Скачать 0.67 Mb.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ. В предлагаемом пособии содержатся практические рекомендации по работе методических объединений учителей-предметников, примерные положения методического объединения, творческой группы, предметной школьной олимпиады, а также формы основных документов по планированию и анализу работы, отчетности. Кроме того, имеются основные положения методики по изучению и обобщению передового педагогического опыта. Надеемся, что данное методическое пособие будет полезным для руководителей предметных методических объединений и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе. ^ Важнейшим направлением работы методиста является оказание практической помощи образовательному учреждению в развитии образовательной системы. Успешное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от того, как организована работа методического объединения в школе. В связи с этим учебно-методическим центром разработаны материалы в помощь учителям –предметникам по организации деятельности методического объединения в образовательном учреждении. Методическое объединение учителей естественно-географического цикла, как, впрочем, и других образовательных областей, создается в целях обеспечения современного уровня преподавания, совершенствования профессионального мастерства педагогов, повышения качества знаний обучающихся, совершенствования учебно-воспитательного процесса в целом. Работа методического объединения в образовательном учреждении должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы, а также элементы трех классов: субъектов, объектов, общественных отношений и связей. Отсутствие одной из составляющей не позволяет системе функционировать и развиваться. Система “методическое объединение учителей естественно-географического цикла” включает в себя подсистемы, которыми в данном случае являются основные направления деятельности методического объединения в соответствии с направлениями работы образовательного учреждения. Элементами данной системы можно назвать кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, воспитанников школы и их возможности и потребности, учебные предметы и особенности их структуры и содержания, традиционный урок и новые педагогические технологии, а также многое другое. Организация работы методического объединения в образовательном учреждении, обеспечивающая связи и отношения между элементами и подсистемами, призвана, на наш взгляд, обеспечить функционирование и развитие данной системы в целом. Можно выделить основные аспекты организации работы методического объединения: характеристика кадрового состава; анализ деятельности за истекший период; составление плана работы методического объединения в соответствии с направлениями деятельности образовательного учреждения; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение. Планирование деятельности методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации украинского среднего образования и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением района в данный период. Планирование работы методического объединения целесообразно начать со всестороннего анализа деятельности. Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов: во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний обучающихся по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предшествующим периодом; во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию педагогического мастерства — результативность профессиональной деятельности, повышение квалификации и самообразование, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе; в-третьих, обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание естественно-географических предметов в основной и старшей школе; в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время. Приоритетными направлениями деятельности учителей-естественников являются высокий уровень преподавания и качественное усвоение материала учащимися через личностно-ориентированное обучение с помощью передовых педагогических и компьютерных технологий, воспитание бережного отношения к живой природе своего края и толерантности, создание условий, способствующих успешной социализации личности. Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении очень важно ознакомиться с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями. Методическое объединение определяет направление работы, которое конкретизирует или дополняет общешкольную педагогическую тему, намечает форму практического выхода результата деятельности: выступление учителей на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции. Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо бережно к нему относиться и грамотно оформлять в виде методических “копилок”, отчетов, публикаций. Методическое объединение составляет план взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет наставничество, квалифицированная помощь молодым специалистам и неспециалистам. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. В компетенцию методического объединения могут входить вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта. Направления и формы работы методического объединения могут быть разнообразными, но результат работы во многом зависит от педагогов, их профессиональных качеств и творческого потенциала. Характеристика кадрового состава включает в себя изучение таких вопросов, как профессиональный уровень педагога, образование, повышение квалификации, аттестация, педагогический стаж, учебная нагрузка, звания, награды, индивидуальный план самообразования, результативность педагогической деятельности, участие в научно-методической и опытно-экспериментальной работе. Хочется надеяться, что данное пособие, в котором имеются не только рекомендации, но и основные формы документов методобъединения, образцы планов и положений, будет интересным и полезным. ^ -Формирование нравственных установок учащихся на основе педагогики взаимопонимания и уважения. -Обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности учащихся на основе работы творческих групп и научно-исследовательских обществ. -Проектирование учителем образовательного пространства как элемент его педагогического мастерства. -Создание модели саморазвивающейся школы как условие творческого взаимодействия основных субъектов образовательного процесса. -Государственно-общественная система внутришкольного управления. -Образовательная программа “Единый дом: семья и школа”. -Модель развития школы: научно-практический поиск на основе успешности в образовании. -Интеграция предметов в системе школьного образования. -Взаимодействие образовательного учреждения с социально-экономической средой как одно из условий формирования -культуры и здорового образа жизни. -Совершенствование методик измерения качества и оценки знаний учащихся. -Коррекционная работа по медико-психологической и педагогической реабилитации детей с ослабленным здоровьем. -Проблемы проектирования и организации развивающего образования в рамках образовательной системы школы. -Образовательное пространство как пространство развития. -Школьная управленческая команда: проблемы формирования и организация деятельности. -Культурно-историческое образовательное пространство района (города). -Сопровождение индивидуальных образовательных программ. -Проблемы индивидуальных образовательных программ. -Социологическое сопровождение педагогического процесса. -Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний. -Формирование у учащихся ориентации на успех. -Ориентация учащихся на освоение и принятие социально-значимых ценностей. -Роль психологической службы в работе по осознанию учащимися себя как самодостаточной личности. -Здоровый образ жизни — залог успеха в учении. -Факторы, порождающие нежелание учиться: их причины и способы преодоления. -Как помочь учащимся учиться. -Объективный анализ состояния учебно-воспитательного процесса каждым учителем. -В “зеркале” учительских оценок: объективность и субъективность. -Качество образования: проблемы и решения. -Доступность: сложные вопросы и неоднозначные ответы. -Семья и школа: как компенсировать отсутствие семейного тепла. -Семья и школа: “невыносимый” родитель и наш ученик. -Внеурочная воспитательная работа: конкретные результаты. -Актуальные проблемы развития школы. -Шаги к открытому образованию. -Причины школьной перегрузки. -Современные школьники: мифы и реалии образовательной среды. -Развивающая среда: принципы организации, вариативность и изменчивость. -Инновационная деятельность: становление, развитие, критерии интенсивности. -Образование: ориентированное на свободу и самоопределение учащегося. -Учитель—ученик: самоконтроль и самооценка своей деятельности. -Медико-психолого-педагогическая поддержка учащихся школы. -Социально-демографические тенденции микрорайона как одно из условий развития школы. -Ситуативная педагогика как технология снятия “напряжения” в УВП. -Причины возникновения стрессовых ситуаций в УВП. -Обновление структуры и содержания общего образования. -Школа: обеспечения условий для подготовки к работе по современным профессиям. -Эффективность образования: наши подходы к ее измерению. -Доступность образования: определяем условия. -Запросы и интересы учащихся: совместная деятельность школы и учреждений дополнительного образования. -Школа: социальная и медико-психологическая помощь учащимся и родителям. -Второгодничество и скрытый отсев: проблемы безнадзорности. -Школа: психолого-педагогическое и методическое оснащение семейного, надомного образования и система экстерната. -Современные информационные технологии в УВП. -Здоровье учащихся: система работы школы. -Учебно-методическое обеспечение школы: экспертиза с позиции качества УВП. -Третья ступень школы: наши проблемы и варианты решений. -Профессионализм учителя: современные подходы. -Социально-гуманитарные проблемы воспитания учащихся. -Школа — семья — социальная среда: программа совместной деятельности. ^ -Совершенствование педагогического мастерства. -Совершенствование качества знаний, умений, навыков учащихся. -Совершенствование воспитательного процесса, гражданское, патриотическое воспитание учащихся. ^ -Изучение нормативных документов. -Изучение трудных разделов и тем программы. -Организация работы по изучению и распространению передового педагогического опыта. -Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков. -Организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом. -Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий. -Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей. -Организация конференций, педагогических чтений, круглых столов. -Организация наставничества в работе с молодыми специалистами. -Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиями. -Организация накопления методических материалов и разработок. -Отчеты учителей по теме самообразования. -Повышение квалификации через систему курсов КРИППО, передача опыта коллегам. ^ 1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________ 2. Год рождения ________________________________________________________ 3. Образование (когда и какой вуз окончил) _________________________________ 4. Специальность, квалификация __________________________________________ 5. Должность __________________________________________________________ 6. Педагогический стаж _________________________________________________ 7. Учебная нагрузка _____________________________________________________ 8. Категория, разряд (год присвоения) _____________________________________ 9. Повышение квалификации (курсы, год) __________________________________ 10. Ученая степень _______________________________________________________ 11. Звание (“Отличник народного образования”, Заслуженный учитель АРК) _______ 12. Награды, поощрения __________________________________________________ 13. Печатные работы _____________________________________________________ 14. Домашний телефон ___________________________________________________ ^
^
^ (биологии, химии и географии)
|
![]() | Учителей-предметников, школьных психологов – г о. Новокуйбышевск, 2010 год, 61 стр | ![]() | Приказ о создании школьного Методического Совета, методических объединений и назначении руководителей мо |
![]() | Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, педагогов-психологов,... | ![]() | В разделе "информационные бюллетени" размещен План проведения итоговых методических объединений учителей Невского района в 2008 году... |
![]() | Заседания районных методических объединений учителей прошли в Буйнакском районе 18 | ![]() | Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных организаций, руководителям школьных методических объединений и... |
![]() | Автор изучил растения, имеющие практическое значение для каждого человека. Ценно внимание исследователя к природным богатствам родного... | ![]() | План работы школьной библиотеки составляется исходя из общешкольного плана, учитывая интересы учащихся, учителей предметников и классных... |
![]() | ... | ![]() | ... |