Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки






Скачать 279.31 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
страница1/4
Дата публикации26.01.2015
Размер279.31 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования
Кафедра педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Утверждена на заседании кафедры

протокол № 8 от 28 марта 2014 г.
Зав. кафедрой ______ Лисицкая Л.Г.



ПРОГРАММА

вступительного экзамена

по приему на обучение по программам подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению 44.06.01 - Образование и педагогические науки

(профиль - Теория и методика обучения и воспитания

(дошкольное образование)


Программа составлена:

докт.пед.наук, профес.

Тупичкиной Е.А.


Армавир

2014



ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа ставит своей целью подготовить соискателей к поступлению в аспирантуру по специальности 13.00.02 – теория и методика дошкольного обучения.

Содержание программы отражает основной объем знаний, необходимой будущему исследователю при выполнении научной работы.

Программа поможет сориентироваться в современных тенденциях и перспективах развития методики дошкольного обучения, выявить научные проблемы и в определенной степени обосновать тему будущего исследования.
^ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

  1. Педагогика как наука об образовании:

  • Общее понятие о педагогике как науке;

  • Система педагогических наук. Отрасли педагогики, ее связь с другими науками.

  • Методологические основы педагогики.

  • Основные педагогические категории.

  1. Личность как педагогическая категория. Реализация в педагогической деятельности факторов, влияющих на развитие личности.

  • Понятие о личности, индивиде, индивидуальности;

  • Сущность развития личности. Движущие силы развития;

  • Основные факторы, влияющие на развитие личности:

а) влияние наследственности;

б) влияние среды;

в) влияние активности самой личности.

  • Теории развития личности.

  1. Характеристика целостного педагогического процесса:

  • Понятие о педагогическом процессе и его целостности;

  • Особенности процесса воспитания;

  • Специфика и сущность процесса обучения;

  • Структура педагогического процесса, составляющие педагогической системы.

  1. Гуманистические основы современной педагогики:

  • Сущность гуманизма и процесса гуманизации;

  • Традиции гуманизма в мировой педагогической культуре;

  • Особенности проявления гуманистических идей в современной педагогике;

  • Личностно-ориентированная модель воспитания как альтернатива модели учебно-дисциплинарной.

  1. Общие закономерности и принципы целостного педагогического процесса:

  • Общее понятие о принципах и закономерностях;

  • Характеристика принципов целостного педагогического процесса, имеющих общее методологическое значение;

  • Классические принципы педагогической деятельности;

  • Принципы гуманистической педагогики;

  • Взаимосвязь принципов целостного педагогического процесса.

  1. Педагогические цели и процесс целеполагания:

  • Общее понятие о педагогических целях, их значение в педагогическом процессе;

  • Источники выдвижения педагогических целей;

  • Уровни целеполагания и виды целей;

  • Содержание общепедагогических целей;

  • Характеристика конкретных педагогических целей;

  • Этапы и условия успешного целеполагания.

  1. Содержание целостного педагогического процесса:

  • Понятие о содержании целостного педагогического процесса, факторы его определяющие;

  • Общие требования к содержанию образования;

  • Содержание обучения;

  • Содержание воспитания.

  1. Методы обучения и воспитания:

  • Общее понятие о методах. Подходы к их классификации.

  • Классификация методов обучения и краткая характеристика отдельных методов обучения;

  • Классификация методов воспитания и краткая характеристика отдельных методов воспитания;

  • Критерии оптимального выбора методов в педагогическом процессе.

  1. Формы организации воспитательно-образовательной работы:

  • Характеристика основных форм воспитания;

  • Разнообразие форм обучения.

  1. Педагогическая технология в педагогической деятельности:

  • Общее понятие о педагогической технологии;

  • Классификация педагогических технологий;

  • Характеристика отдельных технологий обучения;

  • Критерии эффективности педагогической технологии.

11. Педагогическая диагностика в структуре учебно-воспитательного процесса:

  • Сущность, функции и виды педагогической диагностики;

  • Методы диагностики эффективности воспитательной работы;

  • Диагностика обучения.


^ ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Раздел 1. Дошкольная педагогика как отрасль педагогической науки

  1. Дошкольная педагогика как наука об образовании и развитии детей

  2. Современный взгляд на педагогику детства. Проблема субкультуры детства.

  3. Актуальные проблемы исследования в современной дошкольной педагогике

  4. Методы и методология педагогических исследований в дошкольной педагогике

Раздел 2. Педагогика возрастного развития

  1. Возрастная периодизация в педагогике.

  2. Педагогическая характеристика возрастных периодов

  • психолого-педагогические особенности детей раннего возраста

  • развитие и воспитание детей дошкольного возраста

  1. Адаптация детей, поступивших в ДОУ

Раздел 3. Психолого-педагогические основы воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения в контексте ФГОС.

    1. Образовательное учреждение как образовательная система.

  • Виды и типы современных ДОУ.

  • Характеристика ДОУ как образовательной системы.

    1. Участники педагогического процесса.

  • Ребенок и педагог как субъекты педагогического процесса

  • Особенности общения в педагогическом процессе ДОУ.

  • Гуманистические основы педагогического взаимодействия педагога и детей

    1. Особенности режима жизнедеятельности детей и педагогического процесса в ДОУ

    2. Цели и задачи воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. Отражение целевых ориентации образования дошкольников в современных педагогических концепциях и нормативно-правовых документах.

    3. Содержание воспитания и образования детей дошкольного возраста

  • Своеобразие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

  • Современное программно-методическое обеспечение дошкольного образования (педагогическая характеристика комплексных и парциальных отечественных программ).

    1. Особенности методов и средств образования дошкольников.

    2. Разнообразие форм организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях.

    3. Предметно-развивающая среда в ДОУ.

    4. Организация педагогического процесса и жизнедеятельности детей в режиме дня ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Раздел 4. Образование и развитие дошкольников в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

    1. Деятельностный подход к образованию дошкольников.

    2. Игра – основной вид деятельности дошкольников.

  • Игра как ведущий вид деятельности детей, ее своеобразие

  • Разработка теории игры в истории педагогической мысли

  • Классификация детских игр и характеристика их видов.

  • Методика руководства играми детей в детском саду

  • Игрушка, ее педагогическое значение. Виды традиционных и современных игрушек. Педагогические и гигиенические требования к игрушкам.

    1. Формирование физической культуры и здорового образа жизни в дошкольном возрасте.

    2. Формирование социально-нравственной культуры дошкольников

  • Цели социально-нравственного воспитания и развития

  • Задачи и основные направления социально-нравственного развития дошкольников (формирование основ гражданственности, экологической культуры, начал коллективизма, культуры поведения и др.

  • Содержание деятельности по формированию социально-нравственной культуры в различных возрастных группах

  • Технология социально-нравственного воспитания и развития (методы, формы и средства).

    1. Формирование основ культуры труда

    2. Формирование эстетической культуры и художественного творчества ребенка-дошкольника.

    3. Формирование коммуникативно-эмоциональной культуры дошкольников и основ саморегуляции.

    4. Формирование интеллектуально-познавательной культуры и познавательное развитие дошкольников.

  • Цели и задачи

  • Задачи и основные направления формирования интеллектуальной культуры дошкольников (сенсорное развитие, формирование базы знаний и представлений, развитие интеллектуально-познавательных, интеллектуально-творческих способностей и предпосылок учебной деятельности у дошкольников)

  • Отражение содержания деятельности по формированию интеллектуально-познавательной культуры в образовательных программах (основные виды образовательной работы с детьми: формирование элементарных математических представлений, развитие речи, ознакомление с окружающим и пр.) в различных возрастных группах.

  • Технология формирования интеллектуально-познавательной культуры дошкольников (методы, формы (на занятиях в др.видах деятельности и пед. процесса) и средства).

  • Современные информационные технологии в формировании интеллектуально-познавательной культуры дошкольников

Раздел 5. Проблема непрерывного образования дошкольников и младших школьников

    1. Преемственность детского сада и семьи в воспитании детей

  • Психолого–педагогические основы семейного воспитания

  • Формы работы с родителями в детском саду

  • Пропаганда педагогических знаний среди родителей

    1. Преемственность между ДОУ и школой как условие непрерывного образования и воспитания личности

  • Работа воспитателя по формированию готовности ребенка к школе.

    1. Организационно-методические основы предшкольной подготовки детей, не посещающих ДОУ.

Раздел 6. Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в ДОУ

    1. Планирование и проектирование педагогического процесса ДОУ:

  • задачи планирования,

  • основные виды,

  • современные требования.

    1. Педагогическая оценка и контроль целостного педагогического процесса

Раздел 7. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников

    1. Общее понятие о педагогических новациях, виды типы нововведений

    2. Современные отечественные и зарубежные инновационные педагогические системы и педагогические технологии обучения и развития дошкольников.

    3. Особенности внедрения педагогических нововведений в педагогический процесс ДОУ.

    4. Общее понятие о процессе разработки программ развития ДОУ.

    5. Педагогическая оценка качества и эффективности внедрения нотационных технологий в педагогический процесс ДОУ.

Раздел 8. Культура профессиональной деятельности.

    1. Особенности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования.

    2. Ключевые педагогические компетенции современного воспитателя ДОУ

    3. Развитие и самосовершенствование профессиональной компетентности воспитателя.

    4. Оценка и самооценка профессионализма воспитателя ДОУ


^ ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Введение.

  1. Объект, предмет, задачи истории образования.

  2. Современные подходы к периодизации истории образования как науки.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
Предполагаемая программа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта вузовского обследования и предназначена...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
В соответствии с интегративностью коммуникативной компетенции пред­ставляется возможным выявить содержательные линии образовательной...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
Происходящие в настоящее время изменения в Российском образовании вызывают активный интерес к психолого-педагогическим проблемам...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
В использовании понятий, эстетических, идейно-художественных, культурологических и иных определений, составитель программы придерживался...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки
Предлагаемая программа содержит вопросы по истории профессионального образования и профессиональной педагогике, вопросы по теории...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного экзамена по философии по приему на обучение по программам подготовки
В неё включены основные части философского знания: онтология, гносеология, проблемы человека и общества. В программе указана основная...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру 080200 «Менеджмент», магистерская программа
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» и определяет содержание...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру...
Программа вступительного междисциплинарного экзамена в магистратуру составлена на основе фгос впо по направлению подготовки 080100...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconМеждународных отношений (университет) мид россии факультет международных экономических отношений
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономическая теория». Вступительный экзамен проводится...

Программа вступительного экзамена по приему на обучение по программам подготовки iconПрограмма вступительного испытания по направлению подготовки
В ходе экзамена абитуриенту предлагается пять вопросов в соответствии с направлением подготовки



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск