Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации






Скачать 210.13 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Дата публикации24.10.2013
Размер210.13 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
top-bal.ru > Информатика > Программа дисциплины



НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400.62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Нижегородский филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики и прикладной математики

^ Программа дисциплины «Безопасность информационных сетей»

для направления 010400.62 – Прикладная математика и информатика

подготовки бакалавра

Автор программы: Тимофеева О.П.

Одобрена на заседании кафедры «Базовая кафедра МЕРА» «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой Н.И. Кащеев
Рекомендована секцией УМС «Прикладная математика» «___»____________ 2012г.

Председатель
Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___»_____________2012г.

Председатель Н.С. Петрухин

Нижний Новгород, 2012 г.

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Безопасность информационных сетей».

Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 2012 году.

^

2 Цели освоения дисциплины


Дисциплина «Безопасность информационных сетей» служит для приобретения знаний по защите информации и автоматизированных систем в управлении безопасностью. Эти знания необходимы для формирования концептуальных основ защиты информации и организации правового обеспечения защиты информации.

Целью освоения данной дисциплины является начальная правовая подготовка студентов по основным вопросам информационной безопасности, обучение основам защиты автоматизированных систем.

В ходе практических занятий по данной дисциплине студенты должны получить базовые практические навыки применения изучаемых теоретических принципов и подходов.

^

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины



В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • Задачи информатизации общества и проблемы защиты информации.

  • Системную классификацию информации в зависимости от области ее использования и уровня конфиденциальности обрабатываемой информации.

  • Унификацию структуры информационного потока.

  • Унификация процедур обработки информации.

  • Правовое регулирование и организацию работ по защите информации.

  • Управление государственной системой защиты информации.

  • Руководящие нормативно-технические, методические и организационные документы в области информационной безопасности.

  • Наличие угроз и их специфику в различных типах АС.

  • Виды защиты информационных ресурсов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
^

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин профиля подготовки бакалавра.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    • Формулировать задачу управления защитой информации.

    • Выбирать и комбинировать программно-аппаратные средства для наиболее эффективной защитой информации.

    • Создавать программно-аппаратные диспетчера доступа.

    • Создавать системы разграничения доступа.

    • Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов.



^

5Тематический план учебной дисциплины





Наименование тем

Всего

часов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение














2.

Цели и задачи информатизации общества

4

2




2

3.

Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов.

10

2




8

4.

Основные концепции защиты информации в автоматизированных системах. Теория защиты и основные концепции защиты информации в АС.

17

2

5

10

5.

Угрозы и защита информации

10

2




8

6.

Основы правовой защиты информации. Организационно-правовое обеспечение защиты информации

5

2

0

3

7.

Защита информации в АС

15

2

3

10

8.

Структура проблемы информационной безопасности. Законы РФ о защите информации

10

2

7

1

9.

Субъекты и объекты правонарушений

10

2

2

6

10.

Правовые аспекты защиты информации

10

3




7

11

Компьютерные правонарушения

4

2




2

12.

Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов

3

1

2







108

24

24

60


^

6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3







Текущий

Реферат




4







Письменная работа объемом не менее 15 печатных страниц.

Домашнее задание

*

*

*




80 минут на одно задание.

Итоговый

зачет







*




Письменный экзамен 4 часа: 1 теоретический вопрос и 1 задача в билете.


^

6.1Критерии оценки знаний, навыков


Текущий контроль осуществляется в виде еженедельного домашнего задания и оценки работы студентов на практических занятиях. Для выяснения уровня усвоения теоретического материала после каждого пройденного раздела проводится семинар. Текущий контроль для каждого студента подразумевает подготовку реферата по заранее выбранной и согласованной с преподавателем теме. Работа над рефератом ведется на протяжении 4 недель в течение 2 модуля.

Итоговый контроль: зачет на последней неделе 3 модуля. Учитываются результаты домашней работы и реферата. Оценка определяется в соответствии с п. 10.
^

7Содержание дисциплины



Тема 1. Введение

Предмет дисциплины. Цель дисциплины, ее основные задачи. Место дисциплины в системе наук о безопасности жизнедеятельности. Основная учебная и методическая литература.

Основная литература

  1. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

  2. Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

  1. Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

  2. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.


Тема 2. Цели и задачи информатизации общества

Научно-методический базис, периодизация информации и задачи процесса защиты информации. Задачи информатизации и информационного обеспечения различных сфер деятельности. Классификация информационных потоков.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.

Тема 3. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов.

Общие сведения об основных положениях теории защиты информации, традиционные меры защиты информации и основные концепции защиты информации в АС. Анализ и классификация организационных и программных структур АС. Анализ возможных угроз, их специфика в различных типах АС. Систематизация видов защиты и схема обеспечения защиты информации.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 4. Основные концепции защиты информации в автоматизированных системах. Теория защиты и основные концепции

Организационно-правовое обеспечение защиты информации, закрепляющее права и обязанности граждан, коллективов и государства на информацию. Руководящие нормативно-технические документы. Защита геоинформации и оценка ее состояния. Защита информации на предприятии

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 5. Угрозы и защита информации
Наиболее распространенные угрозы. Анализ возможных каналов утечки информации.

Основные определения и критерии классификации угроз. Классификация угроз по способу осуществления. Случайные угрозы. Преднамеренные умышленные угрозы. Традиционный шпионаж и диверсии. Несанкционированный доступ к информации. Электромагнитные излучения и наводки

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 6. Основы правовой защиты информации. Организационно-правовое обеспечение за щиты информации

Общее содержание организационно-правового обеспечения. Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема7. Защита информации в АС

Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления. Недостатки защиты от несанкционированных действий пользователей и программ. Недостатки защиты от потери информации и нарушения работоспособности компьютерной системы. Недостатки административного управления сетью.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 8. Структура проблемы информационной безопасности. Законы РФ о защите информации
Обзор российского законодательства в области информационной безопасности. Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 9. Субъекты и объекты правонарушений

Классификация способов атак на компьютерные сети. Нападения на политику безопасности и процедуры административного управления

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 10. Правовые аспекты защиты информации.

Правовая защита программного обеспечения. Защита программного обеспечения авторским правом

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема 11. Компьютерные правонарушения

Описание проблем. Борьба с вирусами. Борьба со спамом. Средства фильтрации почтовых серверов. Атаки на конфиденциальность писем. Основные методы и средства защиты от атак на электронную переписку. Защита корпоративной почтовой системы. Электронная цифровая подпись.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.
Тема12. Объективные предпосылки индустриализации информационных процессов

Полиморфизм. Статический и динамический полиморфизм. Множественное наследование.

Сегментация сети с помощью мостов. Технология функционирования моста. Сегментация сложных локальных сетей. Применение коммутаторов. Иерархическая коммутация. Построение маршрутизированных сетей. Роль маршрутизаторов в масштабировании сетей. Объединение локальных сетей и подключение к глобальным сетям. Алгоритмы и протоколы маршрутизации.

Основная литература

1.Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

2.Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

Дополнительная литература

1.Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

2.Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.


^

8Образовательные технологии


Традиционное чтение лекций. Решение задач по тематике лекций. Обсуждение прикладных и алгоритмических аспектов решаемых задач.
^

Методические рекомендации преподавателю


Темы индивидуальных заданий для проведения практических занятий, вопросов для тестирования теоретических знаний и экзаменационных вопросов и задач должны являться уникальными для каждого нового учебного года.
^

Методические указания студентам


Для более глубокого усвоения курса предполагается использование студентами дополнительной литературы, работа в библиотеке, поиск информации в сети Интернет.
^

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примеры домашних заданий:

  • Составить общую схему защиты информации.

  • Выполнить защиту информации персонального компьютера.

  • Составить схему защиты информации АРМ.

  • Составить схему защиты информации предприятия, учреждения.

  • Составить общую схему защиты информации внутренних информационных потоков.

  • Составить общую схему защиты информации внешних информационных потоков.

  • Составить схему защиты информации с использованием паролей.

  • Предложить технологию защиты информации от сетевых «червей».

  • Предложить технологию защиты информации от спама.

  • Предложить технологию защиты информации от «троянских коней».


Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

^

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов:

  • Дать понятия этапам разработки системы защиты.

  • Технические решения защиты информации.

  • Дать понятия основным классам угроз.

  • Дать понятия уязвимости компьютерных систем.

  • Дать понятия классам информационных угроз.

  • Дать понятия стратегии защиты информации.

  • Дать понятия способам защиты информации.

  • Какие существуют законы в области БИ.

  • Какие существуют виды угроз.

  • Каким образом осуществляется защита в корпоративных системах.

  • Какие существуют компьютерные вирусы

  • Что такое спам. Его виды, характеристики.

  • Какие существуют способы защиты от «троянских коней» в системе ПО.

  • Какие существуют классы угроз ПО.

  • Какие существуют современные средства защиты ИО.

  • Дать характеристику сетевым» червям».


^

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Контроль знаний студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в течение трех модулей. В рамках учебного курса предусмотрены различные формы текущего контроля знаний и работы студентов на практических занятиях: домашние задания (после каждого практического занятия, каждое по 80 минут) и реферат в первом модуле. Каждая форма текущего контроля оценивается по 10-балльной шкале, оценка выставляется в рабочую ведомость преподавателя. Формы итогового контроля – зачет по окончании третьего модуля. Каждая форма итогового контроля оценивается так же по 10-балльной шкале.

^ Домашнее задание:

оценка в 10 баллов проставляется в исключительных случаях самостоятельно проведенной работы, результаты которой могут в дальнейшем использоваться в учебном процессе или в исследовательской работе студента;

оценка в 8-9 баллов проставляется при самостоятельно разработанном или удачно адаптированном и отлично представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 6-7 баллов проставляется при своевременно выполненном и самостоятельно представленном исследовании по выбранной тематике;

оценка в 4-5 баллов проставляется при частичном, несамостоятельном участии в выполнении работ над заданием;

оценка в 2-3 балла проставляется, когда студент не может самостоятельно представить работу или когда работа носит явные признаки заимствований (работу предлагается переделать);

оценка в 1 балл проставляется при наличии каких-либо демонстративных проявлений безграмотности и неэтичного отношения к работе.

Реферат:

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется если реферат написан по уникальной теме, не охватываемой данным курсом. Содержит материал, интересный для предоставления другим студентам в рамках курса. Проведено изучение как минимум 6 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит обширное исследование темы, собственные выводы и размышления;

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется если реферат описан по интересной теме, проведено исследование как минимум 5 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Реферат имеет достаточный объем, тема полностью раскрыта и подкреплена собсвенными выводами.

оценка в 6-7 баллов выставляется если для написания реферата проведено исследование как минимум 3 литературных источников (за исключением интернет-ресурсов). Тема раскрыта в достаточном объеме.

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда реферат написан только по одному литературному источнику (за исключением интернет-ресурсов). Реферат содержит только факты и информацию, доступную в источнике и ресурсах сети интернет, не содержит собсвенных исследований и выводов по теме. Объем реферата не достаточный для полного раскрытия темы.

оценка в 2-3 балла проставляется, когда реферат написан исключительно из источников, доступных в сети интернет, не содержит информации, доступной в специализированной литературе что свидетельствует о том, что студент не изучил предложенную тему в полной мере. Реферат имеет чрезвычайно краткий объем и не содержит полезной информации.

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с нераскрытой темой реферата и отсутствием достаточного объема выполненной работы, имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

Зачет:

На экзамене, представляющем собой письменные ответы на вопросы и решение задачи с последующим собеседованием, оценка проставляется следующим образом:

высшая оценка в 9 баллов (10 баллов только в исключительных случаях) проставляется при отличном выполнении заданий (полных, с примерами и возможными обобщениями ответах на вопросы, при правильном решении задачи и детальном ее представлении);

почти отличная оценка в 8 баллов проставляется при полностью правильных ответах на вопросы и решении задачи, но при отсутствии примеров и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 7 баллов проставляется при правильных ответах на вопросы и правильном решении задачи, но при отсутствии пояснений и обобщений, а также детального представления решаемой задачи;

оценка в 6 баллов проставляется при наличии отдельных неточностей в ответах на вопросы или неточностях в решении задачи непринципиального характера (описки и случайные ошибки);

оценка в 4-5 баллов проставляется в случаях, когда в ответах на вопросы и в решении задачи имеются существенные неточности и ошибки, свидетельствующие о недостаточном понимании изучаемой дисциплины;

оценка в 2-3 балла проставляется при наличии лишь отдельных положительных моментов в ответах на вопросы и в решении задачи;

оценка в 1 балл проставляется в тех случаях, когда наряду с неправильными ответами на вопросы и решением задачи имеют место какие-либо демонстративные проявления безграмотности или неэтичное отношение к изучаемой дисциплине.

По результатам устного собеседования с преподавателем возможны корректировки оценки в ту или иную сторону.
Аудиторная работа (Оауд):
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность на уроке, правильное решение задач. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - (Оауд).
Результирующая оценка за дисциплину (Орезульт):
Результирующая оценка за дисциплину по 10-бальной шкале рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *Оэкз
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная = 0,6* Отекущий + 0,4* Оауд

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП:

Отекущий = 0,4·Ореферат + 0,2·Одз1 + 0,2·Одз2 + 0,2·Одз3
Способ округления оценок – арифметический.
^ Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной шкалам

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно




2 – очень плохо

неудовлетворительно – 2

3 – плохо




4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

удовлетворительно – 3

6 – хорошо

7– очень хорошо

хорошо – 4

8 – почти отлично




9 – отлично

отлично – 5

10 – блестяще






^



11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Основная литература





  1. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.

  2. Антонов А.К., Артюшенко В.М. Защита информации. Методы защиты информации. - М.: ГОУВПО "МГУС", 2005.

  3. Тихонов В.А., Райх В.В. Информационная безопасность: концептуальные, правовые, организационные и технические аспекты: учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2006.
^

11.2Дополнительная литература


  1. Партыкова Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

  2. Соколов А.В., Степанюк О.М. Защита от компьютерного терроризма. Справочное пособие – СПб.: БХВ – Петербург; Арлит, 2007.

  3. Зима В.М., Молдовян А.А., Молдовян Н.А. Безопасность глобальных сетевых технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.

  4. Милославская Н.Г. Интрасети: доступ в Internet, защита. - М.: ЮНИТИ, 2010.

  5. Завгородский В.И. Комплексная защита информации в компьютерных системах. - М.: Логос, 2010.



12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Мультимедийное оборудование – ноутбук, экран, проектор.

Используется ПО в компьютерном классе НИИТ. В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород студентам предоставляется возможность самостоятельной работы с электронными ресурсами информации, периодической литературой.

Автор программы Тимофеева О.П..

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Дополнительные главы дифференциальных уравнений»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Уравнения в частных производных» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconРабочая программа учебной дисциплины Для подготовки бакалавров направления...
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...

Программа дисциплины Безопасность информационных сетей для направления 010400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 Менеджмент,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск