Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы






Скачать 47.98 Kb.
НазваниеИспользование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы
Дата публикации23.10.2013
Размер47.98 Kb.
ТипРеферат
top-bal.ru > Информатика > Реферат
Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы

Баталова О.В., учитель математики высшей квалификационной категории школы с.п. Сингапай Нефтеюганского района

В традиционной системе обучения, в методике обучения решению текстовых задач обнаруживаются определенные несовершенства, часть которых может быть устранена с введением новых компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс. Мы предполагаем, что одним из условий и средств достижения целей математического образования является обучение учащихся 5-6-х классов решению текстовых задач через использование компьютера на уроках математики. Необходимость применения компьютерных технологий в обучении математике объясняется проблемой поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

В обучении решению текстовых задач по математике компьютер может быть использован на различных этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.

^ Объяснение нового материала. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Здесь полезно использовать компьютерную презентацию, позволяющую акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. На слайде необходимо представить не только текст задачи, но и обеспечить яркое «пятно» по содержанию задачи, т.е. подобрать картинку, соответствующую содержанию задачи.

После работы над содержанием задачи учащимся необходимо представить данные в краткой записи или схеме. При этом шаблонного подхода к «сжатию» информации не наблюдается. На этом этапе важно показать, как ученики могут сами по своему усмотрению записать или зарисовать текст задачи. Важно не пропустить все данные к задаче, вопрос и отобразить взаимосвязи между величинами. На слайде учитель демонстрирует свой вариант краткой записи, опять же используя творческий подход и обеспечивая данную информацию картинками. По этой краткой записи ученики восстанавливают текст задачи.

На следующем слайде предлагается решение задачи с подробным объяснением и ответом. Использование анимации позволяет не предоставлять учащимся готовый ответ, а лишь подтверждать их предположение о дальнейшем ходе решения. По ходу демонстрации слайдов учащимся предоставляется возможность записывать ход решения задачи в тетрадь. В результате устной работы после завершения работы над решением задачи ответ сопоставляется с исходными данными, делается проверка решения.

В результате применения компьютерных презентаций экономится время на объяснение нового материала, сочетание устной работы с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

При обучении решению задач на движение по реке ученикам важно показать движущиеся объекты – реку, катер, лодку, корабль, плот и другое, иначе ученики не увидят влияние течения реки на скорость движущихся по ней тел. С помощью компьютера можно отобразить движущееся по реке тело симметрично, тем самым демонстрируя как движение тела по течению реки, так и против него. Задачи на «движение по реке» считаются учениками одними из самых трудных из-за сложности первоначального представления реальной ситуации. Эту проблему решают вставленные в презентацию движущиеся объекты - анимационные картинки.

^ Решение текстовых задач. На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Многие виды задач учащиеся учились решать в начальной школе и знают алгоритмы их решения в натуральных числах, однако затрудняются в способах их решения, если данные представлены в виде дробных чисел. Увидеть аналогию в содержании задачи помогают информационно-компьютерные технологии. Точно так же информация предоставляется в виде компьютерной презентации, где на одном слайде предлагается задача с натуральными числами, которую ученики 5-6-х классов решают устно. Далее демонстрируется тот же слайд, но уже вместо натуральных чисел в задаче даны дробные числа. Ученики без труда применяют известный способ решения задачи.

Очень удобно использовать слайдовую презентация при решении обратных задач. Тогда ученикам предоставляется возможность увидеть, что взаимосвязь величин в задаче осталась прежней, изменился только вопрос к задаче. Это очень эффективная система работы с одной и той же задачей, поскольку позволяет рассматривать взаимосвязи с разных сторон, развивает мышление учеников и способствует более качественному усвоению материала. Следует также отметить, что такой подход к решению задач наблюдается в технологии УДЕ Эрдниева и комплектах его задачников.

Этапы создания презентации по заданной теме:

  1. Подобрать нужную задачу;

  2. Найти рисунок к ней;

  3. Составить краткую запись к задаче;

  4. Рассмотреть решение;

  5. Подобрать аналогичную задачу из курса матем 5 класса;

  6. Рисунок к ней;

  7. Краткую запись;

  8. Решение и ответ

Анимация вставляется в презентацию по замыслу учителя.

Контроль знаний. При контроле усвоения темы могут использоваться тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера.

Виды работ над задачами:

  • Составить аналогичную задачу;

  • Вставить недостающие данные;

  • Придумать вопросы к задаче;

  • Решить более сложную на основе этой;

  • Проверить умение решать задачи;

  • Ответить «да», «нет», отвечая на вопрос: «Относится ли задача к данному типу?» – это задание на распознавание;

  • Вставить необходимые слова типа «столько-то килограммов муки, сахара…»;

  • Составить алгоритм решения данного типа задач;

  • Найти ошибку в формулировке определения, теоремы, в чертеже;

  • Прочитать словами данную символическую информацию (чертеж, график, математическое выражение, формулу, схему);

  • Не решая задачи, выбрать ответ из предложенных;

  • Составить краткую запись к задаче;

  • Соотнести краткую запись и текст задачи;

  • Выделить для себя из процесса решения задачи полезные новые знания;

  • Ответить на вопрос: «Какие определения, правила необходимо использовать для решения задачи?»

  • Составить задачу, обратную данной;

  • Составить презентацию к заданному тексту задачи, используя Интернет-ресурсы и другие.

Опыт работы показывает, что использование элементов информационно-компьютерных технологий активизирует познавательный интерес учащихся, у школьников достаточно успешно формируется умение проводить анализ, сравнивать, конструировать содержание собственного знания по предмету, развиваются творческие способности и мотивация к учению.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconТема: Использование компьютерных технологий обработки текстовых документов...
Приобретение практических навыков использования средств текстовых редакторов и процессоров электронных таблиц

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconПояснительная записка Актуальность использования компьютерных технологий (КТ)
Особенности организации урока географии с использованием информационно- компьютерных технологий

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconИспользование новых технологий при обучении устной речи учащихся...

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconРоль учителя при выборе задач в обучении математике
Преподавание и обучение математике должны включать в себя гораздо больше, чем простое решение рутинных задач

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconПовышение уровня мотивации обучающихся основной школы к изучению...
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и города Алексеевка» Белгородской области

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconРешение текстовых задач в школьном курсе математики
Они являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи...

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconПрограмма элективного курса для учащихся 10 и 11 классов: Использование...
Закрепить, систематизировать и углубить знания учащихся по физике, научить учащихся основным подходам к решению нестандартных физических...

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы icon«Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии....
Последовательность – есть одно из основных понятий математики. Понятие последовательности неизбежно возникает при рассмотрении многих...

Использование информационно-компьютерных технологий при обучении решению текстовых задач по математике учащихся основной школы iconРекомендации по изучению темы «Решение текстовых задач на проценты»
Одним их видов текстовых задач являются задачи на проценты. Как правило, такие задачи вызывают затруднения у учащихся. Решение задачи...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск