Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко)






Скачать 66.42 Kb.
НазваниеКузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко)
Дата публикации16.01.2014
Размер66.42 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > История > Документы
Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ГГПИ им. В.Г. Короленко)
В системе образования Удмуртии особое место занимает Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, представляя единственный в регионе педагогический вуз. История его становления и развития составляет неотъемлемую часть истории просвещения в республике.

Учительский институт в городе Глазове был организован в 1939 г., согласно Постановлению Правительства РСФСР от 27 июня того же года, на базе местного педагогического училища, которое в дальнейшем было сохранено наряду с институтом. Так, в городе появилось первое высшее учебное заведение. Однако создание собственно педагогического института произошло несколько позже.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 августа 1952 г. № 3692 начальнику Главного управления высших учебных заведений Министерства Просвещения РСФСР Бескову было поручено в течение 1952-1953 гг. реорганизовать четырнадцать учительских институтов в педагогические. В 1952 г. такое преобразование предстояло и Глазовскому вузу наряду с Борисоглебским, Нижнетагильским и Шуйским институтами [1].

В мае 1952 г. в качестве нового директора Глазовского педагогического института был утверждён доцент, заслуженный деятель науки УАССР Анатолий Сергеевич Бабинцев, покинувший пост заместителя директора Удмуртского государственного педагогического института. В декабре 1955 г. был назначен новый руководитель вуза – доцент, кандидат исторических наук К.А. Бодренков. В рамках уже реформированного учреждения предстояло решить комплекс задач:

  1. Обеспечить повышение качества лекций, семинарских и практических занятий;

  2. Улучшить работу по повышению научной квалификации преподавателей, обеспечить выполнение ими индивидуальных планов повышения квалификации;

  3. Обеспечить выполнение плана выпуска учителей и организовать контроль за явкой выпускников к месту работы;

  4. Обеспечить полное выполнение плана мероприятий по подготовке к новому учебному году [2].

В целом, по мнению членов Совета института, его преобразование представляло собой событие огромной степени важности. Это следует из слов В.Н. Чиркова, который на одном из заседаний Совета 2 октября 1952 г. отмечал, что «ещё не все преподаватели прочувствовали ответственность новых задач, возложенных на них в связи с реорганизацией института, потому и являются на лекции со старыми конспектами» [3].

В педагогическом институте на первых порах имелось только два факультета: 1) языка и литературы с тремя специальностями – «русский язык и литература для русских школ», «русский язык и литература для нерусских школ», «удмуртский язык и литература» и 2) физико-математический факультет с двумя специальностями – «физика» и «математика» на стационарном и заочном отделениях.

К 1953 г. для ведения учебной деятельности была создана необходимая материально-техническая база. Под аудитории и кабинеты отводилось двадцать две комнаты. Кабинеты были следующих типов: основ марксизма-ленинизма, педагогики и пионерской работы, русского языка и литературы, удмуртского языка и литературы, физики, математики. Всего их насчитывалось десять. На тот момент существовало семь кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, русской и зарубежной литературы с секцией иностранных языков, физики и математики. Также в институте имелись актовый и физкультурный залы, библиотека с читальным залом, учебная мастерская и лаборатория электротехники. В подвальном помещении института располагалась столовая, а под студенческие общежития было отведено два двухэтажных дома.

Профессорско-преподавательский состав согласно штатному расписанию должен был состоять из 31 человека, однако он не был полностью укомплектован. К 1953 г. только восемь человек имели учёные звания и степени. Другие преподаватели либо окончили аспирантуру без защиты диссертации, либо полностью сдали кандидатские экзамены. И, наконец, третья группа даже не приступала к сдаче кандидатского минимума. В 1955-1956 учебном году количество остепенённых преподавателей увеличилось до тринадцати, а в 1956-1957 учебном году – до четырнадцати человек. Рост числа специалистов осуществлялся во многом за счёт переводов и переездов преподавателей. Так, кандидат педагогических наук С.В. Паина и кандидат физико-математических наук М.А. Фридман прибыли из Ленинграда, М.М. и Р.Ю. Мацкины – из Ульяновского пединститута, ряд учёных прибыли из Ижевска и Сарапула. В соответствии с потребностями партии и государства активно велась работа по повышению идейно-теоретического уровня преподавателей. Она выражалась в нескольких направлениях:

  1. Обучение в вечернем университете марксизма-ленинизма;

  2. Изучение диалектического материализма в рамках специального семинара;

  3. Самостоятельное изучение марксистско-ленинской теории. Для данной группы педагогов подготавливались специальные лекции. Таким образом, в институте к моменту его превращения в педагогический активно велась работа по политико-воспитательной работе среди преподавателей, которые, с точки зрения руководства вуза и вышестоящих органов, только при соответствующем высоком идейном уровне могли организовать достойную просветительскую работу среди студентов – на тот момент будущих строителей коммунизма. Приоритетным направлением научной работы в 1950-60-х гг. являлась разработка педагогических, психологических и методических вопросов общеобразовательной и высшей школы. В частности, научно-исследовательская работа касалась изучения опыта школ, народно-хозяйственной проблематики, развития теории научного знания. В этот период впервые были изданы учебные пособия для студентов по геометрии, удмуртскому языку, фольклору и другим дисциплинам, подготовленные преподавателями института.

В 1952 г. прошёл первый набор во вновь организованный педагогический институт в количестве 153 студентов. Для привлечения абитуриентов в вуз был проведён ряд мероприятий: беседы с выпускниками десятых классов северных районов УАССР; публикация условий приёма в местной печати; проведение «дня открытых дверей» и консультаций. Формы обучения студентов применялись стандартные – лекции, практические занятия, экзамены, зачёты с последующим их обсуждением. Самостоятельная работа, приобретавшая всё большее место в процессе обучения в результате сокращения лекционных часов, заключалась в проведении консультаций, коллоквиумов, изучении соответствующей литературы, участии в различных студенческих кружках. В учебном процессе большую роль играло студенческое научное общество (СНО), образованное в 1954-1955 учебном году. В 1956 г. произошёл переход на пятилетний срок обучения. Данное изменение позволило ввести изучение английского и немецкого языков на факультете языка и литературы.

Значительное внимание уделялось практической деятельности. Педагогическую практику в школах города и района в течение шести недель проходили студенты третьего и четвёртого курсов. Как отмечали руководители практики, большинство студентов «показали серьёзное отношение к работе, общую заинтересованность, восприимчивость к советам учителей и методистов, любовь к школе», что достигалось посредством «изучения рекомендованной литературы, методических пособий и вдумчивого отношения к подготовке урока» [4]. При этом использовались разнообразные формы подачи материала и проверки знаний учеников с широким применением метода беседы. В период практики активно проводилась студентами и воспитательная работа, так как они, помимо учителей-предметников, выступали также в роли классных руководителей. Использовались такие темы, как воспитание патриотизма, трудовых навыков, эстетических вкусов учеников, вопросы подготовки учащихся к будущей профессии. Однако в течение практики отмечались и определённые недостатки. К числу наиболее значимых стоит отнести недостаточную самостоятельность, слабую проработку художественной стороны речи студентов, низкую степень знания фактического материала, небрежное выполнение наглядных пособий. Но, несмотря на все «минусы» в работе студентов, в своём отчёте методист В.Г. Калашникова отмечала, что «студенты вполне осознали то, как много надо знать, чтобы стать хорошим учителем. Они, можно сказать, познали тайну педагогической профессии, которая заключается в безукоризненном знании своей дисциплины, в знании коллектива учащихся, в знании каждого ученика в отдельности и в глубоком уважении личности ученика» [5].

Воспитательная работа в самом институте заключалась в функционировании кружков художественной самодеятельности: русского и удмуртского хоров, двух оркестров – духового и народных инструментов, сольного пения, хореографии, а также драматического и фортепианного кружков. Организовывались студенческие вечера, посвящённые вопросам культуры, искусства, семьи, морали, науки, различным годовщинам и памятным датам. В рамках работы студенческого лектория читались лекции на общественно-политические, естественно-научные и просветительные темы.

2012 г. является юбилейным для института – шестьдесят лет назад он был преобразован из учительского в педагогический. Это изменение означало не простое переименование, а качественно новый этап в жизни вуза – высокие требования к преподавательскому составу, студентам, материальной базе, собственно учебно-воспитательному процессу. С этими задачами, несмотря на определённые трудности, институту успешно удалось справиться.

Таким образом, первые годы существования Глазовского института как педагогического сыграли важную роль в его развитии. В данный период была заложена та база, которая оказала влияние на всё последующее существование вуза. Стоявшие у его истоков руководители и учёные способствовали формированию основ научной, учебной, методической работы педагогического образования. 1952 год стал знаковым в истории просвещения в Удмуртии. Появление нового педагогического высшего учебного заведения открывало новые перспективы подготовки преподавательских кадров, в которых нуждался не только город Глазов, но и вся республика.
Примечания


  1. Архивное управление Администрации г. Глазова. Ф. Р-45. Оп. 1. Д. 63. Л. 201.

  2. Там же. Д. 64. Л. 1.

  3. Там же. Д. 65. Л. 8.

  4. Там же. Д. 116. Л. 54.

  5. Там же. Д. 116. Л. 54-55.


Ведущий специалист-эксперт архивного управления

Администрации МО «Город Глазов» А.Н. Яговкина


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconПротоко л
О путях подготовки педагогических кадров вожатых и формировании студенческих педагогических отрядов

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconПрограмма курса использование информационных технологий в образовательном...
Эффективное использование вычислительной техники и применение новых информационных технологий в образовательном процессе школ требует...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconСписок педагогических кадров мбдоу «Д/с №37 «Сказка» г. Альметьевска» на 09. 2013
Тарификационный список педагогических кадров мбдоу «Д/с №37 «Сказка» г. Альметьевска» на 09. 2013 г

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconПояснительная записка Общие сведения об учреждении, контингент детей,...
Общие сведения об учреждении, контингент детей, воспитывающихся в доу. Режим работы детского сада. Сведения о квалификации педагогических...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconПрограмма филологических научно-практических чтений, посвященных...
Председатель оргкомитета: Табаченко Татьяна Сергеевна, декан Института филологии, заведующая кафедрой русского языка, доктор педагогических...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconРабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки...
Нелинейное построение курса, по проблемным полям, в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавров преследует цель...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconРабочая программа дисциплины история и культура удмуртии направление...
Нелинейное построение курса, по проблемным полям, в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавров преследует цель...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconРеспублики Башкортостан «Утверждаю»
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, сведения о квалификации...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconН. С. Байтеряков о жизни и творчестве Н. С. Байтерякова (По материалам...
Народной поэт Удмуртии Николай Семенович Байтеряков родился в крестьянской семье 9 августа 1923 года в селе Варзи-Ятчи Удмуртской...

Кузница педагогических кадров Удмуртии (к 60-летию создания ггпи им. В. Г. Короленко) iconАнализ работы Нижнеилимского Территориального информационного центра за 2008-2009 учебный год
Проводить переподготовку педагогических кадров в области применения икт в образовании



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск