Республики калмыкия






НазваниеРеспублики калмыкия
страница1/32
Дата публикации28.10.2013
Размер3.98 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Республики Калмыкия

«Профессиональное училище № 4»

c:\users\галина\desktop\реестр.jpg

^ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы

I региональной научно-методической конференции
(28 марта 2013 г.)
c:\documents and settings\admin\рабочий стол\htmlimage.jpg

Городовиковск

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия

Бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования Республики Калмыкия

«Профессиональное училище № 4»

^ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы I региональной научно-методической конференции
28 марта 2013 г.


Городовиковск 2013

УДК378

ББК К74.56

П78
«Проблемы и перспективы развития профессионального образования», I региональная науч.-метод. конф. (2013, Городовиковск). I региональная научно-методическая конференция «Проблемы и перспективы развития профессионального образования», 28 марта 2013г. / редкол.: О.Л.Ломакина [и др.] – Городовиковск: 2013.– с. В надзаг.: М-во образования, культуры и науки РК, Профессиональное училище № 4.

В материалах конференции рассматриваются вопросы профильного обучения на современном этапе развития образования, современные технологии повышения качества профессионального образования и вопросы воспитательной деятельности в становлении будущих рабочих и специалистов.

Редакционная коллегия:

О.А.Ломакина, Н.Н. Ильянова, Е.Г. Зунгруева, Г.Д. Каджикова


^ Статьи публикуются в авторской редакции
СОДЕРЖАНИЕ

Пленарное заседание

Ильянова Н.Н. Стратегические задачи учреждений профобразования Республики Калмыкия по подготовке кадров в условиях внедрения нового закона «Об образовании в РФ» 7

^ Ерина Л.И., Ерин В.В. Сертификация квалификаций, как элемент системы оценки качества профессионального образования 10

Улюмжиева Н.Н. Организация профильного обучения и профессиональной подготовки учащихся на принципах социального партнерства 13

^ Шевцова Н.В. Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения 15

Исмаилов М.И. Проблемы повышения качества профессионального образования и обучения, пути их решения 17
^ Секция 1. Общие проблемы профильного обучения

на современном этапе развития образования
Белоконь И.М. Проблемы профильного обучения и подходы к их решению 21

^ Белоконь Т.В. Роль сельского Дома культуры в профессиональном самоопределении 24

Видрюченко Е.В. Профильное обучение как часть профессиональной ориентации 26

^ Голуб И.Н. Агроклассы как инновационный проект профильного обучения учащихся школ Республики Калмыкия 28

Диденко Н.В. Агрокласс – маленькая модель большой жизни……...........................31

^ Каджикова Г.Д. Развитие мотивации к профильному обучении. с использованием элементов профессиональной ориентации 33

Лагун Т.И. Психолого-педагогический и методологический аспекты профильного обучения 35

^ Ломакина И.Н. Профессиональное просвещение учащихся начальной школы как начальный этап предпрофильной подготовки 36

Ломакина О.А. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «Школа-Училище» 40

^ Макаренко Г.М. Профессиональная ориентация девятиклассников посредством элективных курсов 42

Плещенко М.Н. Система профориентационой работы с учащимися профильных классов 43

^ Сангаджиева З.И. Роль интерактивных методов обучения в начальных классах 46

Харгелюнова И.Г. Осуществление профильного обучения в сельской школе 48

^ Черномаз И.А. Предпрофильное воспитание в начальной школе 50
Секция 2. Современные технологии повышения

качества профессионального образования
Армейская Н.П. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования 53

^ Асархинова О.В. Эффективность использования организации звеньевой формы в процессе производственного обучения по профессии «Повар, кондитер» 56

Басанов О.В. Активные и интерактивные методы в подготовке будущих специалистов 59

^ Бембешев А.П. Современные тренажеры и тренажерные комплексы как средство развития профессиональных компетенций будущих автомехаников 61

Вайнц Л.А. Развитие креативных способностей на производственном обучении по профессии «Повар, кондитер» 63

^ Васькаева Р.В. Профессионально-ориентированные задачи как средство обучения математике 66

Гавриленко Е.А. Инновационные технологии: нестандартный подход к ведению спецпредметов (метод проектов) 69

^ Гимельрейх В.А. Методические аспекты проблемы производственного обучения трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства 71

Горяева Т.А. Формирование профессиональных компетенций на уроках химии и биологии 74

^ Губский В.Я. Повышение роли учебного хозяйства профессионального училища в подготовке рабочих кадров для агропромышленного комплекса 77

Дарбакова Н.В. Моделирование и конструирование в системе профессиональной подготовки портных 78

^ Иванова Н.А. Роль методической службы по повышению профессиональной компетентности педагогов училища при реализации ФГОС нового поколения: проблемы и пути их решения 81

^ Карпенко Е.А., Кузнецова О.П. Некоторые аспекты проведения сертификации персонала 83

Криворотова Н.Г. Проблемное обучение в профессиональной подготовке поваров, кондитеров 86

^ Левчук М.Н. Технология оценки результатов освоения профессионального модуля в условиях внедрения ФГОС в системе СПО 88

Литовкина Е.А. Современные технологии повышения качества профессионального образования 91

^ Москаленко М.С. Значимость социального партнерства при разработке профессионального стандарта 94

Настаева Т.Б. Формирование конкурентоспособных обучающихся в БОУ НПО РК «ПУ № 11» 96

^ Овшинова Г.А. Профессиональное обучение в условиях модернизации образования 99

Нармаева И.М., Лялина А.Н. Система среднего профессионального

образования Республики Калмыкия: проблемы и развитие ………………...............102

^ Оглаева А.А. Способы поддержания интереса к содержанию учебного материала (из опыта работы) 105

Погорелов Р.Г. Метод проектов на уроках производственного обучения 108

^ Покидова Л.Г. Использование инновационных технологий в учебно-методической работе БОУ НПО РК «Профессиональный лицей № 7» 110

Потняева С.У. Реализация дифференцированного подхода в современных образовательных технологиях 113

^ Савчук М.А. Использование мультимедийных технологий на уроках производственного обучения 116

Скрипкина М.Д. Особенности современного урока теоретического обучения в условиях реализации деятельностного подхода 117

^ Урсинова М.В. Языковая компетентность будущих рабочих в процессе профессиональной коммуникации 119

Цубера Н.Д. Разработка компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов 122

^ Чиряева Г.И. Проблемы повышения качества профессионального образования 124

Шапшукова Н.Т. Защита портфолио как форма проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю 126

^ Швыдкий В.Н. Производственное обучение электромонтеров в учебных мастерских 129

Юрченко Е.В. Модульно-компетентностный подход в разработке вспомогательной учебно-планирующей документации 131

^ Мамутов Б.В. Разработка концепции построения моделей экологических

систем в условиях неполноты данных ……………………………………………………133
Секция 3. Воспитательная деятельность как фактор личностно-профессионального становления будущих рабочих и специалистов
Андрюшкин Е.В. Физическое воспитание как фактор личностно-профессионального становления будущих рабочих 136

^ Базырова А.Ц. Изучение самореализации личности студента в ЭПК в свете концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России 138

Бальжирова З.Г. Роль родного языка в воспитании молодого поколения в условиях поликультурного общества 141

^ Баранова Т.К. Роль музея профессионального училища в профессиональной ориентации и формировании профессиональных интересов 145

Булхумов Н.А. Профилактика суицида в подростковом возрасте 148

^ Гусева Т.В. Нравственное и духовное воспитание как необходимое условие личностно-профессионального восстановления будущих рабочих и специалистов 150

Денисова Е.Н. Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации взаимоотношений учащихся 152

^ Зунгруев Б.В. Роль классного руководителя в профессиональном становлении будущих рабочих 154

Китляева С.Д. Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы 157

^ Лаврик Н.А. Роль современных компьютерных технологий в сфере эстетического воспитания и образования учащихся профессионального училища 159

Мазко С.М. Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании учащихся профессионального училища 161

^ Малахов М.И. Развитие воспитывающей среды в системе разработки новых подходов в воспитании 164

Овкаджиева Б.С. Дети в трудной жизненной ситуации 166

Оглаева А.А., Батырова Н.Ш. Профессионально-трудовое воспитание как основное направление воспитательной работы в автодорожном колледже 170

^ Пулбери Г.И. Ученическое самоуправление в общежитии профессионального училища 171

Тоднова Л.А. Компетентностный подход в воспитании 174

Хуцаева Н.И. Профилактика суицида среди детей и подростков 176

^ Церенова С.С. Проблемы мотивации и создания благоприятного психологического климата в образовательном учреждении как один из факторов воспитательной деятельности в становлении будущих специалистов 179

^ Чернова Н.В. Воспитательная система образовательного учреждения: ее специфика и социокультурная направленность 182

Юзюк Т.В. Воспитание профессионально-важных этических качеств у будущего парикмахера 184

^ ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Н.Н. Ильянова

Профессиональное училище № 4 г.Городовиковск
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ»

Вопрос об образовании можно назвать одним из самых острых социальных вопросов, потому что он определяет будущее, он волнует всех и каждого. Всех тех, у кого есть дети и внуки, а таковых нас – абсолютное большинство.

По данным Минобрнауки в России 4500 учреждений НПО и СПО где обучается 3,5 млн. человек, в то время как в учреждениях ВПО обучается 7,5 млн. человек. Исходя из этих двух цифр, мы видим несоответствие в подготовке кадров для экономики России. На рынке труда на сегодняшний день востребованными около 70% квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. На деле же получается с точностью наоборот.

Развитие и модернизация системы образования, разрыв между реальными потребностями и их законодательным обеспечением привели к тому, что в декабре 2012 года в Российской Федерации был принят новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», основные положения которого вступят в силу с 01 сентября 2013 года. Цель документа – заменить и совместить два устаревших законодательных акта. Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые в 1991 и 96 годах соответственно утратили свою актуальность в условиях современной реальности. Новый закон призван не только объединить их, но и урегулировать вопросы дошкольного, школьного, а так же профессионального и высшего образований. В новом законе так же затронуты некоторые аспекты дополнительного обучения.

В связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ» система начального и среднего профессионального образования с нового учебного года претерпит ряд стратегических и структурных изменений. Уже сейчас выявлены так называемые эффективные и неэффективные ВУЗы. Например, на территории нашей республики из 5 – 4 признаны неэффективными, в Ростовской области – 25, Ставропольском крае – 8, Волгоградской области – 3, Краснодарском крае – 21. Начальное профессиональное образование отсутствует в законе как уровень образования. Вероятно, опять же с целью определения эффективности и неэффективности, наше министерство образования, науки и культуры, как и министерства других субъектов России, провели анализ эффективности работы учреждения НПО и СПО регионов. В новом законе отсутствует деление профессиональных образовательных учреждений на виды: училища, техникумы, колледжи.

Вместо этого вводится новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. В системе профессионального образования появляется понятие «профессиональная образовательная организация».

Подготовка квалифицированных рабочих кадров будет осуществляться профессиональными образовательными организациями среднего профессионального образования. Очень важно, что среднее профессиональное образование объявлено общедоступным (прием будет проводиться без вступительных испытаний) и бесплатным. Среднее профессиональное образование будет включать в себя и программы подготовки специалистов среднего звена, и программы подготовки высококвалифицированных рабочих.

Потеря такого важнейшего звена, как начальное профессиональное образование, с одной стороны, нарушает целостную систему профессионального образования РФ. Но если посмотреть с другой стороны, интеграция нынешних учреждений НПО и СПО позволит проводить обучение, соблюдая преемственность образовательных программ и исключая дублирующий материал. За счет этого произойдет уменьшения сроков обучения (стандарты 3 поколения уже на это рассчитаны), резко снизятся нагрузки на госбюджет и затраты на студентов и не ухудшится качество подготовки выпускников.

Сейчас увеличивается доля взрослого населения, которой приходится переобучаться и повышать квалификацию. Для реализации данной цели закон предусматривает открытие учебных центров профессиональных квалификаций (с программами профессионального обучения до одного года), в т.ч. в структуре различных юридических лиц как структурных подразделений. Основная задача центров – это оперативное реагирование на потребности предприятий.

Все образовательные учреждения профобразования уже в настоящий момент должны определить стратегические цели и задачи своего развития в свете нового закона «Об образовании» На наш взгляд, для того, чтобы остаться, закрепиться в образовательном пространстве, необходимо расширить спектр образовательных услуг, превратившись двух уровневую профессиональную образовательную организацию или же направить свои усилия на организацию на базе образовательного учреждения учебный центр профессиональных квалификаций.

Шанс выжить и развиваться, для себя мы видим в многопрофильности и многоуровневости нашего образовательного учреждения, одновременном осуществлении нами подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров.

Также следует отметить, что наше ОУ сможет эффективно выполнять свою образовательную миссию только при условии непрерывного повышения квалификации педагогического и управленческого персонала. Считаем, что для решения данной проблемы необходимо уделить больше внимания интеграции образования и науки и сосредоточить усилия на решении таких задач, как:

  • поддержка научной карьеры и академической мобильности педагогических работников за счет организации и принятия участия в федеральных и региональных научно-практических и научно-методических конференциях (в 2013 году 10 преподавателей и мастеров ПО приняли участие во Всероссийской интернет – конференции «Профобразование» и получили сертификаты участников, первая попытка организации научной конференции предпринята сейчас). Участие в семинарах, организация научно-исследовательской работы и участие в экспериментальных проектах (как например эксперимент по апробации сетевых программ, проведенный нами осенью 2012 года);

  • продвижение и распространение передового педагогического опыта через участие в федеральных и региональных конкурсах (в 2013 году преподаватели и мастера ПО ПУ №4 стали дипломантами второй степени в федеральном конкурсе «Образовательный потенциал России»);

  • развитие кооперации и взаимодействия нашего училища с другими организациями в сфере профессионального образования, например, осуществляемое в этом году взаимодействие со школами в процессе программы «Профессиональное самоопределение», заключение договоров о сотрудничестве и совместной деятельности. (На данный момент такие договора уже заключены);

  • привлечение к обучению преподавателей лучших специалистов из числа стратегических партнеров (для училища в настоящее время таким стратегическим партнером является СтГАУ);

  • оснащение структурных подразделений учебного заведения современным оборудованием, необходимым для повышения информационной компетентности преподавателей и обеспечивающим доступ к новейшим педагогическим и психологическим исследованиям, современным образовательным технологиям и другому отечественному и мировому опыту (в 2012 году благодаря подключению к выделенной сети Интернет, созданию своего официального сайта такая возможность у наших преподавателей и мастеров производственного обучения имеется).

Выполнение намеченного может привести к созданию в последующем на базе нашего учреждения ресурсного центра, например сельскохозяйственной направленности.

Конечно, для успешной реализации выше обозначенных задач придется решить ряд проблем, связанных с повышением квалификации педагогов и сотрудников. Безусловно, серьёзные перемены в профессиональном образовании в который раз потребуют от преподавателей изрядного напряжения, мобилизации сил и финансовых расходов. Целесообразно в связи с этим рассмотреть вопрос о выделении бюджетных средств на повышение квалификации, хотя бы в формате долевого участия: бюджетные средства + внебюджетные, полученные от оказания платных услуг, + личные средства педагога.

Основным направлением модернизации российского образования является достижение нового современного качества образования путем реализации идеи компетентностного подхода, а современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетенций. Поэтому учреждения НПО и СПО в новом учебном году планируют уделить особое внимание не только проведению внутри учебных заведений олимпиад и конкурсов профессионального мастерства по всем профессиям и специальностям, но и полноценно участвовать в республиканских и федеральных конкурсах. Опыт такого участия есть и у нас и его надо развивать.

Таким образом, стратегическая линия качественного развития профессионального образования Республики Калмыкия включает в себя, на наш взгляд, следующие базовые основания: непрерывность, многоуровневость реализуемых программ, многофункциональность деятельности учреждений, оперативное взаимодействие с инфраструктурой республики, города, района и рынком труда.

В связи с изложенным, приоритетными направлениями деятельности профессиональных ОУ являются:

1. Разработка и практическая реализация механизма опережающего обновления содержания профессионального образования, удовлетворяющего запросы рынка труда, а также формирующего у обучающихся реальный опыт трудовых и производственных отношений. Обеспечение обучающихся технологиями поиска работы и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Для этого необходимо установить:

  • востребованность и трудоустройство выпускников разного уровня и среднесрочных перспектив потребностей в кадрах;

  • порядок взаимодействия рынка труда и учреждений профобразовния, в том числе на этапах планирования, организации и контроля образовательного процесса (привлечение работодателя к определению перспектив развития, разработке ОПОП, оценке качества подготовки выпускников). Как говорилось ранее, проблема взаимодействия с работодателями у нас в Калмыкии решается очень сложно;

  • порядок внедрения в педагогический процесс нового содержания профессионального образования по блоку профессий, востребованных на рынке труда;

  • нормативное правовое обеспечение участия работодателей и социальных партнеров в решении проблем профессионального образования (совершенствование стандартов, формирование заказа ОУ, контрактная подготовка кадров).

2. Структурная модернизация профессиональных ОУ путем регламентации правовых механизмов:

- внедрение модели интеграции общего образования, двух уровневого среднего профессионального образования, высшего профессионального образования (Профильная школа – ПОО СПО – ПОО ВПО);

- создание программных комплексов непрерывного профессионального образования. В связи с этим нами планируется лицензирование ОПОП по профильным для нас программам подготовки специалистов среднего звена. Например, «Сварщик» - «Сварочное производство», «Продавец, контролер, кассир» - «Товароведение» и т.д.

3. Создание учебного центра профессиональных квалификаций, направленного на оперативное обеспечение кадрами рынка труда города и района. Также этот шаг позволит значительно расширить внебюджетную деятельность нашего ОУ. Прибыль от реализации программ профессиональной подготовки составляет 979,2 тыс. руб. При наличии центра профессиональных квалификаций эта цифра значительно вырастет. Причем материально-техническая база позволяет реализовывать краткосрочную подготовку рабочих в настоящий момент по всем 29 имеющимся в лицензии программам. Мы готовы реально расширить и качественно осуществить реализацию программ переобучения безработных и высвобождаемой рабочей силы. В данном направлении значительно возрастает роль сотрудничества с районным и республиканским Центром занятости, которое в 2013 году подкреплено соглашением.

4. Обеспечение контингента обучающихся путем:

  • разработки механизмов взаимодействия и интеграции ОУ со школой;

  • совершенствование форм и методов профориентационной работы учреждениями профобразования. В данном направлении нашим ОУ наработан неплохой опыт проведения дней открытых дверей, мастер-классов, агитационно-просветительской работы, индивидуальной мотивации.

  • Увеличения приема и принятие мер по сохранности контингента. В этом направлении у нас тоже неплохие результаты. Общий контингент за последние три года значительно вырос. Однако все еще остра проблема отсева учащихся за неуспеваемость и по другим причинам.

5. Социальное партнерство, привлечение работодателя к решению проблем профессионального образования и подготовке высококвалифицированных кадров.

Не смотря на то, что на сегодняшний день в каждом регионе Российской Федерации свои критерии эффективности работы ОУ НПО и СПО вышеперечисленные направления деятельности являются основополагающими. В связи с результативностью работы в данных направлениях деятельности ОУ и их учредители должны принимать решение о своем развитии в свете нового закона «Об образовании в РФ»

Обсуждаемая сейчас реорганизация учреждений начального и среднего профессионального образования, создание учебных и ресурсных центров направлено на формирование многоуровневых и многофункциональных учебных заведений, развитие как горизонтальной, так и вертикальной интеграции учебных заведений, которые реально превращаются в центры профессионального образования и обучения.

* * *
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Республики калмыкия iconНаркоконтроль операция «Звезда Каспия» приносит первые результаты
В период с 20 мая по 18 июня 2013 г на территориях Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан, по инициативе...

Республики калмыкия icon№5-153/2013 постановлени е
Мировой судья судебного участка №2 Малодербетовского судебного района Республики Калмыкия Харашкина М. Б., рассмотрев дело об административном...

Республики калмыкия iconАдминистрация октябрьского районного муниципального образования республики...
Информацию Манджарикова В. С, заведующего отделом образования «О состоянии и перспективе развития доу в Октябрьском районе» принять...

Республики калмыкия iconПроект Административный регламент
«Зачисление в общеобразовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей, расположенных на территории Октябрьского...

Республики калмыкия iconОтветы на вопросы судов республики калмыкия по гражданским делам вопрос 1
Вопрос 1: Является ли признание в установленном порядке или объявление юридического лица банкротом основанием для увольнения работника...

Республики калмыкия iconРеспублики Коми «Культура Республики Коми»
Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Коми «Культура Республики Коми», утвержденной...

Республики калмыкия iconО внесении изменений в Устав автономного учреждения Удмуртской Республики...
Уртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики, пунктом 12 Положения о Министерстве...

Республики калмыкия iconО внесении изменений в Устав автономного учреждения Удмуртской Республики...
Уртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики, пунктом 12 Положения о Министерстве...

Республики калмыкия iconЗакон Республики Татарстан о бюджете соответствует требованиям, установленными...
Бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов внесен Президентом Республики Татарстан на рассмотрение Государственного Совета...

Республики калмыкия iconАналитические материалы группы по вопросам валютно-финансового сотрудничества...
Ту по развитию платежно-расчетной системы на основе использования национальных валют государств-участников Банка. Банк является участником...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск