Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр






Скачать 116.21 Kb.
НазваниеПосольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр
Дата публикации23.01.2014
Размер116.21 Kb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > История > Конкурс
Посольство Российской Федерации в Республике Молдова

Конгресс русских общин Республики Молдова

Русский интеллектуальный центр

Конкурс

«Слава и гордость Державы.

Выдающиеся личности российской истории»

I тур


ФИО учащегося ____________________________________________________________________

Населенный пункт__________________________________________________________________

Учебное заведение_____________________________________________________ Класс _______

Домашний телефон _________________________________________________________________

ФИО преподавателя ________________________________________________________________

ФИО проверяющих__________________________________________________________________


Количество набранных баллов







Примечания, замечания, пожелания в адрес оргкомитета и жюри.

Задание 1. Памятник «Тысячелетие России» состоит из 3-х ярусов. Что представляет собой и символизирует каждый ярус?

1. ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какую теорию (формулу) графа Уварова отражает такое строение памятника?

______________________________________________________________________

Задание 2. Верхняя часть памятника «Тысячелетие России» представляет собою шар, а шесть размещённых вокруг него скульптурных групп отражают шесть главных эпох в истории России. Назовите эти эпохи с точки зрения дворянской историографии.

1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________________________

Задание 3. Древнерусский историк-летописец Нестор впервые связал русскую историю:

А) с европейской историей;

Б) с мировой историей;

В) с историей Евразии;

Г) с историей Византии.

Его летописный свод называется ___________________________________________________

Задание 4. По какому принципу, отражающему этапы русской истории, образованы ряды?

А) 882, 912, 964, 980 гг. _____________________________________________________________

Б) 1801, 1825, 1855 гг. _____________________________________________________________
Задание 5. Летопись называет его «…братолюбцем, нищелюбцем и добрым страдальцем за Русскую землю». В период его правления прекратилась междоусобица. Он скончался в возрасте 72 лет, оставив поучение, в котором советует никогда не нарушать клятв, не убивать ни правого ни виноватого и не повелевать убивать.

Как называется этот документ?

________________________________________

Кто его автор? ________________________________________

В какие годы и где он правил? ____________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Задание 5. Соотнесите имена киевских князей и прославившие их действия:

1. Владимир Мономах 2. Ярослав Мудрый 3. княгиня Ольга 4. князь Святослав

А) попытка восстановить единство Руси; Б) ввод фиксированного размера дани;

В) разгром хазар; Г) постройка храмов Святой Софии в Киеве и Новгороде.

Запишите их в хронологическом порядке _____________________________________

Задание 6. Многие великие князья и государи чеканили монету, ставили на ней своё имя. На монете Ярослава Мудрого изображён Георгий Победоносец. Почему?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 7. Многие персонажи памятника Тысячелетие России причислены Русской православной церковью к лику святых. Прочитав причину, по которой эти лица были канонизированы, напишите рядом их имена.


Изобрели письменность для славянских народов.



Выдающийся политический деятель Древнерусского государства. Принял христианство и объявил его государственной религией.




Сражался за Русскую Землю, за сохранение православия, умер мученической смертью от рук татар.




Мученически погиб в татарском плену, отказавшись поклониться татарским идолам.




Сокрушитель идола Волоса в Ростове, которому жители молились, несмотря на принятие христианства. После сооружения храма на месте, где стоял идол, и основания монастыря был избран его архимандритом.




Основатели Киево-Печерского монастыря.



Проповедник христианства среди вятичей, по наущению волхвов, стоявших за прежнюю, языческую религию, был убит фанатически настроенной толпой. Канонизирован как мученик во славу христианства.




Основатель Андрониева и Чудова монастырей в Москве. Он неоднократно ездил к ханам Золотой Орды с ходатайством за русские земли.




Основал под Москвой Троицкий монастырь, превращенный вскоре в неприступную крепость. По преданию, дал Дмитрию Донскому, отправлявшемуся на брань против хана Мамая, двух иноков-богатырей, погибших со славою в сражении.




Митрополит Киевский в XVII в. организовал Киевскую коллегию, переименованную затем в Киево-Могилянскую академию, – высшую духовную школу на Украине.




Распространял христианскую религию среди народов, живших в Пермской, Вологодской и Вятской землях.




Первый архиепископ Казанский. Канонизирован за миссионерскую деятельность среди мусульман.




Задание 8. Определите, о ком идет речь.

Его юность прошла в военных походах, которые совершал его отец против половцев. Благодаря ему началось интенсивное освоение северо-восточных земель Руси. С его именем связано упоминание «сердца русских земель». Дважды он был великим киевским князем. Благодаря ему возникли такие города, как Кидекша, Переяславль-Залесский, Дубны, Юрьев-Польский. Современники отмечали его страсть к военным походам и захвату чужих земель и наградили его соответствующим прозвищем. И умер он в разгар подготовки военного похода, который должен был хотя бы на время прекратить княжескую междоусобицу.

________________________________________________________________





Задание 9.

Этот московский князь стал национальным вождём северной Руси в борьбе с внешними врагами. Победа под московскими знамёнами была демонстрацией всем русским землям возросшей силы Москвы.

А) Назовите имя князя ____________________________________

Б) Какое прозвище он получил и почему? ___________________

_________________________________________________________

В) Как он связан с Молдавским княжеством?________________

_________________________________________________________

Г) О какой победе идёт речь?_______________________________

Д) Каково главное историческое значение этой победы?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Задание 10. Установите соответствие между высказываниями историков и именами исторических деятелей, к которым они относятся:

А) «Город Москва расширялся в (его) княжение... Во все протяжение своего княжения (он) ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои московские владения, а с другой стороны - иметь первенствующее влияние на князей в прочих русских землях».

Б) «...никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами... за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее..., где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»

В) «Он казался иногда боязливым, нерешительным, ибо всегда хотел действовать осторожно... (он) оставил государство, удивительное пространством, сильнее народами, еще сильнейшее духом правление, то, которое ныне с любовию и гордостию именуем нашим любезным отечеством».

  1. Дмитрий Донской; 2) Иван Калита; 3) Иван III.

Запишите установленные соответствия в хронологической последовательности жизни и

деятельности этих исторических лиц _________________________________________




Задание 11. «Честь российского народа требует, чтоб показать способность и остроту его в науках, и что наше Отечество может пользоваться собственными своими сынами не токмо в военной храбрости и в других важных делах, но и в рассуждении высоких знаний». Кому из русских гениев принадлежат эти слова?

_____________________________________________________________

В каких областях «высоких знаний» он прославился?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание 12. В каком городе на левом берегу Волги находится этот памятник знаменитому на весь мир русскому купцу?

А) ____________________________________________________

Б) В честь кого он воздвигнут? __________________________

_______________________________________________________

В его записках остались такие строки: «Русская земля, да будет богом хранима! На этом свете нет страны, подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной, и да будет в ней справедливость…»

Как называются эти записки, в какие годы они написаны?

_______________________________________________________




Задание 13. Определите, о ком идет речь.

Донской казак, сын войскового старшины, он стал почетным доктором Оксфордского университета. Начав казачью службу в 13 лет, стал генералом; к нему обращались «Ваше сиятельство»; он участвовал в подавлении Пугачевского бунта, во взятии Очакова и Измаила, отбыл ссылку в Костроме и заключение в Петропавловской крепости. На совете, собранном Суворовым перед штурмом Измаила, он первым произнес: «Нужно штурмовать». Его портреты рисовали на фарфоровых тарелках, ткали на платках, изображали на хрустальных чарках.

В городе, который он основал, у него не было собственного дома. 50 лет он провел в военных походах и получил прозвище «герой-победитель всех врагов».

_____________________________________________





Задание 14.

В Москве, недалеко от Третьяковского проезда, перед зданием Историко-архитектурного института, установлен памятник бывшему дьякону Николо-Гостунской церкви Московского Кремля.

А) Назовите его имя. ______________________________________

Б) Когда был установлен памятник? _______________________

В) Почему именно на этом месте? _________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Г) Кто автор памятника? _________________________________

Задание 15. Определите, о ком идет речь.

В отличие от многих своих собратьев по профессии того времени он не учился в Академии художеств, не поехал за границу. Памятники античности, Ренессанса и современности он изучал по чертежам и моделям. Его излюбленным архитектурным приемом была ротонда. Самое знаменитое его творение в Московском Кремле современники назвали «русским Пантеоном». Императрица, осматривая этот «храм закона», не смогла сдержать своего восторга. Помимо «храма закона», он выстроил «храм науки». Его жизнь угасла вместе с пожаром Москвы в 1812 году. Это глубоко символично. Он не смог пережить гибели города, которому отдал весь свой талант, сердце и душу.

___________________________________________________

Задание 16. Русский поэт-просветитель, выполняя свой гражданский и общественный долг, связывал свои обязанности со стремлением воспитать для России мудрого и широко образованного монарха.

О каком поэте и монархе идёт речь?__________________________________________________

Задание 17.

Его можно считать предшественником петровских реформ. Задолго до Петра он настаивал на полном преобразовании войска, введении рекрутских наборов, замене дворянской конницы новыми конными и пешими полками. В качестве псковского воеводы составил проект городского самоуправления, передав большую часть функций воеводы выборным из числа посадских людей. Разрешил беспошлинную торговлю с иностранцами, создавал торговые дворы, руководил составлением нового торгового устава, установил через перевод векселей заграничный денежный курс для России, т.е. осуществил конвертируемость рубля. Содействовал строительству заводов Марселиса и судоверфей на Оке, издавал первую русскую рукописную газету .



Назовите имя этого человека. _______________________________________________________

Рядом с кем он изображён в скульптурной композиции на памятнике «Тысячелетие России» и почему? _________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 18

Условия мира были тягостны для России: она лишалась всех земель, завоёванных у Швеции, лишалась Азова, Таганрога и нескольких других крепостей; необходимо было вывести войска из Польши. Но что значило всё это в сравнении с теми несчастиями, какие могли случиться в отечестве тогда, когда бы великий государь его сделался пленником! Царь согласился на все условия, исключив только одно. Он не согласился выдать своего союзника для спасения своей свободы, жизни и царства. Ответ великого государя был столь прекрасен, что о нём говорят с удивлением не только русские, но и чужестранные историки. Такое благородство тронуло даже грубое сердце визиря: он отказался от своего требования, и 12 июля был заключён мир.

Назовите имя этого русского монарха. _______________________________________________

О каком его соратнике идёт речь? ___________________________________________________

Если можете, процитируйте ответ русского царя визирю _____________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 19. На какие исторические события намекает И.А. Крылов в баснях:

«Квартет» _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Лебедь, Щука и рак» _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«Кукушка и петух» _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 20. Кому из знаменитых русских поэтов принадлежат слова «Отечества и дым нам сладок и приятен»? В каком произведении они впервые прозвучали?

_________________________________________________________________________________
Задание 21. Все знают, что Николай I пожаловал А.С. Пушкину низший придворный чин камер-юнкера. К какому гражданскому чину приравнивался он по Табели о рангах?

_________________________________________________________________________________

Задание 22. Знаменитый поэт и государственный деятель, почти 10 лет служил в солдатах, участвовал в подавлении восстания. На склоне лет посвятил самому себе эпиграмму «На гроб неудачника»:

Мазилка, скоморох, вождь, писарь и толмач,

Торгаш и опекун, докладчик и рифмач…

А) Назовите имя этого человек. _________________________________________________

Б) О каком восстании идёт речь?____________________________________________________

Задание 23. Талантливый поэт и музыкант, знал 9 языков, окончил словесный и юридический факультеты Московского университета, окончить физико-математический помешала война 1812 года. А.С.Пушкин считал его одним из самых умных людей в России.

А) Назовите имя этого человека ____________________________________________________

Б) и причину его гибели ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание 24. Подчеркните фамилию того, кто является лишним в ряду:

А) Причислены к лику святых:

Владимир I; Владимир II Мономах; княгиня Ольга; Дмитрий Донской.

^ Б) Некрещёные князья:

Рюрик; Игорь; Владимир; Олег; Святослав.

В) Русские цари и царицы:

Анна Иоанновна; Наталья Кирилловна; Алексей Михайлович; Михаил Фёдорович.

^ Г) Российские монархи династии Романовых:

Алексей Михайлович; Анна Иоанновна; Фёдор Иоаннович; Михаил Фёдорович.

Д) Соратники Петра Великого:

Б.П. Шереметев; А.Д. Меньшиков; В.В. Голицын; П.И. Ягужинский.

^ Е) Полководцы, прославившиеся в русско-турецких войнах:

Г.А. Потёмкин; П.А. Румянцев; А.В. Суворов; Ф.Ф. Ушаков.

Ж) Полководцы, прославившиеся в отечественной войне 1812 года:

М.И. Кутузов; А.В. Суворов; Д.С. Дохтуров; Н.Н. Раевский.

^ З) Российские землепроходцы XVI-XVIII веков:

С.И. Дежнев, М.П. Лазарев, Е.П. Хабаров, В.В. Атласов.

И) Древнерусские художники:

Андрей Рублев, Епифаний Премудрый, Феофан Грек, Дионисий;

Задание 25. Кто из государственных и военных деятелей, изображённых на памятнике «Тысячелетие России», был связан с Бессарабией?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 26. Назовите современного русского историка, которому принадлежат слова, в полной мере относящиеся и к персоналиям нашего конкурса. __________________________

«Мы выбрали исторические фигуры, каждая из которых стала в своей сфере деятельности не только определенным символом эпохи, но и сумела совершить высочайший личный подвиг, принесла свою жизнь в жертву любимому Отечеству, часто даже над этим и не задумываясь. …Перед нами не хрестоматийные образцы для восхищения, а сложные судьбы, зовущие к раздумьям. Жизнь каждого из наших героев полна драматизма, сложных противоречий, тяжелых жизненных исканий… Но при этом камертоном этой жизни является судьба Родины, Вера и Правда в их высоком общечеловеческом понимании…»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconБеларусь, Украина, Молдова
Молдова ориентирована на обновление содержания и методологии научных исследований и системы высшего образования в области социально-гуманитарного...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconБеларусь, Украина, Молдова
Молдова ориентирована на обновление содержания и методологии научных исследований и системы высшего образования в области социально-гуманитарного...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconПостановлением Правительства Республики Молдова
Глоденская средняя школа №2 преобразована в Теоретический лицей им. Льва Толстого

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconЗакон Кабардино-Балкарской Республики «О стратегическом планировании...
Кабардино-Балкарской Республике приоритетных направлений государственной политики, определенных Президентом Российской Федерации...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconФранко-российская научно-практическая конференция гу-вшэ «Экономика,...
С. Е. Нарышкин, руководитель Администрации Президента Российской Федерации, Ведущий организационного комитета по проведению Года...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconФранко-российская научно-практическая конференция гу-вшэ «Экономика,...
С. Е. Нарышкин, руководитель Администрации Президента Российской Федерации, ведущий организационного комитета по проведению Года...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconФранко-российская научно-практическая конференция гу-вшэ «Экономика,...
С. Е. Нарышкин, руководитель Администрации Президента Российской Федерации, Ведущий организационного комитета по проведению Года...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconКурочкина (Кедрова) Ирина Николаевна
Мариан Борис Тихонович, поэт, публицист, переводчик, член писательских союзов Молдовы, России, Украины (Республика Молдова)

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconПостановление Правительства Республики Мордовия
Российской Федерации и перспективного финансового плана на период до 2007 года и в соответствии с Законом Республики Мордовия от...

Посольство Российской Федерации в Республике Молдова Конгресс русских общин Республики Молдова Русский интеллектуальный центр iconПравительство республики карелия распоряжение
Указа Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года №375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» и распоряжения...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск