Скачать 0.56 Mb.
|
Статья В процессе многолетней работы (с 2000 года) сложилась система, направленная на формирование у учащихся патриотизма и гражданственности. Формирование воспитательного пространства в школе, классе предполагает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную, коммуникативную, организаторскую, оценочно-результативную деятельность. Субъектами воспитательного пространства школы являются: дети, родители, педагоги. Характер и результативность цели определяются принципами, которые важны для учителя, доступны для понимания детей, учитываются родителями:
Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром. Ребёнок естественным образом связан со своими односельчанами тысячами нитей, которые как бы «пронизывают» его бытие и влияют на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и гражданско-патриотических качеств. Таким воспитательно-развивающим потенциалом в МОУ «Заливинская СОШ» является историко-краеведческий музей. Музей, являясь специфическим средством извлечения информации, содержащейся в общественных формах прошлой и современной культуры, является одним из важнейших средств формирования самосознания подрастающего поколения. Школьный музей выступает также фактором воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся. Он даёт возможность сформировать у них гражданскую идеологию, мировоззрение, воспитывать такие качества как духовность, бережное отношение к традициям, культуре и истории своего народа, общественную активность. Результативной является проектная деятельность, которая расширяет возможности воспитательного пространства сельского поселения. И сегодня можно уже говорить о некоторых результатах: во всех деревнях Заливинского сельского поселения построены и действуют детские спортивно-игровые площадки, школьный музей постоянно пополняется новыми, уникальными материалами по истории села, школы и т. д., набирает силу волонтёрское движение. По этим и другим направлениям школа делится опытом не только на КМО, но и на уровне района, области. (см. приложение) Значимым является военно-патриотическое направление в деятельности детских объединений «Юный призывник» и «Школа молодого бойца». На занятиях воспитываются у учащихся: гражданственность; патриотизм, верность своему Отечеству; преемственность между поколениями, сохранение и развитие лучших традиций ВС РФ. Важно отметить то, что в рамках программы проводятся мероприятия, которые наиболее полно вбирают в себя суть проблемы военно-патриотического воспитания, имеют практическую направленность. Это военно-спортивная игра «Зарница», посвящённая Дню защитника Отечества, проведение учебно-полевых сборов, муниципальные и региональные слеты патриотических объединений и т.д. Программа совместных мероприятий краеведческой, военно – патриотической направленности предусматривает формирование и развитие у субъектов образовательного пространства социально – значимых ценностей, «священных понятий», определяющих духовную жизнь нации: Родина, семья, родной язык, родная природа, народ, вера, духовная культура в целом. В 2010 году социально-значимый проект «Я гражданин России» получил грантовую поддержку администрации Тарского муниципального района в размере 25000 рублей, которые пошли на совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитании в школе, в селе. Создание и реализация Программы предполагает тесное сотрудничество всех учреждений (образовательных, учреждений культуры, учреждений дополнительного образования и др.) и использование их возможностей с целью совместного решения проблем патриотического воспитания подрастающего поколения. Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по патриотической проблематике ^ ![]() ![]() для общеобразовательных учреждений и УДО Авторы: ^ заместитель директора школы по УВР, руководитель школьного историко-краеведческого музея 2011 Социально-педагогический проект «Я – гражданин России» Вид проекта:
Проблема:
Цель: Создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование государственной (в том числе региональной и муниципальной) системы патриотического воспитания. Задачи:
2. Совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у учащихся высокое патриотическое сознание через деятельность в клубах и объединениях военно-патриотического направления; 3. Привлечь к сотрудничеству заинтересованные структуры социума; 4. Изучить потребности подростков; 5. Формировать организационно-методическую базу патриотического воспитания; 6. Организовать информационное сопровождение проекта. Этапы реализации проекта:
Сроки реализации проекта: долговременный Результативность:
Перспективы:
Заявителями представлены следующие документы: 1. Социально-педагогический проект «Я-гражданин России» 2. Программа «Школьный музей» 3. Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школе. Сертификаты по обобщению опыта. 4. Проекты, реализованные в рамках социально-педагогического проекта «Я - гражданин России» 5. Сценарии и разработки мероприятий по данному направлению 6. Почетные грамоты, благодарственные письма и т. д. 7. Отзывы о деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. Актуальность Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. ^ Цель Программы: Формирование гражданской позиции и патриотического сознания у подрастающего поколения, потребности в духовно - нравственном и физическом совершенствовании, уважения к историко – культурному наследию своей страны, малой родины; обеспечение физического и психического благополучия школьников.^ Реализация целей и задач в направлении патриотического воспитания и гражданского становления личности основывается на следующих принципах:
^
^ Заливинская средняя общеобразовательная школа Омской области Тарского района ![]() Программа «Школьный музей» Директор школы: Лосев Александр Петрович Руководитель музея: Васильева Нина Георгиевна. 2010 Содержание 1.Характеристика музея. 2. Положение об историко-краеведческом музее. 3. Программа деятельности музея. 4. Структура, руководство музеем. 5. План работы историко-краеведческого музея. 6. Перечень обязанностей освобождённого педагога- специалиста по музею. 7. Схемы. Характеристика музея Историко-краеведческий музей МОУ Заливинской средней общеобразовательной школы открыт 19 октября 2000 года, расположен на первом этаже школы, занимает две комнаты общей площади 72 кв. м. Музей содержит следующие разделы:
Раздел «Русская изба» раскрывает культуру и быт сибирских крестьян. Далее экспозиции рассказывают о природе родного края, о первых коммунарах и о развитии деревень, а затем и ОПХ имени Фрунзе. За историей деревень и сёл, стоят люди, которые своим трудом прославляли и славят родной край. Раздел по истории школы знакомит посетителей с историей развития образования в селе, со школой, учителями и выпускниками. Особое место отведено материалам, посвящённым землякам- воинам Великой Отечественной войны. Целый раздел посвящён земляку, герою Советского Союза Васильеву В.И. В фонде музея имеются: бюст героя, его гимнастёрка, фотографии, письма Василия Ивановича и его жены, альбомы. В разделе « Наши земляки в Великой Отечественной войне» размещена экспозиция, рассказывающая о ветеранах войны. Материалы, собранные в музее, рассказывают о событиях в годы войны. Здесь находится богатый материал о героическом, боевом и трудовом подвиге односельчан. В витринах - медали, документы, фронтовые письма, личные вещи солдат- односельчан и мн. др. Стенд, посвящённый землякам, рассказывает о доблестном жизненном пути наших земляков, экспозиция содержит альбомы и многое другое, что рассказывает о них. Выставка включает большое количество личных вещей и книг Якова Ивановича Заливина, картины Железчиковой В.И. и т. д. В последние три года учащимися школы проведены исследовательские поисковые работы, результатом которых стали материалы: «В.И. Васильев – герой Советского Союза», « Никто не забыт и ничто не забыто», « Дети войны», «Село моё родное», «Судьба людей в эпоху исторических катаклизмов» и мн. др. Учащиеся школы выступали с докладами на ШНПК и на районной краеведческой конференции. В музее находится на хранении и в экспозиции более1000 единиц основного фонда. Научно-вспомогательный материал хранится в папках в хранилище. Каждый экспонат имеет свой фондовый номер. Вновь поступающие экспонаты регистрируются на специальном бланке- акте и заносятся в инвентарную книгу основного фонда или научно- вспомогательного фонда. ^ МОУ Заливинской средней общеобразовательной школы.
^ Для создания, развития и функционирования историко-краеведческого музея сформирован актив музея, в который входят учащиеся 3- 11 классов. Направления деятельности музея, содержание и формы работы.
2.Руководитель и актив музея проводят следующую работу по направлениям деятельности:
Реализация данной программы осуществляется по четырём направлениям:
Участие в научно-практических конференциях (1 раз в год) Создание проектов по деятельности Совета музея, д\о «Юный краевед», детской организации «Юность Сибири»
Учащиеся работают в качестве экскурсоводов по историко-краеведческому музею.
Целью данного направления является создание формирующей воспитательно- педагогической среды.
Объединение «Юный краевед» (актив музея из числа учащихся школы) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Поисковая работа Работа НОУ «Мысль» Лекторская деятельность Организация школьных и внешкольных мероприятий. Проектная деятельность Шефская работа |
![]() | В «Концепции модернизации российского образования» предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы... | ![]() | Гражданско-патриотическое, правовое воспитание, направленное на формирование у школьников гражданственности, патриотизма, уважения... |
![]() | С 14 февраля по 22 февраля 2009 года в моу сош №138 проходила декада Защитников Отечества, в рамках которой проводились мероприятия,... | ![]() | Основной целью урока является формирование у учащихся черт гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры,... |
![]() | Цель: формирование у учащихся качеств гражданственности, патриотизма, развитие чувства сопричастности с судьбой своей страны, своего... | ![]() | Цель: формирование семейных ценностей как основы гражданственности и патриотизма |
![]() | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ![]() | Программы патриотического воспитания. Творческие периоды «Я гражданин», «Мой край родной» включают в себя тематические классные часы,... |
![]() | «Формирование у дошкольников гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, к своей малой Родине,... | ![]() | Формирование чувства гражданственности, патриотизма через представление о долге, мужестве, героизме в годы Великой Отечественной... |