Откуда берется снег и лед?






Скачать 190.68 Kb.
НазваниеОткуда берется снег и лед?
Дата публикации14.11.2014
Размер190.68 Kb.
ТипВопрос
top-bal.ru > География > Вопрос
Тема: Откуда берется снег и лед?

Цели:

познавательные УУД – развитие познавательного интереса в познании признаков;

окружающего мира, умение осуществлять анализ объектов с выделением коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника;

регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности учащихся.

предметные – познакомить со свойствами льда и снега, с их образованием.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: словесный, наглядный, исследовательский

Оборудование: Плешаков, А.А. Окр.мир: учебник и тетрадь к нему,

1.презентация к уроку,

2.тарелки со снегом,

3.тарелки со льдом,

4.молоток, салфетки, ножницы,

5.мелодия «Серебристые снежинки»,

6.карточки с записью слов со свойствами льда и снега,

7.рисунок Снеговика и конверт с загадками,

8.листы цветной бумаги и стаканы,

9.жетоны-снежинки,

10. цветные карандаши,

11. тесты,

12.светофорчики у каждого.
I.Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
Доброе утро!

Девиз нашего урока: Я хочу много знать! Слайд 2

- Я вижу у моих любителей природы хорошее настроение и я желаю всем на сегодняшнем уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира.

- Какие 2 шага вы должны выполнить на уроке при открытии нового?

1 шаг – понять «Что я не знаю?» Слайд 3

2 шаг – «Сам найду способ узнать!» - Слайд 4

- С чего начнем работу на уроке?

(С повторения).

- Хочу напомнить вам одно правило:

«Один говорит, а все слушают»
Повторение изученного- Слайд 5-6-7

Семья? Это группа родственников, живущих вместе

Проекты « Моя семья». (Яна, Вика, Ира)

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы



II. Самоопределение к теме.Введение в тему.
-Ребята послушайте загадку и скажите, о каком времени года в ней говорится.

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Все землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

А зовут меня …(зима) Слайд 8

-Назовите снежные месяцы. (декабрь, январь, февраль)

-Какие изменения происходят в природе с наступлением зимы?

-А что происходит с речками зимой?

(Зимой реки покрыты льдом, а вся земля покрыта снегом.)

- Вам нравится зима? Слайд 9

-Назовите за что любите зиму? (Зимой очень красиво и весело! Можно кататься на санках, коньках и лыжах, играть в снегу, строить снеговиков,только зимой празднуют самый любимый зимний праздник – Новый год!)

Много чудес приготовила волшебница-природа. Каждое время года по своему красиво и интересно. У каждой свои тайны, чудеса, сказки! Но самые волшебные сказки бывают только зимой! Слайд 10

-Да. И у нас сегодня на уроке зимний гость. Слайд 11

Отгадайте, кто он.

Его не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой,
Кто он такой? (Снеговик)
- Почему его так назвали? (сделан из снега)

-Ребята, а что у него в руках? (письмо)

- Вот такой снеговик пришёл к нам в гости и принёс
конверт с зимними загадками.

Вы хотите их отгадать?
Итак, чтобы узнать тему нашего урока, мы должны ответить на вопрос Снеговика и разгадать загадки:

1. В одной африканской школе тоже проходил урок и учитель рассказывал детям, что существует такая страна, в которой люди ходят по воде. И он не шутил. Такая страна действительно есть.

Ребята, что это за страна?

- Хотите увидеть эту страну прямо сейчас? Посмотрите в окно.

- По какой же воде люди ходят в России? (появляется снег) Слайд 12
"Мозговой штурм" Слайд 13-17

1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь. (Снег)

2. Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет. (Снег)

3. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша - толстое стекло. (Лед)

4. Мальчишек радостный народ,
Коньками звучно режет…(Лёд)
Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.

^ НА ДОСКЕ КАРТОЧКА СНЕГ.

Не драгоценный камень, а светится.

НА ДОСКЕ КАРТОЧКА ЛЁД

СНЕГ и ЛЁД Слайд 18

- Что общего в отгадках? (Все они про снег и лёд.)

- Как вы думаете, почему все загадки только про снег и лёд?

(Появляется знак вопроса.)

Итак, назовите тему урока.

Тема нашего урока : ? (Что такое снег и лёд)
- У вас есть варианты ответа на этот вопрос?

- Что вы можете рассказать про снег? Про лёд? (Снег падает с неба. Замерзают лужи. Снег находится в облаках от туда и падает. Иногда падает град. И снег, и лёд образуются из воды.) Молодцы!

- А что вы хотите ещё про снег и лёд узнать?

- Задайте вопросы.

Вы задали много интересных вопросов. На одном уроке мы не сможем получить ответы на все эти вопросы.

2 ведёрка.

В одном ведёрке снег, в другом лёд (надписи на ведёрках не соответствуют содержимому.)

-А теперь давайте проверим, подтвердятся ли наши предположения, что в этом ведёрке снег, а в этом лёд.

Нескольким ученикам предлагается удостовериться в их предположениях.

- Так что же лежит в этом ведёрке?

- А почему ты так решил? А ты?

-Что лежит в другом ведёрке?

-Почему ты так думаешь? А ты?

Мнения детей расходятся.

- Сколько детей столько и мнений. Как же нам разобраться? На какой же вопрос мы должны найти ответ? (Чем отличаются снег и лёд?)

- Посмотрите, у Снеговика вместо конверта появились снежинка и сосулька и он предлагает нам изучить свойства льда и снега. Слайд 19

- За правильные ответы он будет дарить вам снежинки
Так снег и лёд одно и то же? (нет)

- Как доказать? (сравнить их)

- Попробуем сравнить? Будем использовать карточки для пробного действия.

^ ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ Слайд 20

У каждого из вас лежат на парте листочки (ж). Нужно отметить свойства снега и льда.

- Послушайте задание.

- Подчеркните слова в таблице в соответствии со свойствами снега и льда.

- Мы выполняли такие задания? (Нет)

- А зачем пробовать их выполнять?

(Чтобы понять, что я знаю или не знаю)

- Выполните задание самостоятельно.

ЛЁД СНЕГ

  1. Хрупкий 1. Хрупкий

  2. Тает 2. Тает

  3. Белый 3. Белый

  4. Рыхлый 4. Рыхлый

  5. Прозрачный 5. Прозрачный

  6. Без запаха 6. Без запаха

  7. Бесцветный 7. Бесцветный

  8. Непрозрачный 8. Непрозрачный

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. (2 уч-ся)

Дети читают свои варианты ответов:

Снег – белый, непрозрачный, рыхлый

- А у кого по-другому?

-Кто из вас прав?

-Докажи. (Я не могу объяснить почему у меня получились такие выводы).

- В чём твоё затруднение? (не могу доказать)

(Не знаю, что такое снег и лёд)

Снеговик благодарит вас за работу, но снежинки пока не дарит. Мы ещё не знаем кто прав!

-Какова же будет сегодня цель нашей деятельности?

(Доказывать что снег и лед это разные объекты природы.

Что у снега и льда разные свойства.

^ Узнать, что значит рыхлый и хрупкий и т.д.

Узнать, Что же такое снег и лёд.)
III. Открытие новых знаний.

- Хотите проверить ваши предположения и узнать, кто из вас был прав?

-Как мы можем это проверить?

(Спросить у учителя, родителей, прочитать в учебнике, самим исследовать.)

- Снеговик предлагает вам исследовать снег и лед.

Задача нашего урока, познакомить с образованием снега и льда. Научить проводить опыты по исследованию снега и льда, изучить свойства льда и снега.

- Что нам понадобится для этого? (Нужен снег и лёд) Слайд 21

Составим план действий. Слайд 22

1. Сравним.

2. Понаблюдаем.

3. Проведём опыт.

4. Сделаем вывод.

5. Сравним с эталоном.

Работать будете в группах. Советуйтесь и помогайте друг другу. Слайд 23
Пока я раздаю вам снег и лед, вы в это время читаете слова-помощники:

Рыхлый

Хрупкий

Бесцветный

Белый

Прозрачный

Непрозрачный
Практическая работа

-А теперь давайте представим, что наш класс научная лаборатория, чтобы доказать свойства снега и льда нам нужно их исследовать. Сегодня вы будете учеными-исследователями. Будете проводить опыты, свои утверждения будете фиксировать в таблице и результаты сообщать классу.

Работаем в группах, дружно, сообща, аккуратно, наблюдаем, советуемся, делаем выводы.

За правильные ответы группы будут получать снежинки.

(3 стола для проведения опытов.).

Цель нашего исследования: изучение  свойств снега и льда.

Выдвижение гипотезы: предположим, что снег и лед - это не одно и то же.

Проверим это опытным путем.
- У каждой группы есть таблица и слова. Их надо разместить в таблице в соответствии с особенностями снега и льда. В эту таблицу мы будем заносить наши наблюдения.

^ Таблица заполняется и на экране.(эталон)


СНЕГ

ЛЁД






































Опыт №1. Как определить цвет снег и льда? Слайд 24

(Сравнить их между собой и с другими цветами)

- Будем сравнивать.

- Выполняем первый пункт плана – сравниваем и определяем цвет.

-Какого цвета снег? Сравнить с листом белой бумаги. (Белый)

-А какого цвета лёд? Сравнить с листами цветной бумаги. (Бесцветный)

Сравнение кусочка стекла и льда.

-Что заметили? (Лед, как и стекло бесцветный.)
- А можно приготовить цветной лед? (Можно, для этого нужно заморозить крашеную воду. И тогда льдинки станут цветными)

^ Отмечаем в таблице первое свойство снега и льда. (цвет) Слайд 25-26

Дети:.На лист цветной бумаги положили ком снега и кусок льда. Сравнили снег и лед по цвету. Снег белый, а лед бесцветный. Пытались рассмотреть снег и лед через цветную бумагу, через снег не видно, а через лед видно.
Вывод: Снег белый. Лёд бесцветный.


- Почему снег белый? Как вы думаете? (Рассуждения детей)

Белый цвет считается символом чистоты, радости.

(Причина того, что снег белый состоит в том, что каждая снежинка состоит из ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Снег белый потому, что снежинки отражают солнечные лучи)
Опыт №2. Как определить прозрачность снега и льда? (газета) Слайд 27

–Как определить, что предмет прозрачный?

(Посмотреть через него. Понаблюдать, видны ли через объект цветные полоски бумаги)

- Будем наблюдать.

Теперь наблюдая, определите какой из двух объектов прозрачный.

- Положите на газету тонкий слой снега и попробуйте прочитать текст (Не видно).

-Посмотрите на газету через кусочек льда. (Текст виден.)

- Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными).

Вывод: - Что скажете о снеге? (Непрозрачный).

- Что скажете о льде? (Прозрачный).

=Снег покрывает крыши домов, дороги, поля, реки. Мы до весны не сможем увидеть то, что под ним находится. (Непрозрачный).

=Сквозь льдинку можно посмотреть на предметы и увидеть их. Подо льдом на речке можно даже рыбок увидеть. (Прозрачный).

Вывод зафиксируйте в таблице. Слайд 28-29
Опыт №3. Хрупкий или рыхлый? (молоток, карандаш) Слайд 30

Опыт будем проводить вместе.

– Что значит рыхлый? Как вы понимаете это слово? (Попробовать разрыхлить)

- Как проверить? Вспомните, как рыхлят землю.

- Какой опыт докажет, что объект хрупкий? (Надо стукнуть, если разобьётся – значит хрупкий.)

- Что бывает хрупким? (стекло)

Я попробую разбить лёд. Получилось.

- Значит лёд какой? (Хрупкий)

- Возьмите карандаш и попробуйте рыхлить снег, сделайте ямку. Получается?

- Значит снег какой? (Рыхлый)
Вывод: Снег –рыхлый. Лёд –хрупкий. Слайд 31


Опыт №4. Мягкий или твёрдый? ( карандаш) Слайд 32
- Воткните карандаш в снег. (Мягкий)

- Воткните карандаш в лёд

- А лёд? (Твёрдый)
Дети: Мы взяли ком снега. Палочкой сделали углубление . Лед проткнуть не удалось. Тогда мы взяли молоточек и ударили по кусочку льда. Лед треснул и рассыпался .

Лед - хрупкий, а снег – рыхлый.
Вывод: Снег – мягкий. Лёд – твёрдый.

Вывод зафиксируйте в таблице. Слайд 33
- А что ещё надо сделать в конце работы. (Сравнить с эталоном).

Проверка по эталону (1 от группы) Отчет каждой группы.
Прочитайте свойства снега.

Мы правильно определили свойства снега?

- Почему? (Наш вывод совпал с эталоном.)

- Прочитайте свойства льда.

-Лёд….( Проверьте.)

- Мы правильно определили и свойства льда?

- Докажите (Наш вывод совпал с эталоном.)

- Что мы делали, что бы определить свойства?

(Наблюдали, сравнивали, проводили опыт)

Вывод:

Снег Лед

Белый бесцветный

непрозрачный прозрачный

рыхлый хрупкий

мягкий твёрдый
Опыт №5. Снег и лёд тают от тепла? Слайд 34

Гипотеза : «Снег и лед одно и тоже».

Мы приготовили 2 колбы.
В одну положили снег, а в другую – лед.
Ставим на батарею 2 колбы с кусочками снега и льда.

Пронаблюдаем, что произойдёт?
А пока… Слайд 35

- Снег, лёд можно кушать? (Нет) Почему? (ответы детей)

- А снег вкусный? (будет много ответов, кто – то скажет – « он грязный»)

- А давайте выясним действительно это так.

ПРОЕКТ «Про снег и не только...»
Исследование чистоты снега провела Фокина Таня.
ПРОЕКТ «Что такое снег...


Ридзель Максим много интересного узнал про снег и провел свои исследования.

- Пока мы с вами слушали проекты, посмотрите, что произошло со снегом и льдом? (рассматриваем колбы с батареи) Слайд 36

Сейчас и снега, и льда уже меньше, а на дне стаканов вода.
Что произошло? (Они растаяли и превратились в воду)

- Почему?

- Сделайте вывод, что же такое снег и лёд?снег и лед растаяли, только снег растаял раньше, а лед позже)

- А почему же снег и лёд зимой на улице не тают? (На улице зимой холодно, морозно.)
Вывод: Снег и лёд – это замёрзшая вода
Обобщение.

Назовите отличительные свойства. (Таблица) Слайд 37
- Прочтем все вместе какой вы сделали вывод:

- Вы справились с затруднением?

- Как доказать? (Сравнить с эталоном.)

- В данном случае эталон вы найдёте в учебнике (учебник на стр.64.) Слайд 38

Его укажет Мудрая Черепаха.

-Прочитайте. Совпало? Значит вы справились с затруднением.

Вывод: снег и лед имеют разные свойства.

- Что мы делали? (Мы сравнивали снег и лёд)
Физминутка - Танец. Слайд 39

Зимой на улице холодно, морозно.

Чтобы согреться, люди на остановках приплясывают.

Давайте и мы с вами потанцуем!
- А вот как образуется снег? .) Слайд 40

- Сегодня мы открыли много тайн, связанных со снегом и льдом, но есть ещё одна.

Загадка

Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

-Что такое снежинка? (кристаллик снега)

- Откуда прилетают снежинки? (с неба, из туч)

-^ Как вы думаете, где же образуются снежинки? (рассуждения детей)

- Послушайте, как об этом рассказал поэт В. Мусатов.) Слайд 41

(чтение учителем стихотворения):

Туча по небу гуляла

И случайно задремала.

Ветры буйные на воле

Увидали:

Туча спит,

Как перину,

Распороли —

И оттуда пух летит…

Пух летит,

В глазах рябит,

А поймаешь —

Холодит.
- Как вы думаете, что это за пух, о котором говорится в стихотворении?

Так, где же образуется снег? .) Слайд 42

Тайна снежинок Слайд 43-47

Раньше думали, что снег-это замерзшие капельки воды. Только недавно была разгадана тайна снежинок. ^ Снег никогда не родится из капелек воды.

Водяные пары поднимаются высоко- высоко в небо, где очень холодно и сразу же, из водяных паров, образуются крошечные льдинки-кристаллики. Но это ещё не снежинки. Кристаллик постоянно растёт, развивается, и, наконец, превращается в удивительно красивую звёздочку, у которой шесть хрупких, нежных лучиков.

Нет ни одной снежинки, которая была бы похожа одна на другую.

Эти снежинки собираются вместе в одну дружную семью-тучку, медленно-медленно опускаются и падают на землю.
Закрепление. Слайд 48-51

- А снег можем получить дома?

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

А ещё бывают ледники и айсберги.

Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки..
V. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 52

Закрепление изученного материала.
Следующий шаг – самостоятельная работа.

Для выполнения её возьмите карточку для самостоятельной работы.

На сколько вопросов вы должны дать ответ?(10)

Правильное утверждение отметьте +,

если не согласен с моим утверждением -

Лист самооценки

1.Снег при таянии превращается в воду

2.Если вода замерзает, она превращается в лёд

3. Снег бесцветный?

^ 4.Лёд прозрачный

5. Лёд хрупкий?

6.Снег рыхлый

7.У снежинки пять лучей

8.Снег прозрачный

9.Все снежинки одинаковые
10. Снег белый?


Проверим, сравнив с эталоном для самопроверки.

Правильный ответ отметите +, если не совпадает с эталоном – поставьте знак

-У кого есть знаки -?

- Что надо будет сделать дома?

- У кого все плюсы?

- Вы справились с заданием? Просигнальте.
-Молодцы!
А вот и проказница Яга Ну никак без неё…- Ребята, пока мы с вами работали, украла она нашего Снеговика … Слайд 53-59

.

         Давайте поиграем в игру «Угадай, что это».

Я раздаю карточки: на одной – снежинка, на другой написано «лед». Когда я называю поочередно свойства снега и льда, дети поднимают нужную карточку:

Белый

Бесцветный

Прозрачный

Непрозрачный

Рыхлый

Хрупкий

медленно тает

быстро тает
VI.Итог урока. Рефлексия

- Я напомню вопрос, который у вас в начале урока вызвали затруднение: Откуда берутся снег и лёд? и Почему снег и лёд отличаются друг от друга?

- Для чего мы проводили опыты?

- Вы нашли ответы? (Да)

- Я вас поздравляю!

-Кому понравилась работать в группе?

- Давайте поблагодарим друг друга за хорошую, интересную, дружную работу.

- Ну а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.

Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня на уроке я удивился...
Самое интересное задание для меня было…

- Переверните карточку и оцените свою деятельность на уроке при помощи снежинки (лесенка успеха)
У кого + молодец, со всеми заданиями справился.

- У кого есть ! знак? Пока не всё получается, но они будут стараться.

- Оцените свою работу на уроке, поместив снежинку на одну из ступенек «Лесенки успеха».

- Многие ребята поместили снежинку на самую верхнюю ступеньку. И это замечательно! Это значит, что они уверены в себе и готовы выполнять самые трудные задания.

- Покажите смайлик, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Снеговик благодарит вас за урок, а теперь ему пора идти к другим ребятам, чтобы они тоже узнали много нового и интересного о снеге и льде. Спасибо всем за урок!

- Забирайте ваши “листочки ученых” домой. Нарисуйте, пожалуйста, снежинку, но не простую, а волшебную. Думаю, что это задание вы выполните легко, т.к. вам известна тайна снежинок.

^ Снеговик благодарит вас и дарит свои портреты

Звучит музыка «Белые снежинки». Д-з. Нарисовать снежинку в сказочном образе

Творческая работа Работа в рабочей тетради ( с. 46 )

На слайде вы видите снежинки. Так они выглядят под микроскопом. Снежинки образуются из водяного пара высоко в небе. Сначала они имеют форму шестиугольника. Пока они падают с неба на землю, они растут. Одни растут в длину, у других из шести углов начинают расти отростки-иголочки и шестигранник превратится в шестиугольную звездочку. Говорят, что одинаковых звездочек не бывает. Каждая имеет свою уникальную красоту.

-Посмотрите на экран и скажите, сколько лучей у снежинок (6)

Самостоятельная работа – найди другую половинку к каждой снежинке

-Нарисуйте 1 снежинку, используя полученные знания (Музыка)

-На какую букву похожа снежинка?

- Могут ли быть снежинки одинаковой формы? (нет)

Вывод: Снежинки имеют шесть лучиков, но при этом каждая снежинка имеет разный рисунок.
Посчитайте, сколько лучиков у вашей снежинки? Если 6 – поставьте + в оценочном листе, если другое количество - ! и в следующий раз, когда будете рисовать снежинку, не допускайте такую ошибку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Откуда берется снег и лед? iconУрок Откуда берется шоколад? Сайт «Фестиваль педагогических идей»
Познакомить детей с производством хорошо известного шоколада, показать его природное происхождение

Откуда берется снег и лед? iconЛегко ли быть родителем?
Тогда мы искренне удивляемся и разводим руками, не понимая, откуда что берется. Списываем на обстоятельства, гормоны, детскую жестокость...

Откуда берется снег и лед? iconТема урока: Снег и лёд
Формировать практические умения, вести наблюдения, ставить опыты; развивать умение анализировать, делать выводы

Откуда берется снег и лед? iconКонспект занятия по познавательному развитию группы общеразвивающей направленности
Познакомить с состоянием воды в природе (дождь, снег, лед, иней, пар), особенностями перехода из одного состояния в другой

Откуда берется снег и лед? iconВ какое время года у нас выпадает снег?
В группе стоит стол, на котором лежит снег. Дети стоят в кругу. Воспитатель загадывает загадку про снег: «Белая скатерть всю землю...

Откуда берется снег и лед? iconПознавательные сказки
«Что такое электричество?», «Чего боится огонь?», «Откуда берётся бумага?», множество вопросов о домашней бытовой технике и многое,...

Откуда берется снег и лед? iconСтихотворения на новогодний утренник
Там где холод, снег и лёд. Там где кружится пурга, Где глубокие снега, ей построила зима ледяные терема

Откуда берется снег и лед? iconТема: «Вода и ее свойства. Вода в твердом, жидком, газообразном состоянии»
«Медузы», «Три состояния воды» цветные полоски бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая), графин с водой, ложка, лед,...

Откуда берется снег и лед? iconКак люди стали Новый год встречать
Было это в те далекие времена, когда зимой снег не блестел, лёд был сладкий, а люди Новый год не встречали. Вот тогда и случилась...

Откуда берется снег и лед? iconСтихи великих писателей
Стою на крыше всех труб выше. Хоть сама и снег и лед, а уходит слезы льет. На когтях на ствол сосновый влез монтер красноголовый....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск