Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»






НазваниеКонспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»
Дата публикации18.04.2014
Размер82.2 Kb.
ТипКонспект
top-bal.ru > География > Конспект
Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва»

2 класс (мастер класс)

Цели урока:

- сформировать представление о традиционной технологии земледелия, о роли труда земледельца в нашей жизни, о необходимости эстетических и нравственно-этических сторон труда земледельца;

- сформировать представление о народной мудрости земледельцев, использовании ими в процессе земледелия;

- развивать интерес к традициям и обычаям наших дедов, умения работать в паре, коллективно анализировать свою работу, работу класса;

- развивать восприятие, мышление, духовный опыт ребенка;

- воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к людям труда, результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, сноп ржи, ленточки, каравай хлеба, иллюстрации.
Вступительное слово учителя перед показом урока.

- Урок входит в 3 раздел «Труд земной».В течение всего урока идет речь видах трудовой деятельности во время сева и жатвы, затрагиваются 2 времени года- весна и конец лета. Идет сравнение видов труда наших предков и труда земледельцев в настоящее время с целью показать устойчивость технологии этих видов труда, которая обеспечивала их преемственность новыми поколениями крестьянства .Показана тяжесть труда наших предков, но в то же время и ощущение ими цены этой тяжести, цены достатка и благополучия, что в поте лица добывается хлеб. Показаны нравственно-этические стороны труда земледельца, т.е. качества, которыми должен обладать земледелец.
Ход урока.

Ӏ. Орг. Момент.

Ну-ка давай проверим дружок,

Ты готов начать урок,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят.

Все ль внимательно глядят.

Каждый хочет получать

Только пять.

Все готовы.
ӀӀ. Присоединение к теме.

( Проводится для того, чтобы дети могли определить тему урока, поставить цели урока)

Тема нашего урока очень важная. Чтобы определить о чем пойдет речь мы отгадаем первую загадку:

1) Комовато, ноздревато,

И пресно, и вкусно,

И красиво, и кругло.
2) И легко, и мягко,

И твердо, и вкусно,

И черно, и бело,

И всем людям мило.
3) Все его любят.

Но каждый день режут.

Что же это? (каравай)

(На доске открываю иллюстрацию с караваем.)

- Сегодня каравай хлеба наш почетный гость.

- О ком же мы на уроке будем говорить?

- Наш разговор пойдет о тех, кто потрудился, чтобы этот теплый хлеб пришел к нам на стол и о тех видах работ, которые они выполняют. Как зовут этих тружеников?

- Тема нашего урока (читаем на доске) «Сев и жатва».
ӀӀӀ. Работа по теме урока.

- Когда же начинают свое главное дело земледельцы? (зимой, сгребают снег в кучи) (показ иллюстрации)

- Зима в России долгая, холодная, никак угодить не хочет и все с нетерпением ждут, когда ласковое солнышко растопит сугробы, побегут веселые ручейки, появятся первые проталинки и придет долгожданная весна. И чтобы она пришла побыстрее, ее встречали.

- Как встречали весну в прежние времена, кто знает?

(Рассказ одного из учеников)

Вместе с весной начинается прилет птиц. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее издалека приносят птицы. Поэтому весну не встречали, а звали, окликали. Собирались девушки, дети и громко звали весну (песенками – закличками). Давайте мы тоже с вами ее позовем.

Весна, весна – красная,

Приди, весна с радостью,

С великою милостью,

Со льдом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

В домах пекли из текста печенье «жаворонки» с распростертыми крылышками и хохолками они как-будто летели. Птичек раздавали детям, а те радостно бежали кликать жаворонков, а с ними и весну, устраивали свистопляску – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки, «Ручеек», «Ворота» и другие игры.

И вот весна приходила. Что же это значило для крестьянина? (пора начинать работы на поле)

- Что сначала делали крестьяне на поле? (пахали)

- Чем пахали крестьяне (сохой, плугом), (показ иллюстрации сохи, плуга).

Давайте прочитаем в учебнике на странице 51 (3, 4 абзацы) (чтение детьми текста)

Работа по иллюстрации в учебнике на странице 53.

- Каким же был труд пахаря? (тяжелым)

Конечно, труд пахаря был очень тяжелым но, он знал и надеялся, что его труд не напрасен, что это очень важный этап в начале весенних работ, что он оправдает себя в августе хорошим урожаем.

- Как сейчас пашут землю?

- На помощь человеку пришли трактора (показ иллюстрации на магнитной доске).

– Вспахали землю?

- Что потом делают? (боронят)

- Чем раньше боронили? (деревянной бороной, показ иллюстрации)

- Для чего? (чтобы земля была рыхлой, без комочков)

- А на наших полях как боронят землю? (дискуют, культивируют, боронят), с помощью трактора (показ иллюстрации на магнитной доске)

- Потом кем становится пахарь? (сеятелем)

- Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму.

- Сроки пахоты и сева знатоки определяли по приметам. Считалось, что если 17 марта в день Герасима–грачевника, грачи сели в гнезда, то через 3 недели можно сеять. (Давайте об этом в учебнике страница 52 4,3 абзацы).

- Как же раньше сеяли крестьяне?

(Зачитать) Вот как об этом написано в книге «Живая Русь».

- А как сейчас происходит сев на полях (с помощью сеялок) (иллюстрации).

Люди обеспечивают постоянное и ровное поступление зерна из бункеров в шланги.

Ухаживают за зернами.

В конце лета начинается жатва. Ее всегда ждут с волнением – не подведет ли погода? Каков будет урожай?

- Сумеют ли собрать все до последнего колоска?

- От этого зависит достаток в каждом доме.

- Как же в старину крестьяне убирали урожай? (жали)

- Выходили на жатву семьями.

- Чем жали мужчины и женщины и стар и мал?

Отгадайте загадку.

Маленький, горбатенький по ниве побежал, каждый колос задрожал (серп) (показ иллюстрации серпа)

- Как выполняли эту работу (расскажите)?

- А вот как об этом написано в книге «Живая Русь» (зачитываю) страница 101, 2 абзац.

- Куда потом складывали снопы (в кучи, копны)?

- Легка ли была работа жницы? (работа была тяжелая)

- Об этом у Николая Алексеевича Некрасова написано стихотворение. Читает заранее подготовленный ученик «Живая Русь» страница 103 (часть).

- Чем же была тяжела работа?

- Что мешало ей спокойно работать? (овода, жажда, жара, ныла спина).

- Какие чувства испытывает поэт к жнице? (жалеет, сочувствует ей)

- И такая было изо дня в день с утра до вечера. Пока не закончится жатва. И если одна жница не могла справиться со своей работой ей помогали другие. Как же это происходило, давайте послушаем. Ученик рассказывает рассказ «Добрый обычай» страница 107 «Живая Русь» 2 часть.

Так жницы помогали друг другу. Они знали, что тяжела работа во время страды, но каждая понимала необходимость и нужность своей работы, что благодаря ей будет достаток в доме.

Помогали матерям и дети.

- Что они могли делать? (готовить снопы, складывать суслоны, носить еду и питье, нянчиться с малышами).

И вот наступал последний день жатвы. Праздник назывался (дожинки)

Последний сноп «Последыш» - выжинала хозяйка дома (большуха)

Этот сноп имел определенное обрядовое значение. Его приносили домой, называли хозяином ,поскольку хлеб действительно был жизненной основой крестьянской семьи.

Этот сноп украшали лентами и ставили под иконы в передний угол. Его долго не обмолачивали. Считалось, что он имел особенные жизненные и священные свойства. По возможности его хранили до Рождества, а то и до Егория. В Рождество смотрели, сколько зерна на колоске, таков и урожай будет. По зерну и колосьям с последнего снопа гадали на погоду и урожай будущего года. Этот сноп будет давать нам жизненные силы. Давайте и мы украсим сноп лентами и назовём его ласковыми словами. (Каждый ученик подходит к снопу с лентой и украшает его.)

- Как и любой праздник, Дожинки сопровождались весельем и особой трапезой. Блюда трапезы: новина- хлеб из муки нового урожая, пироги, каши, соломата (толчёная каша из овса), кисели овсяные, ржаные.

- Итак, рожь связана в снопы. Куда их потом укладывают? (в бабки суслоны).

- Куда их потом везли? (в амбары, на гумно).

- Что потом делали с зерном? ( молотили , потом везли на мельницу)

- Как же убирают урожай на полях сейчас?

ӀV. Ресурсный круг.

- Представьте, что мы с вами в августе, когда созрела рожь на ниве.

- Что ты видишь?

- Что ты слышишь?

- Что чувствуешь?

- Рефлексия.

- Что особенно запомнилось? Было ли ощущение, что вы находились на ниве? Что мешало общению?

V. Закрепление. Развивающий тренинг «Полевые работы»

1) Подготовительный этап.

2) Индивидуальный этап.

(время работы 4 минуты)

3) Работа в паре.

4) Обсуждение в классе.

5) Экспертная оценка.

6) Общий вывод учителя.
VӀ. Закрепление. Развивающий тренинг «Пословицы и приметы»

1).Подготовительный этап.

Вступительное слово учителя.

-В поте лица добывается хлеб, и земледельцы по-особому ценят опыт предков, накопленный на ниве. Этот опыт учит и от ошибок уберегает. Особенно ярко народная мудрость проявляется в пословицах и поговорках. Наблюдение за природой сложилось в народные приметы. Так говорят: «Народ примечает, когда сеять, пахать, урожай собирать».

Задание – отличить пословицы от примет, закрасить кружочки напротив пословиц.

Этапы работы:

1) Индивидуальный этап.

Время работы 5 минут.

2) Работа в паре 7 минут.

3) Экспертная оценка учителя.

4) Рефлексия.

- Объясните пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь».

(Для сева оставляли самое лучшее зерно, его бережно хранили всю зиму. Считалось, что садить в землю нужно самое лучшее зерно, чтобы был хороший урожай. Если посадишь семена гороха, то вырастет какое растение? (горох). Если семена риса? (рис). А если посадишь ложь да грубость? (лживый грубый человек). Если в детстве ребенка воспитывать во лжи и грубости, то каким он вырастет? (лживым, грубым).

- Какова общая тема пословиц?

Хлеб определяет благополучие, благосостояние семьи, является жизненной основой. В него вложен огромный труд.

- Понравилось ли вам работать в парах?

- Что особенно запомнилось?
VӀӀ. Подведение итогов урока. (Ресурсный круг).

- Что нового узнали на уроке?

- Какие виды работ проводят земледельцы, чтобы хлеб попал на стол?

- Какими качествами должны обладать земледельцы, чтобы выполнить все виды работ?

Благодаря этим качествам земледельца и знаниям всех традиционных технологий выращивания хлеба – хлеб у нас на столе каждый день, вкусный ароматный ни с чем не сравнимый, который мы сейчас попробуем. Понравилось ли вам сегодня на уроке общаться? (пробуют каравай хлеба).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconМетодическая разработка Урок по предмету «Истоки 9 класс» Тема: «Слава и успех»
В данной разработке представлен план-конспект урока по предмету «Истоки – 9 класс». Урок разработан с использованием икт. Выбранная...

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока №4 по теме №6
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconНазвание урока: Истоки
Камкин А. В. Истоки Учебное пособие 3 класс – Издательский дом истоки, Москва, 2005

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока Истоки в3классе. Тема урока: «Любовь – добро, дружба – единство»
Создать условия для развития умения «присоединяться» к партнерам по общению, развитие коммуникативных способностей

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе Тема: «Труженики и живущие за счет других»
Цель урока – познакомить учащихся с понятием и образом Труженика на примере жизни и деятельности русского писателя 19 века Л. Н....

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока по теме: «Числа от 1 до 10»
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации учащимися знаний по теме «Числа от 1 до 10»

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Звуки ⦋в⦌,⦋в...
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме: Звуки ⦋в⦌,⦋в᾿⦌ и буквы В, в

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект урока по теме: «Мы покупаем велосипед»
Оборудование: учебник-тетрадь часть 2 Н. И. Маркин «Безопасность на дороге», демонстрационный и раздаточный материал по теме урока,...

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconКонспект открытого урока по английскому языку по теме: «Активизация...
Конспект открытого урока по английскому языку по теме: Активизация лексических единиц и речевых оборотов по теме

Конспект урока по предмету Истоки по теме «Сев и жатва» iconРабочая программа по предмету истоки
Истокам И. А. Кузьмина, А. В. Камкина «Истоковедение» том 1 : Москва, Издательский дом «Истоки», 2010, соотнесёной с требованиями...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск