Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала,






Скачать 325.5 Kb.
НазваниеПояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала,
страница1/4
Дата публикации15.12.2013
Размер325.5 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Химия > Пояснительная записка
  1   2   3   4




Муниципальное оБЩЕОбразовательное БЮДЖЕТНОЕ учреждение

«МАЛОБУТЫРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА










Утверждаю директор школы:_________


ПРОГРАММА КУРСА

«Решать задачи может каждый»

(8-9 класс)

Автор – Сиротина С.Н. учитель химии

МБОУ «Малобутырская СОШ»

Мамонтовского района

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка

Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.

Данный курс по выбору предназначен для учащихся 8 класса.

Каждый блок начинается с теоретического введения, учитель показывает разные решения той или иной задачи. Условия выбора способа решения задач: рациональность и логическая последовательность.

Решение сложных задач - интересный и творческий процесс, результат его чаще всего бывает оригинальным и нестандартным, т.о. решение задач способствует самореализации ученика. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации.

Знание способов решения простейших задач, основных формул и законов, по которым проводятся расчеты, является обязательным, но не единственным условием того, чтобы справиться с предложенной задачей. Большое количество типов задач вызывает затруднение у учащихся. А данный курс приведет в систему все понятия и особенности решения.

Учащиеся сами создадут решебник, что важно и для учителя и для развития логического мышления учащихся. Данный курс не противоречит содержанию и целям образовательного стандарта по предмету.

Уметь решать задачи складывается из многих факторов:

1. Для успешного решения задач необходим прочный теоретический фундамент, т.е. знания о строении веществ, их физических свойствах, способах получения, основных типов превращений. Очень часто затруднения в решении задач связаны с неумением правильно записать уравнение реакции, ошибками в формулах соединений, проблемы в знаниях основных закономерностей.

2. Приступая к решению задач, следует, прежде всего, внимательно изучить ее условие. Причем внимание следует обращать не только на численные величины, но и на текст. Очень часто в тексте содержатся подсказки, без учета которых нельзя добиться верного решения. Очень важно, чтобы решающий задачу ,четко представлял себе сущность описанных в ней процессов, видел взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров.

3. Уяснив условие задачи, необходимо обдумать способ ее решения. Для этого существует два метода. Первый метод предусматривает решение с «конца». При этом обращает внимание на неизвестную величину, которая является целью при решении задачи. Выявляют законы и формулы, которые нужно использовать для ее вычисления, а также данные, необходимые для проведения таких вычислений, а если этих данных в условии задачи нет, определяют путь, по которому можно их найти, исходя из приведенных в условии величин.

Второй путь предусматривает решение задачи, исходя из известных величин, содержащихся в условии. При этом анализируют исходные данные, определяют величины, которые они позволяют найти, выявляют направления, позволяющих перейти от этих величин к конечному результату. Нередко приходится комбинировать эти методы.

Задачи:

1.Углубить знания учащихся по химии.

2. Научить правильно и эффективно решать задачи по химии.

3. Создание условий для проявления, развития и саморазвития способностей учащихся.

4.Развить интерес к химии при решении задач с производственным содержанием.

5. Способствовать развитию у учащихся логического мышления и собственного восприятия окружающего мира

6. Предоставить возможность учащимся уточнить собственную готовность выбора химии для итоговой аттестации

^ Ожидаемые результаты: освоив программу курса, учащиеся приобретут навыки решения проблемных ситуаций, так как в каждой задаче есть проблема и ее можно и нужно решить. А способы решения проблем ученик выбирает сам. Учитель является тьютером на этом этапе, т.е. сопровождает его выбор и решение самого ученика.

Курс рассчитан на 34 часа. Содержание курса охватывает все типы решения задач, заложенных в программе 8-9 классов. Такой эмблемой и девизом «Решать задачи может каждый» начинается курс.

По окончании курса учащимся выдается удостоверение.









МБОУ «Малобутырская СОШ»

Мамонтовского района

Алтайского края

Удостоверение


^ Элективный курс по химии «Решать задачи может каждый»
20 год







Удостоверение №_____________
Настоящее удостоверение выдано
___________________________________

Фамилия, имя учащегося

МБОУ «Малобутырская СОШ»в том, что он(она) в 20 -20 учебном году обучался(ась) и успешно окончил(а) элективный курс по химии «Решать задачи может каждый» на базе Малобутырской средней школы

в объеме 16 часов
Директор школы:_____
педагог:_________



Во « Введении» рассматриваются основные теоретические знания – как основа для решения задач. Для выявления знаний используются различные приемы: химическая тайнопись, эстафета расчетных формул, простые и сложные вещества, прятки с формулами, спринт.

Вторая часть определяет непосредственное решение задач разных типов: на количество вещества, объем, массу, на примеси, на вывод формул вещества, на избыток и недостаток, задачи с использование доли вещества.

Третья часть курса состоит из поиска нужной информации: составление задач учащимися, защита того или иного решения; составления плана решения, изучение литературы по выбранной теме, практическая деятельность-составление электронного решебника «Основные типы задач»

Четвертая часть-представление результатов

Программа курса предполагает как теоретические, так и практические занятия.

^ Содержание курса

I. Введение « Теоретические знания как основа для решения задач»(3 часа)

Первое занятие направлено на определение остаточных знаний учащихся о предмете химии, о свойствах веществ и их превращениях. Используются дидактические игры:

^ 1.Химическая тайнопись.

Цель игры: облегчить запоминание названий химических элементов и их символов.

Атрибуты игры: карточки с названиями химических элементов и их символами.

Например:

Натрий

I

Литий

Ag

Марганец

Na

Бром

Li

Иод

Cu

Хром

S

Свинец

Au

Серебро

Cr

Золото

Pb

Сера

Zn

медь

Mn

цинк

Br

Задание. Как можно быстрее соедините названия химических элементов с их символами.

^ 2. Эстафета расчетных формул

Цель игры: Совершенствовать память, внимание и закрепить умения учащихся записывать физические и математические формулы, по которым ведутся расчеты при решении задач по химии

Атрибуты игры: несколько бумажных листочков, сложенных веером, по числу команд. На обороте каждой страницы веера написано название физической или химической величины (желательно избегать повтора на одном листе)

Описание игры: каждая команда (можно по числу рядов в классе) получает листочек-веер. По сигналу игроки, сидящие за 1 партой, раскрывают первую страницу веера и напротив указанной величины пишут формулу, с помощью которой данная величина может быть найдена или рассчитана, и предают веер на следующую парту. Если величина постоянная, то указывают ее значение. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справилась с заданием.

плотность

Молярная масса

Молярный объем

Постоянная Авогадро

масса

Объем


^ 3. Найди ошибку.

Цель игры: Закрепить понятие «простое» и «сложное» вещество, развить внимание учащихся, выработать умение быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

Атрибуты игры. Карточки на которых написано по 5-6(по числу ученических столов в ряду) строк названий простых и сложных веществ

Простые вещества

Сложные вещества

1. хром, сажа, вода

1. алюминий, сера, хлорид натрия

2. оксид цинка, цинк, иод

2. хлороводород, фтор, кислород

3. железо, сероводород, медь

3. Оксид цинка, сульфид цинка, вода

4. хлорид натрия, углекислый газ, водород

4. фтороводород, хлорид магния, медь

5.железо,серная кислота, углекислый газ

5. Поваренная соль, железо, сероуглерод

6. хлор, сульфид цинка, цинк

6. Бром, хлорид натрия, оксид натрия

Описание игры: Учащиеся разбиваются на три команды ( по числу рядов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке, и по сигналу, игроки, сидящие за первым столом, находят и вычеркивают названия простых и сложных веществу, неверно приведенных в первой строке карточек, и передают ее ученикам второго стола и т.д. После игры проводится обсуждение результатов.

^ 4. Прятки с формулами.

Цель игры: развить внимание, наблюдательность и умение составлять формулы неорганических веществ

Атрибуты игры: Карточки с формулами веществ, в которых не вписан знак одного химического элемента, входящего в эту формулу.

H2-----O3

Na3P-------

H2---------O4

----------CO3

KO--------

---------NO2

H---------O3

--------OH

H3-------O4

^ 5.Назови химический элемент(простое вещество)

Цель игры. Развить у учащихся умение определять по характеристике химического элемента или вещества его название.

Атрибуты игры: карточки с характеристиками химических элементов (веществ)

  1. элемент с переменной степенью окисления

  2. высший оксид обладает кислотными свойствами

  3. элемент образует несколько аллотропных модификаций

  4. реакция с кислородом широко используется в промышленности и в быту

  5. одно из важнейших соединений используется на каждом уроке в школе

  6. оксиды играют особую роль в экологии окружающей среды

  7. входит в состав всех живых организмов(углерод)

  1. Элемент образует вещество, хорошо проводящее электрический ток

  2. В свободном виде не реагирует с концентрированной серной кислотой

  3. гидроксиды элемента не растворимы в воде

  4. Его производят с древних времен, им назван целый век

  5. при нагревании реагирует с водой

  6. Соединение элемента входит состав крови человека и животных

  7. 7. В особо чистом виде не подвержен коррозии

  8. Одно из соединений называется суриком(железо)

Описание игры. Участники игры должны максимально быстро определить название соответствующего элемента или вещества. При этом может быть несколько вариантов. Учитель медленно, по пунктам зачитывает перечисленные на карточке свойства. Можно карточки раздать.

^ 6. Нас четверо.

Закрепить понятия о типах реакций, развить внимание и зрительную память.

Атрибуты игры: карточки с записью уравнений реакций разных типов.

Описание игры: на доске учитель пишет названия типов химических реакций (соединения, разложения. замещения, обмена) и распределяет их среди четырех игроков. На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Ученик должен выбрать только уравнения своего типа. Далее идет проверка выполненного задания и дается определения всех типов реакций.

ІІ. Вторая часть – непосредственное решение задач разных типов.(10 часов)

Подбор литературы, способов решения задач, условия задач.

Программой средней общеобразовательной школой предусмотрено решение следующих типов расчетных задач:

  1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по химическим формулам;

  2. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ;

  3. Расчеты по термохимическим уравнениям;

  4. Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе;

  5. Вычисление по химическим уравнениям объемов газов по известному количеству одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результате ее.

  6. Расчеты объемных отношений газов по химическим уравнениям;

  7. Вычисление относительной плотности газов;

  8. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ взято в избытке;

  9. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным;

  10. Нахождение молекулярной формулы вещества.

Все указанные типы расчетных задач условно можно сгруппировать так:

  1. Задачи, для решения которых используют расчеты по химическим формулам(1,7)

  2. Задачи, для решения которых используют расчеты по химическим уравнениям(2,3,5,6,8,9,10)

  3. Задачи на растворы(4)

  4. Задачи на вывод формул(10)

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconЭлективный курс по химии для предпрофильной подготовки 9 класса
Решение задач играет в химическом образовании важную роль, так как это один из приёмов обучения, посредством которого обеспечивается...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconКонтрольная работа по физике для 11 класса Тема: «Электрический ток в различных средах»
Цель: проверить усвоение учащимися изученного материала; выяснить теоретические знания по теме и умение применять их при решении...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconУрок повторения и систематизации знаний по теме: «Решение треугольников»
Образовательная: повторение ранее изученного материала: теоремы синусов, теоремы косинусов, формул площади треугольников и умение...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconРешение задач по статистике с применением электронных таблиц
Способствовать использованию этих навыков при решении задач по математике, информатике и т д

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconРешение и оформление генетических задач
Некоторые общие методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconЭлективный курс по химии «Решение задач по органической химии»
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач это практическое применение теоретического...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, icon«02» сентября 2013г. Рассмотрено на заседании мо протокол №1
Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconПояснительная записка Автор: старший преподаватель кафедры гражданского...
Данная программа предусматривает чтение лекций и проведение семинарских занятий, а также самостоятельную работу студентов, в том...

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconВедущий принцип
Урок "Применение закона сохранения массы веществ при решении расчетных задач по уравнениям химических реакций "

Пояснительная записка Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, iconКонспект урока математики в 1-м классе по теме «Решение задач»
Образовательные – применение знаний, умений и навыков учащихся при решении задач на нахождение части и целого



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск