Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс






Скачать 248.14 Kb.
НазваниеТематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер248.14 Kb.
ТипТематическое планирование
top-bal.ru > Информатика > Тематическое планирование
  1   2   3
Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда – система управления базой данных Access.

10 класс

Основные понятия базы данных.

Информационно-поисковая система (БД и СУБД); понятие информационных структур данных: реляционная (таблица), иерархическая (деревья) и сетевая; объекты базы данных: поле, за­пись, ключевое поле; форматы типов данных СУБД «Access» и ее ин­терфейс.

Системный анализ. Инфологическая модель.

Процесс создания структуры базы данных.

Классификация и характеристика инструментов СУБД: для рабо­ты с файлами базы данных, для работы с фрагментами информации, для работы с записями и полями, управления видом базы данных, об­работки данных, вывода данных.

^ Понятие структуры базы данных.

Редак­тирование структуры базы данных: удаление поля, добавление ново­го поля; ввод данных; сохранение базы данных; форматирование базы данных; поиск/замена; сортировка; фильтрация и запрос; описание технологии создания отчета и формы.
1 урок. Вводная лекция: Информация и структуры данных. Классификация БД. Основные типы БД: реляционная, сетевая и иерархическая. Представления о БД и СУБД. Структура БД. Объекты БД. Основные принципы создания БД. Практическая работа №1.

2 урок. Системный анализ предметной области. Основные объекты и связи между ними. Инфологическая модель. Тестовая работа №1.

Практическая работа №2. Спроектировать модель БД «Расписание уроков».

Цель работы: построение инфологической модели

3 урок. Создание связей в многотабличной БД в СУБД Access

Цель работы: освоение технологии установления связей между таблицами.

Тестовая работа №2. Практическая работа №3.

4 урок. Технология создания многотабличной БД. Заполнение таблиц данными.

Практическая работа №4.

Цель работы: освоение приемов организации связей между таблицами в СУБД Access. Тестовая работа №3.

5 урок. Фильтрация данных, запрос. Практическая работа №5.

6 урок. Технология формирования форм, отчетов в БД.

Практическая работа №6.

Цель работы: освоение приемов формирования форм и отчетов в СУБД Access. Тестовая работа (итоговая по БД).

Цели уроков:

  • Образовательная:

    • познакомить учащихся с понятиями: информационно-поисковая система, база данных, системный анализ и инфологическая модель, с классификацией БД;

    • показать практическое применение теоретического материала;

    • дать первоначальные умения по работе с базой данных Microsoft Access.

  • Развивающая:

    • развивать алгоритмическое мышление учащихся, развивать мировоззрение, то есть способствовать формированию взглядов на окружающий мир, на вклад человека в структурирование информации;

    • развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;

    • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память.

  • Воспитательная:

    • воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ практического применения темы;

    • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

    • воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе.

Урок №1 База данных Microsoft Access
Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы:

  • Объяснение нового материала – фронтальная работа

  • Практическая работа – индивидуальная работа.

Оборудование:

  • Схема  № 1 необходимая для объяснения материала;

  • Схема  № 2;

  • Схема № 3;

  • Листы с последовательностью построения структуры базы данных (по количеству учеников);

  • Список классов нашей школы;

  • Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access.

^ ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

Вступительное слово учителя. Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.
Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников.)
С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять сведения). И были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все эти операции. Они получили название – информационно-поисковые системы. Сейчас они применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах, библиотеках и так далее.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим понятие информационно-поисковая система, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из баз данных – Microsoft Access.
Ваша задача сегодня на уроке выслушать и понять теоретический материал, записать все необходимые сведения в тетрадь и выполнить задания, которые будут предложены мною вам.

^ II. Объяснение нового материала

– Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас, кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора.
Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными являются значения лишь некоторых признаков.
Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес местожительства, год рождения и т. д.)
Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать значения признаков.
Разобрать пример с книгами.
Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы – информационно-поисковые системы.

^ Информационно-поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется либо вручную, либо автоматически (определение записать в тетрадь).
Информационно-поисковая система состоит из двух частей:

  • большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой данных);

  • программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления базой данных) (записать в тетрадь).

В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно-поисковых систем. Они применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д. Некоторые информационно-поисковые системы объединяются в крупные, централизованные информационно-поисковые системы, и называются банками данных.

Рассмотреть начало схемы № 1

Схема №1.


Банки данных





компоненты




СУБД

База

данных


организация





Иерархические Сетевые Реляционные




ADABAS


UHEC

DBIG,

I^ DS RUC, SQL/DS, DB2,

IMS, OKA Банк, Сетор, DBASE, KAPAT,

Сеть, FOXBASE, RBASE,

Сиод PARADOX, Clarion

– Итак, мы рассмотрели понятия информационно-поисковая система, база данных, СУБД.

Задание. На доске приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас информацию вы можете извлечь из нее?

1, 3, 5; ТУ-154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8-40; АН-24; Ижевск; 16-20; ТУ-134;320; 308; 3107; 17-35; 1, 3, 5, 7.

– В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов, но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов.

Рассматриваем таблицу №1

Таблица №1.


Аэропорт

назначения

Номер

рейса

Тип

самолета

Дни

отправления

Время

Отправления

Москва

320

ТУ-154

1,3,5

16-20

Ижевск

308

АН-24

4,7

17-35

Тюмень

3107

Ту-134

1,3,5,7

8-40

– Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи.
Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных.

Схема №2

институт







Химический факультет


Физический факультет

Биологический факультет









Кафедра неорганической химии

Кафедра

органической

химии





Кафедра

анатомии

Кафедра ботаники


Кафедра общей физики

Кафедра

зоологии

Кафедра теоретической физики


Кафедра экспериментальной физики


На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена информация о структуре института.
Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название, адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название, количество преподавателей, заведующий кафедрой).
База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется иерархической (записывают в тетрадь).

– Третья разновидность структуры данных называется сетью.

Схема №3

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Ученик 4







Факультатив 3

Факультатив 2

Факультатив 1




Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются какие ученики.
База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется сетевой (ученики записывают в тетрадь).
Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая, сетевая.

^ БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения данных, по структуре организации данных

  1. по характеру хранимой информации

    1. фактографические (краткая информация в одном формате: картотека)

    2. документальная (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т. д.: архив)

  2. по способу хранения данных

    1. централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на сервере)

    2. распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети)

  3. по структуре организации данных

  1. реляционная – табличная (используется наиболее часто и является универсальным)

  2. иерархическая

  3. сетевая.

– Итак, в настоящее уже время в больших книжных магазинах и не только в книжных, в аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией, заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск информации, заменять и дополнять различные сведения.

Принципы, лежащие в основе разработки структуры БД:

  1. Правильность разработанной структуры (поля уникальны, тип, размер, формат):

    1. каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных, повторяющиеся элементы отсутствуют;

    2. все поля в таблице однородные;

    3. поля имеют уникальные идентификаторы.

  2. Соблюдается условие нормализации (поля таблицы должны отражать непосредственные характеристики (свойства, атрибуты) объекта, к которому относится запись).

  3. Полнота (Помни(!) избыточность, недостаточность атрибутов).

  4. Непротиворечивость данных (дублирование записей).

  5. Удобный доступ к данным.

Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества взаимосвязанных таблиц.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconОпределение требований к операционной обстановке, в которой будет...
Выбор системы управления базой данных (субд) и других инструментальных программных средств

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconСтатистическая база данных по макроэкономике стран мира
Глобальная база данных ceic представляет собой статистическую базу данных по макроэкономике стран всего мира, а также отдельно взятые...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconЧто такое аис?
Единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconПравила обработки персональных данных в мадоу д/с «Сказка»
Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconПрактическая работа №1
Откройте ms access и создайте базу данных с названием «Тридевятое царство(ваша фамилия)»

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconДля читателей библиотеки искран
Института научной информации по общественным наукам ран (Научная электронная библиотека). Инструкция по работе с базой данных нэб...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconПредметный курс «Русский язык» (5 класс) Авторы: С. И. Львова, В. В. Львов
Кроме того, развернутое тематическое планирование курса включает основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconКурсовая работа на тему «Проектирование бд для автоматизации работы библиотеки мэси»
Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время обслуживания читателей...

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconПрограмма дисциплины «Алгоритмы и структуры данных»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....

Тематическое планирование по теме: База данных. Прикладная среда система управления базой данных Access. 10 класс iconПрограмма дисциплины «Алгоритмы и структуры данных»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск