Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху»






Скачать 98.45 Kb.
НазваниеМуниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху»
Дата публикации06.11.2014
Размер98.45 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Информатика > Конкурс


Департамент образования Администрации города Омска

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска

«Путь к успеху»
Программа

Крылья

любого

размера
Автор – учитель русского языка и литературы

Шушакова Галина Васильевна

ОУ – Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

E-mail : galina-shushakova@rambler.ru

^ Жила - была гусеница.

Целыми днями медленно

ползала она по веткам дерева.

Но однажды она остановилась и начала

вить кокон. Постепенно она обволакивала

себя тонкими шёлковыми нитями и скоро полностью

скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло

и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит.

^ Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла

все свои силы, кокон лопнул и…

Ключевые научные идеи.

Развитие творческих способностей до недавнего времени считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым.

В настоящее время целенаправленное, интенсивное развитие способностей учащихся становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и изменённые условия.

Инновационность программы заключается в корреляции идей: идеи В.П.Вахтерова об определении содержания обучения исходя из признания принципа единства и неразделённости наук (как и всей человеческой культуры вообще), Л.С.Выготского и его школы о значении сотрудничества и кооперации ребёнка с ребёнком и ребёнка со взрослым в психическом развитии, А.М.Матюшкина об обучении как творческом процессе – процессе исследования и открытия ребёнком знаний об окружающем мире, М.И.Мееровича и Л.И.Шрагиной об основах культуры мышления и технологии творческого мышления, - и их воплощении в особенностях построения содержания и методики занятий.

Современные школьники ждут новых форм знакомства с неизученным материалом, чтобы реализовать свою активность, деятельный характер мышления, тягу к самостоятельности. И великолепным способом решения данной проблемы являются познавательные задачи, развивающие способности детей, задачи, которые вызывают повышенный интерес и готовность их решать. Образовательные задания данной программы включают в себя всю систему познавательных действий, связанных с запоминанием, кончая операциями логического и творческого мышления.
^ Цель программы – развитие творческого мышления и способностей обучающихся.

Задачи:

  • приобретение обучающимися внутренне согласованных представлений о себе и окружающем мире;

  • развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения);

  • овладение общими приёмами познавательной деятельности;

  • формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;

  • формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций.

Основные направления:

  • организация дополнительного образования,

  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения,

  • развитие личности.

Содержание программы представлено тематическим планом. Методы: словесные, практические, наглядные; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский; устного изложения знаний учителем, активизации познавательной деятельности учащихся, метод закрепления познаваемого материала, метод самостоятельной работы обучающихся по осмыслению и усвоению материала, метод учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, метод проверки и оценки ЗУНов; инновационные методы: метод проектов, портфель достижений, обучение с применением мультимедийных средств.

^ Основная форма организации образовательного процесса – занятие, которое проводится с группой обучающихся (12 человек, по количеству посадочных мест в кабинете).

^ Формы работы на занятиях: беседа, обсуждение правил общения, усвоение рефлексивного предложения, анализ метафоры, высказывание собственных представлений, графические преобразования, рисунок, выполнение графических работ, мини-презентация, запись новых понятий, составление собственной метафоры, презентация идеи, письменная работа, лекция, материал под запись, составление вопросов, дискуссия, алгоритмированная работа, составление и обсуждение планов, групповая работа, мозговой штурм, поиск темы, использование морфологического анализа и метода фокальных объектов, работа с литературой, анкетирование, вербальное умозаключение, разработка критериев оценивания и др.

Занятия проводятся по расписанию, утверждённому директором школы, во вторую половину дня. При составлении расписания учитываются требования, предъявляемые к режиму деятельности детей в дополнительном образовании. При проведении занятий с использованием компьютерной техники соблюдаются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

^ Тематический план

(Автор – С.Гин)



п/п

Тема занятия

1.

Понятие о фантазировании

2.

Понятие о психологической инерции

3.

Развитие ассоциативности. Критерии новизны

4.

Ассоциативные загадки

5.

Метафоры

6.

Значение ассоциативности

7.

Развитие ассоциативности: обобщение

8.

Приём «Объединение»

9.

Приём «Морфологический анализ»

10.

Игры со словами

11.

Конструктор игр

12.

Придумывание сказок

13.

Приём «Морфологический анализ». Обобщение

14.

Признаки объектов

15.

Действия объектов

16.

Метод фокальных объектов

17.

Приёмы фантазирования Дж.Родари. «Круги по воде»

18.

Приёмы фантазирования Дж.Родари. «Бином фантазии». «Произвольная приставка»

19.

Приём «Что потом?»

20.

Приём «Творческая ошибка»

21.

Обобщение приёмов фантазирования Дж.Родари

22.

Приём «Оживление»

23.

Приём «Увеличение – уменьшение»

24.

Приём «Ускорение – замедление»

25.

Метод Робинзона

26.

Приём «Наоборот»

27.

Приём «Связки антонимов»

28.

Обобщение приёмов фантазирования

29.

Сказки про животных

30.

Фантазирование и прогнозирование

31.

Учитесь мыслить нестандартно

32.

Не пропаду на необитаемом острове

33.

Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха

34.

Итоги, итоги, итоги

35.

Как мне повезло


Ресурсное обеспечение:

Интернет-ресурсы

  1. http://www.gramma.ru

  2. http://www.grammatika.ru

  3. http://www.gramota.ru

  4. http://www.rusland.ru

  5. http://www.slovari.ru

  6. http://www.kinder.ru

  7. http://www.intelteach.ru

  8. http://www.edu.km.ru

  9. http://www.mccme.ru/olympiads

  10. Национальный корпус русского языка (электронное собрание текстов)

Книгоресурсы:

  1. Альтшуллер Г.С. Изобретатель и рационализатор // Патентное бюро фантастики. – 1981. - № 1,3,4,5,9.

  2. Альтшуллер Г.С. К истории курса по РТВ, 1982.

  3. Альтшуллер Г.С. Курс РТВ. В кн.: Селюцкий А.Б. Вдохновение по заказу. – Карелия, 1977.

  4. Альтов Г. И тут появился изобретатель. – М.: Детская литература, 1989.

  5. Амнуэль П.Р. Удивительный мир фантазии. – Новосибирск, 1991.

  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

  7. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы/ Библиотека учителя начальной школы. – 2-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2006.

  8. Никитин А.И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. – Ростов-на-Дону: Аспект, 1991.

  9. Рубина Н.В. Программа и методические разработки по курсу развития творческого воображения (РТВ) для начальных классов средней школы. – Петрозаводск, 1996.

  10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. – М.: Просвещение, 1990.

  11. Страунинг А.М. Игры по развитию творческого воображения. По кн.: Родари Дж. Грамматика фантазии. – Ростов-на-Дону: Аспект, 1991.

  12. Тамбург Ю.Г. Развитие творческого мышления ребёнка. – СПб.: Речь, 2002.

  13. Трифонов Д.Н. Сборник задач из НФЛ. 43 задачи для развития воображения. – СПб.: ТРИЗ-шанс, 1995.


Материально-технические ресурсы:

  1. Комплект персональных мобильных компьютеров школьника.

  2. Мобильный компьютер учителя.

  3. Оборудование (хот-спот) для организации локальной компьютерной сети по беспроводному протоколу Wi-Fi.

  4. Мультимедийный проектор, экран.

Управление.

Программа «Крылья разного размера» предполагает реализацию содержания через занятия дополнительного образования. Для этого в школе создаётся «Лаборатория открытия талантов (ЛОТ) для обучающихся средней школы». Проект организации «Лаборатории» стал победителем во втором Всероссийском конкурсе проектов по использованию персональных мобильных компьютеров школьников «Школа будущего – вместе с INTEL» в рамках инициативы «Мир будущего начинается здесь».

Критерии эффективности:

  • совершенный вид (круг) «Розы качества жизни» (тест И.А.Гундарова);

  • приобретение каждым обучающимся представлений о себе и окружающем мире (самоанализ);

  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения (сравнительный анализ результатов входного и контрольного тестирования);

  • овладение общими приёмами познавательной деятельности;

  • формирование беглости мысли, гибкости ума, оригинальности, любознательности, умения выдвигать и разрабатывать гипотезы (коллекция работ);

  • формирование школьника как личности, развитие его воли, интеллекта, эмоций, самостоятельности мышления, творческих способностей, ценностных ориентаций (портфель достижений);

  • одобрительные отзывы со стороны родителей (анкетирование);

  • внимание общественности (грамоты, дипломы, публикации, видеосюжеты и др.).



её залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства.

Сначала гусенице стало страшно – что она будет

делать теперь без кокона, который согревал и

защищал её? Она взглянула вниз – под ней

расстилался огромный луг, полный цветов.

Волшебное чувство свободы

наполнило её. Она раскрыла

большие разноцветные

крылья

и

полетела.


Так гусеница превратилась в бабочку.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconКонкурс авторских программ и проектов по работе с одарёнными детьми....
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить...

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconМуниципальный центр по работе с одаренными и высокомотивированными...
Дистанционный лингвистический конкурс «Рождественская звезда» (далее «Конкурс») является муниципальным дистанционным конкурсом в...

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconРоссийской Федерации Об итогах VII всероссийского конкурса авторских...
В соответствии с положением с октября 2005 года по май 2006 года прошел VII всероссийский конкурс авторских образовательных программ...

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» icon«Работа с одарёнными детьми»
Определить общие методологические и психолого-педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconПрограмма по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов
Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconАдминистрация «медведево муниципальный район» муниципальный образованийын администрацийже пунчал
Об организации платных образовательных услуг в муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждениях

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconРабочая программа внеурочной деятельности «путь к успеху»
Планирование составлено на основе программы внеурочной деятельности «Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» авторы составители...

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconПрограмма профильной лидерской смены для старшеклассников 14-16 лет «Тандем»
Сборник авторских профильных программ образовательных учреждений города Хабаровска

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconСогласовано согласовано директор Начальник отдела департамента образования...
Акция «Письмо солдату» (далее акция) организована Центром социального проектирования «Мы вместе» на базе моу «Средняя общеобразовательная...

Муниципальный конкурс авторских программ по работе с одарёнными детьми в образовательных учреждениях города Омска «Путь к успеху» iconОсновная образовательная программа Департамент образования Администрации...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск