Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство»






НазваниеУчебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство»
страница1/4
Дата публикации16.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Утверждено на заседании кафедры


Зав. кафедрой___________________

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине
« ИНФОРМАТИКА »

для специальности
«Технология и предпринимательство»
ФТИП
Форма отчетности: зачет

3 курс, 1 семестр

Программа составлена

Доцентом кафедры информатики и ИТО

Бабенко Т. А.



АРМАВИР 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина «ИНФОРМАТИКА» предназначена в первую очередь для выравнивания базовых знаний в области программирования студентов первого курса, т. к. эти знания существенно различаются.

Основным направлением обучения является изучение базовых алгоритмических конструкций, основных операторов и их использования. В качестве языка программирования выбран ПАСКАЛЬ, т. к. он наиболее удачно используется для переноса блок-схем алгоритмов на алгоритмический язык.

Курс «ИНФОРМАТИКА» включает в себя знание основных конструкций языка ПАСКАЛЬ и основных алгоритмов. Основная задача курса заключается в том, чтобы ознакомить студентов с методами программирования на этом языке, показать спектр задач, решаемых с помощью этого языка.

Теоретический часть курса включает в себя рассмотрение ПАСКАЛЯ на концептуальном уровне; изучение основных понятий, особенностей представления данных, наиболее типичных для этого языка задач и методов их решения. Практическая часть предполагает реализацию полученных знаний в виде программ на ЭВМ.

В результате изучения курса «ИНФОРМАТИКА» будущий учитель информатики должен иметь четкие представления о ПАСКАЛЕ как о языке, используемом для решения широкого спектра задач. Курс «ИНФОРМАТИКА» должен расширить представления будущего учителя информатики о возможностях вычислительной техники, сферах ее применения, показать наиболее перспективные направления развития информатизации общества.

Содержание курса «ИНФОРМАТИКА» составляет лекционный курс и лабораторные занятия. Лекционный курс позволяет изложить необходимый материал и создает теоретическую основу для практической отработки приемов решения задач. Лабораторные занятия проводятся по подгруппам и предусматривают реализацию полученных студентами заданий в виде программ на ЭВМ.

Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

^ Текущий контроль осуществляется при проведении лабораторных работ.

Итоговый контроль проводится в форме экзамена. Порядок его проведения и выносимые вопросы сообщаются студентам заблаговременно, в соответствии с требованиями нормативных документов и деканата факультета.

^ Учебно-материальная база курса включает нормативные документы высшего профессионального образования, нормативные документы в области информации, информатизации и защиты информации, сборники лекций и другую учебно-методическую литературу, специализированные компьютерные классы и технические средства обучения.
^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.



ТЕМА

Лек

Лаб

Ауд

Сам

Всего

1.

Понятие алгоритма. Алгоритмы и их свойства.

 4

 4

 8



 16

2.

Основные структуры алгоритмов.

Программа как способ записи алгоритма.

 2

 2

 4

4

8

3.

Язык программирования PASCAL. Структура программы. Типы данных.

4

6

10

10

20

4.

Команды ввода/вывода, команды присвоения. Функции.

2

 4

6

4

10

5.

Логические выражения, логические операции. Команды ветвления.

 2

4

6

 6

12

6.

Понятие цикла. Оператор цикла со счетчиком.

4

 6

10

10

20

7.

Оператор цикла с предусловием, оператор цикла с постусловием.

 4

 4

 8

8

16

8.

Строковые переменные и функции.

2

 4

6

6

12

9.

Структурированные данные. Массивы.

 4

 6

 10

 10

 20

10.

Составные типы. Файлы. Записи.

 2

4

6

6

12

11.

Процедуры и функции.

2

4

6

6

12

 

ЭКЗАМЕН

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

32

48

80

80

160



^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

3.1. Содержание учебного материала.

Лекция № 1.

Тема: Понятие алгоритма. Алгоритмы и их свойства.

    Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы описания алгоритмов.

    Описание алгоритмов с помощью блок – схем. Основные алгоритмические конструкции.


Лекция № 2.

Тема: Понятие алгоритма. Алгоритмы и их свойства. (Продолжение)

Графический способ описания алгоритмов. Основные преимущества блок-схем. Примеры блок-схем типичных алгоритмов.
Лекция № 3.

Тема: Основные структуры алгоритмов. Программа как способ записи алгоритма.

    Программирование как разработка и реализация алгоритмов. Формальное представление задачи. Разбиение задачи на составные части. Библиотеки алгоритмов. Стандартные функции. Примеры типовых алгоритмов.



Лекция № 4.

Тема: Язык программирования Паскаль. Структура программы. Типы данных.

    Из истории создания языка программирования Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Понятие идентификатора. Правило построения идентификатора. Типы данных в языке Паскаль.


Лекция № 5.
Тема: Язык программирования Паскаль. Структура программы. Типы данных. (Продолжение)


    Понятие типа. Целые типы. Вещественные типы. Символьные типы.

    Примеры описаний типов данных.


Лекция № 6.

Тема: Команды ввода-вывода, команды присваивания. Функции.

    Операторы присваивания. Операторы ввода и вывода. Стандартные математические функции языка Паскаль для работы с целыми и вещественными данными. Примеры работы с целыми и вещественными данными.



Лекция № 7.

Тема: Логические выражения, логические операции. Команды ветвления.

    Составной оператор. Условный оператор. Оператор выбора. Использование меток и команды безусловного перехода. Примеры организации ветвления в Паскале.



Лекция № 8.

Тема: Понятие цикла. Оператор цикла со счетчиком.

    Понятие оператора цикла. Цикл типа FOR. Области применения цикла типа FOR.


Лекция № 9.

Тема: Понятие цикла. Оператор цикла со счетчиком. (Продолжение)

Оператор цикла с параметром. Примеры его использования. Символьный тип. Функции для работы с символьными данными, примеры их использования.

^ Лекция № 10.

Тема: Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием.

Содержание:
Область применения циклов с предусловием. Циклы типа WHILE. Примеры их использования.
Лекция № 11.

Тема: Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. (Продолжение)

    Циклы типа UNTIL. Примеры их использования. Области применения циклов.



^ Лекция № 12.

Тема: Строковые переменные и функции.

Переменные символьного типа. Массив символов как переменная строкового типа. Тип STRING. Набор процедур и функций для работы с переменными строкового типа. Примеры.

^ Лекция № 13.

Тема: Структурированные данные. Массивы.

Раздел описания констант. Раздел описания типов. Переменные типа массив. Одномерные массивы. Примеры использования одномерных массивов.

^ Лекция № 14.

Тема: Структурированные данные. Массивы. (Продолжение)

Раздел описания констант. Раздел описания типов. Переменные типа массив. Двумерные массивы. Примеры использования двумерных массивов.

^ Лекция № 15.

Тема: Составные типы. Файлы и записи.

    Необходимость использования переменных типа запись. Тип запись. Формат описания типа. Тип файл. Процедуры для работы с файлом. Примеры применения файлов и записей.


Лекция № 16.

Тема: Процедуры, функции.

    Описание процедур и функций. Процедуры. Функции. Передача параметров.

    Вызов процедур и функций.






^ 3.2. Содержание лабораторных работ.
Лабораторная работа № 1. Алгоритмы. Свойства алгоритмов.
Цель работы: Изучение понятия алгоритм.
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материалы электронного методического пособия (Раздел «Алгоритмы»)

    «Алгоритмы». Разобрать основные структуры алгоритмов.


^ Содержание работы:


  1. Составить алгоритм в виде блок-схемы расчета значения функции
    Z = |3 ех+3 – 2 ln ху| + 1,8х2 + 1 при любых значениях х и у.

  2. Составить алгоритм в виде блок-схемы расчета значения функции
    Z = tg х3 – |2 sin х2у + 7.8 cos х |+ 10 при любых значениях х и у.

  3. Составить алгоритм в виде блок-схемы: вводится вещественное число а. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, получить a4 за две операции.

  4. Составить алгоритм в виде блок-схемы: вводится вещественное число а. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, получить a6 за три операции.

  5. Составить алгоритм в виде блок-схемы: вводится вещественное число а. Не пользуясь никакими арифметическими операциями, кроме умножения, получить a7 за четыре операции.

  6. Составить алгоритм в виде блок-схемы: найти произведение цифр введенного 4-значного числа.

  7. Составить алгоритм в виде блок-схемы: найти сумму цифр введенного 4-значного числа.

  8. Составить алгоритм в виде блок-схемы: определить сумму квадратов цифр введенного 3-значного числа.

  9. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введенное 4-значное число изменить так, чтобы 1 и 3 цифры поменялись местами.

  10. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введенное 4-значное число изменить так, чтобы 3 и 4 цифры поменялись местами.



^ Форма представления отчета:

Студент должен продемонстрировать умение составлять алгоритмы линейной структуры и представить в тетради выполненные задания.
^ Лабораторная работа № 2. Алгоритмы. Алгоритмы разветвляющейся структуры.
Цель работы: Изучить разветвляющиеся алгоритмы
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материалы электронного методического пособия (Раздел «Алгоритмы»)

    . Повторить лекционный материал по теме «Алгоритмы». Разобрать основные структуры алгоритмов.

Понятие о структурном подходе к разработке алгоритмов.
^ Содержание работы:


  1. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введено трехзначное число. Найти сумму четных цифр.

  2. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введено четырехзначное число. Содержится ли в записи этого числа цифра 7?

  3. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введено четырехзначное число. Найти среднее арифметическое нечетных цифр.

  4. Составить алгоритм в виде блок-схемы: введено четырехзначное число. Найти сумму цифр, кратных 3-м.

  5. Составить алгоритм в виде блок-схемы: вводятся Х и Y. Если хотя бы одно из этих чисел положительно, то найти их произведение. Иначе – найти их сумму.

  6. Составить алгоритм в виде блок-схемы: из чисел A, B, C, D выбрать максимальное.

  7. Составить алгоритм в виде блок-схемы: определить, принадлежит ли введенное Х интервалу (-10, 15)?

  8. Составить алгоритм в виде блок-схемы: вводится натуральное Х. если оно четное, то уменьшить его вдвое, если нечетное – увеличить на 10.

  9. Составить алгоритм в виде блок-схемы: определить, сколько среди заданных чисел A, B, C, D отрицательных.

  10. Составить алгоритм в виде блок-схемы: сколько среди заданных чисел A, B, C, D нечетных.


Форма представления отчета:

Студент должен продемонстрировать умение составлять алгоритмы разветвляющейся структуры и представить в тетради выполненные задания.

^ Лабораторная работа № 3. Алгоритмы циклической структуры
Цель работы: Изучить циклические алгоритмы
Рекомендации к самостоятельной работе:
Изучить материалы электронного методического пособия (Раздел «Алгоритмы»)

    . Повторить лекционный материал по теме «Алгоритмы». Разобрать основные структуры алгоритмов.

Понятие о структурном подходе и разработке алгоритмов.
^ Содержание работы:

  1. Составить алгоритм в виде блок-схемы: дано натуральное число n. Вычислить 21+22+…+2n .

  2. Составить алгоритм в виде блок-схемы: дано натуральное число n. Вычислить n! ()

  3. Составить алгоритм в виде блок-схемы: дано натуральное число n. Вычислить .

  4. Составить алгоритм в виде блок-схемы: дано натуральное число n и действительно число х. Вычислить .

  5. Составить алгоритм в виде блок-схемы: даны натуральные числа а, n. Вычислить .

  6. Составить алгоритм в виде блок-схемы: найти произведение: Р = (1 + х)·(3+2х)·(5+3х)·... . (n множителей)

  7. Составить алгоритм в виде блок-схемы: задана арифметическая прогрессия. 7,6; 6,3; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала <0.

  8. Составить алгоритм в виде блок-схемы: задана арифметическая прогрессия 2; 2,8; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала >20.

  9. Составить алгоритм в виде блок-схемы: задана арифметическая прогрессия. 7,1; 5,3; … . Сколько членов прогрессии нужно сложить, чтобы полученная сумма стала <0.

  10. Составить алгоритм в виде блок-схемы: Подсчитать сумму двухзначных чисел, сумма цифр которых не превышает 7.

  11. Составить алгоритм в виде блок-схемы: Подсчитать количество двузначных чисел, кратных 3.


Форма представления отчета:

Студент должен продемонстрировать умение составлять алгоритмы циклической структуры и представить в тетради выполненные задания.

^ Лабораторная работа № 4. Структура программы на языке Паскаль.
Цель работы: Изучить структуру программы на языке Паскаль
Рекомендации к самостоятельной работе:
Повторить лекционный материал по теме «Структура программы на языке Pascal».
Программа на языке Turbo Pascal имеет следующие разделы:
^ [ЗАГОЛОВОК ПРОГРАММЫ]

[РАЗДЕЛ ОБЪЯВЛЕНИЙ]

[Раздел объявления используемых модулей]

(Uses <имена используемых модулей>)

[Раздел объявления меток]

(Label <имена меток>)

[Раздел объявления констант]

(Const <имя константы>=<значение константы>)

[Раздел объявления типов]

(Туре <имя типа>=<описание типа>)

[Раздел описания переменных]

(\/аr<имя переменной>:<тип>)

[Раздел описания процедур и функций]

(Procedure <заголовок процедуры>)

(Function <заголовок функции>)

^ [ТЕЛО ПРОГРАММЫ]

(Begin

<Выражения>

End.)
В тексте программы могут присутствовать комментарии. Это невыполняемая часть программы, она не компилируется в машинные коды и составляются программистом для пояснения работы программы, её элементов, операторов и т.д.. Комментарии оформляется как произвольный текст, ограниченный с двух сторон фигурными скобками }или звёздочками -*...*.
^ Операторы языка Pascal

Оператором называется элементарная структурная единица программы. Он предназначен как для записи алгоритмических действий по преобразованию данных, так и для задания порядка выполнения действий (операций) программы. Операторы автоматически выполняются в порядке их следования в программе и отделяются друг от друга символом "точка с запятой".
Операторы делятся на:

• простые (не содержат в себе других операторов);

• составные (включают в себя один или несколько дополнительных операторов).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно- методический комплекс по дисциплине «экономическая информатика»...
Дисциплина «экономическая информатика» предназначена в первую очередь для выравнивания базовых знаний в области программирования...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Факультатив «Аудиовизуальные...
В современной педагогике становится особо актуальной задача научного обоснования создания и использования ато. Ее решение требует...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине " Технология разработки...
...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “ сети ЭВМ и телекоммуникации...
Настоящий курс предназначен для обучения студентов специальности «Информатика и вычислительная техника» основам работы с компьютерными...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» разработан в...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “ дисциплина по выбору:...
Дисциплина по выбору «Компьютерная графика» предназначена для овладения студентами основами компьютерной графики. В данном курсе...

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 01" Начертательная...
Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств

Учебно- методический комплекс по дисциплине «информатика» для специальности «Технология и предпринимательство» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск