Скачать 144.67 Kb.
|
Методическая разработка урока по химии 10 класс «Азотсодержащие органические вещества» Автор: Карташова Елена Борисовна учитель химии и биологии, вечерняя сменная общеобразовательная школа г.Черепанова 2013г. Пояснительная записка В разделе по курсу органической химии «Азотсодержащие органические вещества» для 10 класса разработан урок по теме «Аминокислоты». Аминокислоты, как органические амфотерные соединения, рассмотрены в рамках данного урока. Урок разработан для 10 класса средней общеобразовательной школы на базовом уровне. Урок соответствует авторской программе О.С.Габриеляна. Разработка содержит технологическую карту урока. ^ Тип урока: изучение нового материала Цель урока: приобрести в совместном поиске новые знания об аминокислотах как органических амфотерных соединениях. ^ - дать понятие об аминокислотах как органических амфотерных соединениях; - рассмотреть их строение, классификацию, изомерию и номенклатуру; - изучить основные способы получения и применения аминокислот; - изучить практическую значимость аминокислот для человека. Развивающие: - формировать и совершенствовать умения практической работы с химическими реактивами в ходе учебного эксперимента; - продолжить формирование навыков работы в группе; - развивать общеучебные и метапредметные умения и навыки, прививая интерес к химии, как учебному предмету. Воспитательные: - воспитывать культуру общения через работу в коллективе ученик-ученик, ученик-группа, ученик-учитель; - воспитывать чувство коллективизма и ответственности; - формировать навыки исследовательской работы.. ^ 1) Вступительное слово учителя 2) Фронтальная беседа 3) Изучение основных вопросов темы: - физические свойства - химические свойства - номенклатура - гомологи и изомеры - получение 4) Изучение применения аминокислот, используя ситуацию. 5) Закрепление материала через самостоятельное выполнение заданий, с последующей самопроверкой. 6) Домашнее задание 7) Итог урока. Рефлексия. ^ 1) Учитель: Мы состоим из них, они для нас необходимы! Они участвуют в синтезе мышечного белка, а также оказывают воздействие на различные процессы. Они представляет особенную ценность для активно тренирующихся спортсменов, но также могут быть полезны и всем, кто ведёт активный образ жизни и постоянно выдерживает интенсивные силовые нагрузки. Они очень полезны во время диет с ограничениями в питании. О чём мы с вами сейчас будем говорить? ^ Об аминокислотах (слайд 1) Учитель: В 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакций протекал при этом? ^ Очевидно, реакции гидролиза, катализируемые сильной кислотой. Учитель: Это вещество получило название гликокол, оно долгое время считалось «родственником» углеводов, пока в 1838г. голландский химик Г.Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё 6 лет Э.Хорсфорд установил формулу вещества – C2H5O2N. ^ Это глицин, получали при выводе формулы в решении задачи. Учитель: Наш организм - очень сложная система, которая работает даже в состоянии покоя. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима 21 аминокислота. Организм способен самостоятельно синтезировать 12 кислот, а 9-не синтезируется. Как можно получить эти важные аминокислоты? Ученик: Аминокислоты, которые не синтезируются можно получить только с продуктами питания. Только при этом питание должно быть правильным. Именно правильное питание необходимо для хорошей работы организма. 2) ^ - Какие функциональные группы входят в состав аминокислот?( слайд 2) - Какими свойствами обладает аминогруппа? ?( слайд 3) - Какими свойствами обладает карбоксильная группа? ?( слайд 4) - Какими свойствами будет обладать вещество, сочетающее в себе эти противоположные по свойствам функциональные группы? ?( слайд 5) - Какие амфотерные неорганические соединения вы знаете? ? - Тогда аминокислоты мы назовём … ( органические амфотерные соединения). ? ( слайд 6,7,8,9) 3) Учитель: Переходим к изучению свойств аминокислот. ^ бесцветные кристаллические вещества с температурами плавления 150 - 250oС, хорошо растворимы в воде (лучше, чем в органических растворителях), многие - сладкие (слайд 10).Способы получения.(слайд 11) ^ аминокислот рассмотрим, работая в группах. Необходимо провести опыты и объяснить их протекание всему классу. Записать химические уравнения на доске и в тетрадях. ^ Все учащиеся имеют на столах данную карту работы. (слайд 12)
^ - Как называются вещества, которые взаимодействуют и с кислотами и со щелочами? - Запишите уравнения взаимодействия глицина с соляной кислотой и гидроксидом натрия. ( два ученика делают запись у доски, дальнейший контроль по слайду 13 презентации к уроку) 1) ^ NH2CH2COOH + HCl ![]() 2) ^ NH2CH2COOH + NaOH ![]() ^ . В водных растворах большинства аминокислот среда слабокислотная. 3) Запишите самостоятельно реакцию горения аминоуксусной кислоты, уравняйте, проверьте в парах (взаимопроверка). 4NH2CH2COOH + 13O2 ![]() 4) Реакцию поликонденсации аминокислот рассмотрим по учебнику. Группа —CO—NH— называется амидной группой, а образующиеся полимеры - полиамидами. Полиамиды ![]() Учитель: Общая формула молекул аминокислот - NH2—R—COOH, где R - двухвалентный радикал. В твердом состоянии и частично в растворах аминокислоты представляют собой "внутренние соли", то есть состоят из биполярных ионов +NH3—R—COO-, образующихся при обратимом переносе протона (H+) от карбоксильной группы к аминогруппе, например: (слайд 14)
Общая формула предельных аминокислот с одной карбоксильной и одной аминогруппой - CnH2n+1NO2 (слайд 15). Используя таблицу и первоначальные знания детей, познакомимся с особенностями номенклатуры, основными гомологами и изомерами аминокислот (слайд 16). (Применяется комментирование, беседа, рассуждение) ^ для аминокислот являются нитросоединения R—NO2.
^ Из карбоновых кислот (слайд 17): CH3—CH2—COOH + Cl2 ![]() CH3—CHCl—COOH + 2NH3 ![]() 4) ^ Сейчас мы поработаем над ситуациями в группах. Для ответов на поставленные вопросы можно использовать учебник, выданный вам дополнительный материал и жизненный опыт. После обсуждения ситуации и изучения материала, группа выбирает выступающего. 1 группа: - Изучить и объяснить фармакологическое действие глицина, тауфона, метионина, глутаминовой кислоты, используя аннотации к применению этих препаратов. 2 группа: - Изучив состав паштета, используя словарь химических терминов, дайте объяснение применению глутаминовой кислоты и её солей. 3 группа: - Прочитав данную статью, объясни роль аминокислот в питании культуристов. Ответы учащихся в группах: - Глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга: уменьшает напряжение, конфликтность, улучшает настроение, повышает умственную работоспособность. (слайд 18) Тауфон – глазные капли, серосодержащая аминокислота, способствует нормализации функций клеточных мембран, стимулирует процессы при заболеваниях тканей глаза, применяют при травмах роговицы. (слайд 19) Метионин – незаменимая аминокислота, применяется при лечении печени, для профилактики её токсического поражения. (слайд 20) Глутаминовая кислота – заменимая аминокилота, применяется при лечении эпилепсии, депрессии, истощении, задержке психического развития. (слайд 21) - Уже давно замечено, что добавление приправы из сушёных водорослей усиливает вкус и аромат пищи. Японский учёный К. Икеда в 1909 году выяснил, что причина такого воздействия приправы – в содержании глутаминовой кислоты и её солей. В качестве пищевой добавки в данном паштете используют глутаминовую кислоту (Е629). По ссылке на этикетке это мы это нашли. Кроме этого используют соли глутаминат натрия (Е621, его часто называют глютаматом натрия) и глутаминаты других металлов (Е622-625). Для этих же целей используют глицин (Е640) и лейцин (Е641). (слайд 21) - Практически все профессиональные культуристы принимают свободные аминокислоты в капсулах или в виде порошка. Сравните, если они съедят отличный кусок говядины, то аминокислоты поступят в кровь не раньше, чем через 1,5-2 часа. А вот если употребят аминокислоты в свободной форме, то они примут прямое участие в обмене веществ уже через 14-16 минут! Основная ценность свободных аминокислот состоит в том, что организму не надо их переваривать. Благодаря этому аминокислоты быстро попадают из желудка в тонкий кишечник и сразу же поступают в кровь (слайд 22). ( Приводятся допустимые ответы учащихся) 5) ^ учащихся с последующим самоконтролем (слайд 23): 1) Назовите вещество: ![]() 2) Составьте формулу 3 – аминопропановой кислоты 3) С какими из перечисленных веществ не реагирует аминокислота: а) HCl б) NaOH в) Na г) CH4 4) Как называется способность вещества проявлять кислотные и основные свойства? Ответы (слайд 24): 1) 3 – аминобутановая 2) NH2 – CH2 – CH2 - COOH 3) г 4) амфотерность 6) ^ : Параграф 16, № 3, учебник О.С.Габриелян «Химия 10 класс», М., Дрофа, 2009 г. 7) Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию урока, отмечает ответы наиболее удачные, даёт рекомендации некоторым учащимся, обсуждаются особенно удавшиеся фрагменты урока. (слайд 25) ^
Литература: 1. Габриелян О.С., Настольная книга учителя, 10 класс, «Дрофа», 2009г. 2. Габриелян О.С., Химия, 10 класс, «Дрофа», 2010г. 3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009 (выдержки) 4. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011 |
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Туимская средняя общеобразовательная школа №3 | ![]() | Тип учебного занятия: урок повторения ранее изученного материала и закрепление имеющихся знаний по теме |
![]() | Сегодня у нас последний урок по теме «Гидросфера». И наша с вами задача выяснить как вы усвоили данную тему. Урок предлагаю провести... | ![]() | Чайкина Н. Н. дала урок в 8а классе по теме «Борцы за справедливость и свободу прав человека», Лотря В. Я. – в 6в классе по теме... |
![]() | Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,... | ![]() | Образовательная – Обобщить и систематизировать знания по теме «Пищеварительная система» |
![]() | Обобщающий урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" | ![]() | Урок по теме «Сумма углов треугольника»проводился в традиционной школе. Это урок закрепления ранее изученного материала содержание... |
![]() | Цели: более глубокое усвоение знаний, по изученной теме «Силы». Обобщить знания, полученные на уроках, систематизировать такие понятия,... | ![]() | ... |