Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1»






НазваниеМетодические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1»
страница1/5
Дата публикации12.05.2014
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические разработки
top-bal.ru > География > Методические разработки
  1   2   3   4   5

Уроки литературы в подростковой школе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

 

г.Губкинский

2013 г.

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №1»

 

УРАЗАЕВА М.Н.





 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

«Подростковый возраст - это время когда приходит не только физическое созревание, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Обучение, играя ведущую роль в психологическом развитии на определенном уровне в каждый возрастной период должно обеспечивать формирование интеллектуальной сферы, способствовать личностному развитию, создавать условия для его эмоционального благополучия. На второй ступени обучения изменяется характер и формы учебной деятельности, содержание усвоенных знаний усложняется, они становятся более обобщенными, учащиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам. Особое требование предъявляется к обучению на этом этапе, т.е. в этот период меняется ведущий тип деятельности: с учебной на общение, и т.о. отмечается снижение мотивации обучения. Усваивая учебный материал, школьники учатся вскрывать связи и соотношения, овладевают умениями формулировать отношения и умозаключения, делать выводы, проводить аналогии и т.д. Все это способствует развитию навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации»1. Наряду с этим мжно выделить и проблемы в достижении результата обучения: 1) подростки не осваивают предметный материал в связи с его излишней перегруженностью, абстрактностью, теоретизированием и не выделением ведущего вида деятельности; 2) не видят связи между предметным содержанием и собственной актуальной реальностью; 3) не способны к самостоятельной образовательной и социальной деятельности; 4) не осознают личные последствия школьного образования и др.

В школе должны быть созданы такие условия, которые помогали обучающемуся увидеть взаимосвязь изучаемых предметов между собой и с жизнью, учили применять полученные знания в жизненных ситуациях, помогали определить свой дальнейший образовательный маршрут, адекватный личностным особенностям и когнитивным возможностям.

Поэтому в подростковой школе необходимо «отходить» от традиционной урочной системы, направляя преподавание на развитие ведущей деятельности данного возраста - личностное общение и общественно-значимая деятельность. Предложенная система уроков позволяет также организовывать работу обучающихся в позиции субъектных-субъектных отношений, ориентируясь на личностное развитие. В основу занятий положена технология деятельностного метода обучения.

Занятия, предложенные в данной работе, реализованы в общеобразовательных классах, а результаты их представлены в Приложениях. 
С уважением, Уразаева Марина Николаевна

 
^ Урок

Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» - романтическое произведение

8 класс

Цель: познакомить учащихся с особенностями литературного направления—романтизм и научить находить черты романтизма в художественном произведении.

Результат работы: создание и презентация аргументированного выступления.




Задачи

время

Содержание деятельности

Примечания

Проверить домашнее задание

7 мин

Дифференцированный опрос.

Дома вы самостоятельно углубляли знания о творчестве М.Ю.Лермонтова.

Вопрос к учащимся, имеющим низкий уровень развития речи:

Перескажите статью учебника о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Впервые поэт был сослан на Кавказ в 1838 году, за что?

Что из биографии М.Лермонтова на вас произвело особенное впечатление?

Вопрос к учащимся, имеющим достаточный уровень развития речи:

Почему ссылка поэта на Кавказ порадовала поэта?

 

Развивать навыки поиска главной информации

5 мин

Находясь на Кавказе, Лермонтов пишет «Мцыри» - романтическую поэму.

У вас на столах имеются определения термина «Романтизм». Выделите из него главные признаки, характерные для любого романтического произведения

Приложение 1

- Герой-бунтарь, охваченный страстью, стремящийся к свободе;

-наличие вынужденных неординарных обстоятельств;

- уход от цивилизации, жизнь за ее пределами;

- противопоставление высоких чувств и низменных порывов;

- интерес к самобытности народа;

- стремление к единению с природой.

 

Развивать речь учащихся

5 мин

 

  

Индивидуальная работа с текстом поэмы. Построение аргументированного ответа 

 

Развивать навыки рефлексии.

Подвести итоги работы

10 мин

Презентация 2-3 текстов. Анализ представленных текстов.

 

 

Выставить оценки за работу

Домашнее задание

3 мин

Подготовить рассказ с опорой на текст поэмы о жизни главного героя – Мцыри.

 



^ Выступления учащихся

Минязов Денис

Три доказательства романтического произведения поэмы «Мцыри»

 

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри», является одним из романтических произведений поэта. В поэме присутствует большое разнообразие картин, образов, чувств. Особенно ярко выражены три состояния души - стремление к свободе, тоска по Родине, красота природы, любовь.

Мцыри еще младенцем был разлучен со своей Родиной. Ему часто чудилась одна картина:

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблимый Кавказ…

И вспомнил я отцовский дом

Ущелье наше, и кругом

В тени рассыпанный аул.

Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов

И дальний лай знакомых псов.

Убежав из монастыря, Мцыри погружается в красоту природы. Он опьянен свободой, все вокруг ему кажется красивым:

… Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом ,

Дерев, разросшихся кругом...

Я видел груды темных скал.

Когда поток их разделил...

Я видел горные хребты,

Причудливые как мечты.

Юноша долго бежал, не зная куда. Наконец усталый, измученный прилег, прислушался, нет ли погони, и впал в забытье. После скитаний он услышал голос и легкие шаги:

Держа кувшин над головой

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу.

Юноша был очарован незнакомой девушкой, в сердце у него вспыхнули чувства:

Помню только я

Кувшина звон,- когда струя

Вливалась медленно в него

И шорох... больше ничего

Когда же очнулся вновь

И отлила от сердца кровь

Она была уж далеко.

Юноше не раз потом во сне являлся образ молодой грузинки.

Эти три эпизода раскрывают духовный мир Мцыри. Его жажду счастья и свободы, любви, добра и романтическую натуру и доказывают романтическую направленность поэмы.

 
Гареева Альбина

«Мцыри» - романтическое произведение

 

Я считаю, что произведение Лермонтова «Мцыри» - это романтическое произведение.

Мцыри находится в необычных обстоятельствах: наш герой попадает в монастырь; живет среди незнакомых ему людей; сбежав из монастыря и увидев жизнь на свободе, он уподобляется зверю, когда встречается и вступает в битву с барсом.

 

Ты хочешь знать, что видел я на воле? Пышные поля, холмы, покрытые венцом Дерев разросшихся кругом

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

 

Сбежав из монастыря, он боролся за справедливость и за свободу: ему также хотелось любить, видеть красоту природы. Иметь родных, друзей, отчизну, дом!

Я никому не мог сказать

Священных слов отец и мать

.. .Я видел у других отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Жизнь в монастыре была скучной и однообразной. Покинув его, юноша ощутил радость, тепло, свет, увидел и ощутил то, что никогда не видел в своей жизни!

 

Ты хочешь знать

Что видел я на воле?

Пышные поля, холмы,

Покрытые венцом

Таким образом, читая текст поэмы, мы видим все признаки романтизма: одинокого героя, необыч ные обстоятельства, в которых он оказывается, его стремление к свободе.

 

**************

 

Гиниятуллина Ксения

 

«Мцыри» - романтическое произведение

 

Я считаю, что поэма «Мцыри» является романтической, потому что ее герой попадает в необычную ситуацию.

Все свое детство Мцыри провел в монастыре, неволя не смогла убить в нем стремление к свободе, наоборот, только еще больше развили желание вырваться из монастыря. Юноша осуществил свою мечту. Ночью Мцыри убежал. Бежал он долго, не зная куда, и автор, описывая суровую природу, показывает нам состояние романтического героя. Вырвавшись из монастыря ,ему было «весело вздохнуть», на своем пути он встретил молодую грузинку. Она запала ему в душу, в своих снах он видел только ее. Мне кажется, Мцыри первый раз в жизни понял, что такое любовь! Но позже он попал в лес и никак не мог выбраться из него. Ему стало страшно, он рыдал, грыз «сырую грудь земли», но помощи людской герой не желал, для них он был чужим. В монастыре Мцыри чувствовал себя одиноким, ему хотелось увидеть, что происходит, в ином мире за монастырскими стенами. Вкусив вкус воли, Мцыри не бережет свою жизнь. Обессиленный, сохраняя в памяти великолепие Кавказа, герой возвращается в «заключение» и снова погружается в одиночество.

На мой взгляд, поэма «Мцыри», действительно, романтическая, потому что романтизм - это направление в литературе, показывающее одинокого героя в необычных ситуациях, в стремлении к свободе. В данной поэме все перечисленные признаки романтизма присутствуют.

 
Демьянова Дарья

 

«Мцыри» - романтическое произведение

 

Я считаю, что «Мцыри» - это романтическая поэма, потому что главного героя одолевают скука и одиночество, он никогда и никому не мог сказать таких слов, как отец и мать. Он видел, как счастливы другие, но не был счастлив сам.

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ - могил!

Когда Мцыри сбежал из монастыря и увидел, что такое настоящая свобода, он понял красоту природы. Впервые увидев закат, рассвет, услышав пение птиц, он вкусил настоящую свободу, познал мир, получил свой опыт общения с окружающей действительностью.

Кругом меня цвел Божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Романтична и победа юноши над могучим барсом. Эта победа показывает силу человека, его духа, способность одолеть все препятствия, встречающиеся на его пути.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенем, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов о волков

Под свежим пологом лесов.

Мне кажется, что Мцыри через всю свою жизнь пронес могучую страсть к свободе и борьбе. За эти короткие три дня он прожил свою жизнь заново.

 

*************

Волторнистый Андрей

 

«Мцыри» - романтическое произведение

 

Поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова - это романтическое произведение. Здесь мы отмечаем следующие признаки романтизма.

Во-первых, главный герой Мцыри неоднократно был в необычных обстоятельствах: когда он попал в монастырь, или когда оттуда сбежал. Привлекает нас стремление героя совершить какой-либо поступок, попробовать свои силы. Он бросается в лапы барса и побеждает его

В романтических произведениях главный герой борется за свободу, справедливость, любовь. Так и Мцыри боролся за свободу, когда бежал из монастыря.

Природа в этом произведении отображает состояние главного героя, когда он попытался бежать из монастыря.

Мне кажется, что я доказал, что поэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова- это романтическое произведение.

 
^ Урок

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова

8 класс.

Цель: обучить учащихся анализировать образ героя, используя жанр «Интервью».

Инструментарий: компьютер, проектор, запись видеоинтервью, Приложения 2А –2З

Результат работы: создание диалогового текста-интервью.

 




Задачи

время

Содержание деятельности

Примечания




Ввести в тему урока

2 мин

Фронтальный опрос с визуализацией на доске.

Сегодня мы познакомимся с новым жанром публицистики – интервью.

Где мы встречаемся с данным жанром?

Что это жанр?

Ответы учащихся фиксируются на доске.

 




Обобщить полученную информацию

2 мин

Итак, подведем итоги, что же у нас получилось?

Дайте определение: Интервью – это…

 

Слово состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Значит, интервью – обмен взглядами, фактами, сведениями

Информация для учителя см Приложение 2




Развивать навыки анализа текста

7 мин

 

 

 

 

 

9 мин

работа в малых группах

Учащиеся объединяются по 4 чел.

Каждой четверке предлагается текст, из которого необходимо выделить главную информацию об изучаемом жанре.

Затем итоги работы зачитываются и визуализируются на доске в виде схемы.

^ Приложение 2А-2З

 

 

 

 

 

 Придумать схему




Подготовить учащихся к самостоятельной работе по созданию интервью

5 мин

Творческая индивидуальная работа.

Вы обратили внимание, что в интервью главное - продумать вопросы, которые наиболее полно могли бы раскрыть нам сущность, характер собеседника.

Мы с вами дома знакомились с содержанием поэмы М.Лермонтова «Мцыри»

Какие 3 вопроса вы бы хотели задать Мцыри?

Вопросы могут быть как по содержанию текста, так и на догадку, размышление.

В сильном классе можно воспроизвести через проектор интервью с киноактером, политиком. 

 Вопросы позволяют создать ситуацию для того, чтобы почувствовать героя, его натуру.

 

Ввиду малого кол-ва времени. Интервью можно не анализировать, а просто сделать акцент на структуре, манере общения и способах передачи эмоциональной информации

10 мин

Анализ текста из ролевых позиций

Представим себе, что

1-ый ряд корреспонденты

2-ой ряд Мцыри.

Корреспонденты задают свой вопрос, а наш «герой» отвечает, затем меняемся ролями. При ответе на вопросы по содержанию текста используются цитаты из поэмы. Вопросы не должны повторяться.

 




Подвести итоги урока

4 мин

Сложно ли было составлять вопросы и отвечать на них?

Что сегодня на уроке было для вас интересным

 




Домашнее задание

1 мин

Представьте себе, что вам заказали в одной из газет взять интервью у этого героя. Вам необходимо составить письменный текст -интервью с Мцыри, оформив его для публикации.

 



 
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения:...
Полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:...

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное образование муниципальное общеобразовательное учреждение...
Губкинский, янао, 629830 8 код 34936 телефон: 5-49-69, 3-51-82. Расчетный счет №40701810400001000002 бик 04718200002 ркц салехард...

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconПрезентация Авторы проекта: Коба М. Н. учитель математики Место и...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconДоклад о результатах деятельности муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чехломеевская общеобразовательная основная школа» осуществляет образовательную...

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconОтчет о деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа»

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа»

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа»

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Анжеро-Судженского...
Семинар «Шаг к Новой школе» (методические рекомендации),- анжеро-Судженск, 2013, 67 с

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная...
Публичный доклад «моу сош №3» в 2011-2012 учебном году» содержит информацию об основных результатах и проблемах образовательного...

Методические разработки г. Губкинский 2013 г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» iconПубличный отчет мбоу «Горношумецкая основная общеобразовательная школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горношумецкая основная общеобразовательная школа» образовано на базе Починковской...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск