Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»






Скачать 90.22 Kb.
НазваниеЛитература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения»
Дата публикации25.05.2014
Размер90.22 Kb.
ТипЛитература
top-bal.ru > Информатика > Литература


Тимошенко Татьяна Ивановна

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА занятия по дисциплине

«ЛИТЕРАТУРА» ТЕМА:

«Сергей Есенин. Тема природы в лирике.

Анализ лирического произведения»
Методическое обоснование темы занятия
Анализ лирического произведения непросто понимается обучающимися СПО отчасти в силу технической направленности учебного заведения, отчасти из-за сложности самого теоретического материала. Поэтому работа по плану анализа стихотворения ведётся в течение всего учебного года. Логическим концом этих занятий должна стать самостоятельная работа по отдельно взятому произведению лирического рода литературы, положительный же результат её может ожидать преподавателя только при условии наличия у студента всей массы теоретического материала по теме, чего достичь порой невозможно в силу ряда объективных и субъективных причин. В этой ситуации является довольно удобным занятие с применением дистанционной технологии обучения, когда оно разработано в форме электронного учебника, собравшего в себя как весь теоретический материал по теме, так и практические примеры того, чего бы хотел преподаватель увидеть в самостоятельной работе студента. Такая форма позволяет преподавателю разработать систему вопросов и заданий, позволяющих не только осуществить усвоение знаний обучаемыми по биографии Сергея Есенина, но и контроль и самоконтроль знаний по теме «Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения».

Разработка занятия, представленная мной на конкурс, была подготовлена именно с применением дистанционной технологии обучения в форме электронного учебника в программе Teach Book Constructor, но ввиду того что файл с расширением .ехе разместить на сайте Курганвики мне не удалось, весь материал учебника можно набрать и в программе Microsoft Office Word, использовать обучаемыми в форме раздаточного материала, в том числе и на электронном носителе, куда легко поместятся презентации, размещённые мной на странице Фестиваля медиауроков-2012.

^ Курс 1

Тип занятия: контроль знаний, умений и навыков


Цели занятия

Учебная контролировать и при необходимости корректировать изученные способы анализа лирического произведения

Развивающая формировать у обучающихся способности к рефлексии контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксированию собственных затруднений в анализе лирического произведения, выявлению их причин, реализации выхода из создавшихся затруднений).

Воспитательная воспитывать умение принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


^ Форма занятия: индивидуальная.

Вид занятия: зачёт.

Методы занятия: программированный; частично-поисковый, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал по теме занятия, ПК с подключением к Интернету, презентации, тест.

Продолжительность занятия: 90 минут

Прилагаемые медиаматериалы:

1.Раздаточный материал.

2.Презентация по биографии С.Есенина.

3.Презентация «Художественные средства выразительности».

3.Тест.


№ п/п

Этапы занятия

Продолжительность

1.

Организационный момент

5 мин.

2.

Актуализация.

10 мин.

3.

Этап пробного учебного действия.

15 мин.

4.

Этап локализации индивидуальных затруднений.

15 мин.

5.

Этап построения предварительных ответов на вопросы сам.работы

25 мин.

6.

Этап реализации полученных знаний в самост.работе

15 мин.

7.

Этап информации о домашнем задании

3 мин.

8.

Этап рефлексии

2 мин.


^ Информационная карта

Деятельность преподавателя обусловлена технологией: педагог и обучаемые находятся в различных местах, на расстоянии, на занятии преподаватель присутствует опосредованно, через сеть Интернет.

Этапы
занятия

Деятельность
педагога

Деятельность
обучающихся

Результат

  1. 1.Организационный момент

Приветствие преподавателя в раздаточном материале, где объявлены условия получения оценки знаний

Обучающиеся внимательно читают план занятия, вопросы для самостоятельной работы, узнают условия получения оценок

Обучающиеся готовы приступить к занятию. Обучающиеся понимают, условия получения оценки

  1. Актуализация.

Даны в раздаточном материале задания для работы по биографии С.Есенина

Просматривают презентацию, находят ответы на поставленные вопросы, выписывают их в составленный документ в программе Microsoft Word

Активизация работы обучающихся, ответы на вопросы по биографии выписаны.

  1. Этап пробного учебного действия.

Преподавателем подобраны пробные тесты и презентации для обнаружения обучаемыми индивидуальных затруднений при анализе лирического произведения

Обучающиеся выполняют тестовые задания для обнаружения индивидуальных затруднений при анализе лирического произведения

Тестовые задания выполнены, индивидуальные затруднения выявлены.

  1. ^ 4.Этап локализации индивидуальных затруднений.

Во ВСПОМОГАТЕЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ дан теоретический материал, при помощи которого обучаемые могут локализовать индивидуальные затруднения при анализе лирического произведения.

Обучаемые локализуют индивидуальные затруднения при анализе лирического произведения

Индивидуальные затруднения при анализе лирического произведения локализованы

  1. 5.^ Этап построения предварительных ответов на вопросы самостоятельной работы>

Даётся задание по отдельным пунктам плана анализа лирического произведения

Обучаемые выполняют задание по отдельным пунктам плана анализа лирического произведения, выписывают ответы на поставленные вопросы в составленный документ в программе Microsoft Word.

Задания выполнены, ответы на вопросы выписаны

6.66. Этап реализации полученных знаний в самостоятельной работе

 Дано стихотворение для самостоятельного анализа

 Выполняют анализ лирического произведения самостоятельно, записывают его в составленный документ в программе Microsoft Word.

 Анализ выполнен и записан



7. Этап информации о домашнем задании

Задано домашнее задание на одной из страниц раздаточного материала

Выписывают задание

Все учащиеся знают домашнее задание и как его выполнить.

8. Этап рефлексии

Дан эл.адрес преподавателя, преподаватель попрощался со студентами

Отправляют документ с ответами на эл.адрес преподавателя

Документ отправлен


^ 1. Организационный момент

Студенты знакомятся с вводным материалом.

2. Актуализация

Введением в тему служит выполнение задания по биографии поэта, данного в раздаточном материале. Студенты работают по презеньации.

^ 3. Этап пробного учебного действия

Обучающие при помощи презентации и теста определяют уровень усвоения знаний по теме.

4. Этап локализации индивидуальных затруднений

Студенты локализуют индивидуальные затруднения, найдя теорию анализа стихотворения во вспомогательном материале

^ 5. Этап построения предварительных ответов на вопросы самостоятельной работы

Обучающиеся дают предварительные ответы на вопросы самостоятельной работы. Вопросы даны в раздаточном материале.

^ 6. Этап реализации полученных знаний в самостоятельной работе

Обучающиеся выполняют анализ лирического произведения, данного в раздаточном материале.

^ 7. Информация о домашнем задании

Домашнее задание дано в раздаточном материале.

8. Рефлексия

На последней странице раздаточного материала преподаватель прощается с обучаемыми.

Примерные ответы на вопросы самостоятельной работы
1.Ответы на вопросы по биографии

  1. А.Блок, С.Городецкий, З.Гиппиус, Н.Клюев

  2. Рукописный сборник юношеских стихов «Больные думы», «Радуница», «Голубень», "Преображение" (1918), "Пугачев" (1922), "Песнь о великом походе" (1925), "Русь советская" (1925), "Москва кабацкая" (1924), поэма "Черный человек" (1925), «Русь уходящая», «Страна советская»

2. Изобразительно-выразительные средства

Перовое стихотворение

рощи голы – эпитет

колесом за сини горы солнце тихое скатилось - метафора

дремлет дорога – олицетворение

ей сегодня примечталось – олицетворение

седая зима – эпитет

чаща звонкая – эпитет

рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани – метафора
Второе стихотворение

ветки золотистые – эпитет

завила, что кудри – сравнение

серебряный ручей – эпитет

зелень золотистая – эпитет

волна гремучая – эпитет

вкрадчиво поёт – эпитет

волна поёт – олицетворение

3. Стихотворные размеры

  1. Трёхсложный размер стиха четырёхстопный анапест

  2. Двусложный размер стиха пятистопный ямб

  3. Двусложный размер стиха пятистопный хорей

  4. Двусложный размер стиха четырёхстопный хорей

4.Композиция стихотворения

Вечер. Тихо журчит ручей. Не шелохнутся даже листья на деревьях, а соловей поёт. Еле слышно движение воды в реке, замер и тихо шелестит тростник над нею.

5.Анализ стихотворения

1.Стихотворение проникнуто чувством тоски и грусти.

2.Чувства принадлежат лирическому герою.

3.Зима. Метель. Холодно. От мороза даже деревья звенят. Мёрзнут воробьи. Они жмутся плотней друг к другу от холода, а вьюга становится всё сильней, даже ставни стучат от ветра. Воробьи уснули у окна, и им снится весна.

4.Поёт зима – аукает – олицетворение.

Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка – метафора

Тоска глубокая – эпитет

Седые облака – эпитет

Метелица ковром шелковым стелется – метафора

Воробышки как детки сиротливые – сравнение

Вьюга с рёвом бешеным – метафора

Вьюга стучит и злится – олицетворение

Пташки нежные – эпитет

Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица-весна – метафора

5.двусложный размер стиха четырёхстопный ямб


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТайна слов «трилогия вочеловечения». Анализ лирического произведения...
Известны требования, предъявляемые к письменной работе по лирике. Необходимо написать о твор­честве писателя в целом, о связи произведения...

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconКонспект урока по чтению тема: «С. Есенин «с добрым утром!»
Сергей Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове. Воспитывался у деда

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconРеферат «Русь деревенская в лирике С. Есенина»
Введение. Сергей Есенин один из самых ярких и самобытных поэтов XX века. 3

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТема: Сергей Александрович Есенин
С. А. Есенина, к Родине, чувство гордости за поэта, безгранично любившего Россию

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТема: Красота природы и художественной речи в стихотворении С. А. Есенин «Черемуха»

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТема урока: С. А. Есенин «Лебёдушка»
Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТема урока: С. Есенин. Стихотворение «Лебедушка» Цели
Познакомить с понятием “пейзажная лирика” на примере произведения С. Есенина “Лебедушка”

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconУрок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

Литература» тема: «Сергей Есенин. Тема природы в лирике. Анализ лирического произведения» iconТема урока: «Любовная лирика М. Ю. Лермонтова»
Цель урока. Показать существенные черты лермонтовской лирики, учить приемам анализа лирического произведения



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск