Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»






Скачать 111.9 Kb.
НазваниеПроект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Дата публикации09.02.2014
Размер111.9 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Информатика > Урок
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро», 6 класс.

Исаченкова Александра Никитична, учитель, литература. 210-851-327.

МОУ Общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов.

Цель проекта: обучение учащихся проектной деятельности, совершенствование навыков анализа поэтического текста, воспитание чувства прекрасного, развитие умения сопоставлять особенности художественных образов, созданных разными видами искусства (живопись, музыка).

Задачи: умение определять цель, задачи проекта, видеть предмет исследования, планировать собственную деятельность и деятельность своих товарищей, готовить публичное выступление в различных формах (текст, графики, схемы, таблицы), демонстрировать владение способами предъявления информации.

^ Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворения, защита проектов, собирание материалов для сочинения (конспектирование, слушание, беседа).

Оборудование: иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», созданные учащимися, проектор, компьютер, экран, кафедра.

^ Ход урока.

- Организационный момент.

- Подготовка к восприятию нового материала.

Защита проекта: «Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». (Котляров Костя)

- Проверка домашнего задания - черновые наброски к сочинению «О чем, по-моему, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Учащиеся зачитывают или устно делятся впечатлениями.

- Объявление цели урока: постичь смысл стихотворения, путем разрешения вопросов, возникающих у внимательного читателя, т.е. проанализировать стихотворение. Новый материал дается через защиту проектов. Темы проектов, записанные на доске, являются планом к анализу стихотворения. В итоге мы должны получить комплексный продукт: материалы к анализу стихотворения «Зимнее утро».

- Задание для класса: во время защиты проектов учащиеся могут составить тезисный план, законспектировать нужную им информацию, что поможет им при ответе на вопрос «О чем стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»?

^ Защита проекта «Пейзаж как средство создания образов, передачи психологического состояния героя в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»».

Цель проекта: создать иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Защищают проект учащиеся – художники (Милютина Настя, Татарова Лиза, Пилюгина Даша). Представлены три иллюстрации к стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро», анализ которых позволит учащимся сделать вывод, что описание природных явлений, помогают понять внутренний мир героя, что пейзаж становится средством создания образа героя, раскрытия его духовного мира. Создан продукт – иллюстрации к стихотворению.

Примерное содержание выступления.Мороз и солнце… Первая строка вводит в тему стихотворения, раскрывает идею, а дальше, как экспозиция, рассказ о том, где происходит действие и с кем. Зимний пейзаж виден «в окно». И я вместе с лирическим героем пытаюсь увидеть, вглядеться в то, как ровно лег снег, как заиндевели ветки ели, как блестит речной лед на фоне теней от деревьев в лесу. Статичность (от греческого «стоящий») дневного пейзажа дает возможность рассмотреть его красоту в подробностях. Этот пейзаж, на мой взгляд, Пушкиным рисуется волшебным, сказочным, чудесным. И я подбираю яркие тона, создающие впечатление великолепия. В этот момент, я думаю, лирический герой испытывает чувство любви, радуется жизни, он вдохновлен, ждет от жизни сказки. Настроение бодрое, оптимистичное. Благодаря слову поэта, я использую богатую палитру цветов. Голубой цвет, зеленый…Слова белый у автора нет. Но он видится, предполагается. Чистота, блеск, «великолепными коврами». Как это нарисовать? Вчера была метель, снег еще не примялся, он пушистый, мягкий, именно, как ковер. Автор использует слово небеса, а не небо, может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно. Воздух разрежен, и поэтому лес прозрачен и виден насквозь.

Настя нарисовала картину чудесного дня, которая занимает центральную часть экспозиции. Но этой картине противопоставляется другая, картина зимнего вечера.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

и ты печальная сидела - ...

Мне кажется, в этот момент лирический герой смотрит в окно, и в душе у него все переворачивается. Ему тоскливо, пусто, грустно, может быть, он даже испытывает разочарование в любви. И я вижу эти чувства в цвете, именно такую палитру цветов. Черное, мрачное небо; бледная луна. Эту смесь цветов я и постаралась запечатлеть на рисунке. Такой пейзаж зимнего вечера я увидела. Я решила нарисовать именно этот фрагмент стихотворения А.С.Пушкина, потому что. как мне кажется, он отражает мой внутренний мир. Я тоже в жизни часто бываю грустной, мрачной.
^ Защита проекта «Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цель проекта: создать словарь трудных для понимания слов, произведя лингвистический анализ текста. Защита проекта проводилась с помощью компьютерной презентации. Защищали проект Тужилкина Полина, Пономарева Маша, Железнякова Даша.

Примерное содержание выступления. А.С.Пушкин был великим мастером изображения картин природы. Стихотворение «Зимнее утро» относится к жанру пейзажной лирики.

При изображении картин природы, а в частности, при описании зимнего утра А.С.Пушкин использует различные художественные приёмы: антитезу, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение.

Анализ стихотворения показывает, что оно построено по принципу антитезы - противопоставления слов, образов, эпизодов. Стихотворение начинается антитезой: мороз-холод; солнце-тепло, свет; Богиня зари - простая женщина. А.С. Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Благодаря противопоставлению подчёркивается выразительность картин природы.

В своём небольшом произведении автор использует метафору и сравнения.

Например, сравнение: «Луна, как бледное пятно». «Блестя на солнце, снег лежит». Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковёр.

Ещё одним художественным средством, придающим динамичность лирическому произведению, является метафора.

Пример метафоры: «И навестим поля пустые». Художник, употребив словосочетание поля пустые, одним мазком показал, что это не только поля, с которых убран урожай, но и что вокруг нас по-настоящему зимняя пустота.

Эмоциональную окраску стихотворению придает использование выразительных слов-эпитетов.

Эпитеты: небеса голубые, снег блестит на солнце, лес прозрачный, речка блестит, блеск янтарный, треск весёлый, печь трещит, снег утренний, берег милый.

А.С. Пушкин рисует образы, напоминающие одушевлённые предметы (то есть использует приём одушевления). У него «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась», «луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела». С помощью данного приёма он создаёт настроение тревоги или радости, которое передаётся человеку.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С.Пушкиным почти 200 лет тому назад. За этот долгий период некоторые слова, которые использует автор произведения, вышли из своего активного употребления и требуют пояснения.

При своей языковой простоте стихотворение « Зимнее утро» не такое уж и простое. Я ставила перед собой цель: выявить непонятные для нас слова, разобраться в их значении.

Обратимся к тексту стихотворения. Уже название стихотворения заставляет задуматься. В нем сочетание слов, называющих зимние умирание природы и пробуждение нового дня. Этот прием в литературе называется оксюморон. Оксюморон – это сочетание противоположных по значению слов.

Обратим внимание на 4 и 6 строчку «открой, сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры звездою севера явись.». В них содержатся «темные слова». Во-первых, разве не удивляет нас, открой… взоры? Ведь сейчас можно только бросать взоры, устремить взоры, потупить взоры, но не открывать. Здесь существительное взоры имеет старое значение глаза.

А теперь коснемся еще одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре Ожегова оно толкуется так: «Нега - и.ж. устар.1. Полное довольство. 2. Блаженство, приятное состояние. На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести, словом сон, поскольку сон это самое полное «состояние безмятежного покоя».

Посмотрим на строчку ниже. Здесь нас тоже поджидают языковые факты, требующие разъяснения. Их два. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самую утреннюю зарю. Сейчас после предлога навстречу следует дательный падеж, и по современным правилам должно быть «Навстречу северной Авроре». А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая архаическая форма.

Скажем несколько слов о словосочетании «звездою севера явись». Слово звезда обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Строфа вторая. Обратим внимание на слова вечор и мгла. Мы знаем, что слово вечор обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слова мгла значит сейчас тьма, мрак.

Остановимся на четвертой и пятой строфах стихотворения. Здесь есть языковые «особинки». Вот поэт говорит: «Приятно думать у лежанки». Незнакомое слово. Даже по деревням сейчас в новых домах нет уже лежанки - невысокого выступа русской печи, на котором, греясь, отдыхали и спали.

В самом конце этой же строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо нормативного, современного запрячь от глагола запрягать. Несомненно, что форма запречь появилась тут у Пушкина для рифмовки как факт поэтической вольности.

Наше замедленное чтение «зимнего утра» подходит к концу. Но прежде чем закончить комментировать стихотворение, два слова о слове берег , заключительной строчке, последней , пятой строфы. Здесь оно употребляется не в основном, прямом, значении «край земли около реки», а в значении «местность около реки». – Около какой реки? – Около Верхней Волги, так как стихотворение было написано в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, находящегося недалеко от нашей великой реки.

Стихотворение « Зимнее утро» А. С. Пушкина одно из лучших произведений пейзажной лирики, которое будут долго читать и помнить наши потомки.

^ Защита проекта «Ритмическая организация стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Цель проекта: с помощью ритмического рисунка расширить представление о содержании стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» Компьютерная презентация материала. Проект защищали Сидоров Ярослав, Дубровный Саша.

Примерное содержание выступления. Перед нами гениальные стихи. В них красота, гармония, неповторимость, свойственная искусству. В то же время все просто. В чем секрет? Попытаемся доказать, что ритм играет большую роль в понимании смысла стихотворения.

Ритм - это повторение соизмеримых речевых отрезков. Что повторяется? Строфа! Все стихотворение состоит из шестистиший. Повторяется размер стиха: чередование ударных и безударных слогов. Это четырехстопный ямб. Ямб - быстрый. мажорный, выразительный живописный размер. Отсюда и энергия стиха, светлая, оптимистичная. На мой взгляд, именно эту животворящую картину зимнего утра и хотел показать поэт. Лишь слова «великолепными» и «нетерпеливого» нарушают размеренность четырехстопного ямба (шесть слогов). Это пиррихий. Прием, позволяющий автору задержaтъ наше внимание на чем-либо. Tак ритм служит передаче поэтической мысли, раскрывает внутреннее состояние героя, рисует его внутренний мир. Грусть, воодушевление, стремление в неведомое. С помощью ритма создается ощущение гармонии.

Повторяются и рифмы в стихотворении. Рифма - созвучие окончаний строчек.

Понаблюдаем за рифмами в стихотворении. Первая и вторая строчка образуют парную рифму, третья и шестая строчка образуют опоясывающую рифму, Четвертая, пятая строчка также образуют парную рифму. Порядок таких рифм содержится и в других строфах.

В этом стихотворении преобладает женская рифма. Ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Только в двух строчках ударение падает на последний слог, это мужская рифма. Мужская и женская рифма повторяются на протяжении всего стихотворения.

Проведем еще одно наблюдение. Почти все стиховые паузы совпадают со строчкой. Только в одном случае предложение разорвано в 4 строфе. Если граница строки не совпадает с границей фразы, пауза в конце строки все равно обязательна. Фраза паузой разделяется на части, одна из которых остается в предыдущей строке, а другая переносится в следующую. Это явление называется перенос. От французского - перешагнуть, перескочить. Эта пауза, возникшая в связи с переносом, вмещает то, что, на мой взгляд, не сказано автором. Как будто герои, наслаждаясь жизнью, красотой природы задумываются о смысле жизни и решаются на эту зимнюю прогулку. Так ритмическая организация помогает понять смысл стихотворения.
^ Защита проекта «Звуковая организация в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Создана таблица.

Цель проекта – раскрыть особенности звуковой организации стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Проект защищала Чирухина Катя.

Для раскрытия идеи стихотворения чрезвычайно важна его звуковая организация. Уже в ХVIII веке было доказано, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию, так как всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создаёт звукообразы.

Один из самых сильных поэтических приёмов – звукопись. Она достигается подбором слов близкого звучания, виртуозным сочетанием звуков, звуковым повтором согласных звуков аллитерацией, звуковым повтором гласных звуков – ассонансом, а также употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Так аллитерация объясняется тем, что в фонетической системе русского языка доминирующее положение занимают согласные звуки, так как их значительно больше, и они выполняют в языке смыслоразличительную функцию, несут основную информацию.

Однако роль гласных звуков также важна, так как они задают тон речи, наполняют её звучанием, музыкальностью. Повышенная частотность употребления гласных придаёт русской речи напевность, а сочетание возможностей гласных и согласных создаёт необыкновенную красоту фонетического строя русского языка.

В.Г.Белинский так характеризует язык Пушкина «...всё акустическое богатство, вся сила русского языка явилась в нём в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

Проанализировав стихотворение «Зимнее утро», мы увидели, что аллитерация и ассонанс здесь не доминируют. Зато прослеживается звуковой контраст. Например, в комбинации звуков [л] и [р], [н] и [р]. Также можно пронаблюдать, что все три звука [н], [р] и [л] разной эмоциональной окраски встречаются в одном слове. Рассмотрим данные утверждения на примерах:

«весёлым треском»

«прозрачный лес»

«янтарным блеском»

«по утреннему снегу»

«нетерпеливо»

Ещё я заметила, что у этого стихотворения светлый, радостный и нежный тон. И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва. Он считает, что при переплетении разных настроений, меняется и звуковая инструментовка текста. Например, [е, н, в, л, м] – нежные, светлые, а [х, ч, ж, ш] характеризуются, как тёмные, шумные, минорные. В стихотворении же «Зимнее утро», как раз гласная [е] и согласная [л] преобладают, а это как раз те буквы, которые выделены как самые светлые. Поэтому звуковой тон стихотворения «Зимнее утро» светлый, радостный, нежный.

Получается, что поэтический талант включает в себя не только поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить стих звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

Многие музыканты, например Свиридов, почувствовав переплетение тональностей стихотворения, точно выразил этот рисунок в своих музыкальных произведениях. Эту музыку на стихотворение Пушкина «Зимнее утро» мы слышим и сейчас.
Защита проекта «Музыка на стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Исполняется музыкальное произведение, созданное учащейся Аржаевой Полиной, по мотивам стихотворения «Зимнее утро» на скрипке.

-Защита проектов состоялась. Благодарю авторов проектов. Смогли ли для себя открытъ что-то новое? Что дала вам работа над проектом? (Научились вдумчиво и внимательнo вслушиваться в строки писателя, а значит, лучше понимать смысл стихотворения, научились кратко излагать мысли, понравилась работа в группах, интересно готовить презентации, чувствовалась конкуренция, хотелось быть лучше и т.д.)

- Вопросы учащихся к проектантам: Где брали информацию? Долго ли пришлось работать? Трудно ли было выступать?

- Подводим итог проделанной работы. Решили проблему (как анализировать поэтическое произведение) через совокупность учебно-познавательных приемов в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов. Очень важно, чтобы итог сделали сами учащиеся.

- Домашнее задание: написать сочинение на тему: «О чем, по-моему, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро».





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconКартины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconУрок литературы в 6 классе Тема: "Зимнее утро" А. С. Пушкина. Замедленное...
Показать стихотворение как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconВ каком учебном заведении учился А. С. Пушкин?
Из какого стихотворения Пушкина эти строки: «Вечор ты помнишь, вьюга злилась»? («Зимнее утро»)

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconСтихотворения
Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconКрасота и выразительность стихотворения А. С. Пушкина Зимнее утро
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух, постепенным переходом на чтение про себя

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconА. С. Пушкин «Зимнее утро»
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, текст произведения, репродукции картин о зиме, иллюстрации детей

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconКоличество часов
Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина. Памятник древне-русской литературы. Внеклассное чтение. Обобщение по...

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconПроверка домашнего задания. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения. Анализ стихотворения
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством А. А. Фета; проанализировать стихотворением «Бабочка»; формировать навык выразительного...

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconУрок-практикум в 9 классе по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения»
Логия тьюторства, поэтому большая роль отводится подготовительному периоду – обучению тьюторов /ниже приведены задания для подготовки...

Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» iconПовторение теории литературы, анализ стихотворения
Особенности лирики М. И. Цветаевой на примере стихотворения «Тоска по Родине! Давно…»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск