Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика»






Скачать 441.14 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика»
страница1/2
Дата публикации13.12.2013
Размер441.14 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс
  1   2
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Математический факультет

Кафедра информатики и прикладной математики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


учебной дисциплины
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР

Профиль подготовки «ИНФОРМАТИКА»

Форма обучения ОЧНО-ЗАОЧНАЯ

Курс 2 Семестр 3

Москва

2011

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика»

Автор: кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Дергачева Лариса Михайловна

Рецензенты:

_______________________________

_______________________________

Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики 2 июня 2011 года, протокол № 11

Заведующий кафедрой

информатики и прикладной математики

доктор технических наук,

профессор, чл.-корр. РАО С.Г. Григорьев

^ ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины: подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике.
^ Задачи дисциплины:

  • сформировать целостное представление об основных этапах становления современной методики обучения информатике и ее структуре;

  • сформировать целостное представление об основных категориях, понятиях и методах, о роли и месте методики обучения информатике в профессиональной подготовке учителя информатики;

  • сформировать готовность будущего учителя информатики к эффективному обучению информатике школьников.


^ 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Методическая подготовка учителя информатики в педагогическом вузе является одним из элементов системы профессиональной подготовки учителя, которую необходимо строить на основе модели информационной культуры преподавателя, отражающей социальный заказ общества. Данная модель формируется при изучении всего комплекса дисциплин, изучаемых в педвузе, в том числе в процессе овладения теорией и методикой обучения информатике.

Данный курс базируется на знаниях и умениях, которыми овладели студенты на таких дисциплинах предметной подготовки, как «Программное обеспечение ЭВМ», «Архитектура компьютера», «Основы микроэлектроники», «Теоретические основы информатики», «Программирование», а также на дисциплинах психолого-педагогической подготовки и ориентирован на инвариантное, машинно-независимое преподавание информатики.

В процессе овладения данным курсом у студента формируется логико-алгоритмический и системно-комбинаторный стиль мышления, что является одним из признаков профессионализма преподавателя. Излагаемый материал позволит будущим учителям информатики формировать библиотеки программных средств учебного назначения для ЭВМ, организовывать работу компьютерного класса, осуществлять компьютерную поддержку различных школьных предметов, организовывать и проводить занятия по информатике.

Дисциплина «Теория и методика обучения информатике» ориентирует на такие виды профессиональной деятельности, как учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую и организационно-управленческую.
^ 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  2. анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  3. понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

  4. использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);

  5. готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  6. логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  7. готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

  8. готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  9. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

  10. готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

  11. способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  1. осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

  2. владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  3. способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  4. способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

компетенции в области педагогической деятельности:

  1. способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  2. готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  3. способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

  4. способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

  5. готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  6. способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

  1. способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

  2. способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

  3. решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).

компетенции в области научно-исследовательской деятельности:

  1. способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

^ Специальные компетенции (СК):

  1. готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе, овладеть системой знаний, умений и навыков, адекватных к изменяющимся условиям (коммуникацией, контактом, пониманием, эмпатией, симпатией, солидарностью, сотрудничеством) (СК-5);

  2. способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-6);

  3. умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-7).


^ В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции):

знать:

  • приемы развития мотивации, познавательных интересов, памяти, внимания, речи, мышления учащихся средствами школьной информатики;

  • последовательность развития понятий информатики в школьном курсе и уметь анализировать реализацию развития этих понятий в школьных учебниках информатики;

  • методику обучения основным компонентам учебного материала по информатике;

  • методические требования к системе задач и уметь подбирать систему задач для первичного закрепления изученного материала, для закрепления основных знаний и умений, для контроля знаний и умений, для обобщения и систематизации знаний и умений в области информатики;

  • использовать методику организации исследовательской деятельности с учащимися разного возраста;

уметь:

  • использовать внутрипредметные связи информатики и ее связи с другими дисциплинами;

  • формулировать дидактическую цель и определять задачи обучения, воспитания и развития для ее достижения;

  • использовать стандарт при планировании и организации обучения информатике;

  • провести сравнительный анализ существующих программ и учебников по школьному курсу информатики;

  • планировать учебный процесс по курсу информатики;

  • составлять конспект урока информатики, внеклассного мероприятия по информатике и анализировать их;

  • выделять системообразующие стержни в содержании школьной информатики, инвариантные знания в области информатики;

  • выбрать и реализовывать различные методы, организационные формы и средства обучения для занятий по информатике, адекватные целям и содержанию изучаемого материала, особенностям учащихся;

  • использовать возможности средств информационно-коммуникационных технологий;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, в том числе и с помощью компьютеров;

  • оценивать знания и умения школьников, процесс их развития и воспитания

  • организовывать занятия по информатике для учащихся различных возрастных групп;

  • использовать программную поддержку курса и оценивать ее методическую целесообразность;

  • проводить инструктаж по технике безопасности с целью грамотного и безопасного использования учащимися компьютеров;

  • использовать дидактические возможности технических средств обучения, а также локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • разрабатывать и использовать средства проверки, объективно оценивать знания и умения школьников;

владеть:

  • способами изучения учебных возможностей учащихся педагогическими средствами;

  • способами изучения программных и учебно-методических материалов;

  • способами изучения собственных педагогических способностей;

  • способами оценки хода и результатов учебной деятельности;

  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

  • способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

  • способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

  • различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


^ 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

В часах (зач. ед.)

Общая трудоемкость дисциплины

144 (4 зач. ед.)

Самостоятельная работа

108

Лекции

36

Лабораторные работы

18

Контроль самостоятельной работы (КСР)

16

Зачеты

дифференцированный зачет


^ 5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ
Модуль 1. Теория и методика обучения информатики, ее объект, предмет и задачи

Теория и методика обучения информатики как педагогическая наука. Объект, предмет и задачи ТиМОИ. Законы, закономерности и принципы обучения. Связь ТиМОИ другими науками. Задачи ТиМОИ. Формирование и развитие ТиМОИ. Реализация потребностей учащихся при обучении. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Модель процесса обучения.

^ Модуль 2. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе

Становление науки информатики. Информатика как фундаментальная наука. Ее предмет и объект исследования. Предметные области информатики. Информатика как отдельный учебный предмет в школе. Перспективы развития школьного курса информатики. Предметные области информатики. Фундаментальные основы информатики. Постановка цели и задач обучения информатики в 12-летней школе.

^ Модуль 3. История обучения информатике в средней школе

Предпосылки введения школьной информатики. Основные умения в области информатики, сормулированные А.П. Ершовым. Этапы развития школьной информатики. Зарубежный опыт обучения информатике в школе. Причины и возможности для введения в школу предмета ОИВТ. Алгоритмическая культура учащихся как исходный базис для формирования целей изучения информатики в школе.

^ Модуль 4. Цели и задачи обучения информатике в школе на современном этапе

Педагогические (общеобразовательные) функции школьной информатики. Цели и задачи обучения информатике в общеобразовательной школе на современном этапе. Цели непрерывного обучения информатике в школе. Компьютерная грамотность, образованность, информационная культура школьника. Задачи обучения, развития и воспитания школьников на уроках информатики. Учет потребностей учащихся при организации процесса обучения информатики. Планируемые изменения при переходе к 12-летнему обучению. Анализ общеобразовательных аспектов курса информатики на каждом этапе его изучения.

^ Модуль 5. Документы, регламентирующие обучение основам информатики

Нормативные документы. Назначение и функции государственного общеобразовательного стандарта. Структура и основные компоненты стандарта. Федеральный компонент государственного общеобразовательного стандарта по информатике. Образовательный стандарт и аттестация учащихся, учителей, образовательных учреждений. Базисный учебный план и его компоненты. Документы рекомендательного характера. Изучение Обязательного минимума содержания образования по информатике, Федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта школьного образования по информатики основной и полной средней школы. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся по информатики. Базисного учебного плана Обоснование способов реализации задач изучения образовательной области «информатика» через содержательно-методические линии курса.
^ Модуль 6. Содержание школьного образования учащихся в области информатики

Общедидактические принципы формирования содержания школьной информатики. Способы построения школьной информатики. Формирование учебных программ и учебников. Использование принципа дидактической спирали при изучении материала. Развитие основных понятий курса. Анализ основных программ по курсу информатики общеобразовательной школы. Основные понятия курса информатики, их формирование и развитие. Реализация принципа дидактической спирали.

^ Модуль 7. Анализ учебников по школьному курсу информатики

Анализ учебников по школьному курсу «Основы информатики и вычислительной техники». Анализ учебников «Информатика и информационные технологии». Современные учебники по школьному курсу «Информатика и ИКТ». Учебно-методические пособия по информатике, их содержание, назначение и особенности использования.

^ Модуль 8. Диагностика процесса обучения информатике

Виды диагностики. Функции и виды контроля. Методы контроля. Требования к измерителям. Нормированный подход к оценке результатов обучения. Критериально-ориентированный подход к оценке результатов обучения. Требования к уровню подготовки учащихся. Критерии оценки результатов обучения. Конкретизация требований к результатам обучения. Использование ПК для проверки и оценки уровня подготовки учащихся. Особенности проверки и оценки результатов обучения в условиях внедрения образовательных стандартов.

^ Модуль 9. Организация обучения информатике в школе

Реализация методов и организационных форм обучения на уроках информатики. Выбор методов и форм обучения. Технологии обучения. Реализация личностно ориентированных технологий обучения. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности. Деятельность учителя и учащихся при использовании различных методов и форм обучения. Основные виды использования ПК на уроке.

^ Модуль 10. Урок информатики и его особенности

Характерные признаки и функции урока. Особенности урока информатики. Типы уроков информатики. Структурные элементы урока. Организационные формы использования компьютера. Триединая цель урока информатики. Таксономия целей и учебных достижений. Конечный результат урока информатики. Требования к уроку информатики.

^ Модуль 11. Проектирование обучения информатике

Виды и этапы планирования. Этапы подготовки урока. Структура и содержание конспекта урока. Анализ и самоанализ урока информатики. Конспект урока, его составляющие. Структурные схемы различных типов урока. Постановка общих и конкретных целей и задач на уроке.
^ Модуль 12. Организация самостоятельной деятельности учащихся

Уровни самостоятельной деятельности и типы самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ. Домашняя работа по информатике. Реферативная и проектная деятельность учащихся. Организация внеурочной деятельности школьника по информатике. Особенности организации факультативных занятий и кружков. Система учебных задач. Методические требования к системе задач в курсе информатики.

^ Модуль 13. Организация работы в кабинете информатики

Позитивные последствия взаимодействия с компьютером. Негативное влияние компьютера и способы его снижения. Санитарно-гигиенические нормы использования компьютеров. Оборудование кабинета информатики, его функционирование и его обслуживание. Значение и проведение инструктажа по технике безопасности при работе на ЭВМ. Методика его проведения. Использование дидактических возможностей технических средств обучения. Негативное влияние компьютера на учащихся и способы его снижения. Организация работы в кабинете вычислительной техники. Состав и назначение учебного программного обеспечения по курсу информатики (по разделам и темам курса).

^ Модуль 14. Компьютерные программные средства обучения информатике

Средства обучения информатике. Классификация педагогических программных средств. Основные требования к ним. Оценка качества ПСУН. Использование телекоммуникационных технологий средств мультимедиа в обучении. Программное обеспечение курса информатики.

^ Модуль 15. Внеклассная работа по информатике

Сущность и задачи внеклассной работы. Содержание внеклассной работы и ее особенности. Основные этапы внеклассного мероприятия. Виды внеклассных мероприятий.

^ Модуль 16. Система учебных задач в школьном курсе информатики. Организация самостоятельной деятельности учащихся

Использование системы задач на уроке информатики. Обоснование методических требований к системе задач по курсу информатики. Схемы видов заданий по уровню сложности. Разработка системы заданий для первичного закрепления изученного материала, закрепление умений, контроля знаний, умений, навыков. Уровни самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие типы самостоятельных работ. Основные виды использования ПК во внеурочной деятельности.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математический анализ...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины математический анализ...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика...
Автор: ассистент кафедры математического анализа и методики преподавания математики ими гоу впо мгпу ковпак Ирина Олеговна

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconРабочая программа Учебной дисциплины теория и методика обучения информатике...
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Античная литература» Кафедра...
Цель программы – сформировать основные представления об античной литературе как о ведущей дисциплине в осмыслении истории литературы...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100, педагогическое образование,...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика обучения информатике 050100 педагогическое образование квалификация (степень) выпускника бакалавр профиль подготовки «информатика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск