Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка






Скачать 218.54 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка
Дата публикации18.12.2013
Размер218.54 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Химия > Программа
Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии».
Пояснительная записка.
Курс по выбору «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по химии» предназначен для учащихся 9 классов и носит предметно – ориентированный характер.

В системе школьного образования и воспитания определен­ная роль отводится химии. Ее изучение способствует формирова­нию мировоззрения, развивает у учащихся умение видеть химизм процессов, происходящих в природе и технике, ориенти­рует школьников на выбор «химических» профессий.

Как показали наблюдения, при изучении химии используется преимущественно описательная часть кур­са. Количественные закономерности рассматриваются не систе­матически, хотя изучение химических явлений, законов и теорий без учета количественной стороны явлений может привести к по­верхностным или ошибочным представлениям. Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня разви­тия химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.

На психолого-педагогической основе в свете политехнической подготовки учащихся в программе показаны общие подходы к решению типовых расчетных химических задач, методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и фи­зики, показаны разные способы решения.

Значение решения задач в школьном курсе химии переоце­нить трудно. Решение задач — это практическое при­менение теоретического материала, приложение научных знаний на практике. Успешное решение задач учащимися, поэтому явля­ется одним из завершающих этапов в самом познании.

Решение задач требует от учащихся умения логически рас­суждать, планировать, делать краткие записи, производить рас­четы и обосновывать их теоретическими предпосылками, диффе­ренцировать определенные проблемы на отдельные вопросы, по­сле ответов, на которые решаются исходные проблемы в целом. При этом не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.

Решение задач как средство контроля и самоконтроля разви­вает навыки самостоятельной работы; помогает определить сте­пень усвоения знаний и умений и их использования на практике; позволяет выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся и разрабатывать тактику их устранения.

Решение задач — прекрасный способ осуществле­ния межпредметных и курсовых связей, а также связи химиче­ской науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также формируется мировоззрение в це­лом; происходит сознательное усвоение и лучшее понимание хи­мических теорий, законов и явлений. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, спо­собствует трудовому воспитанию школьников и их политехниче­ской подготовке, выбору естественнонаучного профиля обучения.
Программа данного курса рассчитана на полгода (17 часов), из расчета 1 час в неделю.
Цели программы:

  1. создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения;

  2. развитие и укрепление интереса учащихся к химии; создание условий для самооценки их подготовленности и желания углублённо изучать предмет в профильной школе;

  3. обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.

  4. Создание условий для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области химии;

  5. Познакомить учащихся с видами деятельности, необходимыми для успешного освоения профильной программы;

  6. Познакомить учащихся с различными подходами к решению задач;

  7. Создать условия для интеграции учащимися знаний и умений, полученных в ходе изучения математических и естественно – научных дисциплин (химия, физика).


Задачи программы:


  1. Обучающие функции (их можно считать ведущими) обеспечи­ваются формированием важных структурных элементов знаний, осмыслением химической сущности явлений, умением применять усвоенные знания в конкретно заданной ситуации.

  2. Воспитывающие функции реализуются формированием миро­воззрения, осознанным усвоением материала, расширением кру­гозора в краеведческих, политехнических вопросах. Учебные за­дачи являются действенным средством воспитания трудолюбия, настойчивости, воли, характера.

  3. Развивающие функции проявляются в результате формиро­вания научно-теоретического, логического, творческого мышле­ния, развития смекалки учащихся, в будущем — изобретательно­сти и ориентации на профессию химика.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
1. Решать задачи различными способами;

2. Использовать знания других наук в решении задач по химии;

3. Самостоятельно составлять задачи по химии;

4. Предоставлять результаты работы в различных вариантах;

5. Использовать полученные данные в практической деятельности.

6. Ориентироваться в проблемной ситуации.

7. Выявлять взаимосвязь понятий и явлений.

8. Переносить знания из одной науки на другую.

9. Работать в рамках проектной деятельности.
Перечисленные умения формируются на знании основных химических законов, формул, подходов к решению задач, свойств химических веществ, знаний по физике и математике.
Учебно – тематический план.


тема

Тема урока

цели

Методы и приемы

Виды деятельности

Формы контроля

Общие вопросы методики решения расчетных задач по химии


1. Основные типы расчетных задач по химии. Основные физические и химические величины.

Иметь представление об обязательных для изучения разделах курса, возможностях выбора своего пути при изучении данного курса;

Знать понятийный аппарат изучаемого курса, методы, приёмы, алгоритмы, способы решения расчётных задач курса.

Используя межпредметные связи, возбудить интерес к изучаемому курсу.

лекция

Конспектирование материала




2. Различные подходы к решению задач по химии.

Развить умение анализировать условие задачи; находить верный подход к решению задачи; решать задачи различными способами.

решение задач по образцу, построение логической цепочки по решению задачи.

Совместная работа учащихся и учителя, решение поставленной проблемы. Подбор вариантов решения более простым способом.

Представленные решения двух задач различными способами

Расчетные задачи курса неорганической химии и методика их решения


1.Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных за­дач. Составление задач.

Уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса, использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

Владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения.


решение зад задач по образцу, с подбором самостоятельного решения, решение усложненных задач, построение логической цепочки по решению задачи.

самостоятельная работа учащихся, совместная работа учащихся и учителя (консультирование)

Составленные занимательные задачи, решенные задачи, тесты.

2. Растворы.

решение задач по образцу, с подбором самостоятельного решения, решение усложненных задач, построение логической цепочки по решению задачи, практическая реализация полученных теоретически данных

самостоятельная работа учащихся, совместная работа учащихся и учителя, практическая деятельность учащихся (.

10 решенных задач

3. Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений

Уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса, использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

Владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения.

Тесты. решенные задачи.

4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома.

Сформировать умение решать задачи на составление электронных формул с использованием понятия квантовые числа.

решение задач по образцу, построение логической цепочки по решению задачи.

самостоятельная работа учащихся (составление электронных формул), совместная работа учащихся и учителя (консультирование).

Тесты.




5. Химическая связь, строение вещества.


Сформировать умение решать задачи упражнения на составление электронной формулы молекулы, составление графических формул с использованием понятия гибридизация.

решение задач с подбором самостоятельного решения, решение усложненных задач, построение логической цепочки по решению задачи.

самостоятельная работа учащихся (составление графических формул), совместная работа учащихся и учителя.

Тесты, графические и электронные формулы.




6 – 9. Основные закономерности химического производства.


Дать представления об особенностях организации химического производства; Сформировать умение составлять проект химического производства. Развить интерес к изучаемому курсу через внедрение химических знаний в практическую деятельность.



Конспектирование материала, разработка собственного проекта химического производства, защита проекта.

самостоятельная работа учащихся, проектная деятельность.

Конференция по защите проектов.




10.Электролиз.

Уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по изучению курса и решению задач курса, использовать различные способы, алгоритмы решения задач, осуществлять самоконтроль за результатами своей деятельности;

Владеть навыками решения расчётных задач, составления алгоритмов их решения.


решение задач по образцу, с подбором самостоятельного решения, решение усложненных задач, построение логической цепочки по решению задачи, практическая реализация полученных теоретически данных

самостоятельная работа учащихся, совместная работа учащихся и учителя.

10 решенных задач

Решение задач алгебраическим способом.

1. Алгебраические способы решения химических задач.


1. Дать представление об алгебраических способах решения химических задач.

2. Сформировать умения использовать алгебраические способы для решения задач.
3. Закрепить интерес к изучаемому курсу.

семинарское занятие, обсуждение вопросов, решение задач по образцу.

конспектирование, самостоятельная деятельность учащихся, формирование групп, по различным способам решения.

Дети доказывают наибольшую эффективность своего способа решения задач, делают вывод о наиболее эффективном способе в целом.

Доказательность каждого способа, подтверждение его практическими примерами.

Практические

задачи

1.Практические

задачи с экологическим содержанием.

Уметь выбирать объект изучения, оформлять результаты своей работы (в виде задачи, защиты способа её решения), планировать свою деятельность по решению проблемы, моделировать ситуацию, составлять прогнозы деятельности.

Закрепить интерес к изучаемому курсе с помощью межпредметных связей (химия, биология).

практическая деятельность, моделирование и прогноз развития ситуаций в различных условиях.

самостоятельная работа учащихся, совместная работа учащихся и учителя.

Доказательство выбранного хода решения проблемы.

Решение усложненных, олимпиадных задач.

1.Подходы к решению олимпиадных задач.

Дать представление о специфике усложненных, олимпиадных задач.

Сформировать умения анализировать задачу, подбирать наиболее рациональный способ решения.

Рассказ, беседа, решение задач по образцу.

совместная работа учащихся и учителя.







2.Решение усложненных, олимпиадных задач.

Закрепить умения решать олимпиадные и усложненные задачи.

решение усложненных задач, построение логической цепочки по решению задачи

самостоятельная работа учащихся по решению задач.

Решение двух задач.

Итоговое занятие

1.Итоговое занятие

Оценить уровень усвоения учащимися программы курса

Оценка и контроль знаний

презентация работ

Итоговая контрольная работа, выполненные работы, конференция.


На зачете ребята предоставляют сборник своих задач, зачетную работу на различные темы (практическое применение расчетных задач на различных предприятиях, в промышленности или быту, эффективность использования того или иного подхода к решению задач).
Содержание программы.

(всего 17 ч., 1ч. в неделю)
Введение (1 час).

Вводная лекция «Общие вопросы методики решения расчетных задач по химии»

Практическая работа «Основные подходы к решению задач».

Тема 1 (10 час).

Практическая работа «Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных за­дач. Составление задач».

Практическая работа «Растворы».

Практическая работа «Общие сведения об основных классах неорганических соединений».

Семинар «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома».

Семинар «Химическая связь, строение вещества».

Лекция «Основные закономерности химического производства».

Практическая работа «Создание модели химического производства». (3 часа).

Практическая работа «Электролиз».

Тема 2 (1 часа).

Семинар «Алгебраические способы решения химических задач».

Тема 3 (1 часа).

Практическая работа «Решение практических задач с экологическим содержанием».

Тема 4 (2 час).

Практическая работа «Решение усложненных задач».

Практическая работа «Решение олимпиадных задач».

Заключительное занятие (1 час).

Методические рекомендации.

Методика изучения данного курса должна способствовать, прежде всего, овладению учащимися первоначальными знаниями и умениями, необходимыми для поиска оптимальных способов решения поставленных задач. В ходе изучения вводной темы учащимся становится ясно, что первый этап решения любой задачи состоит в доскональном изучения условий задачи и выборе пути решения. Общение учителя с классом на этом этапе носит преимущественно характер проблемного изложения, в котором сообщение новых фактов, советы и указания имеют целью выявление проблемной ситуации. Имеет смысл подтверждать свое объяснение многочисленными примерами.

После того как рассмотрены основные типы задач и способы их решения, учащиеся переходят ко второму этапу – самостоятельному выбору способов решения задач в зависимости от предложенных условий. Затем учащимся можно предложить перейти от решения к самостоятельному составлению задач.

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию с учетом ее специфики многократно осуществляется учащимися при изучении данного курса.

Умение видеть вариативность решения – наиболее яркое проявление творческой деятельности учащихся. Учащихся ставят перед необходимостью сопоставления условий задачи и известных им способов решения. При этом важно, чтобы учащиеся, доказывая правильность предлагаемого ими выбора, понимали возможность изменения его в зависимости от условия задачи.

Желательно, чтобы у каждого учащегося был свой вариант задач, и задачи были бы на различные уровни сложности.

При решении экспериментальных задач дети могут работать в парах, или группах. Экспериментальные задачи должны решаться не только теоретически, но и подтверждаться на практике, что способствует дополнительной мотивации.

Возможно, как результат курса дети могут создать свой собственный задачник, в который войдут задачи всех учащихся.

Учитель в данном курсе чаще всего выступает как советник, контролирующий процесс самостоятельной работы детей.
Тема 1.

Занятие №1

Лекция «Основные типы расчетных задач по химии. Основные физические и химические величины».

В данной лекции ученикам предлагается материал по основным подходам к решению задач (соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, использование величины «количество вещества» и ее единицы «моль», составление пропорции, использование коэффициента пропорциональности, приведение к единице). Рассматриваются основные химические величины (моль, молярная масса, молекулярная масса, атомная масса, концентрация растворов, массовая доля) и физические величины, которые часто используются в химии (масса, объем, плотность и др.). Большее внимание в этой лекции следует уделить тем величинам, с которыми дети не встречались в рамках школьной программы или встречались лишь обзорно (например: концентрация веществ).

Занятие №2

Практическая работа: «Анализ различных подходов к решению задач».

Для проведения данного занятия каждому ребенку предлагается решить две задачи всеми возможными способами:

Напимер: На завод была доставлена руда, содержащая 464 т магнитного железняка Fe3O4. Какая масса железа содержится в руде?

Решение с помощью способа соотношения масс.

m (Fe3O4)=464 т Решение:

m (Fe)=? В 1 моль Fe3O4 содержится 3 моль Fe

M(Fe3O4)=232 г\моль m=ν*M

M (Fe)=56г\моль m (Fe3O4)=1 моль*232г\моль=232г

m(Fe)=3 моль*56г\моль=168г

m(Fe): m (Fe3O4)=168:232=1:1,38

Железа в магнитном железняке будет содержаться в 1,38 раз меньше, т.е. m(Fe)=464 т:1,38=336т

Ответ: m (Fe)=336 т.

Решение с помощью сравнения масс веществ.

m (Fe3O4)=464 т Решение:

m (Fe)=? В 1 моль Fe3O4 содержится 3 моль Fe

M(Fe3O4)=232 г\моль m=ν*M

M (Fe)=56г\моль m (Fe3O4)=1 моль*232г\моль=232г

m(Fe)=3 моль*56г\моль=168г

464 т>232г в 2*106 раз, значит, и масса железа, содержащегося в Fe3O4, будет во столько же раз большей.m(Fe)= 168г*2*106=336*106г, или 336 т.

В конце занятия дети должны представить решения этих задач учителю.


^ Тема 2. Расчетные задачи курса неорганической химии и методика их решения.
Занятие №1

Практическая работа « Первоначальные химические понятия. Общие рекомендации к решению и оформлению расчетных задач. Составление задач».

Первоначально на этом занятии 5 – 7 минут уделяется правилам оформления задачи, работой с дано, так как некоторые дети не умеют до конца правильно читать дано и максимально возможно использовать его. При оформлении задачи необходимо обязательно записывать что известно, что надо найти и постоянные величины, которые будут использованы в этой задаче (постоянная Авогадро, молекулярные, атомные массы, молярный объем и др.). Также можно отвести отдельный столбец под формулы, используемые для решения. В решении обязательно ставить величины, которых измеряется тот или иной параметр.

Далее детям предлагается решить ряд простых задач по первоначальным понятиям. Например:

  1. Определите количество вещества брома, содержащееся в молекулярном броме массой 12,8 г.

  2. Определите массу иодида натрия количеством вещества 0,6 моль.

  3. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na2B4O7 массой 40,4г.

  4. Сколько структурных единиц содержится в молекулярном йоде массой 50,8 г?

Далее учащимся предлагается самим попробовать составить задачи по предложенной теме.

В качестве отчета по теме могут выступить составленные детьми задачи или тест:

1. За эталон единицы атомной массы принимается

А) масса одного атома водорода. б) масса 1\12 моля атомов нуклида С12. в)

1\12 массы одного атома нуклида С12.

2. Единицей измерения количество вещества является: а) молярная масса. б) моль. В) число Авогадро.

3. Молярный объем равен: а) 22,2. б) 6,023*1023. в) 2,24

4 Число Авогадро равно: а) 22,2. б) 6,023*1023. в) 2,24
Занятие №2

Практическая работа «Растворы».

5 – 7 минут уделяется основным подходам к решению задач на растворы, нахождению различной концентрации растворов. Далее дети самостоятельно решают задачи, которые предложены учителем (на карточках). Например:

1. а) В 500 мл воды растворили 45 г сахара. Рассчитать массовую долю сахара в растворе.

Б) Сколько граммов соли выделиться при полном выпаривании 320 г 15%-ного раствора?

В) Определите объем 7%-ного раствора хлорида калия плотностью 1,063 г\мл, в котором содержится 79,7 г растворенного вещества?

2. К 80г раствора соли прибавили 40 г воды. Вычислите массовую долю сахара в исходном растворе, если после разбавления она стала равной 18%.

3. Из 400 г 20%-ного раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна массовая доля соли в получившемся растворе?
Занятие №3

Практическая работа «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений».

В начале занятия необходимо ориентировать детей на то, что решение задач невозможно без знания химических свойств соединений и умения решать цепочки превращений, поэтому на данном занятии учащиеся не только решают комплексные задачи разных типов, но и решают усложненные цепочки превращений по теме «Основные классы неорганических соединений».

Примеры заданий:

  1. Раскодируйте приведенные ниже цепочки превращений веществ и напишите уравнения реакций:

а) SO2→A→B→H2SO4→C→BaSO4

b) A→P2O5→D→C→D→Na3PO4

c) A→B→C→Na→C→B→AgCl

2. Сколько граммов раствора гидроксида натрия с массовой долей щелочи 10% потребуется для полного осаждения Ni(OH)2 из 220 г 14%-ного раствора сульфата никеля?

3. Сколько граммов алюминия нужно для получения 0,1 моля Al2(SO4)3? Сколько мл 25%-ного раствора серной кислоты (пл. 1,18) вступит при этом в реакцию?

4. Сколько граммов железа должно вступить в реакцию с разбавленной серной кислотой, чтобы выделившегося водорода хватило на восстановление оксида меди, полученного при термическом разложении 94 г нитрата меди?

5. Какая соль и в каком количестве получится при сливании 50 мл 20%-ного раствора аммиака (пл. 0,94 г\мл) и 40 мл 40%-ного раствора серной кислоты (пл. 1,3 г\мл)?

Результатами работы можно считать решенные задачи или дополнительно можно дать тест:

  1. Фенолфталеин в кислой среде:

  1. Красный 2) Оранжевый 3) Малиновый 4) бесцветный 5) синий

  1. Укажите основную соль:

  1. Ca(HCO3)2 2) FeNH4(SO4)2 3) MgO*Al2O3 4)MgOHBr

  1. Чтобы из дигидрофосфатв получить гидрофосфат, надо прибавить

  1. гидроксид калия 2) фосфорную кислоту 3) воду

  1. Реакция, сопровождающаяся выделением водорода:

  1. Mg+H2SO4разб. 3) Mg+HNO3разб.

  2. Mg+H2SO4конц. 4) Mg+HNO3конц.

  1. Кислота, не относящаяся к слабым электролитам:

1) фтороводородная 2) сероводородная

3) иодоводородная 4) сернистая
Занятие №4

Семинар «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева».

Перед занятием вывесить на доске вопросы для проработки и не предыдущем уроке обратить на них внимание.

Вопросы:

  1. Составные части атома.

  2. Строение электронной оболочки (энергетические уровни, подуровни, орбитали).

  3. Особенности строения атомов s-, p-, d-элементов. Принципы заполнения энергетических уровней в атомах d-элементов.

  4. Изотопы, атомные массы элементов.

  5. Зависимость строение атомов и их нахождения в периодической таблице Д.И. Менделеева.

Основная часть занятия 20-25 минут предполагает обсуждение по предложенным вопросам, при этом можно организовать группы перед началом урока (но не на предыдущем уроке, чтобы дети были подготовлены по всем вопросам). После основного рассказа одной группы по доставшемуся им вопросу, дети из других групп могут дополнять или вносить корректировки в их ответ.

После обсуждения вопросов ученикам предлагается решить задачи и упражнения (каждой группе по 2-3 задания).

Пример заданий:

1. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 17,21 и 29 (у последнего на 4-м электронном уровне 1 электрон). К каким группам и периодам относятся эти элементы?

2. Составьте электронные формулы элементов, располагающихся: а) в 3 периоде 4 группе; б) в 4 периоде, 4В группе; в) в 4 периоде, главной подгруппе 4 группы. Дайте общую характеристику этих элементов.

3. Экспериментально установлено содержание изотопов в природном хлоре:35Cl – 75,4%; 37Cl – 24,6%. Рассчитайте среднюю атомную массу хлора и сравните свой результат с приведенным в таблице Менделеева значением.

4. В высшем оксиде элемента 4 группы массовая доля элемента в 1,5 раза превышает массовую долю кислорода. Какой элемент удовлетворяет условию задачи?

Результат работы оценивается по активности учащихся в работе на семинаре.
Занятие №5

Семинар «Химическая связь, строение вещества».

Перед занятием вывесить на доске вопросы для проработки и не предыдущем уроке обратить на них внимание.

Вопросы:

    1. Типы химической связи: ковалентная, ионная, металлическая, водородная.

    2. Основные характеристики связи (энергия связи, длина связи, кратность связи, полярность связи).

    3. Электронная природа химических связей. Различные подходы к ее изображению.

Помимо вопросов каждому ученику дается формула сложного вещества, электронную модель строения молекулы которого он должен изобразить. В дальнейшем ребята меняются своими моделями и оценивают правильность выполнения задания друг у друга. Вопросы обсуждают совместно. Сюда же можно включить вопрос о гибридизации электронных орбиталей.

Контролем является тест:

  1. При образовании химической связи энергия

а) всегда выделяется; б) всегда поглощается; в) выделяется или поглощается (зависит от теплового эффекта реакции); г) не выделяется и не поглощается.

2. Тип химической связи в хлориде кальция

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная; г) металлическая

3. Величина характеризующая способность оттягивать на себя общую электронную пару

а) энергия ионизации; б) электроотрицательность; в) сродство к электрону

4. Наиболее полярной является связь

а) H – N б) H – O B) H – P г) H – Cl

5. Число связей в молекуле PH3

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
Занятие №6 – 9 Основные закономерности химического производства. (4 часа).

Данные занятия предусматривают реализацию проектной деятельности. На первом занятии учитель знакомит учащихся с основами организации химического производства, т.е. показывает какие факторы необходимо учитывать при создании того или иного химического предприятия (разработка такого урока приложена). Данное занятие можно организовать с помощью мультимедийных средств обучения. В дальнейшем дети разбиваются на группы и выбирают то химическое производство, которое им интересно, и создают свои проекты.

Результатом этого блока занятий является конференция, на которой дети защищают свои работы.
^ Занятие №10

Практическое занятие по теме «Электролиз».

5 – 7 минут уделяется основным подходам к решению задач на электролиз. Далее дети самостоятельно решают задачи, которые предложены учителем (на карточках). Например:

1. Вычислите объем газа (при н.у.), выделившегося на аноде во время электролиза раствора серной кислоты, проводившегося в течение 15 минут при силе тока, равной 2,5 А.

2. Вычислите время, необходимое для выделения 2,935 г никеля при электролизе водного раствора NiSO4, еслисила тока составляет 4,02 А.
Тема 3. Решение задач алгебраическим способом.

Занятие №1 Семинар «Алгебраические способы решения химических задач»
Тема №4 Практические задачи.

Занятие №1. Практическая работа «Решение практических задач с экологическим содержанием»

Примеры задач о природоохранных мероприятиях

1. В состав отходящих газов азотнокислого производства («лисьих хвостов») входят окси­ды азота (II и IV). Предложите способы их
улавливания, исходя из свойств этих веществ. Напишите уравнения реакций.

2. Что такое «кислые дожди»? Каковы причины их появления? Какое воздействие они оказывают: а) на сооружения из металла и бетона, б) технику, в) почву, г) произведения искусства из металла, мрамора, известняка?

3. Мраморные и бронзовые произведения искусства подвержены влиянию факторов за­грязнения окружающей среды. Какие вещества вызывают их разрушение? Напишите уравне­ния реакций.
При ответах на задачи 2 и 3 следует ука­зать факторы загрязнения атмосферы: пыль, кислотообразующие вещества (оксиды серы (IV) и (VI), сероводород, оксиды азота), аг­рессивные жидкости в аэрозольном состоянии и др. Причины разрушения могут быть раз­личными: 1) механическое разрушение, 2) хи­мическое взаимодействие (растворение в кислотах), 3) образование гальванических пар и электролитов, усиливающих электрохимическую коррозию различных металлов.

4. Как очистить воздух от пыли, от избыт­ка углекислого газа?

5. На новогодние праздники были вырубле­ны елки с площади 20 га. Какой объем кис­лорода могли бы выделить эти деревья в те­чение года? (В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кис­лорода в сутки. Вычисления вести для н. у.)

После решения задачи делается вывод о необходимости охраны лесов.

6. Kрупная тепловая электростанция сжигает в сутки 1000 т угля. Состав угля: 84 % углерода, 3,75 % серы, 5 % влаги и 2,5 % негорючих примесей. Какова должна быть площадь леса, чтобы восполнить потери кислорода, расходуе­мые на сжигание топлива, если 1 га леса вы­деляет в сутки примерно 10 кг кислорода?»

После этого проводим небольшую беседу о зеленых насаждениях. Беседа подтверждается яркими примерами: одно большое лиственное дерево очищает воздух, загрязненный 60—70 автомашинами; береза и ель живут до 200 лет, вишня - до 400 лет, сосна и тополь - до 500 лет.

7. «В радиусе 2 км вокруг химического завода ощущается легкий запах сероводорода. Анализ проб воздуха, отобранных с вертолета, пока­зал, что газ находится в атмосфере на высоте до 2,0 км. Средняя концентрация сероводоро­да в воздухе составляет 1/20 предельно - допустимой концентрации (ПДК), равной 0,01 мл/л: Сколько тонн серной кислоты (считая на безводную) можно было бы получить, если бы удалось уловить весь сероводород в этом пространстве? Для решения воспользуйтесь формулой объема полу-сферы.

Тема 5.

Занятие №1 Практическая работа «Решение усложненных задач».

Занятие№2 Практическая работа «Решение олимпиадных задач».

Заключительное занятие.

Литература для учащихся:

1. Гольдфарб, Ходаков. Сборник задач и упражнений по химии. М. Просвещение. 1983 г.

2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Задачи по химии. М.: Высшая школа,1986,1990,1997.

3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. М.: Новая волна, 2002.

4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г., Сборник задач и упражнений по химии для поступающих в ВУЗы. М.: Новая волна, 2002.
Литература для учителя:

  1. Будруджак П. Задачи по химии. М., Мир, 1989.

  2. Химия. 1С репетитор.

  3. Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1983

  4. Лабий Ю.М., Решение задач с помощью уравнений и неравенств. Книга для учителя, М., Просвещение, 1986

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по химии для 9 класса «Решение задач по химии»
...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconРабочая программа элективного курса «Практикум по решению расчетных задач по химии»
Рабочая программа элективного курса «Практикум по решению расчетных задач по химии» составлена на основе программы Колчановой Л....

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа
Программа элективного курса «Решение задач по физике методом графических образов» предназначена для обучающихся 10, 11 классов

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconИ рабочая программа по неорганической химии для студентов I курса...
Контрольные задания и рабочая программа по неорганической химии / спбтэу; Сост.: Л. М. Борисова, И. А. Панкина. – спб., 2012. – 33...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconЭлективный курс по химии «Решение задач по органической химии»
Значение решения задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач это практическое применение теоретического...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по химии для 9 класса. Пояснительная записка
Ле-Шателье и закрепляют с решением задач по теме «Окислительно-восстановительные реакции». Обучить составлять уравнение овп методом...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconРабочая программа элективного курса по химии «В царстве кристаллов»
Рабочая программа элективного курса по химии «В царстве кристаллов» предназначен для учащихся 8 классов. Разработана на основе авторской...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconРабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии»
Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии» 10 класс

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...

Программа элективного курса «Решение традиционных, экспериментальных и усложненных задач по неорганической химии». Пояснительная записка iconПрограмма элективного курса по физике «Готовимся к егэ по физике»
Целью элективного курса является: обеспечение дополнительной поддержки учащихся классов универсального обучения для сдачи егэ по...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск