Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год






Скачать 144.53 Kb.
НазваниеАнализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год
Дата публикации15.06.2014
Размер144.53 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Информатика > Документы
Зиминского городского муниципального образования

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ № 9

___________О.В.Пушкарева

АНАЛИЗ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

ЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


Составила:

Зав. библиотекой Галкина Т.В.


г. Зима

2012г.

Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: образование, информация и культура. Весь учебный год школьная библиотека в своей работе поддерживала и обеспечивала образовательные цели, сформированные в концепции школы, осуществляла свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе. Предоставляла возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя; организовывала мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся. Работала над целями и задачами, поставленными перед библиотекой в начале учебного года.

I. Цель:

информационно-документальное обеспечение образовательного процесса школы и самообразования детей, педагогов и других категорий читателей.

^ Задачи библиотеки:

1. Формировать информационно-библиографическую культуру школьников через обучение пользованию книгой и другими носителями информации.

2. Совершенствовать традиционные и нетрадиционные формы индивидуальной и массовой работы.

3. Повышать уровень библиотечного и информационно - библиографического обслуживания школьников и педагогов.

II. Основные направления работы библиотеки:

1.Формирование библиотечного фонда в соответствии с учебными программами, используемыми в учреждении.

Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся, научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников, профессиональной литературы для библиотечных работников.

Фонд библиотеки состоит из книг, периодических изданий, брошюр, нетрадиционных носителей информации: аудио-видео и компьютерных средств обучения.

2.Обслуживание читателей в режимах абонемента и читального зала.

3. Предоставление информационно-библиографических и библиотечных услуг, информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий, направленных на воспитание культуры и творческого чтения, привитие навыков и умений поиска информации.

4. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности библиотеки с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы.

5. Организация дифференцированного, персонифицированного обслуживания читателей с максимальным учетом интересов пользователя.

6. Ведение учетной документации по библиотечному фонду и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

7. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).

8. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

9. Участие в работе ведомственных, межведомственных библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками города с целью эффективного использования библиотечных ресурсов и повышения профессионального самообразования.

10. Изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.

11. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей ( в т.ч. родительской общественности) в работе библиотечного совета читателей.

12. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

13. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям, возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Роль библиотеки в воспитании личности школьника неоспорима. Ключевые воспитательные задачи, стоящие перед школой и конечно перед библиотекой отражают основные направления развития личности.

  1. Прививать духовно-нравственные ценности школьникам.

  2. Воспитывать чувство почтения и любви к родителям и окружающим, бережного отношения к окружающему миру.

  3. Формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.

  4. Воспитывать положительное отношение к труду, как к важной ценности, развивать потребность в творческом труде.

  5. Развивать личность гражданина, защитника Отечества.

  6. Формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.


III. Основные функции библиотеки:

– образовательная

– информационная

– культурная

^ IV.Общие сведения:

    • Всего читателей - 527

    • Количество учащихся - 496 , из них читателей - 485

- Объем библиотечного фонда -16988экз.

    • Книгообеспеченность - 19,9

    • Обращаемость фонда - 1,1

    • Объем учебного фонда – 7352экз.


^ V. Работа с библиотечным фондом.

В течение учебного года осуществлялось формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации. Было приобретено за счет дара учителей71 экземпляр методической литературы, за счет родительских средств 16 экземпляров энциклопедий « Я познаю мир» и 5 электронных учебных дисков. Была оформлена подписка на периодическую печать 39 изданий, из них 2 газеты, 5 педагогических журналов и 32 журнала для детей.

Велась документация по контролю доставки периодики, прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений, учет библиотечного фонда,

выявление и подготовка к списанию ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

Было выдано документов пользователям библиотеки 11052 экземпляра, на 221 экземпляр больше, чем в прошлом году.

Расстановка документов происходила в соответствии с ББК, проверялась правильность расстановки фонда, поддерживалась эстетика оформления, обеспечивался свободный доступ пользователей библиотеки к информации.

Работа по сохранности фонда проводилась через систематический контроль над своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке; организация работы по мелкому ремонту с привлечением библиотечного актива и кружка «Юный друг книги»; обеспечение работы читального зала, организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).

Количество посещений за учебный год составляет 6394, что на163 посещения больше, чем в прошлом учебном году. Количество читателей 98%, меньше на 2%, т.к. ввели новые классы, обучающиеся по специально-коррекционной программе для детей с умеренной умственной отсталостью, которые еще не записаны в библиотеку. Планируется работа с этими детьми в 2012-2013 учебном году.
^ VI. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.

Одним из важных направлений в работе школьной библиотеки является справочно-библиографическая работа. В библиотеке ведется систематический каталог и пополняется карточками по мере поступления новой литературы. Справочный и энциклопедический фонд выделен в библиотеке отдельно.

С совершенствованием традиционных, идет освоение новых библиотечных технологий. Значительно расширился ассортимент библиотечно-информационных услуг, повысилось их качество на основе использования оргтехники. При выполнении справок активно применялся интернет, компенсируя недостающую информацию в книгах. В этом году было выполнено 404 справки.

Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д. Вся эта информация доводилась до пользователей через библиотечные уроки. Было проведено 13 библиотечных уроков, что на 3 урока больше в сравнении с прошлым годом.

Особое внимание уделялось индивидуальной работе с пользователями, проводились индивидуальные и групповые беседы, осуществлялась помощь в подборе документов для написания рефератов, докладов, сообщений.

В целях пропаганды книги, проведена экскурсия в библиотеке «Книжное царство - мудрое государство» для подготовительной группы детского сада №7.
^ VII. Воспитательная работа.

Весь учебный год постоянно велась работа по формированию у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы.

Вся массовая работа велась по направлениям: патриотическое воспитание, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, пропаганда художественной литературы. Было проведено 55 массовых мероприятий. Число посещений 1974.

Например, в рамках экологического воспитания были проведены различные мероприятия, эпиграфом к ним были взяты слова В.Астафьева, который горестно восклицал: «Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня единого». Эти «золотые» слова звучали на часе общения «Экологическое ассорти» в 8 кл. с элементами театрализации и презентацией «Сохраним родную природу», на счастливом случае «По экологической тропе» в 6кл. - победил 6б, на игре-викторине «Животные из Красной книги» в3 классах, на игровой программе « Сойки, дрозды, свиристели к нам на праздник прилетели» в 5кл., на презентации «Соседи по планете» в 3-4 классах. Побудить интерес и любовь к природе способствовало, и такие мероприятия как праздник осени « День луковой слезинки» в 4-5 кл., которое прошло интересно и весело; интеллектуальное состязание « Природы храм» в 6-8 кл.; экологическая игра «Экология и мы» в 8-9кл. В течение года при библиотеке работал экологический клуб «Нерпенок» в 3а кл., созданный на основе экологически чистых сказок с берегов Байкала. Была выбрана эмблема клуба, девиз. Воспитательная значимость этих занятий заключается в том, что ведь во все времена человеку очень важно быть добрым. Другому человеку, дереву, птице, животному, даже маленькому муравьишке, вы станете настоящим другом, если заметите его и поймете - как непросто живется в этом мире. Отнеситесь к его нуждам с пониманием и уважением, а он ответит вам признательностью и любовью. Прошло 9 занятий – 1раз в месяц.

Особенно актуально сегодня и пропаганда здорового образа жизни. Сохранить здоровье смолоду – вот лейтмотив мероприятий проведенных в библиотеке. Классный час о вреде пива «Пивной фронт: за кем победа?», презентация «Пиву - нет!», презентация-викторина « Я никогда не буду курить», «Нет пагубным привычкам», беседа «Наркотики - мой ад»- проведены в 7, 8,9 и классах СКК.

Викторина «Я люблю тебя Россия»5-7кл., « Я буду солдатом» 2в, конкурс чтецов

«Земли моей минувшая судьба» в 6кл., презентация «Россия - моя Родина» в 5кл., литературный час «Святые дочери России» в 8 кл., праздник « Деревья тоже воевали»- в начальных классах, презентация « Бросок в бессмертие» в 6-7 СКК. На этих мероприятиях велась пропаганда патриотического воспитания, целью которого является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

«Золото из земли добывают, а знания из книги» эти слова были положены в основу пропаганды художественной литературы. Например, праздник «Слово о матери» в 3-4 классах ко Дню матери, праздник ко Дню Святого Валентина «Ах, любовь, любовь…» в 4кл., литературная игра по сказкам А.С.Пушкина «У Лукоморья…» во 2 классах, литературная программа «Веселый друг детей Н.Носов»1-4 кл., «Сказкам Бажова-70 лет»,

«Наша Кукакола» к 85-летию К.Чуковского, «Живи в согласии со своей совестью» - презентация творчества В. Распутина 8-9кл. Ребята с удовольствием посещают различные мероприятия и сами участвуют в них. Так совместно с ЧАРК (читательское агентство рекламы книг) в котором состоит 7 человек, ребята из 8 класса, были проведены праздники «Сказка ложь, да в ней намек», «Как хорошо уметь читать», «В гостях у Емели и Аленушки», «В гостях у Андерсена», литературная игра «Знатоки сказок» и др.. В рамках Недели детской книги проведены: праздник «Волшебный мир» во2кл., литературный лабиринт «Верные друзья»3-4кл., литературный марафон «Книга - лучший друг» в 4кл.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через книжные выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам, мероприятиям. Также имеются постоянно действующие книжные выставки классической литературы, по истории России, краеведческой литературе, ко­торые обновляются по мере поступления новой литературы. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. Было оформлено 33выставки. Например, «Хочешь творить? твори! Хочешь жить? Живи! без наркотиков», «Под кистью мастера картины мира», «Писателю легендарного Чапаева – 120 лет», « Свет в ночи» к 190-летию Ф.Достоевского, «Лучший мой читатель 10-15 лет. Этого читателя я люблю», «Прочти меня любитель фантастики» и др.

Детство – время активного становления ребенка как читателя. Но в наше время компьютеров и телевизора ребенку тяжело понять, что чтение может быть интересным. Именно для того, чтобы привить детям интерес к чтению через сказки, в библиотеке создан клуб чтения «Домовенок». Сказка, это древнейшая форма устного народного творчества, была и осталась самым популярным видом искусства и по сей день доставляет человеку огромное эстетическое наслаждение. Роль сказки в формировании поэтического восприятия мира чрезвычайно велика. Ведь эффект библиотерапии - это сказкотерапия. Сказка дарит надежду и мечты - предощущение будущего, и становится неким оберегом детства. Цель клуба: привлечение детей к чтению, расширение кругозора членов клуба, получение опыта публичных выступлений. Количество постоянных участников –22 человека 2в класс. Девиз клуба: « Сказка ложь, да в ней намек…» проведено 9 занятий-1раз в месяц. Результатом работы клубов в библиотеке является то, что при подведении итогов конкурса на лучший читающий класс года 3а кл. занял 1 место среди 3-х классов, а

2в кл. 3 место. Лучшим читающим классом школы стал 2б класс. Суперчитателем года стала Вакольчук Алина 2б кл. Фотографии лучших читателей помещены на стенд «Лучшие читайки» - это Акимова Надя 1а, АртемоваДарья1б, Никифорова Кристина 1а, Вакольчук Алина 2б, Червячкова Кристина 2а, Баташова Вероника2в, Фокин Кирилл 3б, Никонова Вика 3а, Балуткина Лиза 4а, Герасимова Вероника 4б, Николаев Иван 4а. Грамотами ЗУО награждены Ланина Людмила 11кл, Ступина Татьяна 9а, Рехов Сергей 4б, Герасимова Вероника 4б, Николаев Иван 4а, Балуткина Лиза 4а.

Привлечь детей в библиотеку, пробудить и развить интерес к чтению, превратить встречу с книгой в праздник, помогает кружок кукольный театр «Сибирячок», организованный в библиотеке для 1 классов. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги. Он выступает как игровая форма работы с книгой и представляет триединство «Книга - кукла – театр». Было подготовлено и проведено 4 спектакля. Продолжал работать в библиотеке библиотечный актив ЧАРК. Самыми активными помощниками в проведении мероприятий были Васюкова Настя, Перехожук Ваня, Игнатенко Максим, Шульга Наталья.

В результате всей этой работы средние показатели библиотеки увеличились:

посещаемость с 12,8 до 13,2; читаемость с 22,2 до 22,8; книгообеспеченность с 19,6 до 19,9; обращаемость осталась 1,1 .
^ VIII. Информационная работа

Весь учебный год велась информационная работа, которая заключалась в совместной работе с педагогами по составлению заказа на учебно-методические документы на печатных и электронных носителях; обзоры новых поступлений педагогических журналов; подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений.

Учебно-воспитательный процесс сопровождался информационным обслуживанием обучающихся: на абонементе; в читальном зале; по предварительному заказу через МБА;

подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений, НПК и т.д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы.

^ IX. Работа с учебниками:

Учебный фонд библиотеки составляет 7352 экземпляров. За счет родительских пожертвований приобретено 862 экземпляра учебников на сумму 190556 руб., что на 51экз. больше, чем в прошлом году. Приобретено за счет субвенции102экз. на сумму 24991руб., за счет федеральных средств - 695экз. на сумму 138360,30руб. Обновление учебного фонда составило22,6%,что на8,4% больше 2010-2011учебного года. Поступило 52 учебника для учащихся 8вида, выстроена линия учебников биологии Романов И.В. с 5 по 9класс.

Сформирован заказ на учебники федерального перечня, согласован с директором школы. Осуществлялся прием новых учебников на хранение; велся учет учебного фонда (суммарный, индивидуальный учет выдачи учебников); проведена инвентаризация учебного фонда, подготовлены на исключение морально устаревшие и ветхие учебники.

Для сохранения учебного фонда проведено 2 рейда по проверке учебников. Лучше всех сохраняют учебники начальные классы и 9,10,11кл, хуже 5 классы, на следующий год обратить на них особое внимание. Выдача и сдача учебников проходит индивидуально с каждым пользователем, это положительно влияет на качество сдачи учебников, утеряно только 3учебника. Проводилось информирование родителей и педагогов о покупке учебных пособий, рабочих тетрадей (по необходимости), в соответствии со списком, утвержденным директором школы; осуществлялся обмен учебниками между школами города.
^ X. Повышение квалификации


  1. Работа по самообразованию:

    • освоение информации из профессиональных изданий;

    • посещение семинаров, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

  1. Курсы ИКПРО-1С-школьная библиотека по теме «Автоматизация сферы управления» в объеме 72 часа, получено удостоверение.

  2. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. В течение года активно использовались электронные презентации при проведении массовых мероприятий.

  3. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: интернет-ресурсы, использование электронных носителей.

  4. Участие в проведении семинара на тему: « Библиотечная презентация и техника эффективного выступления»

  5. Выступление на методобъединении школьных библиотекарей, обобщение опыта «Библиотечный актив в современной библиотеке»

Анализируя работу библиотеки за 2011-2012 учебный год, можно сделать вывод, что библиотека работает стабильно, учитывая средние показатели, поддерживается читательский интерес к книге. Пользователи библиотеки с удовольствием участвуют в мероприятиях, что стимулирует их на чтение новых журналов и книг. Нужно продолжить активизировать читательскую активность в младшем и среднем звене, продолжая организовывать читательские конкурсы.

Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературы, т.к. много устаревшей литературы, особенно универсальной. Продолжить работу «ЧАРК» (читательского агентства рекламы книг), кружка «Книжкин доктор», клубов «Домовенок», «Нерпенок», так как такие встречи помогают привлечь к чтению. В кружок кукольный театр «Сибирячок» привлечь ребят старшего возраста.

Выдачу и сдачу учебников сохранить с применением новых технологий, это лучше сохранит учебный фонд. Списать устаревшие и ветхие книги.

Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей, используя новые технологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconГодовой план работы библиотеки на 2013-2014 учебный год. Анализ деятельности...
В отчетном году работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы на 2012-2013 учебный год и общешкольного плана. Основными...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ деятельности школьной библиотеки боу смр «Коробицынская оош» за 2011-2012 учебный год
Работа школьной библиотеки проводилась в соответствии с учебно-воспитательным планом школы на 2011-2012 учебный год. Учащиеся и учителя...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год
Исходя из этих целей, и руководствуясь Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», «Положением о школьной...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 уч год
Работа школьной библиотеки строится на основе плана учебной – воспитательной работы школы

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки мбоу «Тарханской сош» за 2010 2011 учебный год
...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconПлан работы школьной библиотеки мбоу «Кармамейская основная общеобразовательная...
Содействовать учебно воспитательному процессу и самообразованию путем библиотечного и информационно- библиографического обслуживания...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки боу «Кичменгско-Городецкая средняя...
...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы школьной библиотеки мбоу «Адельшинская сош» за 2011-12 учебный год
Проведение индивидуальной работы с читателем как основы формирования информационной культуры личности школьников

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconУтверждаю директор мбоу сош №1 Ислямова Н. Н. Анализ работы школьной...
Вся работа школьной библиотеки велась в соответствии с общешкольным планом работы, а также требованиями, обусловленными «Положением...

Анализ работы школьной библиотеки за 2011-2012 учебный год iconАнализ работы библиотеки за 2011-2012 учебный год. В 2011-2012 учебном году целью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Елегинская основная общеобразовательная школа Буйского муниципального района...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск