминка

Работа с текстом стихотворения

-прочитайте четко про себя

- по строчкам

- выразительное чтение


Слайд 1

^ Учитель чтения




  1. Сообщение темы и цели урока.



Цель: Сообщение темы, цели урока. Организация познавательной деятельности

учащихся.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Примечание

Определяют тему урока.


– Наша задача сегодня с вами еще раз побывать в этом чудесном мире природы и музыки и почувствовать ее красоту, понять, как необходимо ее беречь! 



Слайд 2




  1. ^ Усвоение новых знаний.


Цель: Знакомство с произведениями, развитие умения выразительно читать

Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать

выводы.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Примечание



Слушают музыку

Ответы учащихся Спокойная

Лес еще спит

Музыка звучит радостно
Лес начинает просыпаться

Слушают музыку

Рисуют настроение


^ 1) Как зимний лес видят композиторы.

– Встречу с зимним лесом начинаем рано утром. Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.

Звучит «Утро» С.С. Прокофьева.

– Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы?

– Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.

– А какой лес вы представили?

– Как музыка изменилась к концу произведения?

– Что показывает композитор?

– Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.

– Как бы вы назвали это произведение?

– Это произведение называется «Утро», а написал его известный русский композитор С.С.Прокофьев.

– В этом произведении композитор изображает картину восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом.
– А теперь послушайте, как норвежский композитор Э.Григ услышал свое утро. 

^ Звучит «Утро» Э. Грига.

– Я вам предлагаю побывать в роли художника.

Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы нарисовали цветными карандашами оттенки настроения, которые вызывает эта музыка.

– Какие краски вы использовали, почему?

– Краски, которые вы изобразили нежные, как руки мамы, которая вас ласково будит по утрам.

– Итак, природа окончательно проснулась, и началось оживление в лесу. Ученые заметили, что и птицы, звери, тоже просыпаясь, разминают свои крылышки и лапки. Давайте мы с вами сделаем небольшую разминку.



Учитель музыки
слайд 3

слуховое восприятие


Слайд 4



  1. Физминутка.


Цель: Снятие зрительной утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Примечание


Ребята повторяют движения физкультминутки.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Повторяем движения физминутки под музыку

Э. Грига



Слайд 5





  1. ^ Усвоение новых знаний.


Цель: Знакомство с произведениями, развитие умения выразительно читать

Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать

выводы.



Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Подготовленный ученик читает


Ответы учащихся
Подготовленный ученик читает

Дети зачитывают отрывки стихов


Ответы учащихся.

Птиц
Ответы учащихся

Учащиеся разгадывают кроссворд


Ответы цчащихся

^ 2) Зимнюю природу изображают поэты.

– Не только композиторы, но и поэты обращались к красоте зимней природы.

Послушайте, как поэт Михаил Пожаров показал зиму в своём стихотворении.

"Разукрасилась зима..."

Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

– Какие картины вы увидели?

– А вот ещё одно стихотворение, которое написал Валентин Берестов «Мороз»

"Бураны, вьюги и метели...
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни!
Как надоели мне они!" -
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила тишина.

– Какие картины представили, слушая стихотворение?

– Какие вам известны стихи о зимней природе?

^ Ф. Тютчев Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…


– Какие картины вы представили?
– Какое время года описал поэт?
– Найдите и прочитайте слова, помогающие представить красоту зимнего леса.
– Как нужно читать это стихотворение?

^ С. Есенин Еду. Тихо. Слышны звоны

– Какие картины вы представили слушая стихотворение?

– Какой рисует зиму поэт?

Зима – волшебница, околдовывает всех, кто подвластен ее чарам. Значит зимой все в лесу замирает, жизнь прекращается?
– Кого можно встретить в зимнем лесу?

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных

Ни байковых рубах

^ Игра «Узнай птицу по голосу»

– Как мы можем помочь птицам?

Физминутка.
Цель: Снятие утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности

Учащиеся выполняют движения за героями музыкальной физминутки
А сейчас попробуйте отгадать кроссворд (каждому ученику даётся отдельный кроссворд).

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

2

 

4

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень).

2.     На овчарку он похож!

Что не зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк). 

3.     Посмотрите-ка какая –

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубе дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса).

4.     Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь).

5.     Меньше тигра, больше кошки,

На ушах – кисточки-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь. (Рысь).

– Как мы можем помочь животным?
Природа – общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
^ 3) Зимнюю природу изображают художники.

– Красота зимней природы отражена и в картинах русских художников: К.Ф. Юон «Зима», И.И. Шишкин «Зима», А.А. Пластов «Первый снег»

– Ребята обратите внимание на краски зимней природы.

– Какая здесь природа? Одинаковая ли зима изображена на всех картинах? Как вы думаете, от чего это зависит?

Все ли дни зимой похожие друг на друга?

Есть дни очень морозные, есть вьюжные, бывает когда тихо и спокойно падает снег. И вдруг налетает злая, холодная вьюга.

– Послушайте, как Паустовский написал об этом.

"Зима бывает разная. Светит солнышко и переливается в его лучах, словно волшебные огоньки, снежинки. Вокруг куда ни посмотришь – бело, красиво. А бывает, что дует злой, лютый ветер, заметает пургой все вокруг»

– Ребята, скажите, что в природе происходит тогда?

– Послушайте музыкальное произведение итальянского композитора Антонио Вивальди и скажите, спокойная здесь природа или нет?

^ Звучит концерт «Времена года» Вивальди «Вьюга»

– Что вам подсказало, что это вьюга?

– Какими красками вы бы раскрасили эту музыку?


Учитель чтения

Слуховое восприятие


Слайд 6

с картинами природы

Слайд 7

Показ картин зимней природы

Слайд8
Проблемный вопрос


Фонограмма птичьих голосов
Слайд 9
Слайд 10

Учитель музыки

Слайды 11-13



  1. ^ Закрепление полученных знаний.


Цель: Закрепление знаний и умений полученных на уроке, развитие умения составлять

текст по заданной теме.

Коррекция устной речи


Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Примечание



Устно отвечают

представители групп


Класс делится на группы. Каждая группа составляет мини рассказы об охране природы зимой.

1 группа – охрана леса

2 группа – охрана животных

3 группа – охрана птиц

Учитель чтения






  1. ^ Домашнее задание


Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают

в дневник задание

Подготовить рассказы о любом животном, птице с использованием стихотворений, загадок. Выразительное чтение стихотворения о зиме

1-2 группа
3 группа



  1. ^ Итог урока, оценивание.


Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности учащихся.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Примечание

Ответы учащихся

Беречь его

не разжигать костры, где попало, не ломать веток, и не рвать цветов, не бросать мусор, не засорять ручьи родники, не разорять птичьих гнезд

– Итак, чему был посвящен наш урок?

– Как вы думаете, почему зимнему лесу посвящают свои произведения поэты, художники, композиторы?

– Лес и вообще природа вызывает у человека самые добрые чувства своей красотой, и люди стараются сохранить эту красоту, чтобы все порадовались.

– Так природа объединяет все виды искусства – живопись, музыку, литературу. Они дополняют друг друга. 

– Так мы с вами побывали в зимнем лесу, а кто помог нам с вами увидеть красоту зимнего леса?

– Чтобы лес всегда был красивым и радостным что надо помнить?

– А для этого, какие правила поведения в лесу следует соблюдать?

– Я думаю, что вы всегда будете это помнить!



Слайд 14


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и...
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconТема: «Зима в произведениях поэтов и художников»
Оборудование: аудио-запись песни «Зимушка-зима», репродукции картин, орфографические словари, выставка книг со стихами о зиме других...

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconЗадачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов,...
Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconУрок литературного чтения 3 класс Программа XXI века умк
Ещё много поэтов и писателей воспевали и воспевают в своих поэтических и прозаических произведениях берёзу

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconУрок литературного чтения. 2 класс
Тема урока: «Ю. Коваль «Метели…», И. Суриков «Зима». Обобщающий урок по ленте букв»

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconУрок чтения. 2 класс. Тема: «Поет зима, аукает…»
Цели: познакомить со стихотворением Есенина; развивать понимание лирических произведений; вырабатывать навык выразительного чтения...

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconИнтегрированное занятие в подготовительной группе на тему: «Образы...

Урок чтения 8 класс Тема : Зима в произведениях поэтов, художников, композиторов iconСложноподчиненные предложения с придаточными определительными
Времена года – неизменная тема в творчестве многих русских поэтов, художников и композиторов. Осень занимает особое место в силу...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск