окружающий мир.
Тема: Вода и её свойства. Практическая работа.
Цель: создать условия для формирования умения определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;
Задачи:
образовательная: экспериментальным путем выявить свойства воды
развивающая: содействовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, видеть цель, добиваться результата,.
воспитательная: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде.
^
Предметные результаты
| Метапредметные результаты и деятельность учащихся
| Узнают о значение воды для живого, физические свойства и химическое свойство воды, необходимость бережного использования воды;
^
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки; экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
| Познавательные УУД:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.;
Коммуникативные УУД:
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные УУД:
- формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы)
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
|
^ изучение нового материала с элементами практической работы
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, рефлексия.
^ гидросфера, агрегатное состояние.
Оборудование для учителя: Рабочая тетрадь для 2 класса Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, поваренная соль, сахарный песок, две баночки с водой, чайная ложка, одна пустая баночка, три полоски цветной бумаги (красная, фиолетовая, синяя), цветной карандаш, карточки (приложения 1), пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; штатив – на каждый стол (практическую работу можно проводить и по группам).
^
| Ход урока
(деятельность учителя и учащихся)
| Формирование УУД
|
Ι. Актуализация знаний
|
(Организационный момент
Уч-ль: Вот опять звенит звонок – начинается урок. Встали ровно и красиво, тихо сели.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
^
Есть много вопросов
У детей и взрослых.
Как найти ответ?
Да очень просто!
В клубе «Почемучек»
Мы рады видеть вас
Приходите!
Уч-ль: О чем мы сегодня с вами узнаем? А узнаем мы много интересного о…, а в общем, отгадаете загадку – сами узнаете. Вы готовы? Тогда слушайте: Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Догадались что это такое?
^ : Вода
Уч-ль: Правильно, это вода.
Вы слыхали о воде?
1 уч-к: Говорят она везде.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
2 уч-к: На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
^ Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Уч-ль: Сегодня мы поближе познакомимся с водой и узнаем много нового и интересного о ней.
Ребята, вы готовы? Но тогда я хочу вас предупредить, что нам будут нужны ваши знания, умения, смекалка, фантазия, а самое главное – внимание. Я вижу, у вас все это есть, тогда беремся за работу.
Сообщения учащихся о воде.
|
Познавательные УУД:
Научатся - пользоваться знаками, моделями, схемами, приведенной в учебной литературе; строить сообщения в устной форме; находить в тексте ответ на заданный вопрос; смысловому восприятию познавательного текста.
Коммуникативные УУД:
Научатся – формулировать собственное мнение и позицию; воспринимать другое мнение и позицию.
Личностные УУД:
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД: самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, и другими лицами.
| ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
| Изучение нового материала
Уч-ль: Работать мы с вами будем по следующему плану План
1.Состояние воды
2.Свойства воды
3.Вода в природе
4.Охрана воды
1.Состояние воды.
Уч-ль: Давайте заполним схему-опору, которая поможет вспомнить вам о том, в каких состояниях вода встречается в природе. Для этого вам нужно будет отгадать загадки.
1.Без досок, без топоров
Через речку мост готов
Мост, как синее стекло –
Скользко, весело, светло
^ Лед
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В твердом состоянии
2.Меня часто зовут,
Дожидаются.
А приду – от меня
Укрываются.
^ : Дождь
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В жидком состоянии
Однажды я взяла блюдечко и налила в него воды. Поставила блюдечко на крылечко. Пришла через некоторое время, а блюдечко пустое, никакой воды там нет. Вот я и спрашиваю: куда делась вода?
^ : вода превратилась в пар
Уч-ль: В каком состоянии вода?
Уч-ся: В газообразном состоянии
Уч-ль: Какой вывод мы можем сделать?
Уч-ся: Вода может находиться в трех состояниях
^
Уч-ль: Готовы ли вы дальше ребята узнавать много нового и интересного о воде?
2.Свойства воды. Просмотр фильма о правилах безопасности во время практической работы.
(Во время выполнения опытов ответы учащиеся записывают на карточках <Приложение 1>, а на слайде появляется схема – опора: «Свойства воды») Опыт 1.
Уч-ль: Опустите в стакан с водой ложку. Видна ли ложка в стакане?
Уч-ся: Видна
Уч-ль: Опустите карандаш. Что можно сказать?
^ : Виден
Вывод: вода прозрачна Опыт 2.
Уч-ль: Около стакана с водой положите полоску цветной бумаги, еще одну, еще. Сравните цвет жидкости с цветом полосок. Имеет ли вода цвет?
^ : Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
Опыт 3.
Уч-ль: Сейчас мы будем определять, имеет ли запах вода. Что мы должны для этого сделать?
^ : Понюхать воду
Уч-ль: Что можно сказать?
Уч-ся: Вода не имеет запаха
Вывод: вода не имеет запаха Опыт 4.
Уч-ль: Попробуйте воду. Есть ли у нее вкус?
Уч-ся: У воды нет вкуса
Вывод: вода не имеет вкуса Опыт 5.
Уч-ль: А сейчас добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?
^ : Вода имеет вкус. Он зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: Что произошло с солью и сахаром?
Уч-ся: Они растворились
Вывод: Вода – растворитель
- Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой - ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее?
Опыт 6.
Уч-ль: Аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Течет вода? Почему?
^ : Течет. Потому что вода жидкая.
Вывод: Вода – жидкая; течет Опыт 7.
Уч-ль: Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?
^ Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится Опыт 8.
Ну что ж,
Я фокусник известный
Чудесами вас «угощу»
Чистую, светлую водицу
В разные цвета превращу.
| Ты вода-водица,
Друг мой студеный.
Стань вода-водица,
Не простой - зеленой
| Ты вода-водица,
Светлая как иней.
Стань вода-водица,
Не простой, а синей
| Ты вода-водица,
Друг мой прекрасный.
Стань вода-водица,
Не простой, а красной.
| ^ Ребята, что же произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.
Уч-ль: А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?
^ Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества.
Физкультминутка
Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем
Моем шею, моем уши,
| После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево,
Опусти головку вниз.
И тихонечко садись.
|
| ^
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
^ формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3)формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД:
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом ; организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы) ^
формируем интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
| ΙΙΙ. Применение нового знания
| 1.Вода в природе
Уч-ль: Но, а я вас хочу сейчас пригласить в удивительное фотопутешествие по родному краю.
Уч-ль: Все воды, как и земли прекрасны. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу, несут нам живую прохладу. Можно часами любоваться этой красотой. Воды не только видимы, но и слышимы нами: в шуме дождя, журчание ручья, всплесках реки.
(Звучат звуки воды и крики чаек)
А теперь закройте свои глазки, и прислушайтесь. Что вы слышите? А где мы эти звуки слышим?
2.Охрана природы
Ребята, мы с вами знаем, что недалеко от водоемов, находятся заводы и фабрики, которые часто вбрасывает грязную воду, а она попадает в водоем. От этого действия страдает все живое, гибнут растения и животные.
Запомните: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой!
Как же сохранить чистоту в реке?
(Выслушиваются ответы учащихся)
Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?
(Выслушиваются ответы учащихся)
О чем могла попросить вас вода, если бы умела говорить?
(Выслушиваются ответы учащихся)
На дом вам было дано задание: нарисовать экологические знаки по защите воды. Посмотрите на нашу выставку. Эти знаки можно установить на берегу наших рек, озер.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой останется в них навеки
Студеная и вкусная вода.
| Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку, светлую мою!
|
| ^
формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; ^
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
| ΙV. Домашнее задание
| Р. т. № 51 с. 23
|
| V. Итог
Рефлексия
| Уч-ль: Опираясь на карточку, перечислите свойства воды
Уч-ся: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворяет многие вещества, течет и не имеет формы
Уч-ль: Расскажите, как и почему вы будете беречь воду?
Уч-ся: Воду нужно беречь потому, что она нужна все живым организмам. В наших силах не бросать мусор в водоемы, реки и озера, очищать их, экономно расходовать воду.
^ : К логической развязке
Пришли мы без подсказки:
Как нам необходима всем всегда
Чистая вода.
(Слайд 24)
Молодцы! Вы все сегодня хорошо работали на уроке.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Что у вас получилось лучше всего?
1. «Я могу рассказать, что и зачем будем делать на уроке».
2. «Я могу рассказать, что нового я узнал на уроке». Кто сможет сказать?
3. «Я могу наблюдать и делать выводы».
|
Регулятивные УУД:
формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
| |