Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82






Скачать 33.73 Kb.
НазваниеИспользование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82
Дата публикации08.06.2014
Размер33.73 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > География > Документы
Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель

МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 82

г. Томск, Томская область

Что знает о сказке, о её возможностях современный человек? Зачастую, если он не занимается этим профессионально, его знания ограничиваются определением из словаря: «Сказка – один из основных жанров фольклора, этическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» [1]. А что если опровергнуть слова: «с установкой на вымысел»? С древних времён сказка выполняла очень важную функцию: она отражала социальные отношения, она учила. И эти знания имеют прямое отношение и к нашей жизни.

Одними из основных принципов ФГОС являются принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром и принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Поэтому, многие современные воспитатели используют сказки в воспитательных и образовательных целях, пользуются элементами сказкотерапии для формирования эмоциональной сферы дошкольника. И мы, в нашем Центре развития ребёнка, активно пользуемся этими приёмами обучения. В рамках данной статьи я хочу поделиться опытом, раскрывающим особенности использования приёма сказкотерапии в процессе ознакомлении детей с природными явлениями и экологическом воспитании.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством, всегда привлекает детей. Ребёнок с радостью погружается в воображаемый, нереальный мир, активно участвует в нём, творчески преобразует его. Но нереальным он кажется только нам, взрослым. Ребёнок же, перевоплощаясь в фей, колдунов, животных, растения, насекомых, пропускает через себя волнения, проблемы своего героя, лучше запоминает при этом данный педагогом учебный материал. Заметим, что при этом перевоплощении эффективно решаются и воспитательные задачи.

Использование элементов сказкотерапии в работе по экологическому образованию дошкольников предполагает реализацию трёх базовых модулей.

Первый модуль – ознакомительный. Дети получают определённые знания на занятиях-путешествиях в сказку. Отправляясь в сказку, дети знакомятся с определёнными природными явлениями. Например, узнают чёткую последовательность времён года; получают знания о растительном и животном мире нашего леса. По мере погружения в сказку происходит смена явлений, которые дети переживают одно за другим. Так, если дети в зимнем лесу, они мёрзнут от холода, укрывают ёлочку слоем снега, спасают синицу, спрятав её за пазуху. Если погружение в сказку сопровождается звуками леса, классической музыкой, притушенным освещением, это, безусловно, делает обстановку волшебной, таинственной. И всё происходящее ещё больше заинтересует ребёнка, сильнее привлечёт его внимание. Ведь не секрет, что детей всегда привлекает что-то таинственное, яркое, так как внимание ребёнка является непроизвольным. Если сказка понравится детям, можно рассказать её ещё раз, включая новые знания о природе.

Второй модуль – коррекционно-развивающий. В его рамках формируется навык свободного оперирования знаниями о природе. Во время путешествий в сказку на этом этапе работы, дети от пассивного проигрывания ситуаций с помощью воспитателя переходят к решению дидактических задач, направленных на адекватное включение их в социальную среду. Например, на занятии «Путешествие в зимний парк» дети решают проблему, как сохранить деревья и кустарники в зимнюю стужу (укрыть толстым слоем снега). Или на занятии «Весёлая путаница» дети помогают муравью добраться до своего дома – муравейника, одновременно закрепляя строение насекомых разного вида и их способы передвижения (бабочка летает, кузнечик прыгает, сороконожка бегает и имеет много ног, а не две).

На этапе третьего – интеграционного модуля решаются сложные дидактические задачи, направленные на развитие всей познавательной деятельности в целом (закрепляются обобщающие понятия, классифицируются признаки, развивается речь, аналитическая деятельность, воображение). Например, на занятиях-путешествиях в сказку, на определённом этапе, воспитатель прекращает вести детей за собой по сказке, детям предлагается придумать конец истории, найти выход из тупика, заменить отрицательный исход на положительный путём решения какой – либо дидактической задачи.

«Зима, весна, лето, осень – времена года. Запомни, малыш», «Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы» – втолковывает воспитатель. Это сложно запомнить ребёнку, да и довольно скучно. Интереснее и полезней отправиться вместе с падчерицей из сказки С.Маршака «12 месяцев» в зимний лес за подснежниками, мерзнуть на ветру в феврале (упражнение на дыхание «Дует ветер»), радоваться солнечным лучам и журчанию воды в июне (упражнение на релаксацию «Водопад»), вдыхать аромат первоцветов (упражнение для пальчиков «Цветок»).

Человек – частица мира, часть природы. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее его знания о нём, реализация его творческих способностей в природе.

Литература.

1. В.И. Даль «Толковый словарь».- М., 1983.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 icon«Погружение в сказку путь к знаниям»
Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconМетодические рекомендации Киселёвск 2013 Составитель: М. А. Тузовская,...
Создание условий для развития толерантности у дошкольников в процессе ознакомления их с правами человека

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconСенсорное воспитание дошкольников
...

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconПрика з
Мадоу «Центр развития ребенка – детский сад №116» (директор Т. Н. Балкова) и на безе мадоу «Центр развития ребенка детский сал №89»...

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconСказка нужна всем и больши
Автор: Шахтарина Надежда Николаевна, воспитатель мадоу «Детский сад №6» г, г. Пермь

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconДоклад Муниципального автономого дошкольного образовательного учреждения...
Мадоу «Центр развития ребенка – детский сад №298» г. Перми аккредитован как дошкольное образовательное учреждение первой категории...

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconМастер-класс для детей и родителей
Автор: Троян Юлия Николаевна, воспитатель Автор: Маликова Марина Сергеевна, воспитатель мбдоу мо г. Краснодара Детский сад №125

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconНа закупку мебели для мадоу детский сад №7 «Сказка»
...

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconО проведении запроса котировок на закупку детской мебели для мадоу детский сад №7 «Сказка»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №7 «Сказка»

Использование элементов сказкотерапии в процессе ознакомления дошкольников с природными явлениями Автор: Власова Валентина Николаевна, воспитатель мадоу центр развития ребенка – детский сад №82 iconОпыта
Автор опыта: Коткина Галина Феодосьевна, воспитатель по познавательному развитию Муниципального бюджетного дошкольного образовательного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск