Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1






Скачать 336.37 Kb.
НазваниеМодификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1
страница1/4
Дата публикации01.10.2013
Размер336.37 Kb.
ТипРеферат
top-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3   4


модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1

Input-output balance modification as a method of the development strategies measure for the Murmansk region (in a time of the world financial crisis)

Егоров Д. Г., д.ф.н., Мурманский государственный педагогический университет

Егорова А. В., к.э.н., доцент, Мурманский государственный педагогический университет


Yegorov D.G., professor, Murmansk State Pedagogical University

Yegorova A.V., associate professor, Murmansk State Pedagogical University

Ключевые слова: Межoтраслевой баланс, Мурманская область, экспорт, импорт

Keywords: Input-output balans, Murmansk region, export, import

^ Краткая аннотация

на примере Мурманской области разработана оригинальная модификация регионального межотраслевого баланса. проведенный анализ показывает, что региональная экономическая система Мурманской области имеет весьма значительный потенциал устойчивости к экзогенным шокам, связанным с вовлечением ее в процессы глобализации мировой экономики.

Abstract

The original input-output method (on en example of tne Murmansk region) work out. There are explicate the great sustainable potential of the region on an world financial crisis.

Введение

Ранее нами на примере Мурманской области разработан метод оценки альтернатив социально-экономического развития региона сырьевой ориентации, в основе которого – оригинальная модификация регионального межотраслевого баланса [1-3]. Суть нашего подхода - матрица межотраслевого баланса должна строиться в натуральных показателях (по всем отраслям, допускающим такой подход), а при использовании денежных единиц (характеризующих отрасли, продукцию которых объективно сложно выразить в натуральных показателях в силу несоизмеримости отдельных ее частей – например, строительство) в балансе должно фиксироваться перемещение реальных активов, а не виртуальное перемещение финансов. Кроме того, модель должна включать не только основные отрасли промышленности региона, но также домашние хозяйства, транспорт, коммунальное хозяйство и социальную инфраструктуру, связанные между собой системой натуральных единиц. В таком случае модель позволит ответить на вопрос: при каком количестве населения в регионе выигрыш от компактного проживания рядом с уникальными месторождениями, рыбопромысловыми ресурсами, транспортными путями, и др. начинает исчезать под давлением повышенных издержек на отопление, содержание социальной инфраструктуры и транспорт. Предлагаемая нами схема МОБ наглядно отображает взаимосвязь затрат сырья, энергии и трудовых ресурсов с выпуском конечного продукта – то есть в сжатой и ясной форме дает интегральную картину функционирования экономики региона – комплиментарную картине, которую дает финансовый счет в рамках СНС. Сравнение результатов этих двух подходов даст более глубокое понимание сущности процессов, происходящих в исследуемой региональной экономической системе.

Важно отметить: применение натуральных единиц позволяет легко перепрограммировать модель на разные уровни как внутренних, так и мировых цен на сырье.

Мировой финансово-экономический кризис последних полутора лет дает нам возможность иллюстрации нашего подхода применительно к условиям резких колебаний мировых цен: этому и посвящена настоящая работа.
^ Краткое описание модели2

В таблице 1 приведен МОБ Мурманской области по состоянию на 2005-2008 годы. Таблица состоит из четырех квадрантов:

^ I-й квадрант таблицы представляет экономику региона, агрегированную в 10 отраслей.

II-й квадрант состоит из следующих столбцов: «Внутреннее потребление» (рассчитывается как сумма столбцов 1-10 и характеризует суммарное использование продукции отраслей (по строкам) во всех других отраслях экономики региона); «ВРП» (внутренний региональный продукт) = внутреннее потребление + экспорт; «Экспорт», под которым подразумеваются любые поставки за пределы области, как в другие регионы РФ, так и за пределы страны; «Цены» (содержит векторы мировых цен по состоянию на 2007, 2008, 2009 годы), и «стоимость» экспорта (соответствующая тому или иному вектору мировых цен).

^ В III-ем квадранте представлен совокупный «Импорт» региона в разрезе 6 отраслей.

IV-й квадрант характеризует «внутреннее потребление» импортируемых товаров, «цены» на импорт и «стоимость» импорта. Совокупный экспорт показывает, сколько регион «зарабатывает», а совокупный импорт - сколько регион тратит средств на обеспечение своего функционирования извне.

Главная особенность предлагаемой нами модификации МОБ – представление процесса воспроизводства трудовых ресурсов не в III-м квадранте таблицы (как в базовой модели МОБ), а в I-м, в строке «социальная инфраструктура». В нее агрегированы отрасли, оказывающие услуги населению, за исключением железнодорожного и морского транспорта: система административного управления, коммунальное хозяйство, культура, связь, торговля, здравоохранение, а также внутриобластное производство потребительских товаров (валовой объем их производства незначителен, экспорт пренебрежимо мал). В рамках нашего подхода социальная инфраструктура интерпретируется как отрасль, поставляющая в другие отрасли рабочую силу.

^ Об устойчивости экономики области при изменениях экономической конъюнктуры

Ранее мы оценивали степень устойчивости фиксируемого в таблицах 1-2 положительного экспортно-импортного сальдо Мурманской области к возможному изменению глобальной экономической конъюнктуры [3]: критичными для анализа являются цены на экспортные и импортные товары, вносящие максимальную долю в стоимостный баланс: электроэнергия, цветные металлы (никель, медь, алюминий), фосфатные удобрения (апатитовый концентрат), рыба (для экспорта) и топливо, уран, потребительские товары (для импорта). Конечно, краткосрочные колебания рыночной конъюнктуры спекулятивного характера рациональному прогнозу не поддаются в принципе, однако качественный анализ долгосрочных факторов здесь вполне возможен. Прежде всего, сократим количество независимых переменных анализа:

а) цены на электроэнергию, с одной стороны, и топливо и уран являются связанными, так как большая часть электроэнергии в мире производится на тепловых и атомных станциях; также связанными являются цены на электроэнергию и алюминий (сырье для производства алюминия в мире фактически неисчерпаемо, а сам процесс производства весьма энергоемок);

б) потребительские товары чрезвычайно разнородны, однако не менее половины регионального потребления приходится на продовольствие. С учетом роста дефицитности рыбных ресурсов достаточно обоснованно можно предположить, что рост цен потребительской корзины не будет опережать роста цен рыбопродуктов (одной из основных экспортных статей региона). Кроме того, цены потребительских товаров достаточно тесно связаны с топливно-энергетическими тарифами. С учетом вышеуказанных связей, независимыми переменными в нашем анализе выступают: никель + медь (причем удельный вес меди значительно ниже – так как ее стоимость по сравнению с никелем в несколько раз ниже), фосфаты и топливо. Следовательно, критичным для оценки устойчивости региональной экономической системы будет соотношение долговременных трендов изменения цен на топливо, с одной стороны, и на никель и фосфатные удобрения – с другой. Реальна ли угроза ситуации, когда цены на топливо длительно растут, а на никель и фосфаты – падают?

Уже достаточно длительное время мировая добыча нефти не компенсируется приростом запасов; в долговременной перспективе рост цен на нефтепродукты, и, вслед за ними, на топливо вообще – неизбежен [4,5]. С другой стороны, никель и фосфаты также относятся к видам сырья, по которым обеспеченность добычи запасами последнее время (начиная с 70-х годов) снижается, и по состоянию на конец ХХ века ниже, чем для топливно-энергетического сырья [6, c. 37]. На фосфатные ресурсы в долговременной перспективе также прогнозируется повышенный спрос: каждые 10-15 лет в мире происходит удвоение их добычи [5]; фосфорные удобрения уже сейчас являются самыми дефицитными, а в связи с продолжающимся ростом населения в мире и деградацией почв неизбежно дальнейшее увеличение спроса. В связи с изложенным мы сделали вывод [2], что ситуация долгосрочного превышения роста тарифов на импортируемые в регион товары над тарифами экспортными маловероятна.

Этот наш теоретический вывод пятилетней давности подтверждается экспортно-импортными балансами Мурманской области последних 10 лет (таблица 2): при достаточно резких колебаниях вектора мировых цен совокупный баланс области (со всеми издержками содержания населения) неизменно остается положительным.

Следовательно, рассматриваемая нами региональная экономическая система Мурманской области имеет весьма значительный потенциал устойчивости к экзогенным шокам, связанным с вовлечением ее в процессы глобализации мировой экономики.

Теперь обратимся к вопросу (периодически обсуждаемому на самом высшем уровне): целесообразно ли резкое сокращение постоянно проживающего в регионе населения?

^ Целесообразен ли переход экономики региона на вахтовый метод?

Численность населения Мурманской области на 1 декабря 2008 года составила около 843 тысячи человек; за вычетом закрытых административно-территориальные образований МО РФ – около 740 тыс. человек; из них трудоспособное население – 587 тыс. человек. Официально в экономике области занято 450 тыс. человек. Казалось бы, на территории области находится 137 тыс. человек избыточных трудовых ресурсов? Оценка эта, однако, является максимальной, и, вероятно, завышенной (часть формально безработных на самом деле вовлечена в серую экономику региона, не фиксируемую в статистике). Но главным аргументом за сохранение на территории области имеющихся трудовых ресурсов является то, что в ближайшие годы с высокой степенью вероятности разработка месторождений нефти и газа Арктического шельфа станет крупномасштабной (возможна также реализация проектов по транзиту нефти и газа Сибири в Европу и Америку через территорию региона). Структура экономики региона может претерпеть в связи с этим большие изменения: одним из следствий этого будет уменьшение избыточности трудовых ресурсов в связи с их вовлечением в развитие топливно-энергетического комплекса. Главным же является то обстоятельство, что в связи с резким уменьшением рождаемости последних двух десятилетий количество вступающих в трудоспособный возраст молодых людей будет устойчиво меньшим, нежели количество выбывающих из трудоспособного возраста. Общее количество населения региона в возрасте 40-60 лет на начало 2008 года составляло 330 тыс. чел.; замещающее их в ближайшие 20 лет поколение в возрасте 0-20 лет составляло в то же время 190 тыс. чел. – то есть на 140 тыс. (!) человек меньше. Следует отметить, что указанное сокращение трудовых ресурсов региона – долговременный фактор, на который накладывается еще и отрицательное сальдо миграции людей в трудоспособном возрасте.

Остается, однако, вопрос с нетрудоспособным населением (детьми и пенсионерами): их на начало 2008 года в области проживало 153 тыс. человек. Из 450 тысяч официально трудящихся в регионе 178 тыс. человек работают в цветной и черной металлургии, на транспорте и добыче природных ресурсов, а 272 тысяч работников заняты в социальной инфраструктуре региона (это - ЖКХ, торговля, управление, связь, культура, наука, образование, здравоохранение, т.е. отрасли, обеспечивающие выживание населения). Иными словами, численность занятых в промышленности только на 1/7 больше численности детей и пенсионеров, - следовательно, почти половина работников социальной инфраструктуры обслуживает нетрудоспособное население. Таким образом, считая «избыточные» на 2008 год трудовые ресурсы целесообразными для сохранения, переходом на вахтовый метод все равно можно сократить население области на 280 тысяч человек (то есть на треть)? Стоимость содержания населения на территории региона в последние годы превышает 70 миллиардов рублей в год (см. таблицу 3, построенную по данным таблицы 1)3. Казалось бы, экономический эффект от внедрения вахтового метода будет равен трети этой суммы?

Ответ на этот вопрос, однако, не так прост: покидающие регион люди не исчезают, а уезжают в другие регионы РФ; их обустройство и содержание оплачивается из бюджета РФ, основной источник пополнения которого – поступления от эксплуатации природных ресурсов регионов-доноров. Будет ли выигрыш от перемещения «избыточного» населения в среднюю полосу РФ превышать дополнительные расходы на его обустройство на новых местах? Введение вахтового метода вряд ли существенно изменит совокупный уровень потребления: в самом радикальном варианте вахты область покинет не более 130 тысяч трудоспособного населения (то есть менее 30 % оного). Предположим, что все они будут получать заработную плату в 2 раза ниже, чем ранее – хотя реальная разница в уровне заработной платы в Мурманской области и в средней полосе РФ существенно ниже.4 Вахтовые же рабочие будут оплачиваться скорее по более высоким тарифам (компенсирующим ущерб от длительного расставания с семьями). Совокупная экономия по потреблению, по нашей оценке, не может превысить 10 %, то есть 4,2 миллиарда рублей (см. таблицу 3). Предполагая, что расход топлива на отопительный период в средней полосе РФ для вывозимых 280 тысяч населения в 2 раза меньше, чем в Мурманской области, получаем еще около 2 миллиардов рублей экономии (это – тоже максимальная оценка, так как при централизованном отоплении высоки постоянные издержки; построение же новых тепловых сетей, рассчитанных на обслуживание вдвое меньшего населения, опять-таки потребует дополнительных расходов). Избыточный расход электроэнергии в полярную ночь частично компенсируется экономией в полярный день; предположим, тем не менее, что расход электроэнергии выехавшими будет на 10 % меньше – это даст еще максимум 1 миллиард рублей экономии. Уменьшение летнего отпускного пассажиропотока будет с избытком компенсировано частыми перемещениями вахтовых рабочих, так что транспортные издержки скорее возрастут. Таким образом, максимальная оценка экономии от введения в регионе вахтового метода – 7,2 миллиарда рублей в год, или около 25 тысяч рублей в год на одного покинувшего регион человека, что, вероятно, не компенсирует требуемых для проведения такой масштабной социально-экономической трансформации капитальных вложений (во всяком случае, в рассматриваемом нами случае Мурманской области).5
^ Об оценке рентабельности экономики области в разрезе отраслей

Поделив последнюю строку таблицы 3 на количество человек, занятых в промышленности региона, мы получим полные издержки содержания трудовых ресурсов в Мурманской области («цену» трудовых ресурсов, - 223, 231 и 236 миллионов рублей на тысячу человек в 2007, 2008 и 2009 годах соответственно). Присоединяя эти значения к соответствующим векторам мировых цен таблицы 1, и перемножая вектор цен на тот или иной столбец таблицы, мы можем получить совокупные издержки по отраслям экономики,6 - и провести сравнение полных затрат с добавленной стоимостью не только для области в целом, но и по отраслям экономики (см. рис. 1). Отрицательные значения на рисунке 1 означают, что на соответствующий момент времени отрасль не была рентабельна (при учете всех издержек в мировых ценах). Отметим, что нерентабельность торгового флота может быть связана просто с несовершенством имевшейся у нас статистики (она здесь наименее достоверна); что же касается нерентабельности в 2008-2009 годы цветной металлургии, здесь следует учесть, что из медно-никелевых руд попутно извлекаются также и платиноиды. Экономическая статистика по масштабам и рентабельности их производства является закрытой; тем не менее, по экспертным оценкам [9, с.14-15], это – основной источник прибыли ГМК.

Но в любом случае остается очевидным огромный размах в оценке рентабельности фактически всех отраслей в мировых ценах последних 2-х лет. На наш взгляд, это очевидная иллюстрация необходимости перевода международной торговли сырьевыми ресурсами в РФ на рубли (что неоднократно озвучивалось в последние годы высшими должностными лицами государства).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconДжордж Сорос Первая волна мирового финансового кризиса
В новой части книги, написанной в 2009 году, «Раз­мышлении о крахе 2008 года и его значении» автор анализирует динами­ку кризиса,...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconФинансовый кризис / Максим Блант
Известный экономический обозреватель Максим Блант делится своими размышлениями о причинах мирового финансового кризиса, путях его...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconОтчет му управление культуры
Меры преодоления последствий мирового финансового кризиса и повышения конкурентноспособности учреждений культуры

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconАктуальна потому, что денежная система с точки зрения воспроизводственного...
Состояние и перспективы развития денежной системы в условиях мирового финансового кризиса на примере Российской Федерации 16

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconА. Н. Клепач  16  января 2012 г
Построение сбалансированных оценок социально-экономического развития России в среднесрочной перспективе по сценариям Минэкономразвития...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 icon6. потребительский рынок
...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconСущность и содержание межотраслевого баланса Содержание
Базылев Н. И., Гурко С. П., Базылева М. Н. Макроэкономика: Учеб пособие для вузов. М.: Инфра-м, 2003. 190с

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconФинансовый кризис, рецессия. Что дальше?
В этой вкладке Михаил Васильевич Селин, доктор экономических наук, подробно рассматривает вопрос об истоках нынешнего кризиса, об...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconПроект сценарных условий и основных макроэкономических параметров...
Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработан с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса,...

Модификация межотраслевого баланса для оценки стратегий развития Мурманской области (применительно к ситуации мирового финансового кризиса)1 iconПоложение о литературной премии Губернатора Мурманской области имени К. Баёва и А. Подстаницкого
Литературная премия Губернатора Мурманской области имени К. Баева и А. Подстаницкого (далее Премия) учреждается для поощрения и материальной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск