Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека






НазваниеСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
страница1/5
Дата публикации28.03.2014
Размер0.88 Mb.
ТипИнформационный бюллетень
top-bal.ru > Информатика > Информационный бюллетень
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА

САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЮНОШЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

САМАРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ БИБЛИОТЕКА ДЛЯ СЛЕПЫХ
Вып. № 9

БИБЛИОСФЕРА

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ДЛЯ БИБЛИОТЕК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

САМАРА, 2011




У


ДК 02 (470.43)

ББК 78.3 (2Рос 4Сам)



Б 59

Библиосфера: информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №(9) / ГУК СОУНБ ; сост. Е.В. Фатьянова; ред. Л.Г. Завальная. – Самара : ГУК СОУНБ, 2011. – 72 с.



^ Уважаемые коллеги!
Представляем Вашему вниманию девятый выпуск информационного бюллетеня «Библиосфера». В данном выпуске представлены итоги социологических исследований Самарских областных библиотек, проведенных в 2010–2011 годах, и другие материалы, которые будут полезны библиотечным специалистам.

Ждем Ваших откликов и предложений по адресу:

e-mail: nmo@lib.smr.ru

© ГУК «Самарская областная универсальная научная библиотека», 2011


Результаты

социологических исследований

^ Самарских областных библиотек

Самарская областная детская библиотека
«Читающий учитель как фактор успешного развития общества: материалы исследования»
заведующая отделом обслуживания дошкольников

Н. Б. Федорочева
О повышении доступности, эффективности и качества образования говорится много и часто. Как конкретно это сделать? Однозначного ответа на вопрос нет. Но способствовать этому можно и нужно. В первую очередь через удовлетворение потребностей учителей в разнообразной информации, в том числе через библиотеки разного типа и уровня.

Исследований состояния чтения учителей в стране очень мало. А ведь от того, какое оно и как информирован учитель при такой скорости обновления знаний, зависит образовательный и культурный уровень учащихся. Понятно, что ожидания общества от учителя и школы очень высоки. Не случайно 2010 год в России был объявлен Годом учителя. В связи с этим в том же году Самарской областной детской библиотекой было инициировано исследование «Читающий учитель – это всегда современно!». Задачей исследования являлось выявление состояния, объема и качества учительского чтения; уровня получаемой информации и возможностей ее приобретения учителями, в том числе через библиотеки, а также определение степени информированности учителя о современной художественной литературе для детей и взрослых, его статуса как руководителя детским чтением. Участниками анкетирования стали 1700 учителей средних школ Самарской области. Анкета включала 12 вопросов открытого и закрытого типа и 3 позиции о возрасте, специализации и поле отвечавших. Анализу собранных данных посвящена специальная работа. В настоящей статье приводится лишь часть выводов и замечаний по результатам исследования, в большинстве своем связанных с проблемными моментами в чтении учителей.

Во все времена учитель в обществе пользовался авторитетом, особенно в области литературы. Что читать? Ответ у него был всегда. Современный учитель должен соответствовать своему званию, а значит и времени, в котором он живет, знать литературу, читать книги, оставаться культурным, думающим человеком. Поэтому логичным был вопрос: «Какие три художественные книги следует, на Ваш взгляд, прочитать обязательно каждому?» Таким образом, предполагалось составить своеобразный ТОП – 20 «от учителя». Учителя всех специализаций предложили, прежде всего, классику. Первую тройкусоставили следующие произведения: Л. Толстой «Война и мир» (398 чел.), М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (212 чел.), Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (114 чел.). Учителя литературы на третье место поставили «Тихий Дон» М. Шолохова. По остальным позициям списки совпали. Главным отличием двух списков предложений, пожалуй, является отсутствие Библии, как книги, необходимой для обязательного прочтения, в рекомендации литераторов. В списке основной части респондентов она на высоком седьмом месте.
^ Какие три художественные книги следует, на Ваш взгляд, прочитать обязательно каждому?

Выбор учителей литературы:
Наиболее предлагаемые для чтения книги:

Место

Автор и название книги

к-во чел.

1

Толстой Л. Н. Война и мир

54

2

Булгаков М. А. Мастер и Маргарита

35

3

Шолохов М. А. Тихий Дон

20

4

Пушкин А. С. Евгений Онегин

19

5

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание

15

6

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени

11

7

Чехов А. П. Рассказы

9

8-11

Достоевский Ф. М. Идиот

8

8-11

Пушкин А. С. Капитанская дочка

8

8-11

Толстой Л. Н. Анна Каренина

8

8-11

Шолохов М. А. Судьба человека

8

12-13

Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы

7

12-13

Пастернак Б. Л. Доктор Живаго

7

14-17

Гоголь Н. В. Мертвые души

6

14-17

Каверин В. А. Два капитана

6

14-17

Пушкин А. С. Стихи

6

14-17

Пушкин А. С. Сказки

6

18-20

Сент-Экзюпери А. Маленький принц

5

18-20

Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛаг

5

18-20

Солженицын А. И. Матренин двор

5


К сожалению, 323 респондента (это 19%, т. е. пятая часть опрошенных) не решились дать ответ на этот вопрос. Что помешало сделать выбор? Возможная некорректность вопроса или сомнения в правильности выбора? Иногда респонденты ссылались на разницу вкусовых пристрастий: «… то, что интересно, полезно и необходимо одному, может быть абсолютно не принято другим». Было и такое откровение: « Не могу ничего предложить, т. к. художественную литературу читаю только летом!»

В большинстве своем учителя предлагали достойную тройку художественных шедевров. Однако порой составлялись группы книг, удивляющие своей несочетаемостью. Так, один из респондентов всерьез полагает, что в течение жизни каждому следовало бы прочитать наряду с «Войной и миром» Л. Толстого и « Шагреневой кожей» О. де Бальзака и (?) Детективы Д. Донцовой! И это не единичный случай. Неужели во всем многообразии настоящей литературы не нашлось ничего лучшего, по мнению автора рекомендуемой тройки? Но и чрезмерная «сочетаемость» удивила не меньше. К примеру, следующий подбор книг одним из отвечавших: «Три толстяка», «Три мушкетера». Напрашивается еще одна книга со словом три, к примеру, «Три товарища». Многие (по невнимательности или по незнанию) допускали досадные ошибки в написании фамилий авторов предлагаемых произведений, да и в названиях книг тоже. А то и вовсе приписывали им другое авторство. К примеру, создателем романа «Угрюм-река» стал, в результате, М. Шолохов, «Поющих в терновнике» - М.Митчелл, А. Солженицын как будто бы написал «Доктора Живаго». Чаще грешили молодые педагоги. Так, 25-летний учитель всерьез советует прочитать всем «Детективы» писателя Холмса! Не вполне уверены некоторые опрошенные в авторстве знаменитой книги «Сердце отдаю детям». Это могут быть у разных респондентов (помимо А. Сухомлинского) и Амонашвили, и Макаренко. Жаль, что у педагогов появились сомнения в отношении автора этой по сути настольной для них книги.

Для любого специалиста, работающего с книгой, назвать ее – это значит указать наряду с наименованием, в том числе и автора. Учителя довольно часто ограничивались названием. При этом не всегда указывали его верно. Среди рекомендованных книг были: «ГУЛаг» («Архипелаг ГУЛаг») А.Солженицына, «Первый (горячий) снег» Ю. Бондарева и даже «Песни исцеляют в полдень» («Тени исчезают в полдень») Анатолия Иванова! Знаменитая книга Г. Маркеса стала называться «Сто дней (лет) одиночества». А А. Куприн «написал» «Бриллиантовый (гранатовый) браслет».

Стоит обратить внимание на информированность нашего учительства о современной художественной литературе. На один из вопросов анкеты, «Творчество какого современного писателя (поэта) Вам кажется наиболее интересным?», были среди прочих и такие ответы: «современных знаю мало». Или ответы в форме вопроса на вопрос: «а они есть?». Хотя, в этом случае, ответ больше с оттенком иронии. 14 раз респонденты назвали А. С. Пушкина наиболее интересным «современным» писателем, 4 разаЛ. Н. Толстого, 3 – А. П. Чехова. Назывались и Н. В. Гоголь, и Ф. М. Достоевский, и М. Ю. Лермонтов, и многие другие уважаемые классики. Видимо, в этом случае, имелось ввиду современное звучание их произведений. А, может, из нынешних и выбрать-то некого?! В итоге у учителей литературы в первой шестерке стоят следующие писатели: В. Распутин (1), Б.Акунин (2), В. Астафьев (3-4), В. Пелевин (3-4), Л. Улицкая (5) и Т. Толстая (6). Выбор учителей других специализаций заметно отличается. Им представляется интересным, в первую очередь, творчество Б. Акунина. Далее следуют: Д. Донцова (2), П. Коэльо (3), Л. Улицкая (4), А. Маринина (5). А уж потом – В. Распутин (6-7) и В. Пикуль (6-7).

Некоторые ответы респондентов, опять-таки, сопровождались неточностями в написании имен и фамилий. Так, Паоло Коэльо был и «Куэльо», и «Куэлье» и, даже, «Поэльо»! Улицкая – то Татьяной, то Лидией, но чаще, все-таки, Людмилой. Однако, несмотря ни на что, в выборе учителей, в особенности литераторов, проявляется желание видеть среди читаемых авторов тех, чьи книги, несомненно, принесут пользу, и их можно отнести к высокой литературе. Эти писатели имеют свой стиль и подготовленного читателя.

Следующим вопросом была сделана попытка выяснить, в какой мере сегодня учителя читают художественную литературу, и что входит в круг чтения современного учителя? Респондентам было предложено назвать последнюю прочитанную книгу. 210 человек (12,4%) от общего числа принявших участие в опросе не смогли назвать последнюю прочитанную книгу. Вместо книги часто назывались журналы. Значит ли это, что книги ими не читаются, или, может быть, читаются, однако очень редко? Возможно, это и так. Но, все же, учителя Самарской области – это активные читатели, у большинства любимая книга – «Мастер и Маргарита» М.Булгакова (33 чел.). Книга, конечно же, перечитывается, на что учителя обращают внимание в комментариях. Все также интересны современному учителю «Доктор Живаго» Б.Пастернака и «Тихий Дон» М. Шолохова (2-3-е места). Три следующие наиболее читаемые книги: рассказы А. Чехова (4-е), «Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (5-е) и «Алхимик» П. Коэльо (6-е).
Назовите, пожалуйста, автора и название последней

прочитанной Вами книги:

Место

Автор и название книги

1.

Булгаков М. Мастер и Маргарита

2-3.

Пастернак Б. Доктор Живаго

2-3.

Шолохов М. Тихий Дон

4.

Чехов А. Рассказы

5.

Санаев П. Похороните меня за плинтусом

6.

Коэльо П. Алхимик

7-10

Есенин С. Лирика

7-10

Толстой Л. Война и мир

7-10

Толстой Л. Анна Каренина

7-10

Майер С. Сумерки

10.

Хайям О. Рубаи

12-15.

Достоевский Ф. Преступление и наказание

12-15.

Булгаков М. Собачье сердце

12-15.

Акунин Б. Весь мир – театр

12-15.

Митчелл М. Унесенные ветром


При ответе на этот вопрос анкеты выявились не только читаемые книги, но и самые популярные авторы. Самым востребованным в учительской среде является М. Булгаков (последняя прочитанная 48 респондентами книга написана именно им). 46 человек не так давно прочитали ту или иную книгу Б. Акунина. А 39 - организовали свой отдых при помощи книг Д. Донцовой. В этом случае стоит вспомнить Даниэля Пеннака с его книгой «Как роман». В ней, в части о правах читателя-ребенка, есть глава «Право на боваризм». «Боваризм» состоит в безотлагательном удовлетворении жажды острых ощущений. Предоставим возможность воспользоваться этим правом и учителю.

4-ю и 5-ю строчки занимают ^ М. Шолохов (23 чел.) и П.Коэльо (22 чел.). В шестерке любимых и часто читаемых авторов неизменно популярны в чтении школьного педагога Ф. Достоевский (21 чел.) и Л. Толстой (21 чел.). Обращает на себя внимание то, что в круг чтения учителя входит в основном классическая литература. В списке наиболее читаемых на первых 15 строчках лишь несколько современных авторов: П. Санаев, П. Коэльо, С. Майер и Б. Акунин. Настораживает и тот факт, что не все смогли назвать последнюю прочитанную книгу. Думается, за этим кроется не простое нежелание читать или банальное отсутствие времени. Возможно, учитель недостаточно информирован? Быть может, современная литература не всем доступна? Эти вопросы, прежде всего, к представителям книжного сообщества.

В последней части анкеты учителям предлагалось назвать самую значимую на сегодняшний день для них книгу. Сделать выбор в пользу единственной книги чрезвычайно сложно. Поэтому часто встречались такие ответы: «трудно выбрать», «та, которую читаю», «их много, каждая прекрасна и значима по-своему», или наоборот – «такой нет», «”самых” не бывает». 40,4 % респондентов не смогли однозначно ответить на вопрос. Среди наиболее значимых книг на первых шести строчках – Библия; Булгаков М., Мастер и Маргарита; Толстой Л., Война и мир; Солженицын А., Архипелаг ГУЛаг; Шолохов М., Тихий Дон; Книги по психологии. В этом случае безусловный выбор классики понятен и объясним. Как понятно и то, что учитель помнит, что нужно постоянно развиваться и стараться лучше понимать детей, а значит, «отдавать сердце детям», в чем помогут книги А.Сухомлинского (книга «Сердце отдаю детям» 9 раз названа среди самых значимых книг, 12 строчка в таблице), А. Макаренко и других педагогов.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Б 59 для библиотек Самарской области. Вып.№4 / гук соунб; отв сост. Е. В. Фатьянова; ред. Л. Г. Завальная. – Самара: гук оунб, 2009....

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconСамарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека
Библиосфера: информационный бюллетень для библиотек Самарской области. Вып. №11 / гбук соунб; отв за выпуск Н. М. Малкова, сост....

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconСамарская областная универсальная научная библиотека
Комфортная среда как обязательное условие функционирования современной библиотеки 12

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconБиблиотека с именем: работа публичных библиотек по изучению и популяризации культурного наследия
Государственное учреждение культуры «Областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской»

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconПлан мероприятий гкук «ленинградская областная универсальная научная библиотека» на 2012 год
Семинар «Сельская библиотека – центр социальной коммуникации для жителей с ограниченными возможностями здоровья»

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconОтчет перед населением Смоленск 2009 гук «Смоленская областная универсальная...
Издание подготовлено гук «Смоленская областная универсальная библиотека имени А. Т. Твардовского»

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconОтчет перед населением Смоленск 2007 Смоленская областная универсальная...
С 51 Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского – 2006 : отчет перед населением / Смол обл универс б-ка...

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconРоссийской Федерации Самарская областная организация Профсоюза Областной...
Самарская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ направляет Вам для использования в практической работе информацию...

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconБиблиотечный вестник прибайкалья
Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского

Самарская областная универсальная научная библиотека самарская областная детская библиотека iconПравославие и культура Сибири
Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск