Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология»






Скачать 304.23 Kb.
НазваниеМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология»
страница1/2
Дата публикации12.02.2015
Размер304.23 Kb.
ТипМетодические указания
top-bal.ru > География > Методические указания
  1   2


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

«Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого»

________________________________________________________

Кафедра химии и экологии

Методические указания
к курсовой работе по
агроэкологии


Великий Новгород

2010


ББК

Печатается по решению

В 19

РИС НовГУ



Рецензент
к.х.н., доцент В. Ф. Литвинов

Васильева Г. В.

В 19

Методические указания к курсовой работе по агроэкологии НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2010г. – с.






















Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология», изложено содержание курсовой работы и требования, предъявляемые к написанию разделов курсовой работы. Предназначено для студентов

специальности 013100 – Экология.













ББК




© Новгородский государственный

университет, 2010




© Г.В. Васильева, 2010

Введение


Рост численности населения и интенсификация сельского хозяйства привели к возрастающему загрязнению окружающей природной среды экотоксикантами. Огромная масса токсичных веществ поступает в атмосферу, почву и водные источники, обусловливая отрицательное воздействие на почву, растения, животных и человека. Рост загрязнения биосферы и миграция токсичных веществ часто сопровождается загрязнением кормов для сельскохозяйственных животных и продуктов питания человека.

Бесконтрольное использование химических и биологических веществ становится весьма опасным для окружающей природы и здоровья людей. В связи с этим значительно обостряется проблема выращивания и производства экологически чистой растениеводческой и животноводческой продукции, бережного отношения к окружающей природной среде.

От экологической грамотности специалистов зависят защита окружающей среды от прямого загрязнения и разрушения, внедрение малоотходных технологических систем и процессов, внедрение природосообразных систем ведения земледелия, оптимизация ландшафта сельскохозяйственных районов и т.д. Эффективность природоохранных мероприятий в сельском хозяйстве зависит от экологического предвидения специалистов, их умения увязывать вопросы развития производства с природоохранными задачами.
^

Содержание курсовой работы


Введение

1. Обзор литературы

    1. Характеристика токсикантов

    2. Возможные пути загрязнения объектов экосистемы токсикантами

    3. Токсичность для почвенной биоты

    4. Токсичность для рыб и водных организмов

    5. Токсичность для птиц, насекомых и животных

    6. Токсичность для человека

    7. Меры личной безопасности при работе с токсикантами

2. Оценка эколого-гигиенической ситуации при использовании химических средств защиты растений

3. Экологические аспекты применения минеральных удобрений

4. Предложения, рекомендации по снижению опасного влияния экотоксикантов на окружающую природную среду

Список использованной литературы

Приложения

Введение

В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:

  • роль сельского хозяйства в формировании первичной биологической продукции;

  • пределы вмешательства человека в природу в связи с созданием агроэкосистем;

  • вклад дополнительной «антропогенной энергии» (средства химизации, технологии механизации, приемы мелиорации и др.) с целью наращивания первичной биологической продукции, формируемой в сфере сельскохозяйственного производства.

Студент должен обосновать важность изучения этих вопросов.

(Объем 2-3 стр.).

^ 1. Обзор литературы

На основе изучения литературы студент дает анализ источников и путей попадания экотоксиканта в объекты экосистемы, сравнивает различные технологии, при которых возможно поступление токсикантов в природные среды и продукты питания. Необходимо дать полную характеристику изучаемого токсиканта: ПДК в воде, воздухе, почве, продуктах питания, летальные дозы. Раскрыть механизм его токсического действия на живые организмы – растения, микроорганизмы, рыб, насекомых, птиц, животных и человека.

Необходимо описать возможные несчастные случаи, которые могут произойти при контакте с экотоксикантами и меры принимаемые для обеспечения личной безопасности.

(Объем 15-20 стр.).

2. Оценка эколого-гигиенической ситуации при использовании
химических средств защиты растений

На основе литературных данных проанализировать положительные и отрицательные стороны использования химических средств защиты растений (пестицидов). Указать многообразие различных негативных проявлений, вызванных прямым и/или косвенным воздействием применяемых пестицидов.

В данном разделе необходимо дать оценку эколого-гигиенической ситуации и рассчитать уровень опасности пестицидов. Для комплексной оценки опасности пестицидов используется шкала М. С. Соколова и Б. П. Стрекозова (табл. 1 приложений). Авторы предложили использовать интегральный критерий, выраженный суммой оценочных баллов для различных классов опасности как по экотоксикологическим, так и санитарно-гигиеническим показателям. Пестициды, суммарный оценочный балл которых не превышает 13, относятся к группе малоопасных, 14-21 - среднеопасных и более 21 - опасных.

Оценка эколого-гигиенической ситуации создаваемой применением пестицидов на данной территории, проводится по таким показателям: скорректированному оценочному индексу для отдельных препаратов, среднему оценочному индексу используемого ассортимента пестицидов, величине нагрузки пестицидов на единицу земельной площади и скорректированному индексу способности самоочищения территории.

Скорректированный оценочный индекс целесообразно применять только для инсектицидов. Он служит для того, чтобы определить, какой из препаратов используемого в районе или хозяйстве ассортимента представляет наибольшую экологическую опасность и должен в первую очередь учитываться при контроле за уровнем его остатков в почве и продуктах урожая. Рассчитывается по формуле:

Иск. = (Ки + 1) . Бо

где Иск. - индекс скорректированный оценочный; Ки - коэффициент использования пестицидов; Бо - балл оценочный.

Коэффициент использования пестицида (Ки) представляет собой относительную долю каждого препарата в общем объеме всего использованного ассортимента пестицидов. Для его расчета площадь, обработанную отдельным пестицидом S (в пересчете на 1 след), делят на общую площадь применения пестицидов (So):



Средний оценочный индекс (Иср) характеризует усредненный уровень опасности используемого ассортимента пестицидов на данной территории и представляет собой среднее взвешенное из оценочных баллов каждого препарата. Для его расчета определяется сумма произведений коэффициента использования каждого пестицида на его оценочный балл:

Иср= Ки·Бо

Величина нагрузки пестицидов на территорию определяется по условной дозе на единицу общей земельной площади района и на единицу пахотной площади, включая обрабатываемые пестицидами многолетние насаждения (сады, виноградники).

Условная доза (Уд) рассчитывается путем деления общего количества использованных пестицидов в препаративных формах на общее количество гектаров сельскохозяйственных угодий. Расчеты проводят по препаративным формам, а не по действующему веществу, так как многие ингредиенты, в частности синтетические поверхностно-активные вещества, характеризуются выраженным биологическим действием.

Для того, чтобы определить степень опасности загрязнения природных ландшафтов, вычисляют условную дозу пестицидов для всей земельной территории района. Чем меньше величина этой дозы по отношению к дозе для сельскохозяйственных угодий, тем меньше угроза загрязнения пестицидами естественных экосистем и больше вероятность их быстрого самоочищения.

Для объективной оценки экотоксикологической ситуации в различных районах необходимо учитывать и такой параметр, как способность территории к самоочищению. Самоочищающая способность той или иной территории может быть выражена усредненным количественным показателем - скорректированным индексом (Исск), представляющим средневзвешенный оценочный балл для данного региона.

Различной способности к самоочищению соответствуют следующие индексы: очень интенсивная >0,80, интенсивная 0,80-0,61, умеренная 0,60-0,41, слабая 0,40-0,20, очень слабая <0,20.

Оценить и сравнить экотоксикологическую ситуацию в разных районах можно, пользуясь интегральным экотоксикологическим индексом (ИЭТин), учитывающим указанные выше параметры:



Малоопасная ситуация характеризуется индексом меньше 50, среднеопасная - от 50 до 150 и опасная - больше 150. При необходимости химической защиты растений такой интенсивности требуется усиление мер по санитарному и природоохранному контролю.

(Объем 8-10 стр.).

^ 3. Экологические аспекты применения минеральных удобрений

На основе литературных данных показать положительные аспекты применения удобрений (воспроизводство плодородия почв, оптимизация питания культурных растений биогенными элементами, улучшение химического состава и питательной ценности растениеводческой продукции и т.д.). С другой стороны необходимо отразить отрицательное влияние удобрений на окружающую природную среду (загрязнение почв, поверхностных и грунтовых вод, эвтрофирование водоемов, уплотнение почв, ухудшение плодородия почв и фитосанитарного состояния посевов и т.д.).

В этом разделе студент должен рассчитать экологически обоснованные нормы внесения минеральных удобрений под культуры севооборота с учетом содержания биогенных элементов в почве. Обосновать необходимость известкования кислых почв и рассчитать нормы внесения известковых материалов.

С этой целью составляются картограммы содержания подвижных соединений фосфора, калия и кислотности почв. Картограмма служит наглядным материалом при расчете доз внесения удобрений и извести.

Составляются картограммы на основе данных анализа почв. На план землепользования обследуемого хозяйства наносят контуры обследуемых участков. Внутри контура отмечают номер участка, его площадь (в знаменателе) и три цифры (в числителе). Первая цифра – это номер группы по степени кислотности, вторая – по содержанию подвижного фосфора, третья – по степени обеспеченности почвы калием.

Например:

Это означает, что участок 5. = площадь его 17,6 га, почва участка сильно кислая (номер группы по кислотности – 1, рН = 4,5), с очень низким содержанием фосфора (номер группы по фосфору – 1, 2,5мг Р2О5 на 100 г почвы) и высоким содержанием калия (номер группы по калию – 5, 17 мг К2О на 100 г почвы). В условных обозначениях картограммы располагают таблицы группировки почв по степени кислотности, по содержанию Р2О5 и К2О в мг/100 г почвы (табл. 2 и 3 приложений).

Научно-исследовательскими учреждениями утверждены в различных почвенно-климатических зонах нормы удобрений, рекомендуемые для внесения их под сельскохозяйственные культуры (табл. 4 приложений). Но в зависимости от содержания подвижных форм основных элементов питания в почве эти средние нормы могут быть увеличены или уменьшены. В таблицах 5 и 6 приложений приведены поправочные коэффициенты к рекомендуемым средним дозам. Из таблицы 5 следует, что, например, при низком содержании фосфора в почве для получения хорошего урожая под зерновые культуры достаточно вносить средние дозы удобрений, а под пропашные культуры количество удобрений должно быть увеличено на 1/3 ½ дозы. Например, если рекомендуется вносить фосфорные удобрения под ячмень из расчета 40 кг/га, то на почвах с очень низким содержанием подвижного фосфора количество вносимых удобрений увеличивают до 53 кг/га, а на почвах со средним содержанием уменьшают до 27 кг/га.

Пользуясь картограммами обеспеченности почв фосфором и калием необходимо рассчитать экономически обоснованные нормы внесения минеральных удобрений (с учетом поправочных коэффициентов) под сельскохозяйственные культуры (задание выдает преподаватель). Данные представить в виде таблицы (табл. 8 приложений).

Используя картограмму кислотности требуется установить необходимость известкования кислых почв, а также рассчитать дозы известковых материалов. В первую очередь известкуют участки с сильнокислыми почвами. При благоприятных условиях (наличии местных залежей извести) целесообразно известковать и слабокислые почвы, особенно на которых выращивают чувствительные к кислотности культуры (сахарную свеклу, бобовые и т. д.). Почвы, близкие к нейтральным, известковать не следует. Дозы извести рассчитывают по величине рН, пользуясь таблицей 7 приложений.

Для правильного установления дозы извести необходимо учитывать механический состав почвы. В простейшем случае почвы по механическому составу делят на две группы: супесчаные и легкосуглинистые, а затем среднесуглинистые и тяжелосуглинистые. Как видно из таблицы 7, дозы извести для почв тяжелого механического состава выше, чем для почв легкого механического состава.

При известковании кислых почв не следует добиваться полного устранения кислотности почв, достаточно ее реакцию понизить до слабокислой. Выбор площадей для известкования определяется не только свойствами почв, но и особенностями отдельных сельскохозяйственных культур, преобладающих в севообороте. Так, под кормовые корнеплоды, сахарную свеклу и овощи известкуют не только сильнокислые и среднекислые, но и слабокислые почвы, эти культуры лучше развиваются при нейтральной реакции.

В севооборотах с люпином (при высоком проценте картофеля) на песчаных почвах следует известковать только почвы сильнокислые, а слабокислые не надо. Иногда известкование слабокислых почв может дать отрицательный эффект.

Большие прибавки урожая после известкования дают озимая пшеница, ячмень, горох, кормовые бобы, клевер, люцерна, кормовые корнеплоды, сахарная свекла, кукуруза, овощные культуры.

Более точный рассчет норм внесения извести ведется по величине гидролитической кислотности. Практически, норма СаСО3, установленная по этому показателю, в полевых условиях из-за неполного взаимодействия с почвой, понижает кислотность до pН = 5,5-5,6, т.е. до уровня, благоприятного для возделывания большинства сельскохозяйственных культур.

Норму извести рассчитывает на основании эквивалентной массы СаСО3. а также массы пахотного слоя почвы на площади 1 га. Принято считать, что слой почвы толщиной 20 см имеет массу 3000000 кг.

Для нейтрализации 1 мг/экв ионов водорода в 100г почвы требуется 1 мг/экв или 50 мг СаСО3, а на 1 кг почвы – 500 мг. Умножив эту величину на массу пахотного слоя (3000000 кг) и разделив на 1000000000 (для пересчета мг CaCО3 в тонны), после сокращения получаем:



где Д - доза СаСО3, т/га.

Однако некоторые сельскохозяйственные культуры чувствительны к повышенным нормам извести, установленным по величине гидролитической кислотности. Поэтому в севооборотах со льном и картофелем приходится применять известь в меньших нормах, которые можно определить по величине обменной кислотности и рассчитать по формуле:



где Д - норма СаСО3 в т/га;

Н - обменная кислотность мг-экв/100 г;

500 - доза СаСО3 (мг) для нейтрализации 1мг-экв ионов Н в 1 кг
почвы;

3000000 - масса пахотного слоя почвы, кг;

1,75 - поправка на неполноту извлечения обменной кислотности раствором KCl;

1000000000 - пересчет мг СаСО3 в тонны.

Если дозы извести, установлены по величине рН, значительно расходятся с количеством, найденным по величине гидролитической кислотности, наиболее правильной следует считать дозу, рассчитанную по величине гидролитической кислотности.

(Объем 8-10 стр.).

^ 4. Предложения, рекомендации по снижению опасного влияния
экотоксикантов на окружающую природную среду


В результате анализа литературы студент должен четко указать, что делается для снижения опасного влияния токсиканта на природные объекты и живые организмы, какие меры не эффективны и какими путями можно снизить антропогенную нагрузку в конкретном регионе. Как решаются вопросы экологизации сельскохозяйственного производства (использование биологических и агротехнических методов защиты растений, производство биогумуса, использование биологического азота в земледелии и т.д.).

(Объем 5-7 стр.).

^ Список использованной литературы

Список литературы должен включать не менее 15-20 наименований (научных статей, монографий, научных докладов и т.д.).

Приложения

Приложение может содержать различные таблицы, схемы, графики, карты, относящиеся к материалу, изложенному в разделах 1-4.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Экономическая теория» для специальностей 080110...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочников...
Одобрена Методические указания составлены в Предметной (цикловой) соответствии рабочей программой по комиссией дисциплине «Информационные...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с примерной программой...
Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Электротехника и электроника» по специальности...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Составитель: Гильманова О. П. – преподаватель Уральского государственного колледжа имени И. И. Ползунова

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Физика», магистерские программы «Биофизика», «Окружающая...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов
...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы Владивосток
Методические указания к выполнению курсовой работы составлены в соответствии с программой по дисциплине «Международное право» и требованиями...

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Агроэкология» iconПрограмма, методические указания и задания для контрольной работы...
Программа, методические указания и задания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск