Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты






Скачать 191.25 Kb.
НазваниеКонспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты
Дата публикации27.01.2015
Размер191.25 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > История > Урок
Конспект урока

История России. 7 класс

27.04 2005
Тема урока: Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 1. Дать представление учащимся о характере внутренней политики XVIII в.

2. Совершенствовать умения работать со справочной литературой, со схемами, с учебником, развивать логическое мышление.

3. Продолжить формирование качеств учащихся: преданность и верность государству.

Оборудование: учебник Приображенского А. А., Рыбакова Б.А. «История Отечества 6-7 класс», М.: «Просвещение»., 2002,

меловая наглядность, карта,

раздаточный материал: иллюстрации, карточки с вопросами, схемы (Кизеев С.Ш., Бурдина Е.Н. «История России в таблицах и схемах», М., 2002.
План урока
I. Проверка домашнего задания

II. Изучение нового материала

  1. Дворцовые перевороты

  2. Расширение привилегий дворянства

III. Домашнее задание
Ход урока


Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

I.Организацион-

ный момент

Повторение изученного материала


II.Изучение нового материала
1. Дворцовые перевороты.

2. Расширение привилегий дворянства.

Закрепление материала


Домашнее задание.


Подведение итогов.

Постановка цели урока
Проверка знаний учащихся по карточкам-тестам.
Рассказ учителя о внутренней политике России в середине XVIII в.

Указ 1722 г. Петра I о праве монарха назначать себе приемника из числа всех своих родственников.


Объясните, почему гвардейские полки были основной силой дворцовых переворотов?

В чем вы видите различие между деятельностью Петра I и его приемников?

Какие привилегии получило дворянство в середине XVIIIв?
Беседа по вопросам:

Как можно охарактеризовать период в России в середине XVIIIв?

Сколько правителей сменилось за период с 1725 по 1796 годы?

Какой класс получил привилегии в этот период?

Какой срок дворянской службы был установлен, и как поступали дворяне?

Каким было положение крепостных?

§ 39

Отвечать на вопросы

в конце §. Сделать выводы.

Выставление оценок за урок.



Отвечают на вопросы по карточкам-тестам : да (+), нет (-).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15















































Запись в тетрадь: Указ 1722 г. Петра I о праве монарха назначать себе приемника из числа всех своих родственников.

Последствия указа 1722 года.

1.Прерван естественный для России принцип престолонаследия по старшинству в царской фамилии.

2.Свержение верховной власти не выглядело теперь как покушение на святость

3. Увеличение числа претендентов на трон, усиление борьбы соперничавших группировок за власть.
Работа с учебником.

Построение схемы в тетради по мере работы с учебником

Гвардейские полки представляли ту реальную вооруженную силу при дворе, которая могла содействовать и возведению на престол, и низложению царей, не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону.

Приемники Петра I в целях поддержания дворянства ориентировались, прежде всего, на этот класс.

Облегчение дворянской службы. Усиление крепостного права.

Эпоха дворцовых переворотов.

Шесть правителей.

Дворянство.


25 лет, записывали в корпус в детском возрасте.

Жизнь крепостного полностью зависела от нрава его барина.
Запись домашнего задания в дневник.


Приложение.

Тест

Верно ли утверждение?


  1. Начало царствования Петра I - 1689 год. +

  2. Корабельная верфь для строительства морских судов, участвовавших во втором Азовском походе, была организована в Воронеже. +

  3. Азовские походы завершились переходом крепости Азов к России. +

  4. Основные итоги Великого посольства Петра I – создание антитурецкого союза. -

  5. После смерти царя Федора началось самостоятельное правление ПетраI. -

  6. Причины неудачи первого Азовского похода – отсутствие у России флота. +

  7. Главная причина Северной войны – борьба за выход в Северное море. -

  8. Чем известен в России 1703 год? Был заложен Санкт-Петербург. +

  9. Рекрутская повинность – это обязанность податного сословия выставлять от своей общины определенное количество солдат. +

  10. Сражение, которое Петр I назвал «морской Полтавой» у мыса Гангут. +

  11. Высшее правительственное учреждение при Петре I с 1711 года – ближняя канцелярия. -

  12. В ходе церковной реформы Петр I упразднил патриаршество. +

  13. В период царствования Петра I появились коллегии. +

  14. В период царствования Петра I произошло разделение территории государства на губернии. +

  15. Сенат обладал законодательными и распорядительными функциями. +


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

+

+

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

+

+

+


Конспект урока

История России. 10 класс

24.03. 2006
Тема урока: Эпоха дворцовых переворотов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: 1.Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I.

2.Дать представление о насущных общественных проблемах. Сравнить характер правления Петра I и его преемников.

3.Продолжить формирование качеств учащихся: преданность и верность государству.

^ Оборудование урока: учебник Сахарова А.Н., Буганова В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в., М.: «Просвещение»., 2002,

меловая наглядность, карта «Россия в XVII – 1760 г.», схема династии Романовых, «Россия в 1760-1800 гг.», схема «Участие России в Семилетней войне на с. 57 учебника.

раздаточный материал: иллюстрации, карточки

схемы (Кизеев С.Ш., Бурдина Е.Н. «История России в таблицах и схемах», М., 2002.)
План урока
I. Проверка домашнего задания

II. Изучение нового материала

1.Екатерина I и Верховный тайный совет

2.Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина.

III. Домашнее задание

Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный тайный совет.

Важнейшие даты: 1725-1727гг. – правление Екатерины I; 1727-1730 гг. – царствование Петра II; 1730-1740 гг. – царствование Анны Иоанновны.
^ Ход урока


Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

I.Организацион-

ный момент

Повторение изученного материала

II.Изучение нового материала
1. Екатерина I и Верховный тайный совет

2. Императрица Анна Иоанновна. Бироновщина.

Итог урока.

Закрепление материала

Домашнее задание.


Подведение итогов.

Постановка цели урока

Опрос учащихся:

1. Экономические реформы Петра I.

2. Табель о рангах

3.Личность

Петра I
Рассказ учителя о внутренней политике России в середине XVIII в.

Указ 1722 г. Петра I о праве монарха назначать себе преемника из числа всех своих родственников.

Екатерина I и Верховный тайный совет
Объясните, почему гвардейские полки были основной силой дворцовых переворотов?

Учитель на основании схемы родства династии Романовых обосновывает права Петра II на престол.

Учитель на основании схемы родства династии Романовых обосновывает права Анны Иоанновны на престол

Покажите территорию герцогства Курляндского.

Работа с историческим источником.

Какую власть получал Верховный тайный совет?
Какая бы власть установилась в России в случае претворения этих условий в жизнь?


В чем вы видите различие между деятельностью Петра I и его приемников?

Какие привилегии получило дворянство в середине XVIIIв?

Объяснение учителя: основные черты правления Анны Иоанновны.

§ 46

Отвечать на вопросы

в конце §. Сделать выводы.

Выставление оценок за урок.



Отвечают на вопросы:

1. Экономические реформы были необходимы для успешного ведения Северной войны, Россия развивала собственную промышленность. Экономические реформы состояли, прежде всего, в развитии мануфактурного производства; организации новых металлургических заводов, на которых использовался труд приписных и посессионных крестьян; организованном поиске и добыче полезных ископаемых; введении нового налогообложения (подушная подать); ведении протекционистской политики с помощью введения нового покровительственного таможенного тарифа. Промышленное производство к концу царствования Петра I значительно выросло, была создана основа новой промышленности России, увеличились государственные доходы, что позволило содержать многочисленную вооруженную армию.

2. Табель о рангах вводил зафиксированный принцип чиновной, бюрократической выслуги, когда положение человека на иерархической лестнице ставилось, прежде всего, в зависимость от его личных способностей, а не от знатности рода. Этот принцип создавал условия для более эффективного функционирования чиновничьего аппарата.

Сообщение учащегося о личности

Петра I.

Работа с иллюстрациями.

Запись в тетрадях: Указ 1722 г.

Петра I о праве монарха назначать себе преемника из числа всех своих родственников.

Последствия указа 1722 года.

1.Прерван естественный для России принцип престолонаследия по старшинству в царской фамилии.

2.Свержение верховной власти не выглядело теперь как покушение на святость.

3. Увеличение числа претендентов на трон, усиление борьбы соперничавших группировок за власть.

Запись в тетрадях: Дворцовый переворот – смена власти, совершавшаяся узким кругом из членов придворных группировок и руками гвардейских полков.

Гвардейские полки представляли ту реальную вооруженную силу при дворе, которая могла содействовать и возведению на престол, и низложению царей, не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону.

^ Работа с учебником. Ученики самостоятельно читают о правительственном кризисе после смерти Екатерины I , возведении на престол Петра II и борьбе за влияние на него. §46,с. 49
Работа со схемой


Работа с картой


Ученики читают текст кондиций и отвечают на вопросы.
Фактически он получал власть в государстве наряду с монархом и становился контролером всех его действий. Его власть должна была опираться на гвардейские полки.

В России установился бы олигархический режим, когда все решения об управлении государством принимались бы узким кругом членов Верховного тайного совета – представителей высшего чиновничества и родовой аристократии.

Запись в тетрадях:

Кондиции существенно ограничивали самодержавие и вводили олигархическое правление в стране.

Работа с учебником: ученики самостоятельно читают о том, как Анне Иоанновне удалось избавиться от кондиций и влияния Верховного тайного совета - §46,с. 51

Приемники Петра I в целях поддержания дворянства ориентировались, прежде всего, на этот класс.

Облегчение дворянской службы. Усиление крепостного права.


Работа с учебником: о деле Волынского и двух государственных переворотах.

В эпоху дворцовых переворотов внешнеполитическое могущество России падает, наблюдается расстройство во внутренних делах. Преемники Петра I не были фигурами столь же выдающимися. Характерной для этого времени является борьба за власть между придворными группировками, в которых активное участие принимает гвардия.

Запись домашнего задания в дневник.

Построение схемы в тетради по мере работы с учебником



Дополнительные вопросы:
Как можно охарактеризовать период в России в середине XVIII в? (^ Эпоха дворцовых переворотов).

Сколько правителей сменилось за период с 1725 по 1796 годы? (Шесть правителей)

Какой класс получил привилегии в этот период? (Дворянство).

Какой срок дворянской службы был установлен, и как поступали дворяне? (^ 25 лет, записывали в корпус в детском возрасте).

Каким было положение крепостных? (Жизнь крепостного полностью зависела от нрава его барина).


Раздаточный материал: карточка

Основные черты правления Анны Иоанновны:


  1. Большая власть Кабинета с 1731 года во главе А.И. Остерманом.

  2. Бироновщина. Всесильная роль при дворе фаворита императрицы Э. Бирона, который был сделан герцогом Курляндским.

  3. Засилье иностранцев – прежде всего курляндских дворян – в государственном управлении и армии и пренебрежении к местной аристократии и дворянству. Неуважение к российским обычаям.

  4. Распущенность при дворе, неоправданная роскошь, казнокрадство.

  5. Политический террор

  6. Относительный упадок политического веса России, расстройство во внутренних делах.

Конспект урока

Обществознание. 11 класс

14.04 2006
Тема урока: Правовое государство.
Тип урока: урок-беседа, изучение нового материала
Цель урока: 1.Дать общую характеристику демократической сущности действующих механизмов политической системы.

2. Подвести учащихся к пониманию верховенства и независимости государственной власти (суверенитета государства).

^ Основные понятия: Государство. Президентская республика. Парламентская республика. Права человека. Правовое государство. Гражданское общество. Защита прав.

^ Оборудование урока: учебник под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю, Человек и общество, часть 2, М., «Просвещение»,2004

раздаточный материал: таблицы,

дополнительная литература: Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. М., 1996; Мушинский В.О. Основы правоведения. М.1996; Никитин А.Ф. Государство и право. М.1996

Конституция РФ: ст.7, 38-42,57-58


^ План урока


  1. Государство – главный институт политической системы.


II. Права человека – центральная идея в теории и практике правового

государства.
III. Сущность правового государства и его роль в утверждении демократии.
IV. Домашнее задание

^ Ход урока


Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся.

I.Организацион-

ный момент

Государство – главный институт политической системы

II. Права человека – центральная идея в теории и практике правового

государства.

III. Сущность правового государства и его роль в утверждении демократии.
Закрепление материала

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Постановка цели урока
Беседа с классом на тему «Какой институт политической системы является, с вашей точки зрения, главным и почему?».


Обращает внимание учащихся к фрагменту учебного пособия, где подчеркивается способность государства при определенных общественных условиях превратиться в самодовлеющую силу.

Рассмотрение вопроса в сопоставлении двух подходов к правам человека.

Материал конкретизируется фактами из жизни правовых (демократических) государств и нашей страны (например,период «застоя»)

Учитель подчеркивает, что правовое государство – государство социальное.
Беседа с учащимися по вопросу: Какова роль правового социального государства в утверждении демократического политического режима?
§ 42

Отвечать на вопросы

в конце §. Сделать выводы.

Выставление оценок за урок.


Учащиеся, опираясь на ранее изученные данные, в частности на характеристику государства в § 20, называют государство главным институтом политической системы и отмечают его право на официальное представительство внутри страны и на международной арене, на создание обязательных к исполнению всеми гражданами законов и других нормативных актов, на осуществление правосудия и пр.

Делают вывод: теория правового государства возникла как антипод произволу, абсолютизму, деспотии и вызревала столетиями в умах великих мыслителей, опиравшихся на мировую политическую практику и стремившихся поставить государство на службу народу.

Центральной идеей теории правового государства является идея естественных прав человека, распространившаяся в странах Западной Европы в эпоху Возрождения и первых буржуазных революций.

Работа с таблицей (см. приложение)
Вывод:

Акцентируется внимание класса на толковании права как меры свободы: право на жизнь предполагает отношение к человеку как высшей ценности общества и его возможность строить свою жизнь по собственному усмотрению, соблюдая при этом меру – не подвергать опасности здоровье, личную неприкосновенность и жизнь других людей.

Серьезными гарантиями права на жизнь служат обеспечение техники безопасности и предупреждение несчастных случаев на производстве; профилактика дорожно-транспортных происшествий; развитие здравоохранения, в частности сокращение детской смертности; решительная борьба с террористическими акциями и другими преступными посягательствами на жизнь людей.

Работа с Конституцией РФ: ст.7, 38-42,57-58

Вывод: правовое государство – государство социальное, т.е. выполняющее социальную функцию и призванное обеспечить достойные условия жизнедеятельности каждой личности, в свою очередь личность должна выполнять зафиксированные в Конституции обязанности и другие государственные установления.

В случае ограниченности учебного времени ответ на этот вопрос может быть продуман учащимися дома и обсужден на следующем уроке.


Запись домашнего задания в дневник



Раздаточный материал:

^ Права человека, право в неправовом и правовом государствах.


Линии сравнения

Государство неправовое

Государство правовое

1. Происхождение права человека

2. Соотношение права и закона


3. Сущность права

4. Главное предназначение права
5. Соотношение государства и права

6. Принцип правового регулирования

Основные права определяются и устанавливаются (даруются человеку) государственной властью

Право отождествляется с государственными нормативными актами независимо от качества
Право – возведённая в закон воля господствующего класса (или государственная воля)

Право призвано выражать и защищать интересы государства и является средством подчинения людей государственной воле
Право зарождается в «коридорах» государственной власти и полностью подчинено ей
«Запрещено всё, кроме официально разрешённого»

Основные права имеют естественное происхождение (т. е. присущи человеку от рождения) и закрепляются государственной властью в законных и других нормативных актах

Право производно от основных прав человека, включает только лишь правовые нормативные акты

Право – мера свободы

Право призвано утверждать и защищать права человека, поскольку свободная личность является высшей ценностью общества

Право зарождается в обществе в силу требований самой жизни, оно выше государства
«Разрешено всё, что не запрещено законом».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconУрока: «Дворцовые перевороты». Цели урока
Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconМетодическая разработка урока по дисциплине «история россии» тема:...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Лекция № Внутренняя и внешняя политика России в начале 19 в. (1801 – 1825 гг.). Отечественная война 1812 г

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconКонспект урока английского языка в 6 классе. Тема урока
Оборудование урока: Мультимедийный класс (ноутбук, мультимедийный проектор, экран), магнитофон

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconПлан-конспект урока по истории «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром»
Учебник: Данилов А. А. Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI в./ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение,...

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconКонспект урока литературное чтение 4 класс Тема урока
Цель урока: учить работе над лирическим произведением, находить эпитеты, как красочное средство языка, учить видеть прекрасное с...

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconПлан-конспект урока Тема урока: «Дыхание растений»
Учебник «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс, автор В. В. Пасечник, Москва, «Дрофа»,2008 год

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconКонспект урока Предмет: география Класс: 7 Тема урока: «Антарктида загадочный край»
Сформировать представления о своеобразии и уникальности природы материка, о роли ученых в открытии и исследованиях Антарктиды

Конспект урока История России. 7 класс 27. 04 2005 Тема урока : Внутренняя политика в середине XVIII в. Дворцовые перевороты iconКонспект урока по истории России 9 класс. Тема: «Аграрная реформа П. А. Столыпина»
Осуществление реформы в реальности и основные итоги претворения в жизнь аграрного законодательства



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск