Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы






НазваниеПодпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы
страница1/8
Дата публикации09.10.2013
Размер1.22 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Химия > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
Подпрограмма

«Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 – 2016 годы»
Паспорт Подпрограммы


Наименование Подпрограммы

«Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 – 2016 годы» (далее – Подпрограмма)

Государственный заказчик – координатор Подпрограммы

Министерство экономики Республики Татарстан

Государственные заказчики Подпрограммы

Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан

Основной разработчик Подпрограммы

Министерство экономики Республики Татарстан

Цель Подпрограммы

Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест в нефтехимическом и машиностроительном комплексах Республики Татарстан

Задачи Подпрограммы

1. Стимулирование предприятий нефтехимического и машиностроительного комплексов к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда.

2. Реализация среднесрочной системы мер, направленных на создание благоприятных внешних условий и снятие текущих

(инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения

производительности нефтехимического комплекса в Татарстане.

3. Реализация среднесрочной системы мер, направленных на создание благоприятных внешних условий и снятие текущих

(инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения

производительности машиностроительного комплекса в Татарстане.

4. Реализация общесистемных мер по повышению конкурентоспособности Республики Татарстан, имеющих ключевое значение для развития нефтехимического и машиностроительного комплексов в долгосрочной перспективе

Сроки реализации Подпрограммы

2014 – 2016 годы


Объемы и источники финансирования по годам

Общее финансирование – ^ 210 300,0 тыс.рублей, в том числе выделенные в установленном порядке средства бюджета Республики Татарстан – 120 300,0 тыс.рублей, средства предприятий – 90 000,0 тыс.рублей.

(тыс.рублей)

Год

Средства бюджета

Республики

Татарстан

Внебюджетные источники

2014

40 100,0

30 000,0

2015

40 100,0

30 000,0

2016

40 100,0

30 000,0

Итого

120 300,0

90 000,0


Кроме указанных средств, на финансирование мероприятий Подпрограммы направляются средства предприятий-участников согласно бюджетам доходов (расходов) соответствующих лет, а также дополнительные средства, выделяемые в рамках участия предприятий в федеральных целевых программах.

Объемы финансирования Подпрограммы уточняются ежегодно.

Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы

Реализация Подпрограммы позволит:

повысить конкурентоспособность машиностроительного и нефтехимического комплексов;

увеличить производительность труда в машиностроительном и нефтехимическом комплексах Республики Татарстан в 1,7 и 2,0 раза соответственно к концу 2016 года по отношению к показателям 2011 года (при благоприятной макроэкономической ситуации, в ценах соответствующих лет, амбициозный сценарий);

создать 17 тысяч высокопроизводительных рабочих мест в машиностроительном и нефтехимическом комплексах (амбициозный сценарий, по сравнению с 2011 годом)

Индикаторы оценки результатов с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Подпрограммы

1. Производительность труда в нефтехимическом комплексе

Республики Татарстан (выручка на сотрудника, в тыс.рублей на человека, в ценах соответствующих лет):

в 2014 году – 6 746 (894 рубля на человека в час);

в 2015 году – 7 735 (1058 рублей на человека в час);

в 2016 году – 8 869 (1251 рубль на человека в час).

2. Производительность труда в машиностроительном комплексе

Республики Татарстан (выручка на сотрудника, тыс.рублей на человека, в ценах соответствующих лет):

в 2014 году – 2 746(412 рубля на человека в час);

в 2015 году – 3 062 (472 рубля на человека в час);

в 2016 году – 3 427 (543 рубля на человека в час).

3. Число высокопроизводительных рабочих мест в нефтехимическом комплексе:

в 2014 году – 37 тысяч;

в 2015 году – 38 тысяч;

в 2016 году – 40 тысяч

4. Число высокопроизводительных рабочих мест в машиностроительном комплексе:

в 2014 году – 35 тысяч;

в 2015 году – 38 тысяч;

в 2016 году – 42 тысяч


^ I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, проблемы,

на решение которых направлена Подпрограмма, пути решения
Производительность как фактор социально-экономического развития Республики Татарстан
Производительность – это ключевой фактор конкурентоспособности экономики и основа для экономического роста. Влияние фактора производительности одинаково значимо как на макроэкономическом уровне, так и на уровне конкурентоспособности отдельных регионов и предприятий.

Производительность с макроэкономической точки зрения является одним из основных факторов повышения благосостояния страны. При этом именно возможность более эффективно производить товары и оказывать услуги позволяет обеспечить качественный прирост добавленной стоимости, т.е. ВВП, а не просто его валовое увеличение. Эффективное производство способствует повышению стандартов жизни, объема и качества производимых товаров и оказываемых услуг и в конечном счете – улучшению качества образования и здравоохранения.

Ключевой задачей, стоящей перед экономикой России, является обеспечение конкурентоспособности отраслей промышленности. Актуальность этой задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Все более глубокая интеграция России в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для отечественного бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий. На уровне отдельного предприятия повышение производительности труда позволяет обеспечить конкурентоспособность бизнеса ‒ сократить издержки, накопить инвестиционный капитал, выполнить свои обязательства перед акционерами, работниками и государством.

В общем виде под производительностью1 понимается соотношение объемов выпуска к объемам ресурсов, затраченных на выпуск, выраженные в идентичных единицах измерения, т.е. оцениваются понесенные ресурсные затраты на создание одной единицы продукции. Детальный анализ производительности осуществляется по более сложным формулам, однако неизменной остается основная концепция понятия производительности ‒ выпуск продукции на единицу затраченных ресурсов. Под выпуском понимается суммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйствующих единиц или национальной экономики в целом в отчетном периоде. Под затратами ресурсов понимаются все факторы производства, включая труд, капитал, землю и прочие факторы, задействованные в процессе производства. Производительность может оцениваться на уровне отдельных предприятий, кластеров, регионов и отраслей или всей экономики в целом. Производительность может рассчитываться на единицу отдельного фактора производства, как, например, наемный труд, или на единицу земли в сельском хозяйстве, или ее можно соотнести с совокупной производительностью, предполагающей агрегирование различных видов производственных факторов.

Под ростом производительности понимается рост эффективности использования факторов производства, т.е. затрачиваемых ресурсов. Рост производительности обеспечивает снижение затрат ресурсов на производство единицы продукции, что на практике выражается в:

относительном сокращении затрат ресурсов при сохранении или увеличении объемов выпуска;

относительном увеличении объемов выпуска при сохранении или уменьшении объема затрачиваемых ресурсов.

Таким образом, высокая производительность труда соответствует более эффективному использованию ресурсов. Например, производительность для одного занятого может расти за счет увеличения рабочего времени, усиления интенсивности труда, возрастания мастерства со стороны рабочей силы или же за счет внедрения капитального оборудования, усовершенствованной технологии и лучшего управления. Рост производительности может быть обеспечен на уровне страны, региона, кластера, предприятия, цеха, участка.

Производительность обеспечивает конкурентоспособность экономики страны, региона, кластера или отдельного предприятия, влияет на создаваемую добавленную стоимость и благосостояние населения.

В общем виде рост производительности может быть представлен как уравнение:

Рост производительности = Увеличение общего выпуска – Увеличение затрат ресурсов

или же:

Увеличение общего выпуска = Рост производительности + Увеличение затрат ресурсов.

Так как общий объем выпуска соответствует совокупной добавленной стоимости, увеличение общего выпуска соответствует росту валового внутреннего продукта. Таким образом, рост производительности оказывает прямое влияние на рост благосостояния экономики.

Связь между ростом производительности и ростом доходов населения можно продемонстрировать через фундаментальный показатель подушевого ВВП, который измеряется как отношение общего выпуска (совокупной добавленной стоимости) к количеству населения и используется для измерения благосостояния людей и стандартов жизни. Подушевой ВВП можно представить в виде формулы:

ВВП на душу = Общий ВВП / Население

или же:

Общий ВВП / Население = (Общий ВВП / Количество отработанных человеко-часов) X (Количество отработанных человеко-часов / Население),

т.е.

ВВП на душу = (Общий ВВП / Количество отработанных человеко-часов) X (Количество отработанных человеко-часов / Население)

Так как отношение общего ВВП к количеству отработанных человеко-часов, т.е. к объему затраченных ресурсов – это показатель производительности (в данном случае производительности труда), то подушевой ВВП, т.е. показатель благосостояния населения, напрямую зависит от показателя производительности труда в экономике.

На рис.1 отображены отдельные развитые и развивающиеся страны и регионы в соответствии с производительностью труда, рассчитанной в долларах США к человеко-часам и средней годовой зарплате в долларах США в 2011 году. Страны, для которых характерна высокая годовая заработная плата, отличаются также высокой производительностью труда, в свою очередь, страны с низкой производительностью труда характеризуются и низким уровнем годовых доходов. Наиболее развитыми, т. е. сочетающими в себе высокие показатели заработной платы и производительности труда, являются мировые технологически продвинутые страны, концентрирующиеся на производстве дифференцируемой продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, производительность труда – ключевой драйвер достатка населения и благосостояния экономики, так как высокая производительность труда в экономике позволяет добиться создания большей добавленной стоимости. При этом существует и обратная зависимость, связанная со стимулами к повышению производительности у сотрудников, вызванными ростом уровня достатка.



Рисунок . Производительность труда и средняя заработная плата в странах и регионах мира в 2011 году
На уровне отдельных компаний рост производительности может способствовать:

росту оплаты труда и улучшению его условий для работников;

росту стоимости компаний для акционеров;

снижению цен на товары и услуги для потребителей;

увеличению налоговых выплат в пользу государства.

Рост производительности важен для компании, так как он позволяет бизнесу выполнять обязательства перед своими сотрудниками, акционерами и государством и при этом сохранять и усиливать свою конкурентную позицию на рынке. Существует два способа увеличить общий выпуск, т.е. создаваемую валовую добавленную стоимость: увеличить потребление ресурсов или обеспечить рост производительности. Однако увеличение объема используемых ресурсов не обеспечивает роста доходов на единицу потребляемых ресурсов (если не существует значительного постоянного положительного эффекта масштаба). На практике это зачастую приводит к снижению заработной платы и падению рентабельности бизнеса. В свою очередь, рост производительности труда даже без прироста потребления ресурсов способствует увеличению создаваемой добавленной стоимости, а доход, получаемый с одной единицы затрачиваемых ресурсов, растет.

Важным свойством роста производительности труда является то, что он не приводит к системному повышению уровня безработицы. Рост производительности отдельной компании, который может быть достигнут, например, с помощью внедрения новой, более эффективной технологии производства, может способствовать незначительному снижению занятости на небольшой период времени. Однако компании, активно внедряющие инновационные технологии и производящие инновационные продукты, как правило, после успешного внедрения технологии или продукта в производство стремятся восстановить или увеличить численность своих работников, чтобы получить контроль над большей долей рынка. При этом внедрение новых технологий увеличивает спрос на рабочую силу более высокой квалификации, что положительно отражается как на уровне заработной платы, так и на расходах компании на подготовку и повышение квалификации собственного персонала. Кроме того, в среднесрочном и долгосрочном периоде высвобождение трудовых ресурсов, неэффективно используемых на одних предприятиях, приводит к перераспределению труда между предприятиями в экономике.

Наглядно динамика роста производительности и темпов занятости отображена на рис.2. Ряд развитых и развивающихся стран и регионов, включая Россию и Татарстан, отображены на плоскости в зависимости от показателей темпов роста производительности и занятости. На графике видно, что существует большая группа стран с высокими темпами роста производительности, которые сочетаются со значительными темпами роста занятости: Корея, Чили, Израиль, Турция, Канада и другие, включая Татарстан, при этом данные страны, как правило, занимают позиции региональных или мировых экономических лидеров. Таким образом, рост производительности труда не способствует снижению занятости в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Республика Татарстан располагает большим потенциалом для роста производительности предприятий, расположенных на территории региона. В целом показатель производительности в Татарстане в два раза ниже среднего аналогичного показателя для стран ОЭСР, и при текущем темпе роста региону потребуется не менее пяти лет, чтобы достичь уровня производительности Польши.

На рис. 3 ранжирован ряд стран и регионов мира в зависимости от показателя производительности труда, рассчитанной в долларах США к человеко-часам в 2011 году. Группа стран с наиболее высокой производительностью труда – США, Франция, Германия и другие – относится к экономическим лидерам, при этом средний показатель производительности труда по странам ОЭСР составляет 45 долларов США/ч-ч, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель для Татарстана. Средний показатель производительности труда по России также превосходит аналогичный показатель для Татарстана.



Рисунок . Рост производительности труда и темпы роста занятости в странах и регионах мира в 2010 году


Рисунок . Показатель производительности труда в странах и регионах мира в 2011 году, в долларах США/ч-ч



Рисунок . Динамика производительности труда в Российской Федерации и Республике Татарстан в 2005 – 2011 гг.
На рис.4 представлена динамика производительности труда в России и Татарстане, а также средние показатели производительности в 2011 году в странах G7, ОЭСР и Польше. При сохранении посткризисных темпов роста производительности (+6% ежегодно в период с 2009  по 2011 год) Татарстану потребуется пять лет для того, чтобы достичь уровня Польши, 14 лет – до среднего уровня стран ОЭСР и 17 лет – до среднего уровня стран G7 при условии, что указанные страны не будут повышать производительность.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconПодпрограмма «Совершенствование государственной экономической политики...
«Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» (далее – Подпрограмма)

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconРеализации Долгосрочной целевой программы Иркутской области «Молодежь...
Подпрограммы «Патриотическое воспитание граждан в Иркутской области и допризывная подготовка молодежи» на 2011 – 2013 годы

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconГосударственная программа «Развитие промышленности и повышение ее...
К сфере реализации подпрограммы относится развитие новой для современной России отрасли промышленности – биотехнологической промышленности...

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconМетодология статистического исследования социально-экономических...
Охватывают целый комплекс действий по организации труда и управления, менеджмента персонала, которые оказывают непосредственное влияние...

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconЦелевая муниципальная программа «развитие сельского хозяйства воткинского...
Целевой муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства Воткинского района на 2013-2016 годы»

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconОб утверждении инновационного меморандума республики татарстан на 2011 2013 годы
В целях повышения эффективности взаимодействия участников инновационной деятельности в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики...

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconЗакон Республики Татарстан о бюджете соответствует требованиям, установленными...
Бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов внесен Президентом Республики Татарстан на рассмотрение Государственного Совета...

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы icon«Одаренные дети» Программа по реализации Закона «О языках народа...
Кадетская школа-интернат открылась 1 сентября 2005 года наПостановлению Кабинета Министров Республики Татарстан №720 от 19. 12. 2000...

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconМуниципальная программа «Развитие образования в Нижнеилимском муниципальном...
Паспорт муниципальной программы «Развитие образования в Нижнеилимском муниципальном районе на 2014 – 2016 гг.»

Подпрограмма «Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 2016 годы» Паспорт Подпрограммы Наименование Подпрограммы iconРазвития образования в республике татарстан на 2010 2015 годы «киләЧӘК»...
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск