Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа»






Скачать 87.23 Kb.
НазваниеКлассный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа»
Дата публикации07.05.2014
Размер87.23 Kb.
ТипКлассный час
top-bal.ru > История > Классный час
Классный час.

«Сталинградская битва – героическая страница в истории нашего народа».

Цель классного часа:

• Показать значение Сталинградской битвы (17.07.1942 г. – 02.02.1943 г.) в исходе Великой Отечественной войны.

• Воспитать любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа.

• Способствовать формированию патриотизма, стремления знать историю своей страны и отстаивать историческую правду событий 1941 – 1945 года.

Классный руководитель:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

2 февраля вся страна будут отмечать день разгрома немецких войск в Сталинградском сражении. Сегодняшний классный час мы посвящаем этой великой дате.

Ученик1.

Дата начала Сталинградской битвы 17 июля 1942 года.

А уже 23 августа тысячи самолётов с чёрными крестами обрушились на Сталинград. Это был самый страшный день для города. Самолёты шли с востока, с юга, с запада, с севера – их чёрные тела двигались среди перистых облачков в голубом небе, словно сотни ядовитых насекомых. Гудение моторов становилось всё сильней. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объём летнего неба. И новый звук возник над городом – свист сотен тысяч бомб. Свист нарастал и накалялся. Все услышали его! И женщины, бежавшие к своим домам, где их ждали дети, и те, кто упал на асфальте среди улиц, и те, кто прижимал голову к сухой земле. 2 тысячи тяжёлых бомбардировщиков на один город! Тяжесть такого удара, а также его разрушительную силу нельзя было предполагать даже в кошмарном сне.

Ученик2.

Крупнейший порт пяти морей - Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного, город с важнейшим железнодорожным узлом, связывающим Поволжье с Москвой и Донбассом, с портами почти всех вышеперечисленных морей, город-металлург, выпускающий сталь и прокат, алюминий и нефтепродукты, транспорт и суда, танки и орудия. Сталинград был для немецкого командования не просто важнейшим стратегическим пунктом, а последней надеждой на исполнение всех грандиозных планов и замыслов.

Ученик 3.

К тому же фашисты мечтали взять реванш за разгром под Москвой, поэтому сосредоточили на Сталинградском направлении всю свою силу и мощь. Для нас сдача Сталинграда означала вступление в войну против Советского Союза Японии и Турции. Так что у нас не было выбора. Вопрос стоял так: "За Волгой для нас земли нет!"

Ученик 4.

Маршал Советского Союза А.И. Еременко, бывший командующий Сталинградским фронтом, вспоминал: "То, что мы увидели 23 августа в Сталинграде, поразило нас, как тяжелый кошмар. Беспрерывно то там. то здесь взмывали вверх огненно-дымные султаны бомбовых разрывов. Из района нефтехранилищ огромные столбы пламени взмывали к небу и обрушивали вниз море огня и горького едкого дыма. Потоки горящей нефти и бензина устремлялись к Волге. Горела поверхность реки, пылали пароходы на рейде, смрадно горел асфальт улиц и тротуаров. Мгновенно, как спички, вспыхивали телефонные столбы... Казалось, чудовищный ураган ворвался в город, поднял его в воздух и обрушил осколки зданий на площади и улицы... Дышать было трудно».

Ученик 5.

Бои в городе приняли затяжной характер. Войскам Паулюса недоставало сил, чтобы окончательно сбросить защитников города в Волгу, а советским - чтобы выбить немцев с занимаемых позиций. Расстояние между противниками в черте города составляло иногда несколько десятков метров. Борьба велась за каждое здание, а иногда за часть здания, этаж или подвал.

Ученик 6.

Всему миру известен теперь дом сержанта Я.Ф. Павлова На личной карте Паулюса, главнокомандующего немецкими войсками под Сталинградом, этот дом был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон. Об этом доме сначала узнала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагали песни и легенды. Да, это был дом-крепость, его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого взвода противника. Как опорный пункт на переднем крае нашего полка дом имел исключительное значение. Он держал под огнём своих пулемётов все прилегающие улицы, откуда фашисты могли атаковать. Небольшой гарнизон защитников держался в нём 58 дней, не пропустив фашистов к Волге. Возглавлял оборону сержант Павлов. Его именем назван этот дом. У убитого гитлеровца нашли не отправленное в Германию письмо. Он жаловался: «Нам остался километр до Волги, но мы не можем его пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию».

Ученик 7.

«Боже, почему ты покинул нас? Мы сражались 15 дней за один дом, используя минометы, гранаты, пулеметы и штыки. Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идет непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боев. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...» . Из письма немецкого лейтенанта 24-й танковой дивизии.

Ученик 8.

Мамаев курган – главная высота России, так его называют защитники Сталинграда. Высота его составляет 102 метра. Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город. Командование Сталинградским фронтом из резерва Ставки выделило в помощь защитникам города 13 гвардейскую дивизию генерал-майора Родимцева. С воздуха гвардейцам помогали лётчики под командованием генералов Голованова и Руденко. Бойцы-гвардейцы Родимцева успешно переправились на правый берег и неожиданной контратакой отбросили прорвавшегося в центр города противника. Но господствующие высоты над городом, в том числе и часть Мамаева кургана, всё ещё находились в руках гитлеровских войск.

Фашисты на вершине высоты установили пулемёты и миномёты и беспрерывно обстреливали наступавших бойцов. Но бойцы, где ползком, где перебежками, пробирались к высоте. Ни на минуту не умолкали автоматы, рвались гранаты. Наши бойцы бились с гитлеровцами в рукопашной схватке. Наконец, фашисты дрогнули и стали отходить. Гвардейцы полностью овладели высотой. 12 раз сходились наши бойцы врукопашную с врагом. Но гитлеровцам так и не удалось вернуть вершину кургана.

Ученики читают стихотворение В. Мавродиева «Мать».

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной,

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук…

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего-

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала,

Стояла долго, голову склоняя,

и к выходу, усталая пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став сразу ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника Матери, себе…

Ученик 9.

Сталинградская битва - одна из героических страниц в истории нашего народа. В жестоком сражении люди проявили личный и коллективный героизм. Массовый героизм приводил врага в замешательство. Немцам были не понятны его причины, его корни, истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха.

Снайпер Пётр Гончаров в боях уничтожил 445 фашистов. После Сталинградской битвы он стал наставником снайперов. Отмечая новый 1944 год со своими боевыми друзьями, он сказал: «Немецкому ефрейтору Гитлеру по причине моих выстрелов пришлось снять с котлового довольствия 402 фрица. А если прибавить сюда и работу моих молодых товарищей, снайперов нашего полка, счёт перевалит за 1000. Пётр Гончаров продолжал учувствовать в боях и погиб под Кривым рогом 31 января 1944 года. 10 октября 1944 года Гончарову присвоено звание Героя Советского Союза. (Посмертно).

Ученик10.

24 ноября 1942 года старший сержант Илья Воронов получил приказ отбить у немцев дом (на этом месте сейчас находится Дом офицеров). Он повёл своих бойцов в наступление, был ранен в ногу и руку, но, не делая перевязок, продолжал бой. Затем Илья Воронов со своими бойцами занял соседний с атакуемым дом. Из окна здоровой рукой он продолжал кидать гранаты во врага. Немцы взорвали дом, из которого вела атаку наши бойцы. Илья потерял сознание. Бойцы продержались до вечера. Когда бой затих, вынесли раненных и погибших. Воронов попал на операционный стол. Из его тела было извлечено 25 осколков мин и гранат. Илья остался без ноги, но выжил.

Ученик 11.

Снайпер Анатолий Чехов защищал Дом Павлова. В Сталинграде он уничтожил 256 гитлеровцев. В то время ему было всего 19 лет. За время службы в армии подготовил 20 снайперов. В 1943 году под Киевом ему оторвало взрывом стопу, он перенес 12 операций. Поправившись, Чехов пошел работать на электромеханический завод. О нем создан документальный фильм «И помнит мир спасенный».

Ученик 12.

Четыре бойца: Н. И. Сарафанов, М. Ф. Чембаров, А. А. Беляев и П. Г. Круглов – во время боя в районе Дар-горы 16 сентября 1942 года сразились с 20 фашистскими танками. Круглов и Беляев погибли, оставшиеся в живых Сарафанов и Чембаров стреляли в упор, были ранены и попали в плен. Им удалось бежать из плена и вернуться в свой полк. Их считали погибшими и посмертно наградили орденами Отечественной войны.

Ученик 13.

Василий Андреевич Глазков, командир 35- й стрелковой дивизии, руководил очень сложным боем, который длился 5 суток. Бойцы не ели все это время, обходились несколькими глотками оды и галетным печеньем. Гитлеровцы бросили в атаку 100 танков, 40 самолётов и мотопехоту. Глазков находился в боевых порядках. Противник обнаружил его наблюдательный пункт и открыл огонь из миномётов. Глазкова ранило, но он не покинул боевого поста, продолжал управлять боем. Когда он же не смог стоять на ногах, отдал последние распоряжения и передал место своему заместителю. Попытки вынести ком дива с поля боя и доставить его в санчасть окончилось плачевно: противник следил за перемещением Глазков и вёл обстрел. Глазков получил ещё несколько раненый и погиб. В музее обороны как свидетельство мужества и бесстрашия хранится Нинель Глазкова, изрешеченная пулями и осколками.

Ученик 14.

В октябре 1942 года во время боя в районе завода «Баррикады» проявил мужество Матвей Путилов. Ему был дан приказ соединить оборванный миной телефонный провод. Путилова ранило в руку во время исполнения боевого задания; вокруг разрывались снаряды и обрывали провод не один раз, и каждый раз он находил и устранял обрыв. Когда понял,что силы его покидают, зажал концы провода зубами и наладил связь. Матвей уже не было в живых, а связь продолжала работать.

Ученик 15.

Иван Мещеряков – командир эскадрильи шестого авиационного полка. Эскадрилья сделала 1555 боевых вылетов, приняла 304 воздушных боя, уничтожила 56 вражеских самолётов. Лично Мещеряков сделал 135 боевых вылетов, участвовал в 15 боях и сбил 6 самолётов.

Ученик 16.

8 февраля 1942 года по заданию он прикрывал с воздуха порядки наземных войск. Не обнаружив в районе прикрытия воздушного противника, лётчик направил самолёт к узловой железнодорожной станции Ржев, где находился вражеский аэродром, нанёс удар по скоплению эшелонов. С воздуха он заметил цистерны с горючим и направил самолёт на них. По самолёту стреляли с земли, и Мещерякову ранило в руку, но он продолжал вести самолёт одной рукой. Самолёт потерял управление, тогда пилот направил падающую машину на цистерны, взорвал их и погиб сам.

Ученик 17.

19 ноября после длительной артподготовки, в которой участвовало 1500 орудий, началось наступление генерального плана. В наступление перешли войска Юго-западного и Донского фронтов, зажав врага в клещи, с двух сторон. Победа в город на Волге пришла 2 февраля 1943 года.

Ученик 18.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие.

Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Над площадями Волгограда опять метелицы кружат

Двадцатилетние солдаты, который год в земле лежат.

А на земле, воспетой в песнях, над волжской медленной водой

Поднялся город – их ровесник – великий, светлый, молодой.

Он потому велик и светел, что в час бессмертья своего

Они в огне, сквозь дым и пепел таким увидели его.

Презентация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКлассный час в 9 «А» классе на тему "Современный этикет"
...

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКурс «духовно-нравственное воспитание и православная культура» итоговый...
Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconТема урока –«Великая война –Великая Победа» Тип урока
Великая Отечественная Война, Вторая Мировая война, битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, фашизм

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconУрок мужества на тему «Сталинградская битва»
Звучит песня «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, на сл. Михаила Матусовского). (Слайд 5,6,7,8)

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКлассный час по теме «Доброта»
Сейчас мы отправимся в путешествие на корабле. За время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок, на каждой из которых мы...

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКлассный час на тему: Игра-викторина «Я люблю тебя, Россия!» Цель:...
Ведущий: Ребята! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о жизни русского народа, вспомнить обычаи, обряды, историю и культуру нашей...

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconПлан месячника, посвящённого 70-летию победы в Сталинградской битве гбоу сош №1287
Классные часы «Сталинградская битва. Контрнаступление» с возложением цветов к школьному мемориалу

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconСценарий открытого урока классного часа по теме: «Сталинградская битва»
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, военная форма, муляжи оружия, знамя военных лет

Классный час. «Сталинградская битва героическая страница в истории нашего народа» iconКлассный час «Куликовская битва в истории Отечества», Каргина Ольга...
Исследование предназначено в первую очередь для решения проблемы воспитания молодых людей, пробуждения в их душах чистых источников...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск