«Детский сад №21» компенсирующего вида






Скачать 81.66 Kb.
Название«Детский сад №21» компенсирующего вида
Дата публикации25.02.2014
Размер81.66 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Информатика > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21» компенсирующего вида
Развитие слуховой памяти

у детей дошкольного возраста
Харина Мария Витальевна

педагог-психолог
Память - это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить в сознании информацию, прежние впечатления и опыт. Память - это воспоминание о ком-нибудь и о чем-нибудь. Память связывает прошлое человека с его настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной и двигательной.

Слуховая память это одна из разновидностей образной памяти, связанная с запечатлением, сохранением и воспроизведением слуховых образов.

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка.  Ведь, когда ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а затем и запоминать.  Многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может сделать то, что его просят, и они думают, что это происходит по причине непослушания ребенка. Однако это не так. Это обусловлено тем, что у малыша  плохо развита слуховая память, в результате чего он не воспринимает то, что ему говорят, и  не запоминает.  В результате этого у таких детей и появляются проблемы с учебой.

В большинстве случаев это проявляется невнимательностью, ребенок не может сосредоточиться на чем-то конкретном, постоянно отвлекается на посторонние звуки.  У такого ребенка  маленький словарный запас, он не может правильно выстраивать предложения, ему трудно запомнить даже собственный адрес, номер телефона, даже стихи такой малыш запоминает с трудом.

Дети, обладающие хорошей памятью, без затруднений запоминают и воспроизводят абсолютно всю услышанную информацию, даже не заучивая ее.

Развивать слуховую память необходимо с раннего детства, не дожидаясь, когда проявятся проблемы.  Для этого родители должны как можно чаще читать ребенку сказки и стихи. Делать это необходимо четко, с интонацией и медленно, чтобы малыш успевал расслышать каждый звук в отдельности, а затем и обработать все.  Когда малыш станет немного старше, можете поиграть в игру «Угадай окончание». Вы читаете стих, не договаривая последнего слова, а малыш должен сам догадаться, какое слово пропущено.

Стоит отметить, что не стоит забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. Именно поэтому развитие слуховой памяти должно проходить в игровой и непринужденной форме.

Далее представлены увлекательные игры, которые помогут родителям развить слуховую память у своего ребенка.
Повторяй за мной

Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз (можно хлопать в ладоши) и просите ребенка повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.
«Пересказ по кругу»

Водящий читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

^ Примерный текст: Снегирь уселся на дощечку. Он прилетел поесть зерен. Грудь у снегиря красная, головка совсем черная. Наелся снегирь и опять улетел.
"Однажды хозяйка с базара пришла..."

Данное упражнение желательно проводить один на одни с ребенком. Читаете вслух стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Далее просите ребенка вспомнить, какие же овощи принесла с базара хозяйка. Если же у него возникают трудности с припоминанием нужных овощей, то можно прочитать стихотворение еще раз и обсудить его содержание с ребенком более детально.
Игра «Бабушка укладывает в свой чемодан…»

Данная игра проводится в коллективной форме. Условия игры: объясните детям, что вы начнете предложение, а им нужно будет каждому повторять предложение с самого начала и добавлять слово. К примеру, вы говорите: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки», следующий игрок произносит: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки и платок». Далее следующий: «Бабушка укладывает в свой чемодан тапочки, платок и очки». Так по кругу продолжайте игру, пока добавленных слов не станет так много, что уже невозможно будет повторить все сначала.

^ Особые условия: предметы должны быть подходящими, если дети начнут придумывать - машину, дом, море и т.д., игру нужно будет начинать сначала. Вы можете придумать другое предложение, где можно использовать другие предметы, чтобы детям интересно было играть.
Постарайся запомнить все слова.

Читаете ребенку набор слов, а затем просите его вспомнить и назвать все слова.

Тетрадь, книга, ручка, резинка, линейка, пенал, карандаш.

Стол, дом, кот, окно, лес, пень, дым, мыло, брат, бант.
Послушай и запомни пары слов.

Предыдущее упражнение усложняется. Теперь ребенку называется пары взаимосвязанных между собой слов. Задача ребенка попробовать по первому слову вспомнить его пару.

ваза - цветы зима - снег море - рыба город - улица

лес - грибы пчела - мед дом - окно машина - колесо
Если ребенок успешно справляется с предыдущим заданием, то можно предложить ему ряды из трех слов, которые он должен запомнить. После этого взрослый называет лишь первое слово в каждом ряду, а ребенок  произносите два остальных:

* Пряжа - Нитка - Свитер;

* Сирень - Ваза - Цветы;

* Рельсы - Шпалы - Поезд;

* Мука - Тесто - Булка;

* Окно - Крыша - Дом;

* Малыш - Взрослый - Старик;

* Дети - Мама - Папа.
Слушаем и рисуем
Дошкольнику предлагается следующее задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.
Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комковснега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный. Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Прогулка в картинках.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
«Внимательные ушки»

Расположитесь удобнее в кресле или на кровати, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше. Повторяйте это упражнение с ребенком для улучшения памяти каждый вечер, перед сном. Таким образом Вы улучшите избирательность и внимательность и поспособствуете развитию слуховой памяти.
Ассоциации

А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько ребенок справился с заданием и сколько слов запомнил.
Игра «Угадай мелодию»

Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпанемент, либо подобрать знакомые ребёнку песенки/мелодии из детского караоке и включать их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.
«Шагаем и танцуем»

Предлагаете ребенку послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.
«Нарисуй и зачеркни»

Ребенку на слух предлагается следующая инструкция:

Нарисуй 2 треугольника, 1 квадрат, 1 прямоугольник и зачеркни третью фигуру.

Нарисуй 3 круга, 1 треугольник, 2 прямоугольника и зачеркни вторую фигуру.

Нарисуй 1 прямоугольник, 2 квадрата, 3 треугольника и зачеркните пятую фигуру.
Игра "Подарки"

Одного из участников игры выбирают водящим.

- Мы слышали, что вы отправляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах?

Водящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких-либо поручений.

- Да, поручений будет много.

Все играющие поочередно обращаются к нему с личными просьбами.

- Будете в Костроме, - говорит один, - загляните к моей бабушке. Передайте ей привет. Если от нее будет посылочка, не откажите в любезности прихватить с собой.

- У меня дядя в Саратове, навестите его, - просит другой. - Он мне обещал что-то прислать, так уж будьте добры.

Каждый называет тот или иной город и своего родственника или приятеля, к которому просит зайти. По условиям игры города называются общеизвестные, и начальные буквы в их названиях должны быть разные.

Водящий - человек на редкость отзывчивый и, выслушав просьбы играющих, обещает все выполнить. Попрощавшись, он отправляется в свой далекий путь, то есть выходит из комнаты.

"Путешествие" водящего продолжаются не более 5 минут. Этого вполне достаточно, чтобы придумать, кому что привезти. Выбирая подарки, водящий руководствуется следующим правилом, нужно, чтобы название подарка начиналось с той же буквы, что и название города, откуда он привезен, а передать подарок нужно тому, кто этот город назвал. Так, например, назвавшему город Кострому можно привезти кошку или калоши и т.п., а племяннику от его дядюшки из Саратова - самовар, скажем, или свисток. Чем смешнее подарок, тем с большим удовольствием будет принят он играющими.

Главная забота водящего, таким образом, состоит в том, чтобы твердо запомнить, кто из играющих какой город назвал, а подарок ему придумать - это дело несложное.

"Путешествие" закончено. Все поздравляют водящего с благополучным возвращением. Начинается раздача подарков.

- Был у вашего дедушки, - обращается водящий к кому-либо из играющих. - Он прислал вам ошейник.

Если тот, кому предназначается этот подарок, называл Орел или Омск, то, следовательно, ошибки нет и подарок вручен правильно. Остается только поблагодарить любезного путешественника. Если же водящий ошибается, то играющий не примет у него подарка. Когда играет больше 5 человек, то одна ошибка в расчет не принимается. Но за две ошибки водящего штрафуют: он снова собирает поручения и вторично отправляется в свое "дальнее путешествие".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
...

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconОрганизация работы мдоу компенсирующего вида детского сада №87 на летний период 2014 года.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №87

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconДиплом 3 степени Нефедьева Ольга Олеговна, Бюджетное дошкольное образовательное...
Морозова Марина Александровна, бдоу г. Омска «Детский сад №188 компенсирующего вида», воспитатель. Статья «Сенсорное развитие детей...

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconМетодическая разработка Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного...
...

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconДоклад мбдоу «Детский сад №82»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №82» компенсирующего вида основан в 1950 году

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconМуниципальные дошкольные образовательные учреждения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Детский сад компенсирующего вида...

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида №909

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconКонкурс- выставка «Детский сад «Орленок- счастливая страна детства»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города абакана «детский сад компенсирующего вида «орлёнок»

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconПоложение о закупках товаров, товаров, работ и услуг для нужд Муниципального...
Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №450 «Сибирская сказка» компенсирующего...

«Детский сад №21» компенсирующего вида iconПлан летней оздоровительной работы мкдоу «Детский сад №56» компенсирующего...
План летней – оздоровительной работы мкдоу «Детский сад №56» компенсирующего вида на 2013 год



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск