Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н.






НазваниеРабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н.
страница1/5
Дата публикации09.11.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Чухломская средняя школа имени А.А.Яковлева


«Согласовано»

Руководитель МО

_____________ Задунаевская Т.С.
Протокол № ___ от

«____»____________2010 г.


«Утверждено»

Директор МОУ ЧСОШ

_____________ Шеховцова Л.И..
Приказ № ___ от «__»_____2010 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Задунаевской Татьяны Сергеевны

Высшая квалификационная категория
по учебному курсу «История России» и «Всеобщая история»

9 класс
Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2010 г.

^ 2010 - 2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н.В. Загладина, С.Т. Минакова, С.И. Козленко, Ю.А. Петрова История Отечества. XX в. и Загладина Н.В «Новейшая история зарубежных стран. XX век». 9 класс и Курс «История Отечества. XX век» и «Новейшая история зарубежных стран. XX век» предназначен для школьников, изучающих историю в ходе первого концентра обучения. Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Федеральный компонент федерального стандарта общего образования по истории предлагает следующее распределение часов по курсам в 9 класс.

Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

^ Резерв учебного времени

История России

Всеобщая история

IX классы

70 часов.

Новейшая и современная история России – не менее 36 часов.

Новейшая и современная история – не менее 24 часов.

10 часов.

Класс


Количество часов

Разделы рабочей программы

Региональный компонент

9 класс

85часов

57 часа

28 часов

На 10 уроках
















В рабочей программе отводиться 57 часа на изучение истории Отечества и 28 часов Новейшей истории, так как по учебному плану школы отводится 2,5 часа в неделю (85 часов). На 10 уроках используется местный материал. Оба курса заканчиваются уроками итогового обобщения, а также 4 часа резерва планируются для итоговых уроков после тем: «Российская империя в первые десятилетия XX века», «1900-1916 гг. Россия в годы революции и Гражданской войны», «Великая Отечественная война 1941-1945 гг», «От сталинизма –к оттепели».

Основная его цель - ознакомить учащихся 9 класса с отечественной историей XX в .

Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравствен­ного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе, на формиро­вание у школьников ценностных ориентации и личностного осмысления опыта ис­тории и современной жизни России.

Одна из центральных задач курса - показать роль России как активного уча­стника и творца всемирной истории, преодолеть изолированность в изучении ис­тории Отечества и зарубежной истории. Во всех разделах программы представ­лены материалы, раскрывающие место нашего Отечества в мировых событиях изучаемого времени

Курс предполагает раскрытие истории с позиций обоснования национальных и государственных приоритетов России

^ Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

При освоении обязательного минимума содержа­ния курсов истории школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям.

1. Хронологические знания и умения:

  1. называть даты важнейших событий, хроноло­гические рамки, периоды значительных событий и процессов;

  2. соотносить год с веком, устанавливать после­довательность и длительность исторических собы­тий.




  1. Знание фактов:

2.1. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.

  1. Работа с источниками:




  1. читать историческую карту с опорой на леген­ду;

  2. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

  3. сравнивать данные разных источников, выяв­лять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  1. рассказывать (устно или письменно) об исто­рических событиях, их участниках;

  2. описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

  3. на основе текста и иллюстраций учебника, до­полнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

5.1. соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  1. называть характерные, существенные черты исторических событий и явлений;

  2. группировать (классифицировать) историче­ские события и явления по указанному признаку;

  3. объяснять смысл, значение важнейших исто­рических понятий;

  4. сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  5. излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

  6. объяснять, в чем состояли мотивы, цели и ре­зультаты деятельности отдельных людей в истории.

6. Версии, оценки:

6.1. приводить оценки исторических событий (в том числе противоположные), изложенные в учеб­ной литературе;

6 2. определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных со­бытий и личностей в истории

История России XX в.

1.1. Называть:

  1. даты российских революций XX в., созда­ния Государственной думы, реформ Столыпина, рус­ско-японской, первой мировой и Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20—30-е гг., советско-финляндской и Великой Оте­чественной войн, XX съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х— начала 90-х гг., распада СССР, образования Российской Федерации;

1.1.2.основные периоды отечественной истории XX в. и этапы наиболее масштабных событий. 1.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

2.1. Называть: а) место, обстоятельства, участни­ков событий, указанные в п. 1.1.1; б) крупнейших государственных и общественных деятелей XX в.; в) основные политические течения, партии, органи­зации, их наиболее известных представителей; г) вы­дающихся представителей и достижения отечествен­ной науки и культуры XX в.; д) известных полковод­цев, участников военных событий.

  1. Показывать на исторической карте: а) тер­риторию России, СССР и ее изменение на протяже­нии XX в.; б) промышленные центры, крупнейшие стройки; в) места военных сражений.

  2. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с до­кументами и другими историческими материалами).

  3. Сравнивать данные разных источников — факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.




  1. Рассказывать (устно или письменно) о наибо­лее значительных событиях отечественной истории XX в. и их участниках.

  2. Описывать условия и образ жизни людей раз­ного социального положения в разные периоды оте­чественной истории XX в.

  3. Составлять описание: а) зданий, техниче­ских сооружений, машин; б) предметов быта; в) па­мятников художественной культуры.




  1. Соотносить факты и общие процессы и явле­ния: изменения политического строя России в XX в.; внутренней и внешней политики; модернизации, ин­дустриализации; развития общественной мысли, ху­дожественной культуры.

  2. Называть характерные, существенные чер­ты:

5.2.1. политических режимов (самодержавия, со­ветской власти, постсоветского строя); явлений поли­тической жизни страны;

5.2.2. экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды XX в.;

5.2.3.развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;

5.2.4. внешней политики, наиболее значительны военных событий.

5.3. Систематизировать исторический материал составлять таблицы, схемы.

5.4. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, Столы­пинские реформы, советы, диктатура, национализа­ции, «военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэн, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышле­ние

  1. Сравнивать: развитие России, СССР в разные периоды истории XX в.; темпы и характер модерни­зации в России и других странах; политические ре­жимы в России и других странах.

  1. Излагать суждения о причинах и последствиях: российских революций 1905—1907 и 1917 гг.; Гражданской войны; прихода большевиков к власти; установления однопартийной системы; утверждения тоталитарного режима и культа личности; победы в Великой Отечественной войне; «оттепели», застоя в экономике в 60—80-е гг.; перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен конца 80-х — начала 90-х гг.

  2. Объяснять, в чем состояли результаты де­ятельности государственных и политических деяте­лей, представителей общественных движений, науки и культуры.

6.1. Излагать приведенные в учебной литературе оценки: а) поворотных, ключевых событий отечест­венной истории XX в. (п. 1.1.1); б) известных истори­ческих личностей (см. п. 5.7).

6.2. Высказывать и аргументировать свою оцен­ку событий и личностей, названных в пп. 5.7 и 6.1.
Всеобщая история

Новейшая история (XX в.)

I I Называть даты важнейших, поворотных событий истории XX в., связанных с образованием новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами.

I.2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

2.1. Называть:

1.1. место, участников, результаты событий, укапанные в п. 1.1;

2. 1.2. политических и общественных деятелей, оказавших значительное воздействие на судьбы народов и государств в XX в.;

2.1.3. выдающихся представителей науки и культуры XX в.

3. I. Называть и показывать на исторической карте:

3. 1.1. государства, появившиеся на карте мира в XX в.;

3.1.2. территории, охваченные мировыми и ло­кальными войнами;

3. 1.3. изменения на карте Европы и мира после первой и второй мировых войн, событий 1989— 1991 гг.

  1. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (при работе с до­кументами и другими историческими материалами).

  2. Сравнивать данные разных источников, вы­являя сходство и различие информации.

  1. Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях и их участниках (ответ на экзамене, реферат).

  2. Описывать условия жизни людей в разных регионах современного мира.

  3. Составлять описание памятников современ­ной эпохи: а) зданий, технических сооружений и уст­ройств; б) предметов быта; в) произведений художе­ственной культуры.




  1. Соотносить факты и общие процессы: движе­ний за национальное и социальное самоопределение; модернизации; выбора путей и моделей развития.

  2. Называть характерные, существенные чер­ты:




  1. политических режимов, существовавших в XX в.,— демократических, авторитарных, тотали­тарных;

  2. социальных отношений в разных регионах мира, сочетания в них традиций и современности;

  3. освободительных, социальных, этнонациональных, религиозных движений XX в.;

  4. наиболее значительных течений в культуре XX в.




  1. Систематизировать исторический матери­ал: составлять таблицы, схемы.

  2. Объяснять значение понятий: социал-демо­кратия, коммунистическое движение, фашизм, на­ционал-социализм, авторитаризм, тоталитаризм, ге­ноцид, расизм, движение Сопротивления, раскол мира на две системы, «холодная война», гонка воору­жений, распад колониальной системы, международ­ная интеграция, мировое сообщество, научно-техни­ческая революция, информационное общество, сред­ства массовой информации, массовая культура, глобальные проблемы человечества.

  3. Сравнивать: политические системы, сущест­вовавшие в разных странах в отдельные периоды; опыт модернизации в разных странах (реформы и революции)

5.6.Излагать суждения о причинах возникновения последствиях: освободительных, социальных и этнонациональных движений в хх в; международных конфликтов и войн 5.7. Объяснять, в чем состояли цели и результаты действий политических лидеров и масс в наиболее значительных событиях истории XX в.

6.1. Излагать приведенные в учебной литературе оценки а)важнейших, переломных событий в истории XX в. (см. п. 1.1); б) исторических личностей (II I ); в) достижений и последствий научно-технического прогресса.

6.2 Высказывать и аргументировать свое отношение к событиям и личностям, названным в пп. 5.7 и 6.1.

Учебно -тематический план «История Отечества 20 век» 9 класс

Тема раздела

К-во часов по теме

№ урока

Тема урока

Дата проведения урока

Практическая часть

Формы контроля

Региональный компонент

Российская империя в первые десятилетия XX века. 1900-1916 гг.

10

1

Россия на рубеже XIX-XX веков




Анализ статистического материала, сравнительная характеристика социально-экономического развития России и крупнейших стран мира










2

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги




Анализ моделей модернизации. Сравнительный анализ процессов модернизации и монополизации России и крупнейших стран мира










3

Русско-японская война




Работа с картой. Анализ документов: точки зрения на причины и начало войны. Исторические персоналии.










4

Начало революции 1905-1907 гг.




Составление развёрнутого плана-рассказа о революции

Край в годы первой русской революции







5

Политическая жизнь России после Манифеста 17 октября 1905 г.




Анализ статистических данных, заполнение таблицы «Политические партии России»










6

Реформы П.А.Столыпина и их итоги




Анализ реформ Столыпина и оценка его деятельности. Тестирование.

Реформа на территории края







7-8

Российская империя в Первой мировой войне. 1914-1918 гг.




Работа с картой, анализ исторических документов. Исторические персоналии (индивидуальные сообщения)

Жители края и война







9

Кризис власти: 1916-февраль 1917 гг.




Дискуссия «Первая мировая война как катализатор революционных событий в России».










10

Наука и культура России в начале XX века




Работа в группах с дополнительной литературой и текстом учебника.




Россия в годы революции и Гражданской войны

5

11

Политика Временного правительства и российское общество в 1917 г.




Сравнительная характеристика кризисов Временного правительства










12

События Октября 1917 г. и их последствия




Работа с документами, составление хронологии событий

Установление Советской власти на территории края







13

Брестский мир и его итоги




Работа с документами, сравнительный анализ различных позиций в партии большевиков по вопросу заключения мира с Германией










14-15

Начало Гражданской войны и развитие белого движения. Советская Россия в годы Гражданской войны




Работа с картой, анализ документов, дискуссия о роли белого движения в истории России. Работа с понятиями.

Край в годы войны

СССР в 1920-1930 гг.

9

16

Новая экономическая политика: цели и принципы




Работа с документами. Заполнение и анализ сравнительной таблицы « Политика военного коммунизма и нэп»










17

Создание СССР




Сравнительный анализ различных точек зрения на государственное строительство на территории бывшей Российской империи










18

Советская внешняя политика 1920-х гг. и Коминтерн




Работа с документами. Сравнительный анализ сов. Внешней политики и политики ведущих стран мира










19

Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В.Сталина




Составление развёрнутого плана по темам «Причины возвышения Сталина», «Причины отказа от нэпа»










20-21

СССР в 1930-е гг. Коллективизация и индустриализация




Работа с электронным учебником. Заполнение сравнительной таблицы. Исторические персоналии

Социально-экономическое развитие края







22

«Великий террор» 1930-х гг. и создание командно-административной системы




Работа над понятиями «культ личности», «командно-административная система». Использование электронного учебника










23

Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны




Сравнительная характеристика позиций СССР и крупнейших стран Запада в условиях назревающей Второй мировой войны










24

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве




Доклады учащихся




Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

8

25

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.




Работа с картой, анализ документов, диспут по вопросам советско-германского сближения










26

Подготовка Советского союза и Германии к войне




Работа с картой, анализ статистических данных










27

1941 год в отечественной и мировой истории




Составление таблицы «Основные битвы Великой Отечественной войны»










28

Коренной перелом в Великой Отечественной войне




Анализ статистических данных, сравнительный анализ динамики событий на фронтах в 1941-1942 гг.

Труженики тыла в годы войны







29

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны




Сравнительный анализ крупнейших битв в ходе ВОв










30

СССР в боях за освобождение Европы и Азии от фашизма




Работа с текстом учебника, картой, анализ статистических данных










31

Великая Отечественная война: итоги и уроки




Доклады учащихся. Тестирование










32

Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание систем союзов




Работа с картой, над системой внешнеполитических терминов, составление опорной схемы




От Сталинизма к «оттепели»: Советский Союз в 1945-1964 гг.

4

33

Послевоенное восстановление народного хозяйства




Анализ документов. Сопоставление, сравнение различных точек зрения

Восстановление экономики в крае







34

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС




Работа с текстом учебника и документами. Исторические персоналии: Н.С. Хрущёв










35

СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»




Работа с документами. Сравнительная характеристика крупнейших кризисов данного периода. Начало заполнения таблицы « СССР и конфликты 1950-1960-х гг.»










36

Противоречия развития советского общества к. 1950-н. 1960-х гг.




Оценка деятельности Н.С.Хрущёва (решение проблемного задания). Составление развёрнутого плана ответа.




СССР в 1960-н. 1980-х гг.

5

37

Попытки проведения экономических реформ в к. 1960-х гг.




Исторические персоналии Л.И.Брежнев, А.Н.Косыгин. Анализ причин экономических трудностей

Экономическое развитие края







38-39

Внешняя политика СССР во в.п. 1960-х гг. СССР в годы разрядки международной напряжённости




Работа с документами, картой. Продолжение таблицы. Сравнение политики «холодной войны» и разрядки










40

Духовная жизнь и идейно-политическое развитие от «оттепели» до «застоя»




Работа с текстом учебника, документами










41

Углубление кризиса внешней и внутренней политики советского общества




Работа с картой, документами, характеристика советско-американских отношений. Персоналии: Ю.В.Андропов




Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

4

42

Политика перестройки: первые шаги




Работа над понятиями, анализ сущности экономической реформы в.п.1980-х гг. и её результатов










43

Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР




Работа над понятиями, анализ идейно-политических причин в обществе










44

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»




Характеристика реализации новых подходов во внешней политике СССР. Сравнительный анализ политики разрядки и внешней политики СССР в.п.1980-хгг.










45

Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад Советского общества




Подготовка ответа на вопрос: В чём причины попытки путча? Была ли альтернатива ликвидации СССР?




Российская федерация в к. XX – н. XXI вв.

7

46

Начальный этап экономических реформ




Работа с текстом учебника. Анализ статистических данных










47

Политический кризис 1993 г. и принятие новой Конституции РФ




Работа с текстом учебника, составление хронологической таблицы. Характеристика и оценка событий осени 1993 г. Анализ содержания Конституции РФ 1993 г.










48

Политика коррекции курса реформ во в.п. 1990-х гг.




Анализ причин и итогов первой чеченской войны. Характеристика результатов выборов 1995-1996 гг.










49

Россия на рубеже XX – XXI вв.: новый этап развития




Составление развёрнутого плана и тезисов по теме «Меры президента В.В.Путина и председателя правительства М.М.Касьянова по стабилизации положения в стране и углубления реформ»










50

Ориентиры внешней политики демократической России




Сравнительный анализ международного положения России в к. 1990-х гг. и современного положения нашей страны в мире










51

Духовная жизнь российского общества




Характеристика особенностей современной духовной жизни России










52

Россия в XX веке




Деловая игра «Формирование содержания итогового параграфа к курсу истории России»










53

Итоговый урок по всему курсу.










4 часа резерв учителя
Содержание курса «История Отечества 20 век» 9 класс

Раздел ^ 1.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX в. 1900-1916 гг.

Тема 1. Россия на рубеже XIX—XX вв.

Территория: площадь, состав, неравномерность развития отдельных регио­нов. Население: численность, национальное и религиозное разнообразие. Рос­сия как одна из великих держав. Особенности социально-экономического разви­тия. Положение крестьянства. Рост городов. Положение городских рабочих. Сословный строй. Самодержавная монархия. Власть и произвол чиновничества.

Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия.
Тема 2. Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Роль государства в модернизации России. Техническое перевооружение ар­мии. Расширение сети железных дорог. Протекционистская таможенная полити­ка. Формирование монополий. Формы монополий. Иностранный капитал в Рос­сии. Рост противоречий в российском обществе. Земства. Зубатовские рабочие организации.

Понятия: модернизация, протекционизм, дивиденды, инвестиции, монопо­лия, вывоз капитала, земства.

Персоналии: Николай II, СЮ. Витте, В.К. Плеве.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе требований...
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ к преподаванию предмета История», примерных программ по истории...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconДанилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, ХХ начало...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая программа по истории в 7 классе составлена на основе федерального...
Рабочая программа по истории в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconДанилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, ХХ начало...
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая программа учебного курса по истории в 7 классе. 70 часов
Учебная программа по истории для 7 класса составлена на основе Федерального Компонента Государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconПояснительная записка к рабочей программе по истории. 8 класс (Истории...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая программа по Всеобщей истории составлена в соответствии с...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) на основе Примерной программы основного...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного...
Федеральной примерной программы по истории России. М. 2004 г и Новейшей истории зарубежных стран 11 класс. А. А. Улунян, Е. В. Сергеев....

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconРабочая учебная программа по музыке составлена на основе федерального...
«Школа России» под редакцией А. А. Плешакова и на основе авторской программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной,...

Рабочая программа по истории России и Всеобщей истории для 9 класса составлена на основе содержания Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, и Государственных программ по истории под редакцией Н. iconАгибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл
Рабочая программа по истории для V-IX класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск