Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов,






Скачать 158.76 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов,
Дата публикации16.01.2014
Размер158.76 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Направление подготовки

011300 – Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Саратов,

2011
^ 1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «История документального кино» является знакомство студентов с основными этапами развития мирового документального кинематографа, а также русского и советского кино. В этом курсе даются не только сведения по истории предмета, но и необходимые теоретические установки. В данном курсе сделана попытка представить историю документального кино в качестве движущегося противоречия между событиями общественно-исторического процесса, техническими открытиями и феноменом нового искусства.

^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс «История документального кино» является дисциплиной по выбору и входит в профессиональный цикл (Б3). Курс логически и содержательно-методически связан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1) «Философия», «Культурология», «История», с дисциплинами профессионального цикла (Б3) «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «Основы литературной культуры», «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики».
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
а) общекультурные (ОК):

- готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);

- готовность к взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13).
б) профессиональные (ПК):
- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, здравоохранение, образование), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: периодизацию мирового кинопроцесса, имена режиссеров, актеров, операторов — классиков мирового и отечественного кинематографа, и названия созданных ими фильмов; какой вклад внесли различные национальные кинематографии в развитии мирового киноисскусства.
Уметь: отличать фильмы, обладающие высокими художественными достоинствами от вульгарных и низкопробных подделок; находить информацию о фильмах и их создателях, иметь представление о качестве этой информации.

Владеть: навыками анализа кинопродукции, написания различных текстов, рецензий, эссе, статей, рефератов научного характера, создания сценария документального фильма, проведения дискуссий о фильмах.
^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа всего, из них 46 часов аудиторных.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)



История мирового художественного и документального кино

7

1-2

Лек-ция




Сам.




4




10



История русского и советского документального кино

7

3-4

4




10






Теория документального кино: жанры, методы создания, технологии

7

5-6

4




10






Просмотр фрагментов документальных фильмов по темам курса

7

7-8

4




10






Принципы целостного анализа документального фильма (демонстрационный показ)

7

9-10

4




10

Участие в обсуждении фильма



Принципы написания рецензий на документальные фильмы

7

11-12

4




10

Анализ рецензий на документальные фильмы в профессиональных изданиях (журнал «Искусство кино», газета «Экран и сцена»)



Принципы написания рецензий на документальные фильмы

7

13-14

4




10

Чтение, обсуждение, анализ студенческих рецензий на новый отечественный документальный фильм



Принципы написания сценария документального фильма

8

1-3

6




10

Обсуждение и анализ студенческих сценариев документальных фильмов



Просмотр нового документального фильма

8

4-5

4




8

Проведение дискуссии по новому документальному фильму



Встреча с саратовским кинодокументалистом

8

6-7

4












Творческий путь режиссера-документалиста (по выбору преподавателя и студентов)

8

8-9

4




10

Чтение, обсуждение и анализ рефератов по теме «Путь режиссера-документалиста»






















Зачёт


Содержание разделов дисциплин
^ 1. Этапы развития мирового кинематографа. Виды киноискусства. Основное противоречие между техническим, эстетическим, общественным от немого периода до современности. Значение киноискусства. Классическое в кино.
^ 2. Выразительные средства киноискусства. Определение основых категорий: напр., мизансцена, план, ракурс. Свет и звук. Цвет. Статика и движение. Изменение киноязыка в зависимости от технических достижений. Книга М. Мартена «Язык кино».
^ 3. Рождение и становление документального кино. 1896-1927. Две линии в мировом кинопроцессе: льюмеровская и мельесовская. Первые канонические формы документального кино: репортаж, короткометражный фильм, кинохроника. Влияние газетной журналистики на документальное кино. Документальное кино в годы Первой мировой войны. Киноавангард 20-х годов.
^ 4. Творческий путь Р. Флаэрти. Биография. Метод наблюдения и своеобразие сюжета, принципы монтажа. «Нанук с Севера» (1921) и «Человек из Арана» (1934) — шедевры документального кино.
^ 5. Творческий путь Д. Вертова. Биография. Крупнейший представитель революционного киноавангарда. От информации о действительности- к яркому публицистическому осмыслению. Технологические методы и приемы. «Человек с киноаппаратом» (1929) и «Три песни о Ленине» (1934) — шедевры документального кино.
^ 6. Советское документальное кино. 1918-1941. «Кино-правда» (1922-1925) Д. Вертова — первый образец новой советской документалистики. Плакатная ясность, четкость авторской позиции, уникальная образность — характерные черты документалистики 20-х годов. Индустриализация, коллективизация, культурная революция — главные темы документалистики 30-х годов. Своеобразие творчества Э. Шубы и А. Медведкина.
^ 7. Документальное кино Великой Отечественной войны. От пропоганды военного времени к фронтовому репортажу. Героический подвиги фронтовых операторов. Единство фронта и тыла — основная тема документального кино. Творчество Р. Кармена и В. Микоши.
^ 8. Советское документальное кино как средство агитации и пропаганды. Реальное и мифологическое в создании образа героя труда. Образ врага. Культ вождей: от Ленина до Брежнева. Кинематографические приемы документальной пропаганды.
^ 9. Советское документальное кино 60-х-80-х гг. Приход нового поколения документалистов. Исследование внутреннего мира человека. Новые походы к традиционным темам советской документалистики. Влияние «малого экрана»: крупный план, длинный синхрон, прямое обращение к зрителю. Особое место Г. Франка и А. Пелешяна. Публицистика 80-х гг.: гласность и Перестройка.
^ 10. Современное российское документальное кино: 90-е-2000-е гг. Децентрализация кинопроизводства, создание независимых студий, трудности финансирования. Фильмы о культуре и духовном наследии — главное тематическое направление. Высокий профессионализм лидеров документального кино: В. Косаковский, С. Мирошниченко, В. Манский. Активизация документалистов из регионов: Ю. Миллер, А. Балуев, В. Эйснер. Роль фестивалей документального кино в развитии отрасли: «Послание к человеку» Санкт-Петербург, «Россия» Екатеринбург.
^ 11. Английская школа документалистики. Д. Григсон (1898-1972) — основатель школы, его фильмы «Рыбачьи суда» (1929) и «Индустриальная Британия» (1933). Р. Флаэрти — классика мирового документального кино. Группа «Свободное кино» (середина 50-х г.). Традиционные темы мировой документалистики: кинопутешествия, спорт, культура, наука на ВВС. Причины лидирования на мировом рынке.
^ 12. Документальное кино США. Обзор. Разнообразие творческих методов, стилей. Р. Флаэрти, «прямое кино» - Л. Рогозин, нью-йоркская школа — Ш. Кларк, Д. Кассаветес. Метод «длительного наблюдения» М. Эптеда и его влияние на мировую документалистику.
^ 13. Международные фестивали документального кино. Возникновение фестивалей в 50-е годы — важная веха в развитии мировой документалистики. Программы фестивалей в Кракове, Оберхаузене, Амстердаме — источник знания о процессе движения мировой документалистики. Обзор критических статей в журнале «Искусство кино» за 1990-2000- е гг.
^ 14. Жанры документального кино. Сравнительный анализ жанровой структуры игрового и документального кино. Репортаж, хроника, очерк, биография, наблюдение, монтажный фильм и особенности драматургии каждого из них. Авторское документальное кино.
^ 15. Создание документального фильма: от замысла к монтажу. Последовательная характеристика этапов: замысел — герой — формат — жанр — поиск источника финансирования — подача заявки — написание сценария — съемочный процесс — монтаж.
^ 16. Принципы и способы взаимодействия игрового и документального кино. Режиссеры, прошедшие школу документального кино: Э. Рязанов, С. Аранович, М. Янчо. Документальное в игровом: от А. Рене до Т. Мюзновой. Совмещение документального и игрового — случай А. Сокурова. Приемы игрового кино при съемках документального.
^ 17. Документальное кино и телевидение. Документальное кино — главный источник развития киноязыка для ТВ. Программы о документальном кино на современном телевидении. Икусство и журналистика, документальное кино и телевидение.
^ 18. Документальное кино и новые технологии. Переход к цифровому телевидению — изменение во всех сферах производства и потребления видеопродукции. Неизбежная потребность овладения всеми видами интернет-технологий. Документальное кино в сети. Возрастание роли личности в создании документальных фильмов, профессионального мастерства.

^ 5. Образовательные технологии

  1. Использование в качестве базовых новых учебников ВГИКа.

  2. Лекции читаются с использованием видеофрагментов.

  3. Проводятся просмотры фильмов и фрагментов по разным темам («Язык кино», «Жанры кино» и т.д.).

  4. Обучение методам анализа документальных фильмов.

  5. Практикум написания сценария документального фильма.

  6. Обучение навыкам написания текстов о кино: рецензия, реферат, эссе.

  7. Встречи с кинорежиссерами и операторами.

  8. Использование Интернет-ресурсов.




      1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


В курсе «История документального кино» студенты письменно выполняют три вида самостоятельной работы: рецензия, эссе, реферат. В лекциях даются методические рекомендации по написанию этих, принципиально различных, текстов. Рецензии пишутся на новые отечественные фильмы, эссе — свободная форма, дающая возможность проявлять свою индивидуальность в реакции на различные аспекты лекционных тем. Темы рефератов - «Творческий путь режиссера-документалиста...», классика зарубежного и отечественного документального кино по выбору студента. Реферат — объемное сочинение (15-20 страниц), включающее в себя фильмографию и библиографию, использование научной литературы и интернет-ресурсов. Студенты, изучающие «Историю документального кино» пишут рецензии на новые отечественные документальные фильмы, рефераты классиков-документалистов: Д. Вертова, И. Ивенса, Р. Кармена. Вместо эссе — сценарий 10-минутного документального фильма.

Работы читаются и анализируются на практических занятиях (со сценариями и рефератами преподаватель знакомится заранее), в ходе дискуссии выясняются все достоинства и недостатки студенческих текстов. После каждой лекции студенты снабжаются разработанными преподавателем методическими материалами.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЁТУ


  1. Краткая характеристика основных этапов развития мирового кино.

  2. Документалистика как вид киноискусства.

  3. Язык кино.

  4. Документальное кино в период становления.

  5. Метод Р. Флаэрти.

  6. Новаторство Д. Вертова.

  7. Советское документальное кино 1918-1941: темы, сюжеты, режиссеры.

  8. Документальное кино периода Великой Отечественной войны. Р. Кармен и В. Микоша.

  9. Приемы агитации и пропаганды в советском документальном кино.

  10. Документальное кино 60-80-х гг.: что изменилось?

  11. Современное российское документальное кино.

  12. Направления в американском документальном кино.

  13. Английское документальное кино и ВВС.

  14. Традиции международных кинофестивалей документального кино.

  15. Своеобразие жанров документального кино.

  16. Сценарий игрового и документального кино. Сравнительный анализ.

  17. Взаимодействие игрового и документального кино в истории и современности.

  18. Документальное кино и ТВ: друзья или соперники.

  19. Документальное кино в эпоху Интернета.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Фрейлих С.И.    Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учеб. для вузов. - 5-е изд. - М.: Акад. Проект; Трикста, 2008.
б) дополнительная литература:

  1. Саппак В. Телевидение и мы. М. 1963.

  2. Документальное кино сегодня: сб.статей. М., 1963.

  3. Дробашенко С. Кинорежиссер Йорис Ивенс. М., 1964.

  4. Дробашенко С. Феномен достоверности: Очерки теории документального фильма. М., 1972.

  5. Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

  6. Кармен Р.Л. О времени и о себе: рассказ о творческом пути. М., 1969.

  7. Кинокамера пишет историю: Книга-альбом. М., 1971.

  8. Копылова Р.Д. Кинематограф плюс телевидение: факты и суждения. М., 1977.

  9. Летописцы нашего времени: Режиссер документального кино. М., 1987.

  10. Луньков Д.А. Наедине с современником: Заметки режиссера документальных телефильмов. М., 1978.

  11. Мартыненко Ю. Проблемы теории документального фильма. М., 1976.

  12. Муратов С.А. Пристрастная камера. М., 1976.

  13. Пелешян А.А. Мое кино. Ереван, 1988.

  14. Правда кино и «ктиноправда». По страницам зарубежной прессы. М., 1967.

  15. Прожико Г.С. Жанры в советском документальном кино 60-70-х годов. М., 1980.

  16. Режиссеры совестского документального кино: Информационные сборники. Вып. 1-3. М., 1983-1985.

  17. Рошаль Л. Дзига Вертов. М., 1982.

  18. Советская кинохроника. 1918-1925: Аннотированный каталог. Ч. 1. М., 1965.

  19. Советское кино, 70-е годы: Основные тенденции развития. М., 1984.

  20. Демин В. Первое лицо. Художник и экранные искусства. М. 1977.

  21. Из кинолетописи Великой Отечественной: Альбом. М., 1975.

  22. Франк Г. Карта Птолемея: Записки кинодокументалиста. М., 1975

  23. Вартанов А.Н. Проблемы телевизионного фильма. М. 1978.

  24. «Три песни о Ленине»: Книга-фильм. М., 1972.

  25. Шуб Э. Жизнь моя — кинематограф. Круным планом. М., 1972.

  26. Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии. М., 1980.

  27. Юренев Р. Александр Медведкин, сатирик. М., 1981.

  28. Их оружие — кинокамера: Рассказы фронтовых кинооператоров. М., 1984.

  29. Дробашенко С.В. История советского документального кино: учебно-методич.пособие. М., 1980.

  30. Голдовская М.Е. Творчество и техника: Опыт экранной публицистики. М., 1986.

  31. Сокуров: Сб. М., 1994.

  32. Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916. М., 1996.

  33. Новые аудиовизуальные технологии. М., 2005.

  34. Микоша В. Я останавливаю время. М., 2005.

  35. Страницы истории отечественного кино. М., 2006.

  36. Разлогов К. Искусство экрана: от синематографа до Интернета. М., 2010.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Сайт: Все о кино. Режим доступа: http://www.vseokino.ru/
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)


  1. Домашний кинотеатр Sony DAV DZ555.

  2. Телевизор 32” LCD Sony KDL-32U2000.

  3. Плейер DVD Philips DVP5960.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «011300 – Журналистика».
Автор: В.К. Семенюк.
Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от 22.03.2011 года, протокол № 7.

Заведующий кафедрой общего

литературоведения и журналистики В.В. Прозоров

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconРабочая программа дисциплины (модуля) Теории информационного общества...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Теории информационного общества»

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconРабочая программа дисциплины Профессионально-творческий практикум...
«Спецсеминар», дав им возможность обсуждать с научным руководителем и другими студентами важные для разрабатываемой темы научные...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconАннотация к рабочей программе дисциплины «Античная литература» Кафедра...
Цель программы – сформировать основные представления об античной литературе как о ведущей дисциплине в осмыслении истории литературы...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconПрограмма подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconРабочая программа дисциплины Теория оптимальных процессов Направление...
Дисциплина «Теория оптимальных процессов» (годовой спецкурс) является частью математического цикла ооп. Дисциплина реализуется на...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconРабочая программа учебной дисциплины экономика направление подготовки:...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconПрограмма подготовки: Энергоустановки на основе возобновляемых видов...
Нвиэ в системах энергоснабжения централизованных и децентрализованных потребителей с учетом социально-экологических и экономических...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconПрограмма подготовки: Гидроэнергетические установки Квалификация...
Цель дисциплины: формирование знаний о возможностях использования энергии возобновляемых источниках (виэ) и режимах работы установок...

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconПрограмма подготовки: Электрические аппараты управления и распределения...
Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии»

Рабочая программа дисциплины история документального кино направление подготовки 011300 Журналистика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения Очная Саратов, iconПрограмма подготовки: Электрические аппараты управления и распределения...
Для магистерской программы «Электрические аппараты управления и распределения энергии»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск