Скачать 155.94 Kb.
|
Утверждено: Директор МБОУ «Сабабашская ООШ» _________ Х. Ш. Насыров Приказ № 19 от 01. 03. 2013. Программа курса «Школа будущего первоклассника» 2013 год Пояснительная записка Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. (В.А. Сухомлинский) Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поэтому в целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе занятия организуются на базе общеобразовательного учреждения. Во время обучения в «Школе будущего первоклассника» педагоги работают над формированием всех составных частей понятия «готовность к школе», это:
Главное назначение подготовительного курса: выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы при поступлении в школу у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы. Для реализации этого важно научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрывать их творческие возможности, развить интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске. В ходе занятий прививается ответственное отношение к труду, развивается любознательность, инициативность, самостоятельность в поиске новых впечатлений, разных способов действия, ответов на возникающие вопросы, в решении проблемных ситуаций. Дети учатся выполнять правила поведения на уроке, приучаются контролировать свое поведение, подчинять правилам свои желания, действия, мысли. Эти качества являются необходимым условием как для успешного усвоения программного материала, так и продвижения детей в общем развитии, для дальнейшего обучения в школе по всем предметам. Вопрос правильного обучения волнует многих родителей будущих первоклассников. Поэтому программа «Школа будущего первоклассника» учитывает социальный заказ родителей и направлена на формирование компонентов школьной зрелости ребенка, на раскрытие и развитие индивидуальных способностей и особенностей ребенка. ^
Основная цель программы:
Основные задачи программы:
Общие сведения о программе. 1.Организация учебно-воспитательного процесса. Программа рассчитана на шесть месяцев обучения. Тематика программы предусматривает развитие творческого потенциала каждого ребенка, обогащение лексического словаря, развитие фантазии и воображения. В процессе занятий будут воспитываться эстетические чувства детей. Программа предусматривает обязательное проведение совместных детско-родительских праздников («Новогодний карнавал», «Маленькая фея», «Маленький принц», «Масленица», «Наши надежды»). В зоне особого внимания педагога учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
При подготовке к каждому занятию педагог:
3.Направления реализации поставленной цели.
Основанием выбора данных направлений является их тесная содержательная взаимосвязь: в процессе игры ребёнок усваивает систему эталонов-сенсорных, этических, практических, уточняет знания об окружающем мире, учится применять их в разных ситуациях. Именно игра помогает сформироваться новой ведущей деятельности- учебной. Игру с учением объединяет одинаковый способ действия, который использует ребёнок, например, классификация, сравнение, анализ. Игра, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. С помощью игры можно определить готовность ребенка к обучению, скорректировать его поведение. Исходя из этого, на каждом занятии с дошкольниками используются различные игровые формы. Научиться общаться можно только на практике - отсюда особая роль придается развитию речи. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития пальцевой моторики. Основы математики и информатики заложат в ребенке необходимые знания и подготовят к дальнейшему восприятию предметов, ребенок получит практические навыки работы на компьютере. Компьютерные программы «Учимся логически мыслить», «Учимся запоминать» соответствуют возрасту ребенка и позволяют в игровой форме развивать у него мышление и логику. Для сохранения физического здоровья ребенка, для его развития необходимо проведение физкультминуток. В программе важен комплексный подход, направленный на всестороннее развитие личности, ее духовного, интеллектуального и творческого начала. Условиями реализации программы являются:
4.Методы и формы организации деятельности. Методы
Формы
Методические особенности занятий:
5. Планируемые результаты
Структура программы. Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть ребёнок для успешного интеллектуального, личностного и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделяются 6 разделов:
Выделение программы условно, так как ее особенностью является взаимосвязь всех разделов. Раздел « Родное слово» Осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико- синтетического метода, который учитывает новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности, обогащению их словаря и развитию речи. ^ В данном разделе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал, предполагается формирование у детей пространственных представлений. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Раздел «Зеленая тропинка» Направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде. Развивается познавательный интерес дошкольника, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. ^ Пояснительная записка. Курс «Зелёная тропинка» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей. Данный курс обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Содержание курса строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. В основу подготовки детей к обучению положена познавательно-исследовательская деятельность. Основное внимание уделяется формированию универсальных предпосылок учебной деятельности- умении работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям. Содержание. Окружающий мир и наша безопасность. Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе. ^ Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов. Наши друзья животные. Животные нашей местности. Насекомые. Коллективное изготовление модели «Бабочки на лугу» ( склеивание изображений бабочек, украшение макета цветущего луга).Разнообразие птиц. Сравнение их по размерам и окраске. Разнообразие зверей. Сравнение их по размерам, форме тела и окраске. Лягушки, улитки, черви – тоже животные. Отношение людей к животным. Правила безопасности при встречах и общении с животными. ^ -владеть универсальными предпосылками учебной деятельности; -применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых познавательных задач; -проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; - проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. ^
^ Пояснительная записка. Главные цели курса математики подготовительного курса – это формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая. Основными методами , используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Содержание. Признаки (свойства) предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, размеру. ^ взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.) Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра. ^ Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0 до 10. Счёт в прямом и обратном порядке. Знак «=». Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10. Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник. Содержательно-логические задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений. ^ -знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; -знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности; -проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий. ^ по курсу «Математические ступеньки».
^ Пояснительная записка. Курс «Родное слово» включает в себя раздел «Речевое общение», «Подготовка к чтении.». Цель курса – совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, развитие внимания и интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами. Содержание. Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет. Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи. ^ Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. ^ — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения; — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения); — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению; — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение; — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре: — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности; — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание; — правильно произносить все звуки; — отчетливо и ясно произносить слова; — находить слова с определенным звуком; — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин; — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям; — соблюдать элементарные гигиенические правила; ^ по курсу «Родное слово».
|
![]() | Программа «Школа будущего первоклассника» предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной... | ![]() | Одной из приоритетных задач модернизации российского образования на период 2012-2013 гг является повышение доступности дошкольного... |
![]() | «по-настоящему» в школе, в классе, формируя, таким образом школьные, но еще детские отношения | ![]() | Школа» разработали программу для группы кратковременного пребывания детей по предшкольной подготовке «Школа будущего первоклассника»,... |
![]() | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению | ![]() | Непрерывность же на границе «детский сад – школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный курс развития речи и подготовки... |
![]() | Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоарбанская средняя общеобразовательная школа»... | ![]() | Программа предназначена для организации подготовки детей 5-6-летнего возраста к обучению в школе |
![]() | Организация предшкольной подготовки детей 5 – 6 лет в группах общего развития «Школа будущего первоклассника» | ![]() | Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе |