Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро






НазваниеКрасота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро
Дата публикации28.04.2014
Размер83.1 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > География > Урок
Тема урока: Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро»

Цели урока: - ознакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Зимнее утро»

-развивать умение выразительно читать, передавая интонацией настроение

-находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

-учить видеть средства художественной выразительности: приём контраста как средство создания картин.

Планируемые результаты: - учащиеся должны уметь читать произведения вслух, постепенным переходом на чтение про себя;

- планировать работу в группе;

-понимать содержание прочитанного, - высказывать своё отношение;

-находить нужный отрывок в тексте по вопросам

-видеть средства художественной выразительности

I. Организационный момент

II. Речевая разминка (слайд № 1)

Загадка

Я с морозами дружу

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок – мой младший брат.

Мне всегда бывает рад.

-Прочитайте загадку жужжажим способом.

-Прочитайте с вопросительной интонацией

-С утвердительной интонацией.
III. Актуализация знаний. Введение в тему.

-У этой загадки может быть несколько отгадок.

-Какие?

(метель, пурга, вьюга, буран)

-Что это? (явления природы)

-Что можете сказать об этих явлениях природы?

-Расставьте названия этих явлений в порядке усиления их действий?

^ Выставка рисунков о зиме.

IV. Сообщение темы урока. Постановка цели. (Портрет поэта)

-Кто это?

Вы, конечно же, узнали этого замечательного поэта?
– С творчеством А.С. Пушкина вы будете знакомиться на протяжении всех лет обучения.


Расшифруйте, что написано на слайде, читайте только русские буквы

^ SЗLИWМGНIЕSЕ LУNТРSWОL (слайд №2)


– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “Зимнее утро”. Попробуем понять, в чём же особенность данного стихотворения

1) Беседа:

-Как вы думаете, о чём мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием? (^ Предположения детей) (О зиме. О зимней природе в далёкой деревне. Он пишет о себе, о красавице. Он пишет обо всём, что видит в зимнее утро из окна своей комнаты)

-Откройте учебник (стр. 88-89)

-Рассмотрите иллюстрации к стихотворению.

-Хотите что–нибудь добавить к сказанному?
Каждый год вы будете узнавать всё новые и новые сведения из биографии поэта, а пока мы продолжаем говорить о том, что особое место в творчестве поэта занимала природа. Особенно поэт любил осень, но и зимние картины природы не оставляли его равнодушным.
-Кто сможет сказать, о чём сегодня на уроке мы будем говорить

Тема урока: (слайд№3) Красота и выразительность стихотворения

А.С. Пушкина «Зимнее утро»

-Чему бы вы хотели научиться на уроке?

-Поставьте перед собой задачи:

(Слайд№4)

-научусь выразительно читать, передавая интонацией настроение поэта;

-понимать содержание прочитанного;

-находить нужный отрывок в тексте;

-наблюдать за жизнью слов в художественном тексте;


^ IV. История создания стихотворения.

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.

Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии в семье друзей.

^ V. Чтение стихотворения

-А сейчас мы прослушаем это стихотворение, записанное на диске

– Вам знакомо это стихотворение, или может быть строки из него?

-Понравилось стихотворение? Чем?

- Какие впечатления?
Сегодня на уроке и те ребята, кто слышал это стихотворение, и те, кто познакомился с ним первый раз, совершите открытие, обязательно узнает что-то новое.

Чтобы оценить красоту и выразительность пушкинского стиха, нужно выяснить всё, что в этом стихотворении вам непонятно.

-Какие слова вам ещё непонятны.

^ VI. Чтение стихотворения по строфам.

– Прочитаем стихотворение по строфам и выясним,

-Какие слова непонятны.

Чтение первой строфы.
Сомкнуты – закрыты

– Что же такое Северная Аврора и Северная звезда?

^ Аврора – древнеримская богиня утренней зари.

В стихотворении имеется в виду – наступление утра на севере.

Северная звезда – так называли планету Венера.

Венера – это древнеримская богиня любви и красоты: именно так лирический герой называет свою возлюбленную.

^ Нега – (устаревшее) блаженство, приятное состояние, иногда – сон.

Чтение второй строфы.

Вечор (устаревшее) – вчера.

Мгла – непрозрачный воздух.

Нынче (разг.) – сегодня.

Чтение третьей строфы

Великолепный - роскошный, превосходный.

ЧТЕНИЕ 4 СТРОФа

Янтарный блеск – прозрачно – жёлтый цвет янтаря.

Озарить - ярко осветить.

Лежанка – длинный выступ (у печки, у стены) для лежания.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Чтение пятой строфы

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

VI. Анализ стихотворения. Работа в парах.

-Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы.

-Сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

- Перечитайте отрывки из стихотворения, соответствующие частям.

- Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение?
(Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно)
-Меняется ли настроение поэта в этом стихотворении?

^ Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется АНТИТЕЗОЙ или ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ.

VII. Коллективное чтение (пронаблюдаем смену настроения или картин)

Чтение первой строфы.

-Какая картина встаёт перед нами? (Яркое зимнее утро, в морозный солнечный день лирический герой увидел как прекрасен мир и ему захотелось поделиться своими чувствами с близким человеком).

-Доказываем словосочетаниями из текста. («Друг прелестный», «красавица».) Свою возлюбленную он сравнивает с самой яркой звездой.

^ Чтение второй строфы (читается иначе).

(Закрадывается тревога; вся строфа звучит как воспоминание о чём-то мрачном неприятном.)

-Как Пушкин говорит о вьюге? («вьюга злилась», т.е. сильный ветер, снег бьёт в лицо, ничего не видно, ветер воет, как живой).

-Какой художественный приём использует автор во второй строфе (приём олицетворения).

Чтение третьей строфы.

-Что видит поэт? (Картину солнечного утра).

-Какие краски он использует, чтобы описать это утро? (Яркие, светлые).

-Докажите это. (Под голубыми небесами, блестя на солнце, прозрачный лес один чернеет, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит).

^ Учитель обобщает знания детей и делает вывод:

Вот какое прекрасное было утро! Ведь главное не в том, что выпал снег, а в том, что мир прекрасен, великолепен, блестящ.

^ Чтение четвертой строфы.

Дети читают её самостоятельно.

-Прокомментируйте эту строфу.

Дети говорят, а учитель из выше сказанного делает и обобщает ответ.

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке.

- Сочетание каких звуков слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». (Повторяются звуки «тр», «т», «ч».)

-Почему поэт в речи использует простую разговорную лексику: «запречь», «кобылка», «санки»? Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга».

^ Чтение пятой строфы.

Чтение учащимися вслух.

-Нарисуйте словесную картину к пятой строфе. (Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты)

^ Вывод делает учитель: настроение на протяжении всего стихотворения меняется. Сначала утреннее, доброе, радостно- солнечное. Потом воспоминание «про вчера»- печальное, тоскливое, мрачное.

А «нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром и ощущение домашнего тепла и уюта. И всё это сменяется мечтой о том, что будет потом.

* С какой целью описывает поэт контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно).

VIII. Работа в группах

Каждую из 5 картин вы раскрасите разными цветами: ваших настроений, ощущений.

^ 1 группа – 1 картина (Хохлунова, Павлович, Шестиловская

2 группа – 2 картина (Кузина, Дядечкин,Прохорова)

3группа – 3 картина (Народов, Злобина, Бурмага)

4 группа – 4 картина (Посох, Жерносек, Шумский)

5 группа – 5 картина
Шаги деятельности (карточка)
^ 1.Прочитайте отрывок

2.Обсудите в группе картину отрывка и ваши ощущения.

3.Договоритесь, какие краски вы выберите

4.Нанесите кисточкой мазки краски на листе бумаги. 5.Объясните, почему вы выбрали данные цвета?

IХ. Рефлексия

  • Какую цель поставили в начале урока?

Выполнили её?

  • Что было новым?

  • Кого бы хотели поблагодарить за урок?

  • Кто доволен своей работой на уроке?

  • А кто нет?

  • Какую оценку поставили себе за урок?

  • У кого работа получилась? Почему?

  • У кого работа не получилась? Почему

  • Что им посоветуем?


Х. Итог урока

«Моё настроение»
^ IV. Работа над стихотворением. (Работа в парах).

-Прочитайте стихотворение и разделите его на части.

(Чтение стихотворения в парах. Разделите его на части)

-Прочитайте 1 часть.

-О чём в ней говорится? (Представим себя на месте поэта. Будто это вы стоите у окна комнаты и видите своими глазами всё, о чём пишет поэт.)

-Попробуем понять настроение автора.

-Какие чувства испытывает герой стихотворения?

-Назовите все слова, которые помогают рассказать о чувствах героя?

Итак, начинаем свои исследования. (Радость, восхищение , звучат сразу в первой строчке.(Мороз и солнце день чудесный…

- Удивление (а ведь вчера была вьюга)

-Нежность, доброта, любовь (ещё ты дремлешь…)

-Гордость (Навстречу северной Авроре…)

Прочитайте 2 часть.
-Опишите картину 2 части (во 2 части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально)

-Прочитайте 3 картину
-Какая картина перед вами предстаёт? (предстаёт картина природы. Она очень красива: блестя на солнце снег, блестит, ель сквозь иней зеленеет, речка подо льдом блестит)
-Прочитайте 4 часть
-Опишите картину. (В этой части перед нами картина освещённой светом затопленной печи комнаты. Значит, вам тепло и уютно)
-Прочитайте 5 часть
-О чём говорится в 5 части?. (В последней части говорится о том, что поэт приглашает свою героиню прокатиться на коне)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconВ каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?
Из какого стихотворения Пушкина эти строки: «Вечор ты помнишь, вьюга злилась»? («Зимнее утро»)

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconСтихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст произведения, репродукции картин о зиме, иллюстрации детей

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconУрок литературы в 6 классе Тема: "Зимнее утро" А. С. Пушкина. Замедленное...
Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconКонспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком...

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconУрок литературного чтения, 3 класс. Тема: Александр Пушкин "Зимнее утро"
Отрабатывать навыки выразительного чтения и анализа художественного произведения

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconШкольный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе 6 класс
«Метель», «Лебедь, щука и рак», «Толстый и тонкий», «Зимнее утро», «Марья Моревна», «Дубровский», «Три пальмы», «Добрыня и змей»

Красота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цели урока: Познакомить учащихся с данным стихотворением; сделать его интерпретацию, на основе которой подготовить к выполнению творческой...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск