Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная






НазваниеПрограмма по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная
страница1/5
Дата публикации12.02.2015
Размер0.61 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > География > Программа
  1   2   3   4   5
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Каркатеевская средняя общеобразовательная школа»
Принято

на заседании НМС

протокол №

от «_____» __________2013г.




Программа по экологическому образованию

для учащихся 1-11 класса

образовательные области - естествознание, искусство, технология

вид программы - модифицированная.


Составители:

учитель технологии и ИЗО

первой квалификационной категории

Безлер А.А.

учитель географии

первой квалификационной категории

Боровкова В.П.

учитель информатики

первой квалификационной категории

Кравченко В.В.

Каркатеевы

2013
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


  1. Пояснительная записка ……………………………………………..3

  2. Планируемый результат…………………………………………... ..8

  3. План реализации программы……………………………………….10

  4. Критерии эффективности программы……………………………. 13

  5. Организация учебного процесса………………………………….. 14

  6. Литература для учителя и учащихся……………………………....15

Приложение.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование детей. 
Общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды. Воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечивать создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия. [1]

В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»ст. 71, гл. XIII «Основы формирования экологической культуры» закона сказано, что в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.
В ст. 72, п. 1 закона сказано, что преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм. В ст. 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором должны принимать участие все уровни власти РФ, органы местного самоуправления, средства массовой информации и т.д.
Таким образом, с января 2002 г. законодательно установлено всеобщее обязательное экологическое воспитание и образование подрастающего поколения, учащейся молодежи и экологическое просвещение всего населения РФ.

30 апреля 2012 года Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в которых он поставил ряд конкретных задач, связанных с развитием экологического образования и просвещения, в том числе: 

• обеспечение направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся;
• развитие системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

• включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы.

Важность экологического образования в интересах устойчивого развития в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (от 30 апреля 2012 г.).
В новых федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся.

В связи с этим современные школьные образовательные программы должны претерпеть серьезное изменение для того, чтобы обеспечить учащимся получение жизненно важных знаний и практических навыков. Речь при этом идет не об отдельных точечных изменениях, например, таких, как увеличение количества часов на экологию в рамках курса предмета географии или о введении отдельного школьного предмета «Окружающий мир». Изменения должны затронуть весь образовательный цикл школы, поскольку внедрение принципов ОУР – это новая совершенная система образования. Она позволит обеспечить содействие смене современной экономико-центрированной социальной парадигмы, приведшей человечество на грань экологической катастрофы, на новую экологически ориентированную парадигму.

Данная программа по экологии основана на требованиях предъявляемых государственным образовательным стандартом общего образования, так как экологическое образование является одним из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной школе ФГОС.

Программа разработана для учащихся начального, среднего и старшего звена.

Срок реализации программы 3 года.

Целью программы является создание условий для формирования экологического

мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек – общество – природа», развития и самореализации обучающихся для осознания необходимости здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.

Для достижения поставленной цели и результата,  ставятся следующие

задачи:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;

  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.

На уровне начальной школы предусматривается воспитание уважительного отношения к природе родного края, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В основной школе закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития. 
Данная программа является интегрированной программой, в которой задействованы такие предметы как

-география где предусматривается:

формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование  представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде

- биология где предусматривается формирование представления об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; приобретается опыт проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формируются основы экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознается необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формируются представления о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

- технология где предусматривается формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности; понимать социальные и экологические последствия развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.

  • музыка обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, побуждает к нравственно-эстетическим переживаниям, ведет к преобразованию окружающего мира. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни.

  • изобразительное искусство развивает представление человека об основных не только эстетических, но и этических ценностях – добре, истине, – формирует нравственную позицию человека. Одна из главных тем изобразительного искусства – взаимоотношение человека с природой. Это делает возможным тесное переплетение уроков изобразительного искусства с экологическим образованием и экологическим воспитанием. Уроки искусства предполагают понимание самоценности природы, которая бесконечно превосходит наше сознание и восприятие, но благодаря которой мы переживаем единство, гармонию и красоту мира.

- информационные технологии - позволяют более ярко выразить взаимоотношения человека с окружающим миром. Обработка и анализ экспериментальных данных.

Реализация данной программы предусматривается как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях.

Урочный вариативный компонент, представленный экологическими учебными модулями, практикумами, проектами, интегрированными уроками, элективными курсами, позволяет, не дублируя содержания базовых учебных предметов, расширить опыт позиционирования школьников по отношению к социально и личностно значимым экологическим проблемам, реализовать культуро-центрированную модель экологического образования мировоззренческой направленности на основе регионального содержания, с учетом уникального этнокультурного опыта местных народов, истории, экономики, традиций территории.

Внеурочный компонент представлен внеклассно-урочной формой учебной деятельности обучающихся, реализующей системно-деятельностный подход в разнообразных личностно- и социально-значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях экологической направленности. Содержание внеурочной деятельности направлено на формирование жизненного опыта осуществления и организации такой деятельности на основе культурно-исторического подхода – приобщения к социально-историческому опыту экологической культуры человечества и осмысления личного творческого опыта эколого-культурной направленности.

Данная программа будет способствовать выработке гражданской позиции,

формированию этики ответственности за состояние окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, применению полученных экологических знаний на практике в учебной и социально-значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Упражнения и задания, выполняемые коллективно, в группе или в паре помогут учащимся овладеть навыками эффективного общения в организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью ставить цели и строить жизненные планы, адаптироваться в реальных условиях, выявлять возникающие проблемы, находить альтернативные варианты их решения, нести ответственность

за результат собственных действий.

^ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
В начальной школе

-усвоение учащимися социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде.

-усвоение социальных норм экологически безопасного поведения;

-формирование опыта эмоционально - ценностных сопереживаний природным объектам;

-знание о воздействии человека на природу;

- знание о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды;

-безопасное поведение человека в природе;

-формирование личного опыта самоограничения при принятии решения ключевого противоречия экологического сознания «хочу – нельзя»;

-формирование коллективного совместного применения учащимися на практике универсальных учебных действий для создания экологически безопасной, здоровьесберегающей среды;

-осуществление рефлексии, для осмысления своих действий в окружающей среде.

^ Формируемые ценности: Родина, осознание красоты природы родного края, нормы экологической культуры, способы сохранения флоры и фауны родного края, многонациональный опыт экологической культуры в России, экологическая воспитанность личности, правила экологически безопасного поведения, сопереживание и неравнодушие к проблемам окружающей среды.
В основной школе

- формирование основ экологической грамотности учащихся;

- формирование экосистемной познавательной модели мышления учащегося;

-формирование умения составлять план собственной деятельности с последующей рефлексией;

-применение универсальных учебных действий, предметных знании и умений в разных комбинациях адекватно решаемой экологической проблемы;

- исследование и проектирование экологически безопасной среды жизни;

-способствовать формированию конструировать здоровьесберегающую среду;

-формирование ценностных ориентации на развитие «мораль и право», «потребности – ресурсы их удовлетворения», «индивидуальное – коллективное», «наука – традиция», «факты – мнения», «самоидентификация – толерантность», «полезность эколого-культурного опыта – его относительность, «мотив – средство – результат» (прогноз, мониторинг, индикаторы).

^ Формируемые ценности: гражданская, этнокультурная и общероссийская идентичность; экологическая этика; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; эколого-культурные духовные и культурные традиции многонационального народа России.
В старшей школе

- расширение опыта творческого применения экосистемной познавательной модели и рефлексивно-оценочных действий в ситуациях социализации;

- профессиональное самоопределение, становления гражданской идентичности, социального партнерства в решении личностно- и социально- значимых жизненных проблем , связанных со здоровьем человека, качеством его жизни, качеством окружающей среды;

-накопление опыта решения противоречий экологического сознания: «экоцентризм – эгоцентризм», «глобализм и регионализм»; «потребительство - созидание, культуротворчество», «прошлое – настоящее – будущее», «экологические права – экологические обязанности – экологическая ответственность»;

- знакомство с вариантами экологических картин мира разных культур, народов, профессиональных общностей, социальных групп; личный экологокультурный опыт в повседневной жизни;

- формирование опыта социализации учащегося в качестве субъекта проектирования своего жизненного пути, профессионального самоопределения с учетом проблем экологии, здоровья, безопасности жизни;

- овладение обучающимися способами приобщения к социальному опыту экологической культуры и формирование личного опыта культуротворчества.

^ Формируемые ценности: гражданская, этнокультурная и общероссийская идентичность; личный вклад в развитие и обеспечение национальной безопасности страны; качество жизни и качество окружающей среды; экологическая культура, экологическое сознание, экологическое мышление; экологическая ответственность за настоящее и будущее своей страны.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное...
«Школа России» под редакцией А. А. Плешакова и на основе авторской программы «Искусство (изо)» Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко,...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)»...
«Школа России» под редакцией А. А. Плешакова и на основе авторской программы «Искусство (изо)» Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Алексеенко,...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconПрограмма по экологическому образованию разработана для учащихся...
«Основы формирования экологической культуры»; «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconПрограмма «Лепка народной глиняной игрушки» модифицированная На основе...
На основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconПрограмма «Роспись народной глиняной игрушки» модифицированная На...
На основе программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая программа по искусству для 9 класса 1час в неделю (всего 35 часов)
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
М.: Просвещение, 2005. «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая программа по реализации внеурочной деятельности в рамках...
Вид программы: модифицированная (адаптированная) составлена на основании программы факультативного курса «Уроки предков». Авторы...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая учебная программа по общеобразовательному курсу «изобразительное...
Составлена на основе примерной программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского учителем изобразительного искусства...

Программа по экологическому образованию для учащихся 1-11 класса образовательные области естествознание, искусство, технология вид программы модифицированная iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» для 4 класса, составлена на основе Примерной программы начального общего образования по изобразительному...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск