Билеты к зачету по истории литературы Средневековья.
Переход от античности к христианству. Внутренний кризис античной культуры.
Латинская литература эпохи перехода: Аврелий Августин, Иероним Блаженный.
«Исповедь» Аврелия Августина и «История моих бедствий» Абеляра (сравнительный анализ).
Психологизм автобиографической прозы средних веков: Августин, Боэций, Абеляр.
Каролингское Возрождение (Алкуин, Павел Диакон) – специфика и значение.
Сравнительный анализ скандинавской и античной мифологии
Понятие «культурного героя» в античной и скандинавской мифологии.
Кельтский народный героический эпос – циклы, жанры, культурные особенности.
Уладский цикл ирландского эпоса – отражение в нем эпохи возникновения.
Образ Кухулина. Анализ образа с точки зрения общинно-родового сознания.
Отражение истории и культуры скандинавских народов в сагах.
Жанровое и стилистическое своеобразие скальдической поэзии.
Исландский эпос: «Старшая Эдда», «Младшая Эдда» Снорри Стурлусона.
Родовое и христианское начала в моральном учении «Старшей Эдды».
«Прорицание Вёльвы» - тема гибели богов (дохристианские мифологические представления северных европейских народов).
Национальный героический эпос Средневековья, социально-исторические предпосылки возникновения, обусловленность характеров.
Немецкий героический эпос «Песнь о Нибелунгах», отражение в эпосе элементов дохристианского сознания (древний пласт) и феодально-рыцарского сознания автора.
Эпическая идея памятника «песнь о Роланде».
«Песнь о Роланде» и «Песнь о Сиде». Исторический факт и эпическое событие: преломление истории в эпической форме.
История и вымысел в «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде».
Сравнительный анализ «Песни о Роланде» и «Песни о Сиде» с точки зрения различных исторических и национальных условий создания.
Куртуазия. Формирование рыцарской культуры. Морально-этический кодекс, культ Прекрасной Дамы и его отражение в провансальской лирике трубадуров.
Культура Прованса. Провансальская лирика трубадуров. Альбигойские войны.
Тематическое и жанровое своеобразие провансальской поэзии трубадуров. Формирование авторского начала. Школы «ясного» и «темного» стилей.
Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн, Джеффри Рюдель, творчество, тематика и жанровое своеобразие.
Истоки возникновения рыцарского романа, отличие рыцарского романа от героического эпоса.
Типология рыцарского средневекового романа.
Бретонский цикл романов: типология и своеобразие тематики.
Творчество Кретьена де Труа. Сюжетная основа «романа дороги».
Артуровский цикл рыцарских романов: источники сюжета, символика королевства Артура, образов, круглого стола. Мифологическое и куртуазное в образе короля Артура.
Средневековый рыцарский роман о нравственном совершенстве (романы о Граале). «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха.
Философский смысл, семантика и символика образа Грааля.
«Тристан и Изольда». Источники сюжета. Появление авторского начала в романе.
«Тристан и Изольда». Проблема Судьбы и морали.
Городская средневековая культура. Средневековые университеты. Пьер Абеляр.
Специфические особенности содержания и формы средневековой городской культуры. Система жанров средневековой городской литературы.
Поэзия вагантов как выражение карнавальной культуры и культуры «аристократии духа».
Средневековое и вечное в поэзии вагантов.
Поэтическое новаторство творчества Ф. Вийона. Развитие жанра баллады. Маргинальность Вийона и ее отражение в творчестве.
Мировосприятие Человека Высокого Средневековья в балладах Франсуа Вийона.
Поэзия «нового сладостного стиля»: новое понимание любви, трансформация образа Прекрасной Дамы. Возникновение сонета, его художественные особенности.
«Новая жизнь» Данте как первая европейская художественная биография. Композиция и художественные особенности книги. Образ Беатриче.
«Божественная комедия» Данте как синтез средневекового мировоззрения и как предвестие Возрождения: аллегоричность и символичность художественного мира, формирование нового взгляда на человека.
Замысел поэмы «Божественная комедия» Данте, проблема жанра.
Композиция, символика и образы дантовского ада («Божественная комедия»).
Роль мистических чисел в композиции и строфике поэмы Данте «Божественная комедия»
|