Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему…






Скачать 137.45 Kb.
НазваниеВелигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему…
Дата публикации28.05.2014
Размер137.45 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > География > Документы
Велигорова Т.А. - воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Почему я выбрала эту тему…

ЭССЭ
Всё начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются следующие:

  • развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе их ознакомления их с явлениями природы;

  • формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;

  • воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным);

  • развивать эстетическое восприятие природных явлений;

  • воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;

  • приобщать детей к выращиванию растений в уголке природы и на огороде, клумбе, уходу за рыбками в аквариуме.

Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К.Д.Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любование, оценочные суждения, действия по уходу за растениями и животными.

Эти формы организации воспитания детей позволяют обогащать их знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, выдержку, коллективизм.

Родная природа является эффективным средством всестороннего развития ребенка.

С раннего возраста важно приобщать детей к таинствам и красотам природы.

Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии растений и животных.

Приобщать ребенка к природе можно с помощью различных игр с природным содержанием: дидактических, настольно-печатных, словесных и т.д.

В холодное время года можно вместе с детьми подкормить птиц, сделать кормушку своими руками.

Предложить родителям посетить вместе с детьми зоопарк, Уголок им. Дурова и т.д.

Используя наблюдения за поведением и повадками животных, можно научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим, преодоления страхов, одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности. У животных есть чему поучиться.

Многие дети мечтают о кошечке, или собачке, или хотя бы рыбке или птичке. Возможность поиграть, поговорить, воспитывать, погладить домашних животных, необходима детям, особенно когда взрослые очень заняты.

Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающим.
Важным аспектом экологического воспитания является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта) формирования элементарных умений правильного взаимодействия с растениями и животными, участия в деятельности по созданию для них нужных условий. Воспитание детей не станет экологическим, если уже в этом возрасте они не поймут: растению на окне нужна вода, попугаю в клетке – зерна и вода, березе на участке – вода, а воробьям зимой – крошки хлеба. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определенных условиях – это и есть ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними.

Правильное отношение к живым существам проявляется в добровольном и активном участии детей в совместной деятельности со взрослым, направленной на поддержание необходимых для обитателей зеленой зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.

Технология экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных русских народных сказок, которые знакомы малышам и которые они с удовольствием вновь и вновь слушают и обыгрывают.

Задача сказочных героев – вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям.

В период адаптации детей к новым для них условиям детского сада отвлечь ребенка от переживаний можно с помощью общения с объектами природы. Например, подвести плачущего малыша к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыба: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Какая красивая рыба!» У малыша пробуждается интерес к новому для него объекту – объекту природы.

Эффективным направлением помощи в эмоциональном развитии детей является метод АНИМАЛОТЕРАПИИ – использование домашних животных и их символов (образы, рисунки, игрушки).

В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией и др.

В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе.

Животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психо-эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции.

Возможность поиграть, поговорить, погладить домашних животных, необходима детям. Замкнутым, робким, нерешительным детям домашние животные заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, а мягкие игрушки-зверушки – любимое снотворное средство малышей.

Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. ЭМПАТИЯ, качество, необходимое для успешного общения.

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книги и картинки, рассказы взрослого и кинофильмы. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой – наблюдение. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.

Наблюдение – важнейший метод познания животного мира.

Наблюдения в младшей группе направлены, прежде всего, на уточнение и обогащение представлений детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина) и его проявлениях (движения, питание, издаваемые звуки).

Детям младшего возраста целесообразно предлагать конкретные и четко и коротко сформулированные вопросы, которые уточнят их представления о названии животного (кто это?), его проявлениях (что делает?) и внешнем виде (какое оно?). Необходимо задавать наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например, «Уши кролика длинные или короткие?», «Кролики бывают разного цвета: белые, серые, черные. Посмотрите, какого цвета шерсть нашего Кролика?», «Вот здесь, в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, что он есть?».

Наблюдения с детьми младшего дошкольного возраста недлительны по продолжительности. Начинать занятие можно с загадки, небольшого стихотворения о животном, а заканчивать показом картинок с изображением животного с детенышами или его жилища, места обитания.

Все методы и формы работы, которые мы применяем в процессе организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, очень важны. Так мы знакомим ребенка с миром, в который он пришел.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеек»
Открытая организованная образовательная деятельность в первой младшей группе по разделу Программы «Познание»: формирование целостной картины мира, расширение кругозора
^ Тема: «Знакомьтесь: хомячок – пушистый бочок»

Подготовила воспитатель

2 квалификационной

категории Велигорова Т.А.

Г.о. Химки, мкр. Сходня

«Знакомьтесь: хомячок – пушистый бочок»

ЦЕЛЬ: познакомить детей с обитателем живого уголка – хомячком;

рассказать об отличительных особенностях его внешнего вида, повадках, способе содержания.

ЗАДАЧИ:

  • развивать познавательные способности, внимание;

  • воспитывать эмоциональное отношение к зверьку, желание наблюдать за ним, заботиться о животном.

  • познакомить детей с набором кормов для хомячка, обращать внимание на то, как зверек берет еду лапками, прячет за щеки орехи или семечки;

  • закрепить умение произносить звук «х» в связной речи.


МЕТОДЫ: наблюдение, объяснение.
МАТЕРИАЛЫ: клетка с хомячком, специальный корм для хомяков, ветки дерева.
^ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОБЛАСТЯМИ:
«Коммуникация», «Физическая культура», «Безопасность» (формирование предпосылок экологического сознания)
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬ. ^ Вносит клетку с хомячком.

- Здравствуйте, ребята. С вами захотел познакомиться вот этот милый зверек. Как вы думаете, кто это?

(Ответы детей: мышка).

- Это не мышка, это хомяк. Ребята, у вас у всех есть имена. Как тебя зовут? (Маша). А тебя как зовут? (Никита). А у домашних животных есть клички. Давайте нашего хомячка назовем Хомой. Вы согласны? Вот и хорошо. Давайте рассмотрим нашего Хому внимательно.

- Подойдите поближе к клетке. У хомячка есть голова, лапы, маленький хвостик. На голове есть ушки, глаза, рот, нос. Покажите свои глазки, ушки, носик, рот (дети показывают свои части тела). Хорошо, молодцы. А теперь посмотрите как красив наш Хома! Все тело его покрыто пушистой шерстью. Какого цвета у него шерсть? Сам он рыженький, а животик у него – беленький. На передние лапки хомячок надел «белые перчатки», а на задние лапки – «белые носочки». Хвостик у него какой? Правильно, маленький, короткий.

- Наш хомячок живет в клетке, Пол клетки усыпан опилками, Домашние хомячки не умеют сами строить себе домики, не умеют находить пищу. Поэтому мы должны заботиться о них. Смотрите, в домике у него есть готовый домик, где он спит, а также стоит колесо, где он будет крутиться, ведь хомячки должны активно двигаться. Эти зверьки очень любопытны, они с удовольствием исследуют новые предметы. Но с хомячками надо обращаться очень осторожно. Они такие маленькие, их нельзя сжимать в кулаке. Купать хомячков тоже нельзя. Они купаются сами, вылизывая себя.

А теперь Хома приглашает вас поиграть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Хомячок, хомячок,

- Покажи-ка свой бочок (^ Полуприседания с поворотами, руки на поясе).

- А теперь на лапки

- Ты надень перчатки! (Имитация движений).

- В беленьких носочках

- Прыгай по песочку! (^ Прыжки на двух ногах).

- Съешь морковку на обед (Имитация действия).

- И беги, запутав след! (Дети разбегаются).
- Ой, сколько много стало у нас хомячков! А теперь, ребята, вы все превращайтесь обратно в девочек и мальчиков, садитесь на стульчики.
- Ребята, расскажите, что вы любите кушать? (^ Ответы детей).

- А теперь посмотрим, что ест наш хомячок. Подойдите к этому столику. (Воспитатель показывает коробку со специальным кормом для хомяков, высыпает корм на тарелку, дети перечисляют то, что они видят и знают, воспитатель добавляет названия: овес, крупа). Давайте я угощу нашего Хому орехом и семечками.

- Посмотрите, как хомячок взял орех лапками и засунул его за щеку и семечки тоже за щеку спрятал. Потом он все это спрячет в своем домике. Так он делает запасы. Когда в кормушке нет еды, хомячок достает свои запасы.

- А еще на столе вы видите ветки дерева. Хомячку надо давать ветки, он будет их грызть, чтобы стачивать зубы, которые у него постоянно растут. А еще не надо забывать наливать в поилку свежей воды, чтобы наш Хома пил.
^ А сейчас мы с вами расскажем стихотворение. Повторяйте за мной:

Хомячок халвы хотел, хмуро он на хлеб глядел,

Хомка-хомка, не хандри! На, скорей халву бери!
- Хорошо, молодцы!

- А теперь, ребята, скажите кто сегодня приходил к нам в гости? (Хомячок). Правильно! А как мы его назвали? (Хома). Правильно! Нам пора прощаться с нашим Хомой. Давайте скажем: «До свидания, Хома!». Будем ждать его снова к нам в гости.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеёк»

Интегрированная образовательная деятельность

в первой младшей группе
ТЕМА: «Знакомство детей с черепахой»

Подготовила:

Велигорова Т.А.

Провела: 09.04.2013 г.

Г.о. Химки, мкр. Сходня

^ НАПРАВЛЕНИЕ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАНИЕ»

РАЗДЕЛ: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА
ТЕМА: «Знакомство детей с черепахой»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с черепахой, с особенностями её внешнего вида.

ЗАДАЧИ:

  • обогащать представление детей о черепахе как о живом существе, поддерживать интерес и желание наблюдать за ней;

  • развивать умение детей сооружать элементарные постройки (заборчик),

  • закреплять знание основных цветов; воспитывать бережное отношение к животным.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕДИАОБЪЕКТЫ: иллюстрация с изображением черепахи, диск CD с записью песни из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню».
ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: строительный конструктор, корм для черепахи, лист свежей капусты.
^ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ


  • «Чтение художественной литературы»: чтение стихотворений и загадок о черепахе, рассматривание иллюстраций с изображением черепахи;

  • «Физическая культура»: физкультминутка со стихами о черепахе;

  • «Художественное творчество»: рисование красками зелёной капусты для черепахи, раскрашивание цветными карандашами изображение черепахи;

  • «Музыка»: слушание музыкальной записи песни из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню»;

  • «Социализация»: игры с игрушечной черепахой;

  • «Безопасность»: формирование предпосылок экологического сознания.


^ ПОДГОТОВКА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коробка с черепахой, сюрпризный момент (конфеты в мешочке).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ
Образовательная деятельность проводится в соответствии с СанПиНом

^ ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЬ: - Ребята, вчера по телевизору я смотрела интересный мультфильм и услышала весёлую песенку. Послушайте! (Звучит запись песни из мультфильма «Как львёнок и черепаха пели песню»). А вы смотрели такой мультфильм? Кто пел эту песенку? Ответы детей (Львёнок и черепаха). Правильно.
Попробуйте отгадать такую загадку:

^ Кто на свете ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходят … черепахи!
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением черепахи: «Вот она какая черепаха!»
ВОСПИТАТЕЛЬ: - А вы хотели бы познакомиться с живой черепахой? (^ Ответы детей). Я пригласила к нам в гости черепаху, ее зовут Тортила. Сейчас мы с ней познакомимся. Но вы уже большие ребята, а черепаха, по сравнению с вами, маленькая и может вас испугаться. Поэтому вы, пожалуйста, сядьте на стульчики, а я вам покажу нашу гостью. Сидите спокойно, я каждому из вас покажу черепаху. (Воспитатель берёт коробку с черепахой и показывает её каждому ребёнку). Это – не игрушка. Это – живая черепаха. Давайте вместе сделаем заборчик из кубиков, там наша черепаха будет гулять, а мы с вами понаблюдаем за ней. Но трогать её мы не будем, а будем смотреть только глазками, чтобы черепаха не испугалась. Иначе она не придёт больше к нам в гости.
^ ПОСТРОЙКА ЗАБОРЧИКА.

- Смотрите ребята, вот здесь лежат кубики, вы берёте кубики и несёте их мне, мы будем строить забор. (Дети несут кубики воспитателю).

- У тебя какого цвета кубик, Егор? Ответ ребёнка (Красного).

- Лида, какого цвета кубики принесла ты? Ответ ребёнка (Синего).

- А у тебя, Слава? Ответ ребёнка (Жёлтого).

Дети вместе с воспитателем строят забор.

- Ну вот, забор готов, садитесь вокруг него. Я беру нашу черепаху и опускаю её на пол.

- Ребята, давайте внимательно посмотрим на нашу черепаху. Что находится спереди у черепахи? ^ Ответы детей (Голова).

- А на голове что вы видите? Ответы детей (Глаза).

- Для чего нужны глаза? Ответы детей (Чтобы видеть).

- Правильно. Глаза нужны, чтобы видеть. У черепах очень хорошее зрение. Они различают цвета и выбирают себе корм по цвету, например, зелёную капусту или оранжевую морковку. Посмотрите, ребята, наша черепаха не похожа на других животных. Её тело покрыто П А Н Ц И Р Е М. Он очень твёрдый, крепкий. Если черепаха испугается, она спрячется в свой панцирь. Я вам сейчас покажу, но только один раз. Мы не будем пугать нашу черепаху. (Воспитатель подставляет ладонь и дотрагивается до головы черепахи, та прячется в панцирь).

- Что ещё есть у черепахи? Ноги. Они толстые, короткие, на конце – когти.

- А у черепахи есть хвост? ^ Ответы детей (Да).

- Какой он маленький или большой? Ответы детей (Маленький).

- Правильно. Черепахи – спокойные животные. Их можно брать в руки. (Воспитатель берёт черепаху).

- Ой, какая она тяжёлая, потому что она в панцире. Где у неё голова? Вот голова. Где у неё хвост? Вот. А ноги? Вот ноги. (Воспитатель опускает черепаху на пол).

- А как ходят черепахи? Медленно или быстро? Ответы детей (Медленно).

- Да, правильно. Ноги у черепах толстые, да и панцирь тяжёлый, поэтому черепахи могут только медленно ползти. Когда человек идёт очень медленно, мы говорим: «Ползёт, как черепаха!» А мы с вами умеем быстро ходить и прыгать. Давайте поиграем!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По пустыне черепаха долго-долго шла без страха! (^ Ходьба на месте)

Вдруг увидела мартышку, ту, что бегает припрыжку! (Прыжки на месте).
- Вот какие молодцы! А как вы думаете, ребята, что едят черепахи? Давайте подойдём к этому столику. Здесь я приготовила всё то, что едят домашние черепахи. Это – специальный корм для черепах. Его покупают в зоомагазине. Давайте посмотрим, что это за корм. (Воспитатель и дети рассматривают корм).

- А ещё черепахи любят свежие овощи. Что это у меня? ^ Ответы детей (Капуста).

- Какого цвета капуста? Ответы детей (Зелёного). Молодцы!

- Как нужно заботиться о черепахе? Чтобы она была здоровой, нужно давать ей свежие овощи и фрукты, где много витаминов. А ещё черепахи любят тепло и свет.
- Здесь на столе у меня лежит мешочек. Как вы думает, что в нём?

Давайте поиграем.

- Кто самый смелый? ^ Ответы детей (Я, я, я).

- Даша, опусти руку в мешочек и попробуй отгадать наощупь, что там такое. Только не подглядывай! Ответ ребёнка (Конфеты).

- Да? Лида, попробуй угадать, что там находится. ^ Ответ ребёнка (Конфеты).

- Правильно. А как вы думаете, черепахи едят конфеты? Ответы детей (Да, нет).

- Нет, черепахи не едят конфеты. Этот мешочек принесла наша Тортила вам в подарок. Мы возьмём конфеты в группу и там вы их съедите.
- Сейчас нам пора идти. Скажите мне, с кем вы сегодня познакомились? (Воспитатель берёт черепаху в руки). Ответы детей (С черепахой).

- А что на спине у черепахи? Ответы детей (Панцирь).

- Правильно. Вы не устали? Ответы детей (Нет).

- Тогда пойдёмте в группу и там поиграем ещё. Только сначала попрощаемся с нашей черепахой. Скажем: «До свидания!»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconОтчет по внедрению умк в мбдоу «Детский сад комбинированного вида №5»
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики...

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconОтчет по внедрению умк в мбдоу «Детский сад комбинированного вида №5»
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconМбдоу «Детский сад №48 комбинированного вида»
Мбдоу «Детский сад №48 комбинированного вида» находится по адресу 188335, Ленинградская область Гатчинский район деревня Батово д....

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… icon«Инновации в доу» Экологический проект
«Детский сад №10 комбинированного вида» мбдоу «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconСтруктурное подразделение «Детский сад №17 комбинированного вида»...
Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconЧебанина Елена Юрьевна мбдоу "Детский сад города Кургана комбинированного...

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconПечатный орган мбдоу «Детский сад комбинированного вида п. Чагода»
Вашему Вниманию представлен первый номер печатного издания мбдоу «Детский сад комбинированного вида п. Чагода». Наша газета отражает...

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconДоклад Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Мбдоу «Детский сад №48 комбинированного вида» находится по адресу 188335, Ленинградская область Гатчинский район деревня Батово д....

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… icon«абвгдейка волшебная страна» подготовительная к школе группа Провела...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»

Велигорова Т. А. воспитатель мбдоу детский сад комбинированного вида №28 «Ручеек» Почему я выбрала эту тему… iconОпыта
Автор опыта: Чупрова Екатерина Алексеевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск