Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет






Скачать 105.1 Kb.
НазваниеУрок по развитию речи Слова, обозначающие цвет
Дата публикации17.02.2014
Размер105.1 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > История > Урок
Урок по развитию речи

Слова, обозначающие цвет
Цель: подготовить детей к домашнему сочинению-описанию «Букеты полевых цветов на картине «Натюрморт. Полевые цветы» Александра Михайловича Герасимова

Задачи:

1) продолжить работу по развитию речи, повторить термины, продолжить работу по созданию текста-описания; повторить известные пятиклассникам способы словообразования и средства выразительности;

2) увеличить словарный запас детей, познакомить их понятиями цвета и оттенка, дать преставление о том, что такое картина, натюрморт, репродукция; развивать творческие способности, внимание к слову;

3) воспитать художественный вкус и любовь к искусству русских художников.
Ход урока

I.Организационный момент

Напоминание домашнего задания

Накануне урока дети получают тему домашнего сочинения с планом (сочинение писать пока нельзя), на один из вопросов, который отражён в плане, нужно ответить.

  • Почему художник так любил рисовать именно полевые цветы?

Слайд №1

Постановка цели и задач урока

Учитель: “Ребята, сегодня у нас с вами будет разговор о цвете и цветке. Как вы думаете, это однокоренные слова? Действительно, они однокоренные, причём сначала появилось слово цвет (общеслав. «яркий свет, блеск»), а потом цветок (растение). За урок вы должны будете заполнить листочек со словами, в которых пропущены буквы, а выделенные слова нужно будет разобрать по составу. А ещё мы постараемся узнать много нового об оттенках цвета и попробуем исправить такие предложения…

II. Речевая разминка. Отрывки из сочинений.

Художник использовал оттенки: сероватый, розоватый, чёрный. «Осень Старый парк в Сокольниках»

Художник изобразил речку красным цветом. Шишкин «Корабельная роща»

Небо было серое, бурое. «Осень. Старый парк в Сокольниках»

III. Словарно-орфографическая работа.

Слайд №2

Палитра - подбор цветов, характерный для живописной манеры данного художника в определённый период его творчества.

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

Натюрморт(от франц. “натюр” - природа + “морт” – мертвый) - буквально “мертвая природа”.

Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.

Составление синонимического ряда: картина – репродукция – натюрморт - …(ребята продолжают) холст – полотно.

IV. Работа с картинами Герасимова

Слово учителя: «Ребята, посмотрите на этот предмет (показывает холст), что это по-вашему? Это то, из-за чего картину можно назвать холстом. Ткань, на которую наносят грунт, а потом пишут картины. Посмотрите, как не похож холст на результат работы художника.

Слайд № 3 «Розы»

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодную рукой!

Иван Мятлев «Розы» - ^ Гольцман Настя

Что помогает художнику превратить некрасивый грубый холст в великолепный натюрморт? Конечно, краски». На парте у каждого ученика карточки с цветами (в значении «краски»)

Ученик делает сообщение об основных красках и оттенках.

Сообщение: «Исаак Ньютон, учёный-физик, считал основными 7 цветов радуги.

В Англии основными цветами долго считали красный, жёлтый и синий, лишь в 1860 г. ввели систему RGB (красный, зелёный, синий). Эта система в настоящее время преобладает.

Мы с вами рассмотрим несколько цветов: красный, синий, зелёный, жёлтый.

Что такое оттенок? Точного определения нет, но это легко объяснить на примере зелёного цвета.

Каждый цвет состоит из смеси других цветов.

Например, мы можем получить зелёную краску, если в наборе она закончилась, смешивая жёлтую и синюю. Если мы добавим больше синей краски в эту смесь, то у нас получится тёмно-зелёный оттенок, а если больше жёлтой, то получим светло-зелёный.

В оттенок можно добавлять немного коричневого или белого, от этого снова изменится оттенок.

Художники не только научились смешивать краски, но и различать оттенки, которым дали красивые названия.

Например, у зелёной краски насчитывают примерно 35 оттенков.

Посмотрите на листочки, вы увидите на них цвет лайма, цвет груши, цвет мха, оливковый, цвет мокрой зелени, цвет морской волны, весенней зелени, спаржи, зелёного чая…

Много оттенков и у красного, и синего цветов.

Получается так, что художники, придумывая новый оттенок, придумывают новое слово.»

Учитель: «Такие эпитеты называются цветовыми. Какие оттенки красного цвета использовал Герасимов в картине «Розы у зеркала»?

  • розовый

  • коралловый

  • гранатовый

  • амарантовый

Слайд №4

Учитель: «Художники, придумывая названия цвету, использовали метафору. Они сравнивали полученный оттенок с цветом какого-либо растения или камня. Например, посмотрите на этот цветок. Это амарант. А этот морской житель – коралл. А вот всем известный гранат. Что прибавилось к основе сущ. Амарант, гранат и коралл, чтобы получилось название оттенка? Это суффикс. Значит, способ словообразования прилагательных суффиксальный.

Слайд № 5 Герасимов любил рисовать розы, пионы и полевые цветы.

«Пионы»

Какие оттенки красного есть на этих картинах?

  • сиреневый

  • малиновый

От каких существительных образовались эти прилагательные? Обратим внимание на их написание.

Слайд № 6 Продолжаем путешествие по выставке работ Герасимова. Полевые цветы.

«Полевые цветы», «Сирень»

Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.
Встала радуга светлым венцом.
И тяжелые гроздья сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Вс.Рождественский – Мотовилова Ксюша

Какой цвет появляется на этих картинах?

  • Синий

Назовём оттенки синего цвета.

  • Лазурный

  • Лавандовый

  • Фиалковый

Слайд №7 Лаванда, фиалка, лазурит.

Посмотрите, какая красота! Это лавандовое поле, а это всем известная фиалка, а это что за камень?

Как вы думаете каким способом образовалось слово «лазурит»? А лазурный?

Слайд № 8 «Букет цветов», «Полдень – тёплый дождь», «После дождя - мокрая терраса».

Вот ещё несколько картин Герасимова. Его знаменитая «Мокрая терраса», «Полдень – тёплый дождь». Как подходят к репродукции «Букет цветов» стихи Аполлона Майкова!

Весна! Выставляется первая рама –

И в комнату шум ворвался,

И благовест ближнего храма,

И говор народа, и стук колеса.

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон – даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Аполлон Майков - Рыбаков Сергей

Какой оттенок синего есть на этой картине?

  • Лиловый

  • Ночная синь

Какой цвет мы видим в букете на картине «Букет цветов»?

  • Жёлтый

  • Оранжевый

На полотнах «Полдень – тёплый дождь» и «После дождя…» много зелени. Посмотрим, какие оттенки зелёного цвета есть на этих репродукциях.

  • Спаржа – ж.р.

  • Мокрая зелень

  • Оливковый

  • Оливково-серый

Слайд № 9 «Натюрморт. Полевые цветы»

Эта картина есть у вас в учебнике. Откроем её. Почему Герасимов так любил полевые цветы?

Оттенки каких основных цветов здесь присутствуют?

  • Белого

  • Синего

  • Красного

  • Жёлтого (переход по гиперссылке)

Художник умело использовал оттенки для изображения полевых цветов. Посмотрите, сколько здесь пышных букетов? Какое роскошное многоцветие, разнообразие. А ведь перед нами знакомые всем, родные растения. Мы все знаем не только как они выглядят, где растут, как пахнут и, я уверена, как ломается их стебель, когда собираешь ароматный букет этих полевых скромных цветочков. Посмотрим, какие цветы белого цвета? Конечно, ромашка.

Слайд № 10

Ромашка.

Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.

М.Дудин – ^ Бобкова Настя

Как вы думаете, из каких морфем состоит это слово? Ромашка растёт в Италии, где её зовут римским цветком anthemus romana. Исконно оно образовалось суффиксальным спсобом, но суффикс прирос к корню, потому что без суффикса это название мы не употребляем. И теперь «ромашк» - это корень.

Какое ещё интересное растение есть на репродукции, оно тоже хорошо вам знакомо и тоже белого цвета?

Кашка. Из каких морфем состоит это слово? Зонтики кашки похожи на манку, поэтому корень – каш, - к – суффикс. Пока суффикс к корню не прирос.

В стихотворении про ромашку есть красивое выражение «Её весёлый желтый глаз через ресницы белые». Какой художественный приём использует автор? Олицетворение.

Давайте попробуем тоже использовать метафоры или олицетворение, чтобы сказать о том, что белый цвет на картине представлен ромашками и кашкой.

Белый цвет на картине представлен ослепительно-яркими ресничками ромашки

и пушистыми зонтиками кашки.

^ Гиперссылка на слайд № 9

Жёлтый цвет гиперссылка

Слайд № 11 Пижма, одуванчик, лютики.

Знакомый всем одуванчик. Почему его так назвали? Потому что на зрелый одуванчик подуешь, и полетят маленькие парашютики семян. Из каких морфем состоит слово? Одуванчик – корень. Лютик? Исторически слово произошло от «лютый» - злой, из-за ядовитого сока, из-за которого умирал скот. Исторический способ происхождения – суффиксальный, но теперь лютик – корень.

Какой оттенок жёлтого мы видим?

  • Лимонный – от лимон, -н- суффикс

  • Золотой – бессуффиксный способ

  • Шафрановый – от шафран, суффиксальный

Посмотрите на пижму. Что скажете про форму её цветков? А что скажете про лепестки лютика? Можно ли всё время повторять при описании одуванчиков, лютиков, пижмы «жёлтый», «жёлтый», «жёлтый», «жёлтый»? Заменяем на оттенки и где можно говорим и про форму. Вот что может получиться.

^ Гиперссылка на слайд № 9 с репродукцией

Богатую палитру синего цвета использовал художник для изображения васильков, незабудок, колокольчиков.

Гиперссылка на слайд № 12

Про удивительную красоту незабудок хорошо сказал поэт Игорь Северянин.

^ Как я люблю участливый их взор!
Стыдливые, как томны ваши чары...
Нарвите мне смеющийся букет,
В нем будет то, чего в сирени нет,
А ты, сирень, увянь в тоске нектара.

Игорь Северянин

^ ПОЭМА О НЕЗАБУДКАХСеда Хачатрян

Удивительный цвет, удивительное растение. Посмотрите, внизу написано название цветка на разных языках, а значение одиноковое –«не забудь меня». Прочитайте английское слово forget-me-not . Как образовалось это слово? Посмотрите. Частица не слилась с глаголом забудь, при этом дь отвердился, прибавился суффикс –к-. Как определим способ словообразования? Из каких частей, морфем состоит слово? Не-забуд-к-а. Как образовалось прилагательное –оттенок.

Для изображения каких цветов Герасимов использовал синий цвет?

Слайд № 13 Колокольчики, васильки.

От каких слов произошли названия этих цветов? Basilikon(греч.) – царь. Колокол.

Оттенки

  • Лазурный

  • Светло-синий

  • Небесного цвета.

Можно ли говорить так: «Васильки василькового цвета»?

Как можно заменить повтор?

Гиперссылка на слайд № 9

Красный цвет также присутствует на холсте.

Шалфей, красный клевер.

Слайд № 14

Особенно хорош клевер, который в народе называют татаркой. У Бунина есть красивое стихотворение о шмеле, который засыпает на клевере.
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни…

Иван Бунин – ^ Романов Максим
Действительно, круглый мягкий цветок клевера похож на подушечку. Говорят, что бывает белый и красный клевер, какие оттенки красного использовал Герасимов для изображения клевера?

  • Тёмно-розовый

Розовый художники называют магентой.

^ Гиперссылка на слайд № 9

Какого цвета зелень на заднем плане репродукции?

  • От тёмно-зелёного цвета папоротника до изумрудно-зелёного.

Работа с карточками оттенков цвета

Называя оттенки, художники умело пользовались средствами русского языка. Они сравнивали цвет с цветком или растением, иногда с камнем, иногда с облаком (облачковый цвет) и на сходстве предметов получали название. Это скрытое сравнение.

Назвать те цвета и оттенки, которые получили название от растений и плодов:

(оттенки красного) розовый, фуксия, гранатовый, сиреневый, вишнёвый; (оттенки синего) лавандовый, фиалковый; (жёлтый) цвет лайма, персиковый, лимонный, шафрановый, кукурузный, груша, абрикосовый; (зелёный) цвет спаржи, цвет мха, болотной зелени, весенней зелени, оливковый, цвет папоротника, зелёного чая….

Перед нами метафора.

Словарно-орфографическая работа.

  • Работа со словообразованием: каким способом образовались названия оттенков сиреневый, абрикосовый, фиалковый, шафрановый, оливковый? С помощью каких суффиксов?

  • Можно ли говорить так: «Вишня вишнёвого цвета, лимон лимонного, сирень сиреневого»?

  • Вспомним, из каких морфем состоят слова…

Слайд № 15 Соревнование по группам у доски. На доске написаны слова для разбора, их нужно разобрать по составу по командам. Кто быстрее и правильнее это сделает, тот победил.

V Подведение итогов Сегодня мы узнали много нового. Что именно?...А самое главное, смогли окунуться в тёплое лето и вспомнить названия полевых цветов.

Вспомним домашнее задание Слайд № 16
На случай, если останется время – загадки о цвете
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.

(Фиолетовый цвет)

Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.

(Золотой цвет)

Есть в малине. Без сомненья,
Есть в малиновом варенье,
А в банты и провода
Попадает иногда.

(Малиновый цвет)

Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.

(Розовый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

(Зелёный цвет)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconЦикл «стихи о прекрасной даме» цвет «лазурный» Выражения, содержащие цвет
Лазурный это цвет лазури, светло-синий. Лазурный цвет небес, цвет мечты, высоты, недосягаемости. Блок изображает Прекрасную Даму...

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconТема урока : Работа по развитию речи «Скоро весна!»
Сегодня нас ждет необычный урок. На этом уроке у нас будет и урок чтения, и урок русского языка и даже урок рисования

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconУрок письма в 3 классе. Тема урока: Повторение: слова, обозначающие...
Коррекционные задачи: работать над коррекцией памяти, внимания, логического мышления, зрительного и слухового анализаторов, развивать...

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconУрок по русскому языку тема: «части речи»
Цели: Ознакомление с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconПриобщение учащихся к созданию собственных текстов
Уделяя особое внимание развитию речи учащихся, считаю актуальным обращение к теме факультатива «От слова к словесности» по программе...

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconКонспект интегрированного занятия в средней группе по речевому развитию. Тема: «Оживим сказки»
Задачи: Образовательная: в инсценировке учить детей четкой, интонационно выразительной речи, соответствующей образцу обыгрываемого...

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconУрок «Обучение грамоте» в 1 «В» классе. Тема: «Согласные буквы б б, обозначающие звуки [б] [б’]»
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите ребята на них, поздоровайтесь. Садитесь

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconУрок: русский язык + психология по теме: "Слова, которые выражают...
Познакомить детей со словами – междометиями, к которым нельзя задать вопрос, определить их роль в речи

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconУрок математики в 6-м классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
Развивающая: способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, развитию математической речи, умения говорить красиво, грамотно,...

Урок по развитию речи Слова, обозначающие цвет iconКонспект занятия по развитию речи в средней группе. Петушок и бобовое зернышко
Образовательные: закреплять навык правильного произношения звуков Ш, Щ, С; продолжать учить определять протяженность слова; продолжать...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск